Многофункциональное пособие "Поле чудес"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Пособие для учителей - логопедов, воспитателей для речевого развития.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 127.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно - развивающее пособие «Поле чудес» для детей с тяжелыми нарушениями речи.
«Поле чудес» - многофункциональное пособие, способствующее оптимизации процесса коррекции речи детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста, результативности логопедического воздействия.
Задачи данного пособия:
- Автоматизация звукопроизношения.
- Развитие фонематического слуха и фонематических процессов, зрительного восприятия.
- Расширение и обогащение словарного запаса.
- Формирование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи.
- Развитие коммуникативности, успешности в общении.
- Формирование пространственных представлений.
- Активизация психических процессов: внимания, памяти, мышления.
Ожидаемый результат:
Используя «Поле чудес» на индивидуальном занятии с ребенком с тяжелым нарушением речи, учитель - логопед способствует эффективности коррекционной работы, а именно:
- созданию благоприятного эмоционального фона на занятии.
- повышению познавательной активности ребенка, включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
- формированию коммуникативных умений и навыков.
Детям с речевой патологией будет легче и с большим интересом выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. Играя в «Поле чудес», ребенок с общим недоразвитием речи научится употреблять обобщающие понятия («фрукты», «овощи», «дикие животные», «домашние животные», «одежда», «обувь», «насекомые», «птицы», «мебель», «посуда», «транспорт»).
У ребенка в процессе игры эффективнее будут автоматизироваться звуки, развиваться умение находить слова с заданным звуком, определять позицию звука в слове, количество слогов в слове. Дошкольник учится в игровой, наглядной форме понимать и овладевать понятиями «слева», «справа», предлогами «над», «под».
В результате систематических игр с пособием дети научатся образовывать слова с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов и согласовывать существительные с прилагательными.
Учитель - логопед сформирует у детей с речевой патологией также умение отвечать на вопросы полным предложением и разовьет психические процессы. Пособие «Поле чудес» будет способствовать активизации учебной деятельности, повышению работоспособности и самостоятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Приемы работы с пособием:
- Помоги мне найти все овощи (фрукты, предметы одежды, обуви, посуды, предметы мебели, птиц, транспорт, диких и домашних животных, насекомых).
- Назови предметы, в названии которых есть звук «Л» («Р», «Ч», «С», «З» и т.д.).
- Посмотри внимательно и назови слова, название которых начинается со звука «Р» («С», Л», «Ль» и т.д.).
- Отыщи слова, в названии которых звук «С» последний звук: ананас, автобус.
- Назови слова, в названии которых 1 слог: лев, стул, лось, волк, … ;
2 слога: лодка, чашка, стакан, чайник … ;
3 слога: собака, сапоги, ананас … .
- Задание для супершпиона: «Что находится над велосипедом?» Ребенок отвечает полным ответом: «Над велосипедом находится жилет»,
«Что находится слева (справа) от зайца?», «Кто расположен в левом верхнем углу поля?» (синица), «Кто находится в правом нижнем углу поля? (слон) и т.д.
- Назови каждое слово ласково, если это возможно: стул - стульчик, шапка - шапочка, белка - белочка и т.д.
- Выбери любой предмет и посчитай до 5-ти («Один слон, два слона, три слона, четыре слона, пять слонов»).
- Найди и назови на поле предметы красного цвета (красное яблоко, красные туфли, красный корабль, красный помидор … ), зеленого цвета (зеленый зонт, зеленый автобус, зеленый огурец … ), оранжевого цвета (оранжевый апельсин, оранжевый лист … ) и т.д.
- Сейчас мы поиграем в игру «Скажи какой, какая, какое, какие?
Медведь - большой, сильный, косолапый … .
Яблоко - красное, круглое, сладкое … .
Лиса - рыжая, хитрая, ловкая … .
Ботинки - черные, красивые, детские … .
- Назови все съедобное.
- Найди одинаковые предметы (зонты).
- Упражнение «Что может быть: деревянным? стеклянным? кожаным? шерстяным?
В зависимости от целей занятия, этапа обучения, ребенок проговаривает либо сочетание: «деревянный стул», «стеклянный стакан», «кожаные перчатки», либо отвечает на вопрос педагога полным предложением: «Деревянным может быть стол», «Шерстяным может быть шарф».
Пособие можно располагать как на стене, так и на горизонтальной поверхности - столе. Работать с «Полем чудес» можно как с одним ребенком, так и с двумя, тремя детьми (либо по очереди отвечают, либо как соревновательный момент). С целью повышения интереса ребенка, можно предложить ему использовать разноцветные прозрачные декоративные камешки. Отыскав и назвав необходимые картинки, ребенок может закрыть их камешками. Также данное пособие можно поместить в групповой комнате воспитанников для самостоятельной игры, для закрепления знаний воспитателями группы.
Речевой материал для автоматизации звуков, представленный в пособии «Поле чудес».
Звук «С»: сапоги, сандалии, собака, сорока, свинья, сковорода, стакан, стол, стул, кресло, кроссовки, лист, чеснок, ананас, автобус.
Звук «Сь»: синица, апельсин, велосипед, лось.
Звук «З»: заяц, зонт, коза.
Звук «Ц»: цветы, цыпленок, синица, мотоцикл, заяц, огурец.
Звук «Ш»: шапка, шарф, шкаф, шляпа, рубашка, кошка, чашка, груша.
Звук «Ж»: жираф, жилет, жук.
Звук «Щ»: щенок, ящик.
Звук «Ч»: чайник, чашка, чеснок, бабочка, пчела, перчатки.
Звук «Л»: лодка, лось, лук, голубь, яблоко, платье, белка, велосипед, пчела, волк, свекла, кресло, дятел, мотоцикл, стол, стул,
Звук «Ль»: лев, лейка, лиса, лист, жилет, сандалии, цыпленок, шляпа, туфли, кастрюля, апельсин, корабль.
Звук «Р»: рубашка, воробей, ворона, муравей, корабль, куртка, шарф, гранат, груша, кровать, кроссворд, перчатки, помидор, тигр.
Звук «Рь»: огурец, кресло.
Обобщающие понятия:
Овощи: помидор, огурец, свекла, чеснок, лук.
Фрукты: яблоко, груша, гранат, апельсин, ананас, лимон.
Одежда: платье, рубашка, куртка, жилет, перчатки, шарф.
Головные уборы: шапка, кепка, шляпа.
Обувь: ботинки, сапоги, туфли, сандалии, тапки, кроссовки.
Посуда: кастрюля, сковорода, стакан, чайник, чашка.
Мебель: кровать, кресло, стол, стул, шкаф.
Транспорт: мотоцикл, корабль, автобус, лодка, велосипед.
Дикие животные: лось, заяц, лиса, волк, медведь, белка, слон, тигр, лев.
Домашние животные: кошка, собака, коза, свинья.
Насекомые: муравей, бабочка, жук, пчела.
Птицы: воробей, синица, сорока, ворона, голубь, дятел.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Многофункциональное учебно-игровое коррекционное пособие "Чудеса из сундука"
Комплексы дидактических игр из пособия «Чудеса из сундука», направлены на формирование базовых предпосылок становления и развития слоговой структуры слова у детей 4-6 лет....

