Мастер класс: «Использование «клавес» в речевых и музыкальных играх, как эффективной формы речевого развития детей дошкольного возраста».
презентация к уроку по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Установлено, что ритмические упражнения с клавесами активизируют работу мозолистого тела, улучшая взаимодействие между полушариями мозга. Дети, регулярно занимающиеся такими упражнениями, демонстрируют лучшие показатели в развитии речи, пространственного мышления и способности к концентрации внимания.
Когда ребенок играет с клавесами, он не просто развлекается — он закладывает фундамент для будущих интеллектуальных и творческих достижений.
Использование клавес открывает перед педагогами и родителями широкие возможности для гармоничного развития ребёнка в дошкольном возрасте. В этот период, когда формируются основы музыкальности, речи и двигательных навыков, клавесы становятся идеальным помощником, позволяя в игровой форме развивать чувство ритма, мелкую моторику и речевые способности. Благодаря своей универсальности и простоте, они незаменимы как для профессиональных занятий в детских садах, так и для домашнего обучения.
Игры с клависами - Это увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма, координацию движений, ориентацию в пространстве, образное мышление, навык согласования движений с текстом стихотворения или песни, воображение.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 866.24 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Инновационные технологии на музыкальных занятиях в ДОУ
Слайд 1.
Мастер класс:
«Использование «клавес» в речевых и музыкальных играх, как эффективной формы речевого развития детей дошкольного возраста».
Музыкальный руководитель Плаксина Н.И.
Слайд 2.
Слайд 3.
Цель мастер-класса:
повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста через использование современных технологий (приёмов, методов)
Задачи:
- познакомить педагогов с современными, эффективными приёмами, методами речевого развития детей;
- раскрыть специфику речевого развития дошкольников через речевые и музыкальные игры.
Слайд 4. Актуальность.
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. Поэтому проблема речевого развития дошкольников в наше время очень актуальна. И одной из важных задач в развитии дошкольников заключается в том, чтобы сформировать у ребёнка связную и грамотную речь
В настоящее время в дошкольном образовании для развития речи широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников - это самое щадящее, комфортное обучение. Игра успокаивает, лечит и стимулирует речь ребёнка. Занятия в игровой форме дают большой результат.
Современные игровые технологии включают в себя достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это – синквейны, мнемотехника, сказкотерапия, литотерапия (камешки «Марбс», кинизиология, Су – джок терапия, игры с использованием орто – пазл, скрайбинк, сторителинг , логоритмика, пальчиковая гимнастика, биоэнергопластика и т.д.
В современной педагогике всё чаще обращаются к простым, но эффективным методам развития детей. Но сегодня я буду говорить об использование ритмических деревянных палочек в речевых и музыкальных играх, как эффективной формы речевого развития детей дошкольного возраста».
Слайд 5.
Это не просто палочки, а настоящий музыкальный инструмент, который называется «Клавесы». На музыкальных занятиях я использую клавесы для развития чувства ритма.
Слайд 6. Историческая справка
Клавесы - простейший кубинский народный ударный инструмент африканского происхождения. Обычно их делают из бука, сосны и берёзы.
Само слово «клаве» происходит от испанского «ключ», что указывает на роль клавес в качестве «ключа» к ритму музыки. В музыке, клависы выполняют роль ритмического «ключа» или основы, задавая основной ритм для ансамбля.
Научные основания методики
В начале XX века швейцарским педагогом Эмилем Жак-Далькроза была разработана система музыкально-ритмического воспитания. Его революционные для того времени исследования показали, что согласование движения с музыкой не просто развивает слух, но и создает прочные нейронные связи между различными отделами мозга. Особое значение Жак-Далькроз придавал простейшим ударным инструментам, отмечая их уникальную способность развивать чувство ритма у детей.
Эти идеи получили блестящее развитие в системе немецкого композитора Карла Орфа, где клавесы заняли особое место среди элементарных музыкальных инструментов. Орф рассматривал их не только как учебное пособие, но и как мощный инструмент творческого самовыражения. Его подход, сочетающий игру, импровизацию и движение, доказал эффективность использования клавес для гармоничного развития детей.
Современные нейроисследования подтверждают правоту этих педагогов. Установлено, что ритмические упражнения с клавесами активизируют работу мозолистого тела, улучшая взаимодействие между полушариями мозга. Дети, регулярно занимающиеся такими упражнениями, демонстрируют лучшие показатели в развитии речи, пространственного мышления и способности к концентрации внимания.
