Эффективные инструменты речевого развития детей раннего возраста
статья по развитию речи (младшая группа)
Аннотация. В статье рассматривается проблема развития речи у детей раннего возраста. Автор предлагает использовать русские народные сказки и потешки, а также настольный и пальчиковый театр в качестве инструментов для стимулирования речевой активности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Кощеева Елена Викторовна,
МАДОУ «Детский сад № 98»,
Россия, г. Златоуст
Эффективные инструменты речевого развития детей раннего возраста
Аннотация. В статье рассматривается проблема развития речи у детей раннего возраста. Автор предлагает использовать русские народные сказки и потешки, а также настольный и пальчиковый театр в качестве инструментов для стимулирования речевой активности.
Ключевые слова: речь, пальчиковый театр, настольный театр, сказки, потешки.
Koscheeva Elena Viktorovna,
MADOU «Kindergarten № 98»,
Russia, Zlatoust
Effective tools for early childhood speech development
Annotation. The article addresses the problem of speech development in young children. The author suggests using Russian folk tales and amusements, as well as table and finger theater as tools to stimulate speech activity.
Key words: speech, finger theater, tabletop theater, fairy tales, amusements.
Речь – это один из основных способов общения и самовыражения человека. Развитие речи у детей раннего возраста является важным критерием их общего развития. Первые детские слова несут в себе элементы обобщения, отражают работу мысли. Постижение речи меняет характер общения ребенка с окружающими людьми. Малыш учится выражать свои желания и стремления, понимать других, договариваться [4]. Осваивая речь, ребенок овладевает знаковой системой, которая становится мощным средством развития сознания, мышления, общения, управления своим поведением. В условиях современной образовательной среды речевое развитие является важной задачей, которая требует внимания и усилий со стороны педагогов [5].
С развитием речи связано формирование сложных форм поведения ребенка. Говорение помогает ребенку регулировать свое поведение, оценивать его, позволяет малышу осознанно формулировать цели своих действий, отбирать для их осуществления необходимые средства, создавать воображаемый игровой план [4].
Находясь в поиске наиболее доступных и высокоэффективных методов и приемов в своей работе, мы пришли к выводу о том, что русские народные сказки и потешки, а также настольный и пальчиковый театр могут стать отличными инструментами для стимулирования речевой активности дошкольников. И вот почему.
Русские народные сказки и потешки являются богатым источником для развития речи. Они содержат яркие образы, ритмичные фразы и повторяющиеся элементы, которые помогают детям запоминать слова и выражения. Кроме того, они знакомят детей с культурой и традициями своего народа. Читая и обсуждая народные произведения, дети с удовольствием повторяют фразы персонажей, что помогает им запомнить их и использовать в своей речи. Кроме того, фольклорные произведения отличаются особой поэтичностью. Это благотворно сказывается на интонационной стороне детской речи. Слушая сказки, стихи, песни, малыш с ранних лет приобщается к истокам народного творчества [4]. Для маленького ребенка потешки – это стихи и движения для ещё не говорящего маленького человека, но уже понимающего разговор. Забава, которая не только приятна, но и полезна для малыша. Эта игра сочетает прослушивание (а потом и проговаривание) стихотворения с выполнением определённых движений [2]. Они включают повторы слов с четкой концовкой («топ-топ», «да-да» и т. п.) и действий. Они полезны тем, что ребенок слушает речь взрослого с опорой на собственные действия и движения. Все это помогает малышу понимать и подражать речи взрослого. Потешки предназначены на подвижность самого ребенка, когда он осуществляет самопроизвольно игровые движения, сопоставляет их с сюжетом. Они обогащают речевые центры мозга ребенка, подталкивают его к воспроизведению сначала действий, а затем и словосочетаний, простых слов. Потешка вызвана развлечь ребенка; в соответствии с этим меняется ритмика песенки, она не всегда поется, чаще рассказывается, слова приводятся игровыми действиями, неся ребенку нужную словарную информацию. Для наилучшего восприятия читать потешки нужно нежно, выразительно, сопровождая слова необходимой мимикой и движениями.
В группе раннего возраста, можно применять потешки с самых первых дней знакомства с детьми, энергично вводить их в практику для поддержания правил режима, к которому так трудно привыкнуть воспитаннику в незнакомых условиях. Систематическое применение малых фольклорных форм в обыденной жизни ребёнка, взаимосвязь родителей с дошкольным учреждением, предоставит заложить надежный фундамент психофизиологического развития детей и организовать их к свободной и успешной жизни! Полезным для развития речи ребенка является совместное со взрослым чтение книг, рассматривание иллюстраций.
Настольный театр – это ещё один способ развития речи у детей. Он позволяет детям разыгрывать сцены из сказок и историй, что способствует развитию воображения и творческого мышления. Кроме того, настольный театр помогает детям учиться выражать свои мысли и чувства. Игры-инсценировки содействуют развертыванию диалогов, приобретению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи у детей. С помощью этих игр создаются условия для развития планирующей и регулятивной функций речи [4].
Пальчиковый театр – это простой и доступный способ развития речи у детей. Он состоит из фигурок, которые надеваются на пальцы. Дети могут использовать пальчиковый театр для разыгрывания сцен из сказок и историй. Высокая эффективность этого метода скрывается в дополнительном стимулировании развития мелкой мускулатуры пальцев рук. Как известно мелкая моторика тесно связана с речевым развитием, поэтому, используя один метод, мы получаем двойную пользу [3].
Театральная игра активизирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, улучшает и развивает артикуляционный аппарат. Ребёнок овладевает богатством родного языка, его выразительными средствами. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить отчетливо, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре развивается и вырабатывается диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети правильнее запоминают содержание произведения, закономерность и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры помогают усвоению компонентов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Знакомство с театром осуществляется в атмосфере волшебства, приподнятого настроения, в связи с этим заинтересовать детей театром не сложно. Учитывая это в своей работе для повышения уровня речи детей, мы приняли решение использовать театрализованную деятельность.
Используя перечисленные формы работы с детьми, мы можем сделать следующие выводы:
- Использование фольклорных произведений, а также настольного и пальчикового театра выступают эффективными инструментами активизации речевого развития у детей раннего возраста.
- Работа со сказками и потешками способствует расширению лексикона, формированию грамматического строя речи, развитию фонематического слуха и улучшению произношения.
- Настольный театр помогает детям научится разыгрывать сцены из любимых сказок, а также развивать фантазию и творческое мышление.
- Пальчиковый театр стимулирует мелкую моторику, координацию движений и воображение, что также способствует развитию речи.
Подводя итоги, отметим, что развитие речи у детей раннего возраста – это важный процесс, который требует внимания и усилий со стороны взрослых. Перечисленные выше формы работы с детьми могут стать эффективным инструментарием для стимуляции речевой активности детей, если педагог будет использовать их регулярно.
Литература
- Косинова, Е. М. Развиваем речь ребенка / Е. М. Косинова. – М.: Эксмодетство, 2022.
- Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры для малышей / О. И. Крупенчук. – СПБ: Литера, 2024.
Литвинова, О. Э. Речевое развитие детей раннего возраста (2-3 года). Владение речью как средством общения. Конспекты занятий / О. Э. Литвинова. – СПб.: Детство – Пресс, 2023. – 128 с.
- Мещерякова, С. Ю. Развитие речи. Игры и занятия с детьми раннего возраста. 1-3 года / С. Ю. Мещерякова – «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2007. – ISBN 978-5-457-42189-9.
- Немов, Р. С. Психология. Книга 2. Психология образования / Р. С. Немов – «ВЛАДОС», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы повышения эффективности работы по речевому развитию детей раннего возраста
Консультация для воспитателелей "Приемы повышения эффективности работы по речевому развитию детей раннего возраста"...

