Творческий проект по развитию мелкой моторики
проект по развитию речи (младшая группа)

Петрова Светлана Григорьевна

Развитие речи человека начинается с тонких движений пальцев рук. Лишь потом появляется артикуляция слогов. Поэтому кисть рук можно рассматривать как орган речи. М.М. Кольцова считает, что импульсация  мышц рук так значительно только в детском возрасте пока идет развитие речи. Поэтому особое внимание в своей работе уделяю развитию мелкой моторики рук. Большинство детей приходят в детский сад,  не разговаривая, не умея одеваться. Пальцы у детей как «деревянные» - не умеют застегивать и расстёгивать одежду, обувь. Именно от развития моторики пальцев рук зависит навыки логического мышления, его скорость и результативность. Двигательная активность — биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье человека. Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к занятиям. Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Именно поэтому работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать с раннего возраста. Кроме того, мелкая моторика взаимодействует с вниманием, воображением, мышлением, памятью и речью ребенка. Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 82  «Рябинка»

Творческий проект

по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста на тему:

«Ум на кончиках пальцев»

во второй младшей группе № 5

                                                                               

  Подготовила воспитатель:

Петрова С.Г.

г. Смоленск

2022-2023 у.г.

Актуальность.

Развитие речи человека начинается с тонких движений пальцев рук. Лишь потом появляется артикуляция слогов. Поэтому кисть рук можно рассматривать как орган речи. М.М. Кольцова считает, что импульсация  мышц рук так значительно только в детском возрасте пока идет развитие речи. Поэтому особое внимание в своей работе уделяю развитию мелкой моторики рук. Большинство детей приходят в детский сад,  не разговаривая, не умея одеваться. Пальцы у детей как «деревянные» - не умеют застегивать и расстёгивать одежду, обувь. Именно от развития моторики пальцев рук зависит навыки логического мышления, его скорость и результативность. Двигательная активность — биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье человека. Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к занятиям. Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Именно поэтому работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать с раннего возраста. Кроме того, мелкая моторика взаимодействует с вниманием, воображением, мышлением, памятью и речью ребенка. Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Мы можем с точностью сказать, что развитие мелкой моторики рук является неотъемлемой частью здоровьесбережения. Мы не только развиваем, но и сохраняем здоровье детей.


     Цель проекта: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста.

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: мелкая моторика рук тесно связана с развитием речи. С каждым годом растет количество детей, у которых наблюдается задержка речевого развития. Это связано с экологической ситуацией, инфекционными заболеваниями, с неблагоприятным психологическим климатом в семье, недопонимание родителями важности развития мелкой моторики детей. Данный проект направлен на решение данной проблемы. Важно донести до родителей необходимость развития мелкой моторики детей.

Задачи:

1.Формирование произвольных координированных движений пальцев рук, развитие осязательного восприятия (тактильной чувствительности пальцев рук);
2. Формирование практических умений и навыков продуктивной и речевой деятельности;
3. Укрепление физического и психического здоровья детей.
4. Развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, память;
5. Повышение уровня речевого развития детей;
6. Воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
7. Воспитание и развитие художественного вкуса.

8. Подобрать для развития мелкой моторики рук физкультминутки, игры, пальчиковую  

гимнастику, практические занятия.

9.Познакомить с нетрадиционными методами рисования, пластилинографией.

10.Укреплять физическое здоровье детей.

Задачи проекта для родителей:

  1. Ознакомить родителей с темой, целями, задачами и актуальностью данного проекта;
  2. Мотивировать к ресурсному обеспечению проекта (материалы для консультаций, материалы для детской деятельности);
  3. Побуждать к совместной деятельности с детьми по теме проекта;
  4. Привлечь к пополнению развивающей среды.
  5. Активизировать педагогические умения родителей в жизни детского сада.

Паспорт проекта:

Тип проекта: познавательный, информационно-творческий, совместный, развивающий.

Вид проекта: долгосрочный (сентябрь 2022 – май 2023)

Участники проекта: дети второй младшей группы, родители, воспитатель.

Формы организации деятельности: групповая; подгрупповая; индивидуальна

Форма проведения итогового мероприятия проекта: выставка работ.

Название итогового мероприятия проекта: «Волшебство на кончиках пальцев».