Когда ребенок играет с клавесами, он не просто развлекается — он закладывает фундамент для будущих интеллектуальных и творческих достижений.
Использование клавес открывает перед педагогами и родителями широкие возможности для гармоничного развития ребёнка в дошкольном возрасте. В этот период, когда формируются основы музыкальности, речи и двигательных навыков, клавесы становятся идеальным помощником, позволяя в игровой форме развивать чувство ритма, мелкую моторику и речевые способности. Благодаря своей универсальности и простоте, они незаменимы как для профессиональных занятий в детских садах, так и для домашнего обучения.
Слайд 7.
Игры с клависами - Это увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма, координацию движений, ориентацию в пространстве, образное мышление, навык согласования движений с текстом стихотворения или песни, воображение.
Для начала клавесы можно заменить тем, что есть под рукой: незаточенные карандаши, палочки от суши, деревянные шпажки с тупым концом и т. д.
Слайд 8.
Приёмы игры на клавесах:
- стучим одной клавесой по другой, при этом сверху может оказываться одна и та же клавеса, либо правая и левая меняются;
- кладём одну клавесу на пол горизонтально, стучим по ней другой;
- трём одну клавесу о другую;
- ставим одну клавесу на пол верикально, стучим другой по её верхнему концу («забиваем гвоздь»);
- вращаем палочками в воздухе в направлении « от себя» («моторчик»);
- кладём клавесы на пол перед собой, катаем их вперёд – назад («брёвнышки»);
- удерживаем клавесы в ладошках вертикально, перекатываем их так , чтоб клавесы не упали;
- одна клавеса лежит на полу горизонтально, вторая толкает концом, чтобы она катилась («машинка»);
- держим одну клавесу горизонтально перед собой, второй – стучим попеременно то по одному, то по другому концу;
- кладём на пол несколько клавес плотно друг к другу, удерживаем их с краю, чтобы не сдвигались, проводим по ним второй клавесой, как по ксилофону («стиральная доска»);
- стучим клавесами, как по барабану, по резиновому мячу, воздушному шарику, зажатому между коленей, по миске, перевёрнутой вверх дном ,или по пластмассовой крышке.
Слайд 9.
Предметы, в которые могут превратиться клавесы:
- сосульки, свисающие с крыши - (держим клавесу за верхний конец, позволяя свободно раскачиваться);
- лыжи - (кладём клавесы перед собой на пол вертикально и двигаем вперёд – назад попеременно то одну, то другую палочку);
- рога - (приставляем две клавесы к голове, говорим «ме» или «му»);
- педали велосипеда - (держим две клавесы горизонтально перед собой, крутим в направлении «от себя»);
- скрипка - (зажимаем один конец клавесы между плечом и подбородком, второй держим рукой, другая палочка выполняет роль смычка, ею мы скользим поперёк «струн скрипки»);
- антенны - (приставляем две клавесы к голове, двигая ими не согласовано между собой, издаём звук « И-у! И-у»);
- качели - (одна клавеса лежит вертикально на полу, другая – поперёк. Ставим и качаем пальчики, положив их на концы горизонтально лежащей палочки);
- костёр - (складываем из клавес кучу в виде шалаша, над которой «греем руки», прыгаем через «костёр»);
- молоток - (ставим одну клавесу на пол вертикально, стучим по её верхнему концу второй клавесой);
- дирижёрская палочка - (машем перед собой одной палочкой).
Две маленькие палочки, а сколько возможностей!
Слайд 10. Практическая часть
Детям нравятся сложные, но посильные задачи. Предлагаю им повторить под музыку следующие движения, разные для обеих рук:
- одной клавесой стучим, другой - шуршим, двигая по полу.
- одна клавеса прыгает по телу снизу вверх наоборот;
- одной клавесой рисуем круг на полу, другой в воздухе;
- закрыв глаза, крутим клавесы перед собой, а потом пытаемся соединить их концы в воздухе, не промахнувшись.
Такие движения расширяют спектр движений и формируют новые межполушарные связи в мозгу. Эта форма работы легка и доступна для всех детей.
Слайд 11.
«Приветственная песенка» – сл. и муз. Н Сухой
Кто сегодня в зал пришел? – мальчики.
Мальчики ритмично стучат клависами
Кто друзей с собой привёл? – девочки.
