Открытое занятие по сказке Санги В. М. "Тюлень и камбала"
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)

Цель: формирование нравственных ценностей и развитие интереса к своей малой родине, приобщение к чтению и изучению нивхских сказок о животных в обработке В.Санги.

Задачи программного содержания:

Образовательные: формировать умения представлять образ, персонаж.

Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению,

Формировать умение понимать изобразительно-выразительные средства.

Познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл.

Развивающая: развивать монологическую и диалогическую речь. Способствовать развитию положительных эмоций, влияющих на усвоение материала.

Развивать воссоздающее воображение, слуховую память, умение максимально концентрироваться на происходящем.

Воспитательная: воспитывать интерес к творчеству Санги В.М.

Формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_v.sangi_.docx28.25 КБ
PDF icon v.sangi_.pdf1.56 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 «Золотой ключик» г.Холмска

Сахалинской области

694620 Сахалинская область г.Холмск, ул. Портовая,10 Тел/факс 8(42433) 2-00-94

e-mail:

Конспект открытого занятия по развитию речи

Сказочное путешествие

Сказка Санги В.М. «Тюлень и камбала»

(средняя и старшая группы)

Подготовила:

воспитатель Бе Ден Ним

2025 г.

Возраст детей: 4 – 6 лет

Цель: формирование нравственных ценностей и развитие интереса к своей малой родине, приобщение к чтению и изучению нивхских сказок о животных в обработке В.Санги.

Задачи программного содержания:

Образовательные: формировать умения представлять образ, персонаж.

Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению,

Формировать умение понимать изобразительно-выразительные средства.

Познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл.

Развивающая: развивать монологическую и диалогическую речь. Способствовать развитию положительных эмоций, влияющих на усвоение материала.

Развивать воссоздающее воображение, слуховую память, умение максимально концентрироваться на происходящем.

Воспитательная: воспитывать интерес к творчеству Санги В.М.

Формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям.

Материалы и оборудования для занятий:

Демонстрационный: портрет Санги Владимира Михайловича, презентация, аудио сказка «Тюлень и камбала», письмо, рыбки, интерактивный экран.

Предварительная работа: знакомство с нивхскими сказками

Словарная работа:

Активизация словаря: залив, лагуна, отлив, пролив, отмель, тюлень, камбала, корюшка,

Обогащение словаря: мелководье, звездчатка, таймень, сородичи, погоня, ил

Методы и приемы: наглядные (демонстрация портрета Санги Владимира Михайловича, презентация ,словесные (беседа, ответы детей, отгадывание загадки, объяснение, вопросы), игровые (физминутка, игровые упражнения), практические (действия с предметами).

Форма организации: групповая.

Ход

С2 На Дальнем Востоке России расположен остров Сахалин, в форме напоминающий рыбу. Этот крупнейший в России остров омывается водами двух морей холодного Охотского и тёплого Японского.

С3, 4 На Сахалине живут нивхи, нанайцы, ульчи, удэгейцы ороки, орочи и негидальцы.

С5 Нивхи наиболее многочисленны среди коренных народов острова Сахалин.

С6 Основное их занятия рыболовство. Раньше свою добычу они употребляли пищу в сыром виде, а на зиму засаливали. Благодаря рыбе получали жир, материал для пошива одежды и обуви.

С7 Отличительная черта одного из самых малочисленных народов ороки - оленеводство. Говорят, что само название происходит от слова ора - олень.

С8 Предки ороков вели кочевой образ жизни, перегоняя свои стада они постоянно перемещались. Орочи и негидальцы также живут неподалеку от побережья и занимаются промыслом морского зверя.

С9 Издавна шкуры использовались для оклеивания лыж, а также для изготовления одежды и обуви.

С10 Главный элемент народного костюма коренных жителей Сахалина - халат. Раньше его носили и мужчины, и женщины, и дети. По крою халаты не различались. Левое поло запахивалось направо и застёгивалась на маленькие пуговицы. Нарядные халаты имели очень яркие цвета красный, зелёный, жёлтый. Украшались яркой материей и орнаментом.

Зимние халаты были утеплены слоем ваты. В холода могли носить по два-три халата одновременно.

С11 В сказках коренных народов Сахалина основные события происходят в таёжных буреломах, на безлюдных побережьях или опасных морских просторах. Чаще всего встречаются сказки о животных, в них нередко объясняется как животные приобрели тот или иной облик или же особые повадки.

Вводная часть

- Ребята, к нам в детский сад, пришло письмо.

- Хотите узнать, что в нём написано? (Да)

Воспитатель читает письмо (в письме камбала просит о помощи, но не сказала о какой помощи.).

- Поможем камбале? (Да)

Отгадайте загадку :

Здесь - куда не кинем взор –

Водный голубой простор.

В нем волна встает стеной,

Белый гребень над волной.

А порой тут тишь да гладь.

Все смогли его узнать? (Море)

- Чтобы оказаться на море, скажем волшебные слова: «Влево-вправо повернись и на море очутись».