Ожидаемые результаты проекта

  • Активизация речевых процессов в результате проведенной работы.
  • Увеличится словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной.
  • Возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности.
  • Предложенные игры и упражнения помогут развить мелкую моторику рук детей.
  • Кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений.
  • Родители получат возможность рационально использовать интеллектуальный, семейный потенциал для воспитания и образования детей.
  • Родители станут единомышленниками с педагогами по развитию мелкой моторики в работе с детьми.
  • Родители  получат необходимые знания по данной теме.


Этапы реализации проекта:

Этапы проекта

Действия

педагогов

Действия детей

Действия членов семьи и социальных партнеров

Подготовительный (проблема, планирование, прогнозирование результатов  продуктов проекта)

1.Определение темы проекта, постановка цели и задач.

2.Перспективное планирование проекта.

3.Изучение методической литературы.

4.Выбор форм работы с родителями.

5.Выбор основных мероприятий.

6. Определение и формулировка ожидаемых результатов.

7.Подбор материалов для проведения бесед, консультаций.

8.Работа с интернет – ресурсами.

1.Ознакомление с темой проекта.

2. Рассматривают и играют в центре «Сенсорики».

3.Высказывают свою точку зрения по данной теме.

1.Обсуждение с родителями проекта, целей проекта и средств реализации.

2.Принимают участие в пополнении развивающей среды.

Практический (непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка)

1.Помогает детям в выполнении и оформлении рисунков и аппликаций. 2.Помогает правильно выполнять пальчиковую гимнастику, физкультминутки, самомассаж с помощью крупы, массажного мячика.

3.Дает рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук у детей.

4.Оформляет вместе с детьми выставку работ.

1.Создание рисунков, аппликаций.

2. Рисование по трафаретам.

3. Шнуровка.

4.Лепка из пластилина и теста.

5. Манипуляции с мелкими предметами.

6. Выполнение пальчиковой и артикуляционной гимнастики.

7. Пазлы., игры с прищепками.

8.Нетрадиционные техники рисования ватными палочками, печатью из картофеля, пальчиками.

9.Рисование песком, крупой (манкой).

1.По рекомендациям педагогов родители оказывают помощь детям в изготовлении поделок или рисунков.

2.Проводят с детьми дома пальчиковую гимнастику.

3.Рисуют и лепят с детьми.

4. Дают детям дома пересыпать и перебирать крупу, бобовые.

Заключительный (презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом) 

1.Анализ полученных результатов и обобщение опыта.

2.Выставка «Волшебство на кончиках пальцев».

1.Подготовка к выставке «Волшебство на кончиках пальцев»

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

месяц

Упражнения

Цель

Материалы и оборудование

сентябрь

Диагностика

Выявить знания детей в области  развития мелкой моторики  и координации  движений пальцев рук посредством дидактического материала  на начало года.

октябрь

октябрь

1.Пальчиковая гимнастика «Дятел дерево долбил».

1.Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением.

2.Стимулировать тактильные ощущения.

3.Развивать мелкую моторику рук.

4.Упражнять детей в умении расстегивать и застегивать пуговицы.

5.Учить,  последовательно одевать и раздевать куклу.

6.Учить работать с бумагой -разглаживать скомканную бумагу.

7.Обучать детей ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии.

8.Тренировать в умении хлопать в ладоши тихо, или громко по сигналу.

9.Стимулировать тактильные ощущения. Развивать мелкую моторику рук.

2. Упражнение «Помоги Золушке» - рассортируй фасоль (белую отдельно, красную отдельно).

Фасоль белая и красная, коробочки.

3. Игра «Что растет в огороде» - чудесный мешочек.

Чудесный мешочек, муляжи овощей, фруктов.

4. Упражнение «Маленький конструктор» - выкладывание из геометрических фигур

Геометрические фигуры.

5. Чтение стихотворения «Мой мишка» - застегивание и расстегивание пуговиц.

6. Упражнение «Не дошитое платье» - «пришить к платью рукава, воротник, карман, пуговицы». Дополнить картонный трафарет нужной деталью.

Картонный трафарет, детали: рукав, воротник, пуговицы, карман.

7. Упражнение «Что у кого?» - разглаживание трафаретов транспорта из бумаги, смятой в комочки.

Трафареты с изображением транспорта.

8. «Проехала машина» - рисуем на манке, рассыпанной тонким слоем на подносе, следы от машины.

Поднос,  манка.

9. Упражнение «Топай-хлопай».

10. Массаж  камушками – катать по очереди каждым пальчиком камушки.

Камушки.

ноябрь

1. Пальчиковая гимнастика «Игрушки».