Девочки ритмично стучат клависами
Будем утро начинать – песенкой
Будем петь и танцевать – вместе мы.
Все вместе отбивают ритм клависами
Слайд 12.
Ехал грека через реку.
способствуют повышению тонуса мышц, развитию памяти, концентрации внимания.
Ехал грека через реку
Видит грека в реке рак
Сунул грека руку в реку
Рак за руку грека цап / «замок»
Слайд 13.
Кормушка
Я хочу кормушку сделать, чтобы птичек накормить
Вот пилу возьму и доски, буду я пилить, пилить
(трём палочки друг о друга, имитируем как пилит пила)
Бжик.. бжик.. бжик.. бжик.. бжик.. бжик.. бжик..
Я хочу кормушку сделать, чтобы птичкам помогать
Молоток возьму и гвозди,
Буду я стучать, стучать (стучим палочками)
Тук.. тук.. тук.. тук.. тук.. тук
Я кормушку разрисую, чтоб красивая была (рисуем палочками в воздухе или на полу)
Чтобы птичка прилетали и покушала пшена (машем палочками, как крыльями, словно летит птичка)
Чик.. чирик.. чик.. чирик.. чирик..
Слайд 14.
Слайд 15.
Слайд 16.
«Весёлые палочки».
Данное упражнение развивает у воспитанников чувство ритма, улучшает координацию
(удары по спинке стула, по сиденью, палочкой о палочку, боковой галоп)
Слайд 17.
Песенка с движениями
«Два весёлых гуся»
Жили у бабуси два весёлых гуся –
Один серый, другой белый –
Два весёлых гуся –
Проигрыш –
Слайд 18.
Музыкальная игра «Часики».
Слайд 19.
Слайд 20.
Рефлексия «Всё у нас в руках»
Слайд 21.
Материал для вас был интересен, желаете использовать в практике своей работы, деятельности.
Слайд 22.
Что-то из представленного оказалось для вас интересным, но вы хотели бы воплотить свои видоизмененные идеи.
Слайд 23.
Данный материал не заинтересовал вас, оказался не нужным.
Слайд 24.
Успехов вам в развитии речи детей!
Всем желаю здоровья, удачи, творчества!
Приложение 1
Игры с ритмическими палочками-клавесами
«Зашагали ножки»
(сидя на корточках, в каждой руке по палочке)
Зашагали ножки по прямой дорожке, (ударять поочерёдно палочками по полу)
Вот так, вот так – по прямой дорожке.
Побежали ножки по прямой дорожке, (быстро ударять поочерёдно палочками по полу)
Вот так, вот так – по прямой дорожке.
Поскакали ножки по прямой дорожке, (ударять двумя палочками справа -слева по полу)
Вот так, вот так – по прямой дорожке.
Заплясали ножки на прямой дорожке, (ударять по очереди разными концами палочек о пол)
Вот так, вот так – по прямой дорожке.
Отдыхают ножки на прямой дорожке, (положить палочки на пол, ручки под щёчки)
Больше ножки не стучат, потому что крепко спят.
«Зайка»
Зайка прыгал по лесочку (стучать поочерёдно быстро палочками по полу)
Прыг – скок, прыг – скок. (двумя палочками стучать справа-слева)
Зайка спрятался за кочку. (Чередовать удары палочкой о палочку перед собой – за спиной)
Я его найти не смог. (Руки с палочками за спиной, поднять плечи «удивиться»)
Я по лесу похожу, (стучать поочерёдно палочками по полу «шаги»)
Я зайчишку отыщу! (Приложить палочки к голове – «ушки»)
«Дождь»
Дождь по улице идёт (ударять по очереди палочками по полу)
Кап-кап, кап-кап. (Стучать палочкой о палочку)
Громко песенку поёт: ( ударять по очереди палочками по полу)
Кап-кап, кап-кап. (Стучать палочкой о палочку)
Дождик, дождик, подожди, (стучать палочкой справа)
Ты в окошко не стучи! (Стучать палочкой слева)
Ты нас, дождик, не пугай! (Ударять по очереди палочками по полу)
Пошалил и перестань! (Стучать палочкой о палочку)
В конце поднять палочки вверх
«Солдаты»
Аты-баты, аты – баты, (стучать палочкой о палочку на каждый слог)
По дороге шли солдаты! (Ударять по очереди палочками по полу)
Вместе весело шагали, (стучать палочкой о палочку на каждый слог)
Дружно ножки поднимали! ( ударять по очереди палочками по полу)
«Козлик»
Вышел козлик погулять, ( стучать по очереди палочками по полу)
Свои рожки поразмять. (Приложить палочки к голове)
Он копытцами стучит, (стучать палочкой о палочку)
По- козлячьи говорит:
Бе-бе-бе, бе-бе-бе, (стучать на каждый слог палочкой о палочку)
Очень весело мне! (Стучать двумя палочками по полу)
«Весёлые палочки»
1.Палочки весёлые в руки мы возьмём ( стучать палочкой о палочку)
Палочкой о палочку ударять начнём
Вот так, вот так ударять начнём - 2р.
