Открытое занятие по сказке Санги В. М. "Тюлень и камбала"
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)
Цель: формирование нравственных ценностей и развитие интереса к своей малой родине, приобщение к чтению и изучению нивхских сказок о животных в обработке В.Санги.
Задачи программного содержания:
Образовательные: формировать умения представлять образ, персонаж.
Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению,
Формировать умение понимать изобразительно-выразительные средства.
Познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл.
Развивающая: развивать монологическую и диалогическую речь. Способствовать развитию положительных эмоций, влияющих на усвоение материала.
Развивать воссоздающее воображение, слуховую память, умение максимально концентрироваться на происходящем.
Воспитательная: воспитывать интерес к творчеству Санги В.М.
Формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.25 КБ | |
| 1.56 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 «Золотой ключик» г.Холмска
Сахалинской области
694620 Сахалинская область г.Холмск, ул. Портовая,10 Тел/факс 8(42433) 2-00-94
e-mail:
Конспект открытого занятия по развитию речи
Сказочное путешествие
Сказка Санги В.М. «Тюлень и камбала»
(средняя и старшая группы)
Подготовила:
воспитатель Бе Ден Ним
2025 г.
Возраст детей: 4 – 6 лет
Цель: формирование нравственных ценностей и развитие интереса к своей малой родине, приобщение к чтению и изучению нивхских сказок о животных в обработке В.Санги.
Задачи программного содержания:
Образовательные: формировать умения представлять образ, персонаж.
Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению,
Формировать умение понимать изобразительно-выразительные средства.
Познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл.
Развивающая: развивать монологическую и диалогическую речь. Способствовать развитию положительных эмоций, влияющих на усвоение материала.
Развивать воссоздающее воображение, слуховую память, умение максимально концентрироваться на происходящем.
Воспитательная: воспитывать интерес к творчеству Санги В.М.
Формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям.
Материалы и оборудования для занятий:
Демонстрационный: портрет Санги Владимира Михайловича, презентация, аудио сказка «Тюлень и камбала», письмо, рыбки, интерактивный экран.
Предварительная работа: знакомство с нивхскими сказками
Словарная работа:
Активизация словаря: залив, лагуна, отлив, пролив, отмель, тюлень, камбала, корюшка,
Обогащение словаря: мелководье, звездчатка, таймень, сородичи, погоня, ил
Методы и приемы: наглядные (демонстрация портрета Санги Владимира Михайловича, презентация ,словесные (беседа, ответы детей, отгадывание загадки, объяснение, вопросы), игровые (физминутка, игровые упражнения), практические (действия с предметами).
Форма организации: групповая.
Ход
С2 На Дальнем Востоке России расположен остров Сахалин, в форме напоминающий рыбу. Этот крупнейший в России остров омывается водами двух морей холодного Охотского и тёплого Японского.
С3, 4 На Сахалине живут нивхи, нанайцы, ульчи, удэгейцы ороки, орочи и негидальцы.
С5 Нивхи наиболее многочисленны среди коренных народов острова Сахалин.
С6 Основное их занятия рыболовство. Раньше свою добычу они употребляли пищу в сыром виде, а на зиму засаливали. Благодаря рыбе получали жир, материал для пошива одежды и обуви.
С7 Отличительная черта одного из самых малочисленных народов ороки - оленеводство. Говорят, что само название происходит от слова ора - олень.
С8 Предки ороков вели кочевой образ жизни, перегоняя свои стада они постоянно перемещались. Орочи и негидальцы также живут неподалеку от побережья и занимаются промыслом морского зверя.
С9 Издавна шкуры использовались для оклеивания лыж, а также для изготовления одежды и обуви.
С10 Главный элемент народного костюма коренных жителей Сахалина - халат. Раньше его носили и мужчины, и женщины, и дети. По крою халаты не различались. Левое поло запахивалось направо и застёгивалась на маленькие пуговицы. Нарядные халаты имели очень яркие цвета красный, зелёный, жёлтый. Украшались яркой материей и орнаментом.
Зимние халаты были утеплены слоем ваты. В холода могли носить по два-три халата одновременно.
С11 В сказках коренных народов Сахалина основные события происходят в таёжных буреломах, на безлюдных побережьях или опасных морских просторах. Чаще всего встречаются сказки о животных, в них нередко объясняется как животные приобрели тот или иной облик или же особые повадки.
Вводная часть
- Ребята, к нам в детский сад, пришло письмо.
- Хотите узнать, что в нём написано? (Да)
Воспитатель читает письмо (в письме камбала просит о помощи, но не сказала о какой помощи.).
- Поможем камбале? (Да)
Отгадайте загадку :
Здесь - куда не кинем взор –