1.Продолжать учить  координировать  движения с речью.    

2.Продолжать учить изображать предметы и явления с использованием прямых, округлых, наклонных длинных и коротких линий.

3.Стимулировать тактильные ощущения.

4.Развивать зрительное внимание, мелкую моторику.

5.Развивать мелкую моторику рук.

6.Развивать мелкую моторику, координацию движений.

7.Учить соотносить предметы со словесным обозначением.

8.Формировать произвольные, координированные движения пальцев рук.

9.Учить работать с бумагой  - разглаживать скомканную бумагу.

2. «Рисуем мячи» - на манке большие и маленькие предметы (Мяч, шар, кирпич, кубик).

Световой короб, манка.

3. Упражнение "Платочек для куклы" - определение фактуры материала.

Набор тканей.

4. Упражнение «Что внутри» - подушечки с различным наполнением (фасоль, рис, гречка).

Подушечки с различным наполнителем (фасоль, рис, гречка)

5. Упражнение «Погуляем» - двумя пальцами руки ходить по столу сначала медленно, затем быстро.

6. Игра «Собери сервиз» - чудесный мешочек.

Чудесный мешочек, кукольная посуда

7. Упражнение «Ловкие ручки» - подобрать крышечки к баночкам.

Баночки, крышки разного размера.

8. «Склеим чашку» - собрать картинку из 2-х частей.

Разрезные картинки с изображением чашек.

9. Упражнение «Конфеты к чаю» - из бумаги сминаем комочки и складываем в вазочку.

Цветная бумага, вазочки.

10.  Массаж   мячиками (ежиками).

Мячики для массажа.

декабрь

1 Пальчиковая гимнастика  «Ёлочка», «Зимняя прогулка»

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.

2. Стимулировать тактильные ощущения.

3. Формировать умение координировать речь с движениями, работать над согласованием движений рук и ног.

4. Учить изображать простейшие предметы с помощью пальцев.

5. Закреплять у детей умение мелко рвать бумагу.

6 . Научить детей завязывать узелки, бантики.

7. Закреплять умение обводить изображение по трафарету, проводить прямые горизонтальные линии.

8.Учить детей работать с пластилином способом размазывания на листе.

2. Угостим медвежонка медом – рисование сот пальчиковыми красками.

Пальчиковые краски, альбомные листы.

3. Игра «Веселые ладошки» - завязываем узелки, бантики.

Настольные игры со шнуровкой.

4. Игра с прищепками «Наряжаем елочку».

Бельевые прищепки.

Силуэты: ёлочки.

5. «Лыжник» - рисуем на манке пальчиками.

Световой короб, манка.

6. Упражнение «Клубочки для бабушки» - смотать нитки в клубочки.

Клубки ниток.

7. Игра «Чудесный мешочек» - определить на ощупь резиновые игрушки.

Чудесный мешочек, резиновые игрушки.

8. «В лесу родилась ёлочка» - обводка трафарета елки, штриховка.

Альбомные листы, трафареты ёлочек.

9. «Наряжаем ёлку» - рисуем пластилином елочные игрушки.

Альбомные листы с изображением ёлочки, разно

10.   Массаж ,  карандашами с гранями (шестиугольный).

Карандаши.

январь

1. Пальчиковая гимнастика «Снежный ком».

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.

3. Учить детей работать с пластилином способом размазывания на листе.

4. Продолжать учить выкладывать изображения с помощью счетных палочек.

5. Воспитывать самостоятельность, инициативность.

2. «Снегопад» - рисуем пластилином.

Синяя цветная бумага,  белый пластилин.

3. Упражнение «Собери снежинку» -  выкладывание узора счетными палочками.

Счётные палочки, образец узора.

4. Упражнение «Сосульки» - прикрепить прищепки к полоске картона «крыше».

Бельевые прищепки, полоски картона.

5. Упражнение «Не дошитое платье» - «пришить к платью рукава, воротник, карман, пуговицы». Дополнить картонный трафарет нужной деталью.

Картонный трафарет платья, детали: карман, воротник, рукава, пуговицы.

6. «Укрась платье Маруси» - раскрашивание платья карандашами, вырисовывание узора.

Альбомные листы с изображением платья, цветные карандаши.

7. Упражнение «Ежики на прогулке» - делаем колючки для ежиков (прищепки).

Бельевые прищепки, силуэты ёжиков.

8. «Угости белочку орешками» - аппликация техникой обрывания бумаги.