2. Палочки весёлые мы подняли вверх (поднять палочки вверх, стучать палочкой о палочку на каждый слог)
Зазвучит пусть в музыке наш весёлый смех.
Ха-ха, ха-ха наш весёлый смех.
3. Палочки весёлые опустились вдруг
Музыка закончилась. тишина вокруг (спрятать палочки за спинку)
Тишина, тишина, тишина вокруг.
4. Палочки весёлые вновь стучат у нас ( стучать по очереди палочками по полу)
Палочки весёлые веселят и вас
Вот так, вот так веселят и вас.
В конце сделать из палочек «улыбку»
«Шла коза на каблуках»
l. Шла коза на каблуках. (Шаги палочками по 4 на каждую строчку)
Ах! Ах!
В модных красных сапогах.
Ах! Ах!
По дорожке: цок-цок-цок, (ускоряется ритм шагов в два раза)
Чок, чок, чок.
Поломала каблучок.
Ох! (Удар палочками и остановка.)
2. Вот коза на одной ножке («nрыжки» одной палочкой)
Прыг-скок, прыг-скок,
Поскакала по дорожке,
Прыг-скок, прыг-скок.
Зацепилась за сучок, (скользящее движение одной палочки о другую)
Чок,чок, чок, чок.
Вновь сломала каблучок.
Ох! (Удар палочками и остановка.)
З. Вот коза сняла сапожки, (переменные удары палочек по коленям)
Так-так, так-так.
Побежала по дорожке.
Так-так, так-так.
Стала прыгать высоко. (Удары обеих палочек и вверх)
Их-вох! Их-вох!
Как без каблуков легко!
Их-вох! (Удар палочками и остановка)
«Пирожок»
Мама приходила, (шагаем палочками по полу)
Капусту порубила (как будто играем на барабане)
Тесто месили (катаем по полу)
Пирожок лепили (стучим палочками)
Дети прибегали (шагаем палочками по полу)
Пирожок съедали (крутим палочками перед собой,)
Раз-два, раз-два, (стучим палочками)
Вот и нет пирожка. (Разводим руки с палочками в стороны)
«Дождик»
Дождик, дождик, (стучим палочками)
Кап-кап-кап! (Шагаем палочками по полу)
На животик (кладем палочки на животик)
Кап-кап-кап! (Шагаем палочками по полу)
На макушку (кладем палочки на голову)
Кап-кап-кап! (Шагаем палочками по полу)
И на ушки (кладем палочки на ушки)
Кап-кап-кап! (Шагаем палочками по полу)
Дождик, дождик,
Поливай (стучим палочками)
Наш малышка вырастай! (Тянем вверх ручки с палочками)
«Утята»
Шли утята на лужок
Топ-топ, Топ-топ, (шагаем палочками по полу)
На крутой, на бережок
Шлеп-шлеп, Шлеп-шлеп, (кладем палочки плоско на пол и стучим)
Под горку свалились, (ноги поднимаем горкой и прячем туда палочки)
В речку укатились. (Как будто плывем по речке, волнистые движения)
«Дорожка»
(ножки перед собой)
Как под горочкой дорожка (катаем палочки по ножкам)
Кто бежит на тонких ножках? (Бежим палочками по полу)
Это мышка - топ-топ-топ! (Шагаем по полу тихо прикасаясь)
А слоненок - топ-топ-топ (шагаем по полу сильно и тяжело ударяя)
А зайчонок - прыг-прыг-прыг (скачем двумя палочками)
Жеребенок - брык-брык-брык! (Стучим палочками)
«Пчелка»
Пчелка полосатая, девочка крылатая, (вращаем палочками перед собой)
Сядет на ножку, (садимся палочками на ножки)
Сядет на дорожку, («садимся» палочками на пол)
На коленки, («садимся» палочками на колени)
На ушки («садимся» палочками на ушки)
Сядет подружка.
