Многофункциональное пособие "Поле чудес"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Альбина Радиковна Храмова

 Пособие для учителей - логопедов, воспитателей для речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pole_chudes.docx127.85 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно - развивающее пособие «Поле чудес» для детей с тяжелыми нарушениями речи.

      «Поле чудес» -  многофункциональное пособие, способствующее оптимизации процесса коррекции речи детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста,  результативности логопедического воздействия.

Задачи данного пособия:

-  Автоматизация звукопроизношения.

-  Развитие фонематического слуха и фонематических процессов, зрительного восприятия.

-  Расширение и обогащение словарного запаса.

-  Формирование грамматического строя речи.

-  Развитие связной речи.

-  Развитие коммуникативности, успешности в общении.

-  Формирование пространственных представлений.

-  Активизация психических процессов: внимания, памяти, мышления.

Ожидаемый результат:

Используя  «Поле чудес»  на индивидуальном занятии  с  ребенком с тяжелым нарушением речи, учитель - логопед способствует эффективности коррекционной работы,  а именно:

-  созданию благоприятного эмоционального фона на занятии.

-  повышению познавательной активности ребенка,  включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

-   формированию коммуникативных умений и навыков.

Детям с речевой патологией будет легче и с большим интересом  выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде.  Играя  в  «Поле чудес», ребенок с общим недоразвитием речи научится употреблять обобщающие понятия  («фрукты»,  «овощи», «дикие животные»,  «домашние животные»,  «одежда»,  «обувь», «насекомые», «птицы», «мебель», «посуда», «транспорт»).

У ребенка в процессе игры эффективнее будут автоматизироваться звуки, развиваться умение находить слова с заданным звуком, определять позицию звука в слове, количество слогов в слове.  Дошкольник учится в игровой, наглядной форме  понимать и овладевать понятиями «слева», «справа», предлогами «над», «под».  

В результате систематических игр с пособием дети научатся образовывать слова с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов и согласовывать существительные с прилагательными.

Учитель - логопед сформирует  у детей с речевой патологией также умение отвечать на вопросы полным предложением и разовьет психические процессы.    Пособие «Поле чудес» будет способствовать активизации  учебной деятельности, повышению работоспособности и самостоятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.

       Приемы работы с пособием:

  • Помоги мне найти  все овощи  (фрукты, предметы одежды, обуви, посуды, предметы мебели, птиц, транспорт, диких  и  домашних животных, насекомых).
  • Назови  предметы, в названии которых есть звук «Л» («Р»,  «Ч»,  «С»,  «З»  и т.д.).
  • Посмотри внимательно и  назови слова, название которых начинается со звука «Р» («С»,  Л»,  «Ль»  и т.д.).
  • Отыщи слова, в названии которых звук «С» последний звук: ананас, автобус.
  • Назови слова,  в названии которых 1 слог: лев, стул, лось, волк, …   ;

2 слога: лодка,  чашка, стакан, чайник … ;

3 слога: собака, сапоги, ананас … .

  • Задание для супершпиона: «Что находится над велосипедом?»  Ребенок отвечает полным ответом: «Над  велосипедом находится жилет»,

«Что находится слева (справа) от  зайца?», «Кто расположен в левом верхнем углу поля?» (синица),  «Кто находится в правом нижнем углу поля? (слон)  и т.д.

  • Назови каждое слово ласково, если это возможно:  стул - стульчик,  шапка - шапочка, белка - белочка  и т.д.
  • Выбери любой предмет и посчитай до 5-ти  («Один слон, два слона, три слона, четыре слона, пять слонов»).
  • Найди и назови на поле предметы красного цвета (красное яблоко, красные туфли, красный корабль, красный помидор … ),  зеленого цвета (зеленый зонт, зеленый автобус, зеленый огурец … ), оранжевого цвета (оранжевый апельсин, оранжевый лист …  ) и т.д.
  • Сейчас мы поиграем в игру «Скажи какой, какая, какое, какие?  

   Медведь - большой, сильный, косолапый …  .

   Яблоко - красное, круглое, сладкое …  .

   Лиса - рыжая, хитрая, ловкая  …  .

   Ботинки - черные, красивые, детские …  .

  • Назови все съедобное.
  • Найди одинаковые  предметы (зонты).  
  • Упражнение «Что может быть: деревянным? стеклянным? кожаным? шерстяным?      

В зависимости от целей занятия, этапа обучения, ребенок проговаривает либо сочетание: «деревянный стул», «стеклянный стакан»,  «кожаные перчатки»,  либо отвечает на вопрос педагога полным предложением: «Деревянным может быть стол», «Шерстяным может быть шарф».