Многофункциональное дидактическое пособие «Чудеса на полянке»
Описание материала: в работе с детьми (5-7 лет) с общим недоразвитием речи дидактическое пособие «Чудеса на полянке» способствует активизации речевых навыков. Данное пособие очень удобно, ...

Мастер-класс "Чудеса на стекле - многофункциональный планшет"
Презентация мастер-класса на муниципальном конкурсе "Педагог года-2019"...

Многофункциональное дидактическое пособие «Сказочные чудеса» для работы с детьми дошкольного возраста 4–5 лет, имеющими ТНР
АннотацияМногофункциональное дидактическое пособие «Сказочные чудеса» является авторской разработкой продолжительное время используемой в работе с детьми.Данное пособие используется при ор...

Многофункциональное дидактическое пособие по обучению грамоте «Поле чудес»
Многофункциональное пособие позволяет в игровой форме, не навязчиво и постепенно ввести детей в мир звуков, слогов и слов, развить фонематический слух. Представленные дидактические игры важны для восп...

Методическое пособие по работе с многофункциональной ширмой "Академия чудес".
Дидактическое пособие по познавательно-исследовательской деятельности: многофункциональная ширма "Академия чудес"....

Многофункциональное дидактическое пособие «Чудеса на речевой полянке»
Пособие «Чудеса на речевой полянке» способствует активизации речевой деятельности дошкольников, развитию мелкой моторики пальцев рук, индивидуализации и дифференциация коррекционного обучения, ...