Покружится (вращаем палочками перед собой)
Посидит («садимся» на любую часть тела)
«Флажок»
Я флажок в руках держу (стучим клавесами по очереди правой и левой
рукой)
И ребятам всем машу. Ура! (Подняли руки вверх, помахали.)
«Гвозди и молоток»
Гвозди и молоток (зажимаем клавесы в кулачки, показываем правую руку и левую руку)
Построили мосток, (стучим клавесами друг о друга крест-накрест)
Мы по мостику пойдём (стучим по коленям по очереди то правой, то левой рукой)
И друзей себе найдём. (Стучим клавесами друг о друга торцами.)
«Скачите палочки»
Вы скачите палочки, как солнечные зайчики, (зажимаем клавесы в кулачки, стучим по коленям по очереди то правой, то левой рукой)
Правой ножкой топ-топ, (стучим по коленям правой рукой)
Левой ножкой топ-топ, (стучим по коленям левой рукой)
На головку сели, (ставим клавесы на голову, «как ушки»)
Песенку запели. (Стучим клавесами друг о друга крест-накрест)
«Зимние забавы»
Мы бежим с тобой на лыжах (зажимаем клавесы в кулачках, имитируем руками лыжные палки)
Снег холодный лыжи лижет. (Катаем клавесы между ладонями)
А потом - на коньках, (клавесы «катятся» по коленям параллельно)
Но упали мы.
Ах! (Руки свободно «падают»)
А потом снежки лепили (трем клавесы друг о друга вверх-вниз)
А потом снежки катили, («катят» клавесы по коленям ладонями)
А потом без сил упали, (руки свободно «падают» вниз.)
И домой мы побежали. (По очереди стучим вертикально клавесами по
коленям.)
«Фу-ты, ну-ты»
Фу-ты, ну-ты, (стучим клавесами друг о друга крест – накрест).
Трали-вали, (стучим по коленям клавесами одновременно правой и левой рукой)
Едет мышь на самосвале, (стучим по коленям клавесами одновременно правой и левой рукой)
Рядом с нею Васька-кот! (Стучим клавесами друг о друга торцами)
Удивляется народ. (Пожимаем плечами)
Приложение 2
Музыкальная деятельность в старшей группе
«Путешествие в Королевство Музыки»
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: развивать чувство ритма.
Задачи:
- развивать ритмический слух, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве;
- закреплять умение выполнять движения в соответствии с музыкой и текстом;
- развивать воображение;
- совершенствовать речедвигательные навыки;
- развивать творческую активность детей, коммуникативные навыки;
- познакомить детей с приемами игры на клавесах.
Ход занятия
Под веселую музыку дети заходят в музыкальный зал и свободно располагаются по залу.
Музыкальный руководитель:
Добрый день, дети!
Сегодня я к вам пришла не одна, а со своей подругой скрипкой, которая каждый день ведет меня в мир музыки.
Скажите, вы любите музыку? (Ответ детей). Приглашаю вас совершить путешествие в сказочное Королевство Музыки. А попасть туда нам помогут волшебные звуки скрипки. Вы готовы? Давайте возьмём с собой в наше путешествие самое необходимое - улыбку и хорошее настроение. Становитесь за мной и в путь.
(Дети вместе с музыкальным руководителем под музыку идут друг за другом)
Музыкальный руководитель:
Вот мы с вами и пришли в королевство Музыки. (Дети рассматривают картину сказочного королевства.) Этим королевством правит король Ритм. В его королевстве всё строго организовано и подчинено ритму. Ритм - это чередование долгих и коротких звуков. Вот послушайте … Когда долгие и короткие звуки чередуются между собой получается красивый ритмический рисунок ... (играю)
Без ритма не может звучать музыка, как человек без работы сердца.
- Посмотрите, нас встречает сам король и его любимица коза Меланья. Давайте с ними поздороваемся, но не просто, а ритмично. Послушайте, как это сделаю я. (Дети повторяют). Король нам он очень обрадовался, и если вы прислушаетесь, то услышите, как радостно и ровно бьется его сердце. (Дети слушают биение сердца). Прислушайтесь, какие еще ритмичные звуки вы слышите в сказочном королевстве? (Слушают в записи звуки кукование кукушки, тиканье часов и отгадывают).