Рекомендации для родителей раннего возраста: «Речевое развитие детей раннего возраста»
В данном материале родителям детей раннего возраста даны рекомендации по речевому развитию детей и несколько правил, при соблюдении которых, у ребенка будет развиваться правильная речь....

Методическая разработка Активизация речевого развития детей раннего возраста при помощи игровой певческой деятельности. Сборник песен для детей раннего возраста.
Пение - важный вид деятельноти ребенка. Как же стимулировать самых маленьких открывать рот, воспроизводить звуки и наконец петь? Важно все: систематический подход, яркое, образное исполнение, наглядно...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"
Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....

Мастер-класс для воспитателей по теме: «Мир соленого теста» Познавательно речевое развитие детей раннего возраста эффективными приемами и методами работы с соленым тестом.
Мастер-класс для воспитателей...

Консультация для педагогов "Метод проектов как эффективный инструмент всестороннего развития детей дошкольного возраста"
Метод проектов как эффективный инструментвсестороннего развития детей дошкольного возраста Метод проектов представляет собой активный подход к обучению и развитию, который ориентирован на совмест...
Предметная деятельность как инструмент в речевом развитии детей раннего возраста
Ранний возраст ребенка является периодом активного речевого развития. Уже в таком возрасте дети активно начитают взаимодействовать с внешним миром, при этом пытаясь использовать речь как инструмент по...
