Развитие лексико-грамматического строя речи у детей подготовительной группы
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)
Подбор игр и заданий на развитие словаря, словообразований, логическое мышление и развитие связной речи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.75 МБ | |
| 245.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развитие номинативного словаря: развитие словаря антонимов
Развитие номинативного словаря: развитие глагольного словаря
Развитие префиксального словообразования
Развитие фонематического анализа
Развитие слоговой структуры слова
Развитие связной речи
Согласование числительных с существительными
Угадай по описанию
4-ты лишний
Назови одним словом
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по развитию речи у детей старшей возрастной группы.
Подготовила: учитель-логопед МАДОУ д/с № 39 Зырянова Е.Н.
Содержание:
- Развитие номинативного словаря (слайд 1-2)
- Развитие префиксального словообразования (слайд 3-5)
- Развитие фонематического анализа (слайд 6-9)
- Развитие слоговой структуры слова (слайд 10-12)
- Развитие связной речи (слайд 13-15)
- Согласование числительные с сущ. (слайд 16-18)
- Угадай по описанию (слайд 18-21)
- 4-ты лишний (слайд 22-23)
- Назови одним словом (слайд 24-26)
Развитие номинативного словаря
- Дифференциация собирательных существительных. Например, ребёнок не только усваивает слово «животное», но и может указать, что лиса, заяц, волк — это дикие звери, а корова, лошадь, овца — домашние животные.
- Умение подбирать противоположные по смыслу слова (антонимы). Это могут быть существительные (вход — выход), прилагательные (добрый — злой), наречия (хорошо — плохо), глаголы (говорит — молчит).
- Умение подбирать прилагательные к существительным (какой может быть снег? — мягкий, первый, холодный, липкий).
- Умение подбирать наречия к глаголам (как может говорить человек? — быстро, медленно, тихо, громко).
Некоторые методы развития номинативного словаря у детей 6–7 лет:
- Проговаривание наименований предмета. Используются предметы или их изображения по изучаемой лексической теме.
- Создание ситуации поиска исчезнувшего предмета. Это эффективный способ запоминания существительных.
- Образование существительных от глаголов. Например, «воспитатель» от глагола «воспитывать», «строитель» от глагола «строить».
- Формирование умения соотносить предметы, действия и признаки с их словесным обозначением. Также важно различать данные понятия по числам, родам и падежам.
Префиксальный способ словообразования
Префиксальный способ словообразования заключается в присоединении приставки к производящей основе, в результате чего изменяется лексическое значение слова.
Для детей можно проводить занятия, направленные на формирование навыков распознавания приставок и образования слов при их помощи. Некоторые упражнения:
«Отгадайка». Детям предлагают посмотреть на картинки и сказать, где мальчик сделал, а где ещё доделывает. Например: клеит — поклеил, красит — покрасил, рисует — нарисовал и т. д..
«Составь предложение». Детям дают картинки, из которых нужно составить предложения, используя приставки, например — на-, пере-.
«Самый внимательный». Логопед говорит предложения, произнося слова с неправильными приставками, а дети выбирают правильную картинку и исправляют ошибки.
«Лото». Детям дают карточки с картинками, изображающими действия, и называют слова, обозначающие действия, а дети показывают правильную картинку. Например: входит — выходит, подходит — отходит и т. д..
«Придумай слово». Детям дают карточки с картинками, изображающими действия, и просят взять два предмета и придумать действие при помощи приставок, например — вы-, при-, за-.
«Добавь слово». Детям показывают картинки, а они должны добавить слово-действие. Например: в клетку — влетает, из клетки — вылетает и т. д..
Префиксальный способ словообразования используется для образования всех основных частей речи: существительного, глагола, прилагательного, местоимения, наречия.
Развитие фонематического анализа
В возрасте 6–7 лет у детей уже довольно высокий уровень развития фонематического восприятия. Они правильно произносят звуки родного языка, у них формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.
Некоторые упражнения для развития фонематического анализа у детей 6–7 лет:
- «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а дети на слух определяют и называют их количество.