          Пособие можно располагать как на стене, так и на горизонтальной поверхности - столе. Работать с «Полем чудес»  можно как с одним ребенком, так и с двумя, тремя детьми  (либо по очереди отвечают, либо как соревновательный момент).  С целью повышения интереса ребенка, можно предложить ему использовать разноцветные прозрачные декоративные камешки. Отыскав  и назвав необходимые картинки,  ребенок может закрыть их камешками.   Также  данное пособие можно поместить в групповой комнате воспитанников для самостоятельной игры,  для закрепления знаний воспитателями группы.

E:\ХРАМОВА\Конкурс Обучение без границ\Точечный рисунок.JPG

Речевой материал для автоматизации звуков, представленный в пособии «Поле чудес».

Звук «С»: сапоги, сандалии, собака, сорока, свинья, сковорода, стакан, стол, стул, кресло, кроссовки, лист, чеснок, ананас, автобус.

Звук «Сь»: синица, апельсин, велосипед, лось.

Звук «З»: заяц, зонт, коза.

Звук «Ц»: цветы, цыпленок, синица, мотоцикл, заяц, огурец.

Звук «Ш»: шапка, шарф, шкаф, шляпа, рубашка, кошка, чашка, груша.

Звук «Ж»: жираф, жилет, жук.

Звук «Щ»: щенок, ящик.

Звук «Ч»: чайник, чашка, чеснок, бабочка, пчела, перчатки.

Звук «Л»: лодка, лось, лук, голубь, яблоко, платье, белка, велосипед, пчела, волк, свекла, кресло, дятел, мотоцикл,  стол, стул,

Звук «Ль»: лев, лейка, лиса, лист, жилет, сандалии, цыпленок, шляпа, туфли, кастрюля, апельсин, корабль.

Звук «Р»: рубашка, воробей, ворона, муравей, корабль, куртка, шарф, гранат, груша, кровать, кроссворд, перчатки, помидор, тигр.

Звук «Рь»: огурец, кресло.

Обобщающие понятия:

Овощи: помидор, огурец, свекла, чеснок, лук.

Фрукты: яблоко, груша, гранат, апельсин, ананас, лимон.

Одежда: платье, рубашка, куртка, жилет, перчатки, шарф.

Головные уборы: шапка, кепка, шляпа.

Обувь: ботинки, сапоги, туфли, сандалии, тапки, кроссовки.

Посуда: кастрюля, сковорода, стакан, чайник, чашка.

Мебель: кровать, кресло, стол, стул, шкаф.

Транспорт: мотоцикл, корабль, автобус, лодка, велосипед.

Дикие  животные: лось, заяц, лиса, волк, медведь, белка, слон, тигр, лев.

Домашние животные: кошка, собака, коза, свинья.

Насекомые: муравей, бабочка, жук, пчела.

Птицы: воробей, синица, сорока, ворона, голубь, дятел.

E:\ХРАМОВА\Конкурс Обучение без границ\Фото 3.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональное учебно-игровое коррекционное пособие "Чудеса из сундука"

Комплексы дидактических игр из пособия «Чудеса из сундука», направлены на формирование базовых предпосылок становления и развития слоговой структуры слова у детей 4-6 лет....

Многофункциональное дидактическое пособие «Чудеса на полянке»

Описание материала: в работе с детьми (5-7 лет) с общим недоразвитием речи дидактическое пособие «Чудеса на полянке» способствует активизации речевых навыков. Данное пособие очень удобно, ...

Мастер-класс "Чудеса на стекле - многофункциональный планшет"

Презентация мастер-класса на муниципальном конкурсе "Педагог года-2019"...

Многофункциональное дидактическое пособие «Сказочные чудеса» для работы с детьми дошкольного возраста 4–5 лет, имеющими ТНР

АннотацияМногофункциональное дидактическое пособие «Сказочные чудеса» является авторской разработкой продолжительное время используемой в работе с детьми.Данное пособие используется при ор...

Многофункциональное дидактическое пособие по обучению грамоте «Поле чудес»

Многофункциональное пособие позволяет в игровой форме, не навязчиво и постепенно ввести детей в мир звуков, слогов и слов, развить фонематический слух. Представленные дидактические игры важны для восп...

Методическое пособие по работе с многофункциональной ширмой "Академия чудес".

Дидактическое пособие по познавательно-исследовательской деятельности: многофункциональная ширма "Академия чудес"....

Многофункциональное дидактическое пособие «Чудеса на речевой полянке»

Пособие «Чудеса на речевой полянке» способствует активизации речевой деятельности дошкольников, развитию мелкой моторики пальцев рук, индивидуализации и дифференциация коррекционного обучения, ...