Альбомные листы, цветная бумага.

9. Фигурки из счетных палочек «Лодка», «Пароход», «Машина», «Парусник», «Самолет».

Счётные палочки, образцы фигур.

10. Массаж бусинками – катать по очереди каждым пальчиком.

Бусинки.

февраль

1. Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы».

1. Совершенствовать мелкую моторику рук.

2. Тренировать навык выкладывания изображения счетными палочками.

3. Упражнять детей проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии.

4. Развивать глазомер и точность.

5. Стимулировать тактильные ощущения.

6. Развивать умение рисовать круги разного размера цветными мелками.

7.Упражнять в умении использовать пальчиковые краски, совершенствовать умение наносить мазки пальцами.

8. Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей.

2. Игры с пуговицами – выбрать пуговицы с 4 отверстиями – в одну, пуговицы на ножке – в другую коробочку.

Пуговицы с отверстиями, пуговицы на ножках, коробочки.

3. Упражнение «Каталог тканей» - какая ткань на ощупь.

Пары одинаковых на ощупь тканей.

4. Упражнение «Собери красивый букет» - шнуровка.

Силуэты цветов, шнуры.

5. Упражнение «Шишки для белочки» - положи в одну коробку

Шишки, коробочки.

6. Фигурки из счетных палочек «Танк», «Звезды», «Флажок».

Образцы фигур, счётные палочки.

7. «Салют» - рисуем пальчиковыми красками

Альбомные листы, пальчиковые краски.

8. Упражнение «Солнечный денек» - с помощью прищепок делаем солнышко.

Круги жёлтого цвета, бельевые прищепки.

9. «Веселый снеговик» - рисуем мелками круги разного размера.

Синий  картон, белые мелки.

10. Массаж бусинками - катать по очереди каждым пальцем.

Бусинки по количеству детей.

март

1. Пальчиковая гимнастика «Хозяюшка».

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Тренировать умение создавать узор по образцу.

3. Учить детей нанизывать бусины (крупные макароны) на ленту.

4. Стимулирование тактильных ощущений.

5. Развивать чувство формы, цвета и композиции.

6. Воспитывать бережное отношение к родителям, желание их порадовать.

7. Воспитывать любовь к животным, желание заботиться о них.

2. «Следы от капели» - на манке пальчиками ставим точки.

Световой короб, манка.

3. Упражнение «Солнце светит ярко – ярко» - выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого круга.

Жёлтые круги по количеству детей, спички.

4. П/и «Подарок маме».

5. Упражнение «Бусы для мамы» - нанизывание макарон на ленту.

Шнурки или ленточки,  макароны по количеству детей.

6. Игра «Что лишнее?» - «Чудесный мешочек».

Чудесный мешочек, муляжи овощей,  фруктов.

7. «Домик для мишутки» - рисуем на манке.

Световой короб, манка.

8.  Д/и «Маленькие столяры» - сложение контуров предметов мебели из палочек на горизонтальной плоскости по образцу.

Счётные палочки, образцы мебели.

9. Игра «Тяжело - легко» - рассортируй тяжелые и легкие предметы.

Набор  предметов.

10 Упражнение «Маленький конструктор» - выкладывание из геометрических фигур животного с детенышем.

Набор геометрических фигур.

11. Массаж мячиками (ежиками).

Массажные мячики.

апрель

1. Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик», «Встреча птиц».                          

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Учить создавать несложную композицию с помощью прищепок.

3. Стимулирование тактильных ощущений.

4. Тренировать навык завязывания узелков и бантиков.

5. Учить детей работать с бумагой в технике оригами.

6. Развивать творческую фантазию, чувство формы и цвета.

7. Вызвать интерес к созданию красивой композиции из цветов.

2. Упражнение «Весенняя полянка» - с помощью прищепок выкладываем композицию: солнышко, травку, первые цветы, деревья.

Бельевые прищепки, силуэты: солнышко, цветы, деревья, полоски зелёной бумаги.

3. «Весенний букет» - аппликация с использованием оригами.

Цветная бумага,  клей.

4. Упражнение «Веселые ладошки» - завязывание узелков, бантиков.

Ленточки, шнуры.

5. Игры с пуговицами – рассортировать пуговицы по цвету в разные коробочки (желтый, красный, синий, зеленый).

Пуговицы  цветные, коробочки (жёлтые, красные, синие, зелёные)

6. Конструирование из бумаги (оригами) «Лодочки».

Бумага для конструирования.