Водный голубой простор.
В нем волна встает стеной,
Белый гребень над волной.
А порой тут тишь да гладь.
Все смогли его узнать? (Море)
- Чтобы оказаться на море, скажем волшебные слова: «Влево-вправо повернись и на море очутись».
С 12 - Вот мы и на море.
Следующая загадка:
Он на севере живёт,
Громким голосом ревёт,
В цирке мяч ловить не лень –
Там работает ... С 13 (Тюлень)
Вот так рыба – просто чудо!
Очень плоская, как блюдо.
Оба глаза на спине,
И живет на самом дне.
Очень странные дела.
Это рыба… С 14 (Камбала)
Он и желтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать
И в куличики играть. С15 (Песок)
Основная часть
С 16 - Сказка, из которой пришло нам письмо, называется «Тюлень и камбала». Это нивхская сказка, а написал ее С 17 Владимир Михайлович Санги . Сейчас мы познакомимся с этой сказкой.
С18 С19
Для начала разберем слова, которые встретятся вам в сказке.
С 20 Чтение сказки (аудио).
- Ребята, понравилась ли вам сказка? (Ответы детей).
- А что особенно вам в ней понравилось? (Ответы детей)
Я вижу, что вы немного устали. Давайте отдохнем!
Физкультминутка «Дикие животные»:
Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить — нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
Игра-викторина.
(За правильный ответ ребенок получает картинку с рыбой.)
- - Как называется сказка? («Тюлень и камбала»).
- - Назовите главных героев сказки? (Тюлень и камбала)
- - Какую рыбку встретил тюлень? (Тюлень встретил камбалу)
- -Кого встретила звездчатка, когда поплыла искать, с кем бы посоветоваться, как быть не похожей на остальных камбал.? (Навага, корюшка, таймень).
- - А кто помнит, кто пообещал помочь звездчатке? (Звездчатке пообещал помочь тюлень.).
- - Как выглядел тюлень? (В то давнее время тюлень был весь чёрный, и его можно было заметить далеко во льдах.)
- -Скажите, а как тюлень помог звездчатке? (Тюлень принялся мазать камбалу потайной глиной. Долго и старательно делал он своё дело. Только и было слышно, как он сопит от усердия. На хвост камбале тюлень перенёс веер северного сияния, плавники окрасил в цвет тихого заката над августовским заливом).
- - Что попросил сделать тюлень камбалу? («Теперь ты принимайся за меня», — говорит тюлень. — Я чёрный, и меня далеко видно во льдах. Сделай меня серым, чтобы я был незаметен и во льдах, и на берегу.)
- - Какое главное чувство объединяло камбалу и тюленя? (Дружба и взаимопомощь)
- -Камбала помогла тюленю? (да).
- -Что она сделала? (Намазала тюленя белой глиной. Но у камбалы не было столько усердия, сколько у тюленя. Да и спешила она к своим сородичам, чтобы показать себя. Она нанесла несколько пятен и отстала.)
- -Понравилось тюленю как покрасила его камбала? (нет, Тюленю стало страшно: он ведь теперь пёстрый. Ему не укрыться ни во льдах, ни на берегу: во льдах его выдадут чёрные пятна, а на берегу белые.)
- -Что сделал Тюлень? (тюлень погнался за камбалой)
- - Ребята, догнал тюлень камбалу? (нет)
- - А почему у него не получилось догнать ее? (только тюлень раскроет пасть, чтобы поймать обманщицу, та ловко увильнёт в сторону.)
- - Чем закончилась их история? (разозлённый тюлень схватил горсть крупного морского песка и бросил в камбалу.)
- - В чем смысл сказки? (Нужно выполнять свои обещания)
Заключительная часть:
- Что больше всего понравилось в сказке?
- Теперь скажем волшебные слова и вернёмся в детский сад «Влево-вправо повернись и в детском саду очутись».
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие"Драматизация сказки Теремок".
Открытое занятие для детей старшей группы проходило вместе с родителями и гостями из младшей группы.В нём содержатся диалоги животных,фотографии,много сюрпризов....

Конспект открытого занятия «Вечерняя сказка» 2 младшая группа
Продолжать обучать детей культурно - гигиеническим навыкам, которые нужно выполнять перед сном.2. Развить выдержку и внимание в играх.3. Воспитать элементарные навыки ЗОЖ, стремиться заботиться о сво...

Открытое занятие. Инсценировка сказки "Теремок"
Программное содержание:Образовательные задачи1. Вызвать у детей эмоциональный отклик при самостоятельном выполнении ролей знакомых персонажей.2. Продолжать знакомство с окружающим миром (лесные звери)...

План-конспект открытого занятия по сказке К.И Чуковского "Федорино горе"
В материале представлен план-конспект занятия по сказке "Федорино горе" с использованием театрализованной деятельности для детей среднего дошкольного возраста...

Открытое занятие по сказке "Колобок" в первой младшей группе
Цель: закрепить знания детей о русской народной сказке и создать радостное эмоциональное настроение при общении со взрослым и сверстниками.Задачи:-напомнить содержание русской народной сказки;- учить ...
Открытое занятие «Солнечная сказка на песке»II младшая группа
Занятие по песочной терапии....