- «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а дети должны хлопнуть, когда услышат слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант — заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.
- «Отгадай слово». Ребёнку предлагаются слова с пропущенным звуком — нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» (ампа, мы.о, .ук, ку.ак).
- «Спой начало». Узнавание и выделение гласного в начале слова: ууулица — У.
- «Назови конец». Выделение согласного звука в конце слова: кот — Т.
- «Назови по порядку». Полный звуковой анализ слова: РАК — Р, А, К.
- «Слово рассыпалось». Произносятся три звука, например: С, О, К. Так как к этому времени дети уже обычно знают буквы, они быстро составляют слово — СОК.
- «Отбей слоги мячом». Ребёнок ударяет мяч о пол столько раз, сколько слогов в заданном слове.
- «Паровоз и вагончики». Ребёнок прицепляет к паровозу столько вагончиков, сколько слогов в заданном слове.
- «Составь слово». Картинки раскладывают в ряд. Ребёнок называет первый звук каждого слова и пишет под картинкой букву, обозначающую данный звук, и читает слово.
Слоговая структура
Некоторые упражнения для развития слоговой структуры слова у детей:
- Игра с мячом. Ребёнок отбивает мячом ритм заданного логопедом слова.
- Игра «Телеграф». Ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.
- Игра «Сосчитай, не ошибись». Ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики).
- Игра «Передай дальше». Дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог заданного слова.
- Упражнение «Назови правильное слово». Логопед произносит слова неправильно, ребёнок называет слова правильно (если ребёнку трудно выполнить задание, то в помощь даются картинки).
- Упражнение «Найди самое длинное слово». Ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.
- Упражнение «Какое слово отличается». Логопед называет серию слов, дети определяют лишнее слово (использовать картинки, если дети затрудняются).
- Упражнение «Назови одинаковый слог». Ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах (самолёт, молоко, прямо, мороженое).
Развитие связной речи
Некоторые упражнения для развития связной речи у детей 6–7 лет:
- «Что мы видим во дворе?». Цель — развитие связной речи, памяти, внимания, наблюдательности, пополнение словарного запаса. Нужно вместе с ребёнком посмотреть в окно и по очереди перечислять то, что видно.
- «Вспомни случай». Цель — развитие связной речи, памяти, внимания, наблюдательности, речевого творчества, воображения, пополнение словарного запаса. Нужно выбрать с ребёнком какое-то событие, в котором они вместе недавно участвовали, и по очереди рассказывать друг другу, что видели, что делали.
- «Говорим по-разному». Цель — развитие связной речи, памяти, речевого творчества, воображения. Нужно прочитать один и тот же детский стишок сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. 1
- «Чем закончилось?». Цель — развитие связной речи, памяти, речевого творчества, воображения. Нужно посмотреть вместе с ребёнком интересный мультфильм и попросить его рассказать, что произойдёт дальше и чем он закончится.
- «Давай поговорим». Цель — развитие связной речи, обогащение словаря, развитие внимания, мышления, памяти. Нужно проводить беседы на бытовые темы, задавая разные по содержанию, вне контекстные вопросы.
- «Выучи стихотворение». Цель — закрепление правильного звукопроизношения, расширение словарного запаса, развитие речи и зрительной памяти. Можно разучивать стихотворение с опорой на наглядные картинки.
- «А если бы…». Цель — развитие связной речи, обогащение словаря, развитие внимания, мышления, памяти. Нужно предложить ребёнку помечтать, например: «А если бы у меня был ковёр-самолёт…», «А если бы у меня были сапоги-скороходы…».
Согласование существительных с числительными
- «Чего не стало?». Перед детьми выкладывают несколько предметов (картинок) в разном количестве. Дети закрывают глаза, а логопед убирает какие-либо из них. Затем нужно ответить, чего не стало. Например, если было 3 яблока, 2 груши, 5 слив и 4 персика, то ответ: «Нет двух груш, нет четырёх персиков».
- «Запомни и назови». Детям предлагают посмотреть на игрушки (картинки) и назвать их по памяти: две куклы, пять шариков, три кубика.