7. Игра «Узнай фигуру» - «Чудесный мешочек» (геометрические фигуры).

Чудесный мешочек, набор геом.  фигур.

8. Лабиринт  «К какому растению летит бабочка»  (Книга развивающих игр). 

Пособие.

9. «Весенние цветы - одуванчики» - рисуем пальчиковыми красками.

Альбомные листы, пальчиковые краски.

10. Массаж камушками – катать по очереди каждым пальцем.

Камушки.

май

Диагностика

Выявить знания детей в области  развития мелкой моторики  и координации  движений пальцев рук посредством дидактического материала на конец года.    

   

Работа с родителями

Провести  консультации с родителями на темы:

- Организация индивидуальных бесед и консультаций;

- Мастер – класс для родителей  «Развитие мелкой моторики детей
в домашних условиях»;

- Лепка и рисование с детьми дома.
- Консультация для родителей «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста»;                                                                                                -  Консультация  «Рисуем на манке» (световой короб);                                                         - Консультация  «Пальчиковая гимнастика»,  «Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики»;                                                                                                                                  -  Консультация для родителей «Зачем нужны шнуровки»;                                                  - Индивидуальное и подгрупповое консультирование  «Пальцы помогают говорить»,  «Играя, учимся говорить», «Мелкая моторика – развивает малыша»;                                                                                                                            - Оформить передвижную папку для родительского уголка «Игры с песком, или песочная терапия»;                                                                                                                                       - Изготовление папки-передвижки  «Ум ребенка на кончиках пальцев»;          

- Памятка для родителей: «Пальчиками играем – стихи повторяем!».  

- Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей, новинок педагогической литературы.

        Список литературы:

1. Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников». Пособие для родителей и педагогов. М:ООО «Фирма «Издательство АСТ». 1999

2. Бондаренко А.К., Матусик А.И. «Воспитание детей в игре». Пособие для воспитателя детского сада. Просвещение, 1983

3. Борисенко М.Г. «Наши пальчики играют». СПб. - "Паритет", 2003 -144 с. (серия "Рождаюсь. Расту. Развиваюсь"

4. Крупенчук О.И. «Пальчиковые игры для малышей».  СПб , Издательский дом "Литера", 2008. 

5.Кислинская Т.А. «Гениальность на кончиках пальцев», Генезис, М- 2008

6. Плутaeвa E.  «Рaзвитиe  мeлкoй  мoтoрики у дeтeй  2-4 лeт» // Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2011. - № 3

7. Рожков О.П., Дворова И.П. «Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни: Метод. Рекомендации». М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 226 с.

8. Савина Л.П.  «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».  Пособие для родителей и педагогов. М. «Издательство АСТ», 2001.

9. Смирнова Е.А. «Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста». СПб. – Детство-Пресс, 2013.

10. Солнцева В.А. «200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников». М., АСТ, 2011

11. Тимофеева Е.Ю. «Пальчиковая гимнастика» М:Корона Прин, 2008

12. Узорова О.В. «Пальчиковая гимнастика». Астрель, М., 2005

13.  И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» М.2017

14. И.А. Лыкова «Лепим, фантазируем, играем» М.2001

15.  И. Агапова, М. Давыдова «Аппликация»  М. 2008

16. Э.К. Гульянц «Что можно сделать из природного материала» Издательство «Просвещение», 1991

17. Е.Г. Лебедева «Простые поделки из бумаги и пластилина» М.:Айрис-Пресс, 2008

18. И.В. Новикова «Конструирование из бумаги в детском саду» Ярославль, Академия Развития, 2009

19. В.О. Скворцова « Интеллект + креатив: развитие творческих способностей дошкольников» , Феникс, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по развитию мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму

План работы по развитию у детей моторики кистей и пальцев рук...

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

Педагогический проект по развитию мелкой моторики руки посредствам оригами

·                        Искусство оригами является не только увлекательным искусство...

Консультация для педагогов "Виды и формы творческой деятельности по развитию мелкой моторики у дошкольников с ТНР"

  Консультация для педагогов. Виды и формы творческой деятельности по развитию мелкой моторики у дошкольников  с ТНРДля стимулирования развития речи детей в ДОУ организуется...

Проект по развитию мелкой моторики рук у детей второй младшей группы (Творческий, познавательно-игровой) по теме "Волшебные пальчики".

Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Устное народное творчество - это один из самых п...

творческие задания для развития мелкой моторики

творческие задания для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста...