«Методическое пособие для коррекции общей моторики». Тренажер для детей с нарушением зрения «Видим, умеем, знаем!»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Кострица Наталья Раульевна

Развитие зрительного восприятия и двигательной сферы ребенка тесно связано с момента его рождения. В первые месяцы жизни ребенка движения рук и ног учат его видеть предметы, фиксировать его внимание на движущемся объекте, к 5-6 месяцам соотношение зрения и двигательной сферы изменяется. Глаз начинает играть ведущую роль в формировании движений, коррекции их точности и направленности. Именно поэтому двигательная сфера детей с нарушением зрения чаще запаздывает в развитии, в координации движений, их точности, так как нарушенное зрение не обеспечивает ребенку необходимый контроль над движениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка.648.01 КБ

Предварительный просмотр:

                Смотр-конкурс: «Мастерская учителя-логопеда»

 Номинация: «Методическое пособие для коррекции общей моторики»                                                                                               

Название работы:

 Тренажер для детей с нарушением зрения

«Видим, умеем, знаем!»

                                               Разработчики:

                                             Кострица Наталья Раульевна – учитель-логопед

                                              МБДОУ «Детский сад № 43»-«детский сад № 40»

Славгород, 2024

Методическое пособие для коррекции общей моторики:

Тренажер для детей с нарушением зрения «Видим, умеем, знаем!»

Пояснительная записка.

Развитие зрительного восприятия и двигательной сферы ребенка тесно связано с момента его рождения. В первые месяцы жизни ребенка движения рук и ног учат его видеть предметы, фиксировать его внимание на движущемся объекте, к 5-6 месяцам соотношение зрения и двигательной сферы изменяется. Глаз начинает играть ведущую роль в формировании движений, коррекции их точности и направленности. Именно поэтому двигательная сфера детей с нарушением зрения чаще запаздывает в развитии, в координации движений, их точности, так как нарушенное зрение не обеспечивает ребенку необходимый контроль над движениями.

Актуальность темы, обоснование ее выбора.

Мир, который окружает ребенка, огромен и интересен. Познание ребенка начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущения и восприятия.

Дети с нарушением зрения не имеют возможности хорошо видеть предметы, четко различать их признаки и свойства, а нарушение бинокулярного видения, глазодвигательных функций осложняет восприятие цвета, формы, величины, пространственного расположения частей. Поэтому важно в период дошкольного детства научить их, пользуясь неполноценным зрением, правильно зрительно выделять важные, существенные признаки и свойства.

В процессе восприятия предметного мира слабовидящие дети используют сохранившиеся анализаторы (слух, осязание, обоняние). С их помощью компенсируется тот недостаток информации, который обусловлен отсутствием или значительным понижением функции зрения.

Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для сенсорного развития ребенка. С целью формирования сенсорных способностей у дошкольников с нарушением зрения нужны дидактические игры и игрушки с использованием нетрадиционных технологий.

У детей с нарушением зрения наблюдаются некоторые специфические особенности развития двигательной сферы. У них чаще, чем у нормально видящих, можно наблюдать отсутствие самоконтроля, саморегуляции движений. А это, естественно, не может не сказаться на координации, согласованности действия рук и глаз.

Нарушение зрения отрицательно влияет на овладение детьми движениями, ориентировкой в пространстве, сказывается на общем физическом развитии детей и состоянии здоровья.

 Для детей с нарушениями зрения характерна нескоординированность зрительно-двигательных функций, нарушение микроориентирования и ослабленность тонуса различных групп мышц. Поэтому, наряду с традиционным оборудованием, необходимо использовать в своей работе коррекционные пособия и нестандартное оборудование.

Данный тренажер несложный и вносит в логопедическое занятие элемент необычности, вызывает интерес детей, желание поиграть с новыми для них атрибутами. Использование этого пособия увеличивает количество упражнений по развитию разных групп дифференцированных мышц, а также позволяет применять разные методы работы с ребятами, имеющими различную зрительную патологию, подготовить их к выполнению других, более сложных движений, упражнений, заданий.

Предлагаем вашему вниманию игры-упражнения с использованием тренажера для детей с нарушением зрения «Видим, умеем, знаем!».

Тренажер для детей с нарушением зрения «Видим, умеем, знаем!» - сенсорная ширма.

Цель:

Укрепление и развитие общей и мелкой моторики детей с нарушением зрения и сенсомоторное развитие.

Задачи:

- формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, цвет;

- развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мелкой и общей моторики;

- воспитание усидчивости и терпеливости в работе и снятие эмоционального напряжения.

Материалы: рамки с ячейками сетки, разноцветные ленты, «Прозрачный квадрат» В.В.Воскобовича, мягкий мячик, картинки-символы.

Описание игры.

       Для изготовления тренажера используется садовая пластмассовая сетка с крупными ячейками, фото рамки и цветные тканевые геометрические фигуры.

      Тренажер (двусторонний) и состоит из двух частей. Первая часть изготовлена из четырёх рамок с ячейками сетки. Рамки скреплены между собой. Эта часть тренажера используется для плетения, прикрепления предметов.  Вторая часть тренажера -  это «Прозрачный квадрат» В.В.Воскобовича. Применяется в игре при выборе задания с помощью липкого мячика (выполнение упражнений по артикуляции с элементами плетения и проговаривания, предметные картинки для плетения).

      Тренажер «Видим, умеем, знаем!» - используется на логопедических занятиях,  на общеразвивающих и коррекционных занятиях специалистов для использования при проведении дидактических игр; при организации сюжетно-ролевых игр; как панно для выставки детских  и творческих работ.

Игровые упражнения:

- игровые упражнения «Попади в цель», «Собери квадрат» («Прозрачный квадрат» В.В.Воскобовича);

- игровое упражнение «Светофор» - составление цветовых цепочек из геометрических фигур;

- плетение фигур по заданию шнурами, лентами, веревочками (предметные картинки, геометрические фигуры), рассматривание «зашумленных» предметов и картинок;

- прикрепление прищепок разных цветов, тематических карточек и других материалов на ячейки сетки в разных ее частях с использованием игрового упражнения «Попади в цель»;

- произвольное плетение фигур с проговариванием слов, скороговорок, стихотворений по автоматизации поставленных звуков.

Заключение.

Тренажер способствует развитию сенсорного восприятия и произвольного внимания, активизирует зрительные функции (прослеживания, фиксации, цветоразличения, зрительно-моторной координации), координирует работу глаз и движений (общей и мелкой моторики) рук, развивает ловкость и точность движений; развивает зрительное восприятие, пространственную ориентировку, тонкую моторику, которая способствует развитию повышению её работоспособности коры головного мозга, речи.

Методическая и практическая ценность тренажера для детей с нарушением зрения «Видим, умеем, знаем!» - заключается в возможности использования данной формы в логопедической практике; в автоматизации - как элемент закрепления звуков; составления предложений детьми, словообразование и как использования элементов психогимнастики.

                                                                                                                                     Приложение

C:\Users\n\Desktop\IMG_5218.jpg

C:\Users\n\Desktop\IMG_5215.jpgC:\Users\n\Desktop\IMG_5217.jpg                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме:«Развитие мелкой моторики, как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

«Развитие мелкой моторикикак средство коррекцииобщего недоразвития речи у детейдошкольного возраста....

Коррекция общей моторики у детей со стертой формой дизартрии.

Предоставлена презентация по коррекции общей моторики у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии. В презентации указаны цели коррекционной работы, виды и описание упражнений, которы...

Сообщение из опыта работы "Развитие сенсорного восприятия у детей с нарушением зрения "Видим, слышим, узнаём- мир предметов познаём"

Сообщение из опыта работы "Развитие сенсорного восприятия у детей с нарушением зрения "Видим, слышим, узнаём- мир предметов познаём"...

Проект: Развитие мелкой моторики как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

Развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе....

Учебно-методические пособия для развития мелкой моторики,сенсорному развитию детей в раннем возрасте.

Дидактические  игры "Разложи предметы в свои домики" по сенсорному развитию для детей раннего возраста.   Актуальность применения - ребёнок в раннем возрасте должен различать не менее 6...

Как научить детей с нарушением зрения видеть и понимать окружающий мир.

Данная информация будет полезна родителям и педагогам, работающие со слабовидящими детьми....