- «Какие игрушки висят на ёлке?». Дети приклеивают на контур ёлки игрушки или рисуют, затем называют: «На ёлке пять рыбок, восемь шаров, два домика, четыре фонарика».
- «Передай другому». Дети делятся на две команды. Каждая команда по цепочке передаёт друг другу игрушку. Первый ребёнок произносит: «Одна кукла», второй — «две куклы», третий — «три куклы» и т. д.. Побеждает команда, назвавшая все словосочетания правильно.
- «Угадай, где я был?». Вызывается ребёнок, в руки ему дают картинку. Ребёнок перечисляет: «Я видел двух акул, восемь рыбок, пять медуз, четырёх морских коньков». Ребёнок, давший правильный ответ, выходит следующим.
- «Собери букет для мамы». Для этой игры используют искусственные цветы, картинки цветов или рисунки детей. Дети подбирают произвольно цветы для букета и называют: «Мой букет из двух роз и пяти хризантем».
- «Кому подарки?». Дед Мороз принёс детям подарки (выставляются картинки на полотно или на экран). Нужно ответить, кому он подарит две куклы (двум девочкам), три машинки (трём мальчикам), один автомат, двух зайчиков и т. д..
Угадай по описанию
Воспитатель:
-Ребята, к нам в гости пришёл Зайка и принёс с собой игрушки (мяч, ведёрко, грузовая машина, собачка, кукла, телефон). Игрушки лежат на столе перед вами (обратить внимание на внешний вид предметов, их форму, цвет, из чего сделаны, для чего нужны).
-А теперь, ребята, закройте глазки (в это время быстро разложить все предметы по разным местам).
-Ребята, смотрите, все наши игрушки разбежались. Сейчас вы их будете искать.
Зайка: Сначала я расскажу о той игрушке, которую вы должны найти самой первой.
-Послушайте загадку: Круглый, цветной, прыгает, скачет, а называется…
-Надо найти круглый, резиновый предмет, который прыгает, катится по полу… (Это мяч! - отвечают дети).
-Правильно, ребята! (кто - то из детей находит мяч среди других игрушек, кладёт на стол; так же поступают с другими игрушками).
Зайка описывает другую игрушку:
-Пластмассовое, красное, с ручкой, в нём носят воду, чтобы полить цветы. Что это за предмет? (Это ведро! - отвечают дети).
Зайка загадывает следующую загадку:
-Вот трудяга грузовик, он к тяжёлому привык,
Перевезёт он всё, что нужно аккуратно, быстро, дружно!
-Это грузовая машина! - отвечают дети.
Зайка описывает следующий предмет:
-С хозяином дружит, дом сторожит,
Живёт под крылечком, а хвостик колечком? (собачка)
Зайка читает загадку:
-Платье носит, есть не просит
Всегда послушна, и с ней не скучно? (кукла)
Зайка описывает последний предмет:
-По бокам коробки кругленькие кнопки
Тут же рядом в уголке ручка с трубкой на шнурке? (телефон)
-Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием. Все были активными, внимательными, находчивыми.
Теперь давайте поблагодарим Зайку за то, что он пришёл к нам в гости, принёс эти игрушки и все вместе с ними поиграем.
4-ты лишний.
Цель игры:
Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему
он лишний; развивать умение классифицировать предметы по
существенному признаку, обобщать.
Задачи:
Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать,
сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные,
пространственно-временные, логические связи.
Развивать зрительное восприятие.
Развивать монологическую и диалогическую речь.
Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции,
целеустремлённость.
1. Развитие мышления, внимания.
2. Закрепление обобщающих понятий: овощи, фрукты; одежда, обувь; дикие и домашние животные, продукты питания; мебель; насекомые; наземный, водный, воздушный транспорт .
Ход игры:
Показать ребенку карточку и сказать: "Посмотри здесь нарисованы 4 картинки, 3 из них подходят друг другу, их можно назвать одним словом, а 4-ая лишняя. Какая? Почему ты так думаешь?