С 12 - Вот мы и на море.

Следующая загадка:

Он на севере живёт,

Громким голосом ревёт,

В цирке мяч ловить не лень –

Там работает ... С 13 (Тюлень)

Вот так рыба – просто чудо!

Очень плоская, как блюдо.

Оба глаза на спине,

И живет на самом дне.

Очень странные дела.

Это рыба… С 14 (Камбала)

Он и желтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать

И в куличики играть. С15 (Песок)

Основная часть

С 16 - Сказка, из которой пришло нам письмо, называется «Тюлень и камбала». Это нивхская сказка, а написал ее С 17 Владимир Михайлович Санги . Сейчас мы познакомимся с этой сказкой.

С18 С19

Для начала разберем слова, которые встретятся вам в сказке.

С 20 Чтение сказки (аудио).

- Ребята, понравилась ли вам сказка? (Ответы детей).

- А что особенно вам в ней понравилось? (Ответы детей)

Я вижу, что вы немного устали. Давайте отдохнем!

Физкультминутка «Дикие животные»:

Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.)

Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)

А вот воду пить — нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

Игра-викторина.

(За правильный ответ ребенок получает картинку с рыбой.)

  1. - Как называется сказка? («Тюлень и камбала»).
  2. - Назовите главных героев сказки? (Тюлень и камбала)
  3. - Какую рыбку встретил тюлень? (Тюлень встретил камбалу)
  4. -Кого встретила звездчатка, когда поплыла искать, с кем бы посоветоваться, как быть не похожей на остальных камбал.? (Навага, корюшка, таймень).
  5. - А кто помнит, кто пообещал помочь звездчатке? (Звездчатке пообещал помочь тюлень.).
  6. - Как выглядел тюлень? (В то давнее время тюлень был весь чёрный, и его можно было заметить далеко во льдах.)
  7. -Скажите, а как тюлень помог звездчатке? (Тюлень принялся мазать камбалу потайной глиной. Долго и старательно делал он своё дело. Только и было слышно, как он сопит от усердия. На хвост камбале тюлень перенёс веер северного сияния, плавники окрасил в цвет тихого заката над августовским заливом).
  8. - Что попросил сделать тюлень камбалу? («Теперь ты принимайся за меня», — говорит тюлень. — Я чёрный, и меня далеко видно во льдах. Сделай меня серым, чтобы я был незаметен и во льдах, и на берегу.)
  9. - Какое главное чувство объединяло камбалу и тюленя? (Дружба и взаимопомощь)
  10. -Камбала помогла тюленю? (да).
  11. -Что она сделала? (Намазала тюленя белой глиной. Но у камбалы не было столько усердия, сколько у тюленя. Да и спешила она к своим сородичам, чтобы показать себя. Она нанесла несколько пятен и отстала.)
  12. -Понравилось тюленю как покрасила его камбала? (нет, Тюленю стало страшно: он ведь теперь пёстрый. Ему не укрыться ни во льдах, ни на берегу: во льдах его выдадут чёрные пятна, а на берегу белые.)
  13. -Что сделал Тюлень? (тюлень погнался за камбалой)
  14. - Ребята, догнал тюлень камбалу? (нет)
  15. - А почему у него не получилось догнать ее? (только тюлень раскроет пасть, чтобы поймать обманщицу, та ловко увильнёт в сторону.)
  16. - Чем закончилась их история? (разозлённый тюлень схватил горсть крупного морского песка и бросил в камбалу.)
  17. - В чем смысл сказки? (Нужно выполнять свои обещания)

Заключительная часть:

- Что больше всего понравилось в сказке?

- Теперь скажем волшебные слова и вернёмся в детский сад «Влево-вправо повернись и в детском саду очутись».


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие"Драматизация сказки Теремок".

Открытое занятие для детей старшей группы проходило вместе с родителями и гостями из младшей группы.В нём содержатся диалоги животных,фотографии,много сюрпризов....

Конспект открытого занятия «Вечерняя сказка» 2 младшая группа

Продолжать обучать детей культурно - гигиеническим навы­кам, которые нужно выполнять перед сном.2. Развить выдержку и внимание в играх.3. Воспитать элементарные навыки ЗОЖ, стремиться заботиться о сво...

Открытое занятие. Инсценировка сказки "Теремок"

Программное содержание:Образовательные задачи1. Вызвать у детей эмоциональный отклик при самостоятельном выполнении ролей знакомых персонажей.2. Продолжать знакомство с окружающим миром (лесные звери)...

План-конспект открытого занятия по сказке К.И Чуковского "Федорино горе"

В материале представлен план-конспект  занятия по сказке "Федорино горе" с использованием театрализованной деятельности для детей среднего дошкольного возраста...

Открытое занятие по сказке "Колобок" в первой младшей группе

Цель: закрепить знания детей о русской народной сказке и создать радостное эмоциональное настроение при общении со взрослым и сверстниками.Задачи:-напомнить содержание русской народной сказки;- учить ...