Виды провокаций:
- по размеру
- по цвету
- по форме
- по стилю
- по количеству
- по материалу
Дети закрепляют умение группировать и классифицировать предметы
используя игровые упражнения.
Ребенку предлагается любая из карточек. Он должен посмотреть и выделить
среди рисунков карточки, три из которых классифицируются по одному
признаку, один лишний предмет, который не подходит под единую
классификацию.
Ребенок должен объяснить свой выбор.
Назови одним словом.
Цель игры:
- развитие внимания, мышления, сообразительности;
- формирование умения классифицировать предметы;
- воспитание выдержки, чувства товарищества, интереса к игре;
- расширение кругозора;
- пополнение словарного запаса.
Варианты игры
1. С одним ребёнком.
Ведущий показывает карточку, ребёнок называет одним словом, что (кто) на ней изображено. При возникновении затруднений, можно сначала перечислить изображённые предметы. Например, ведущий спрашивает: "Кто изображён на этой карточке? (груша, яблоко, лимон, ананас, киви, банан, яблоко, апельсин). Как можно их назвать одним словом? (фрукты)".
2. С группой детей.
Ведущий показывает карточку, а дети стараются назвать первыми, что (кто) на ней изображено.
3. С двумя командами детей.
Ведущий поочерёдно задаёт задаёт задания (назвать одним словом "что изображено на карточке") для каждой команды. В конце игры количество правильных ответов подсчитывается. Определяется команда-победитель.
Инструкция ребенку: «Подумай и скажи, как можно назвать все
это одним словом?» Придумай еще несколько слов, которые
сюда подходят!»
помидор, огурец, капуста, кабачок, свекла (овощи)
яблоко, груша, апельсин, лимон, персик (фрукты)
береза, дуб, рябина, клен, ель (деревья)
ромашка, одуванчик, колокольчик, роза, тюльпан (цветы)
белый, подберезовик, опенок, поганка, мухомор (грибы)
заяц, волк, медведь, белка, еж (дикие звери)
корова, коза, овца, свинья, лошадь (домашние звери)
лев, зебра, слон, обезьяна, крокодил (животные жарких стран)
белый медведь, пингвин, морж, северный олень, полярная сова
(животные севера)
голубь, воробей, снегирь, дятел, сова (дикие птицы)
петух, гусь, утка, индюк (домашние птицы)
бабочка, муха, комар, жук, стрекоза (насекомые)
мальчик, девочка, мужчина, женщина, бабушка, дедушка
(люди разного возраста)
зима, весна, лето, осень (времена года)
кукла, кубики, мяч, конструктор, пирамидка (игрушки)
кастрюля, сковорода, ковшик, тарелка, чашка (посуда)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД учителя-логопеда совместно с воспитателем по развитию лексико-грамматического строя речи для детей подготовительной группы «Дикие животные нашего леса»
Формирование словаря,развитие связной речи, формирование звукопроизношения...
Конспект по развитию лексико-грамматических категорий на тему "Семья" для подготовительной группы
Конспект по развитию лексико-грамматических категорий на тему "Семья" для подготовительной группы...

Конспект индивидуального занятия по развитию связной и диалогической речи для детей подготовительной группы на тему «Игрушки». Звук [ш]
Коррекционно-образовательные задачи. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Игрушки». Автоматизация правильного произношения звука [ш] в словах.Коррекционно-развивающие. Ра...

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития. Тема занятия - Домашние животные....

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития. Тема: Животные жарких стран....

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей подготовительной группы «Зимующие птицы»
Цель: обобщение и закрепление знаний по теме «Зимующие птицы».Задачи:Коррекционно-образовательные: расширение и активизация словаря детей по теме «Зимующие птицы», совершенство...

Методическая разработка по развитию лексико-грамматического строя речи для детей подготовительной группы «Космическое путешествие: Спасём Лунтика»
Цель: закрепить знания детей по лексической теме «Космос».Коррекционно-образовательные задачи:активизация и расширение лексического словаря по теме Космос;совершенствование умения об...