- Дети, посмотрите, какой красивый сундук. Давайте откроем его и посмотрим, что там внутри? Я думаю, что король приготовил нам что–то интересное. (Заглядывают в сундук. Музыкальный руководитель раздает клавесы детям.) Это не простые палочки, а настоящий музыкальный инструмент, который называется клавесы. Повторите (дети повторяют). Они могут громко стучать, могут шуршать, могут даже молчать, а самое главное они могут задавать ритм в музыке и превращаться в различные предметы. Хотите научиться играть на клавесах? (Ответ детей) Приглашаю вас сесть со мной в круг. (Дети вместе с музыкальным руководителем садятся в круг). Сейчас наши палочки будут превращалочками. Будьте внимательны и повторяйте за мной.
Ритмическое упражнение «Палочки-превращалочки»
(Дети выполняют все действия по показу музыкального руководителя)
Музыкальный руководитель: Молодцы вы все выполнили правильно. Давайте мы вместе с вами пройдём на стульчики, присядем, клавесы положим на колени, прикроем рукой и внимательно прислушаемся. (Дети садятся на стульчики). Мне кажется, что слышны чьи-то шаги. (Звучит «Марш деревянных солдатиков» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.) Как вы думаете, кто это шагал, маршировал? (Ответы детей).
- Да, верно. Это маршируют храбрые деревянные солдатики. Они каждый день обходят сказочное королевство и следят за порядком. Вы слышали, как четко, ритмично шагают деревянные солдатики, поступь их ровная, двигаются они в темпе марша. В королевстве Музыки, кроме короля Ритма и его подданных, живут композиторы, которые сочиняют музыку. Этот марш сочинил русский композитор П. И. Чайковский. Повторите.
Музыкальный руководитель: Хотите попробовать промаршировать как солдатики под музыку и при этом отбивать ритм на клавесах? (Ответ детей)
(Дети под музыку маршируют и отбивают ритм в такт музыки).
Музыкальный руководитель: Молодцы, вы были настоящими сказочными солдатиками. Я думаю, что король очень вами доволен. Давайте присядем на стульчики. (садятся). В песне, как и в марше тоже есть свой ритм. Вот послушайте.
Слушание песни «Этот ритм повторяй!» сл. и муз. Т.Ю. Сафоновой
-Вам понравилась песня? А о ком была эта песня? Как вы думаете, по характеру эта песня какая? Ритм в этой песне можно отхлопать ладошами, протопать, прошлепать. А мы с вами ритм этой песни отстучим на клавесах. А что слова не знаете, это не беда. Вы будете мне подпевать.
Исполнение песни.
(Блеяние козы). Дети, чей это голос? (ответы) Да, это любимица короля Ритма напоминает о себе - коза Меланья. Она хоть и любимая коза короля, но не всегда подчиняется ему. И вот однажды с ней произошла неприятная история. Хотите узнать какая? (Ответ детей). Я приглашаю со мной сесть в круг. Рассказать эту историю мне помогут клавесы. Возьмите клавесы будьте внимательны, и повторяйте за мной.
Ритмическое упражнение «Шла коза на каблуках»
Музыкальный руководитель: Вот какая история произошла с козой Меланьей.
Музыкальный руководитель: Молодцы! Как весело у вас получилось. Я думаю, дети, что вы уже освоили клавесы и теперь можете самостоятельно придумать свой ритм. Я сейчас исполню мелодию на фортепиано, вы внимательно послушайте и подыграете мне. (Муз. рук. исполняет мелодию «По малину в сад пойдем». Дети слушают. При повторении дети отстукивают ритм на клавесах). Молодцы, у вас все здорово получилось. Настоящий ритмический оркестр.
(Слышен бой часов).
Музыкальный руководитель: Дети, наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала мы попрощаемся с королем Ритмом и его любимицей козой Меланьей. (Дети вместе с музыкальным руководителем прощаются и при этом отстукивают ритм на клавесах). А чтобы быстрее попасть в детский сад, мы с вами сядем на лошадок и отправимся в путь. Я опять приглашаю вас сесть со мной в круг. Ритмическая игра с палочками «Скачут две лошадки» сл. Н. Кучинской, муз. Ф. Лещинской.
Скачут, скачут две лошадки (стучат палочками о пол)
Но, но, но! (Палочка о палочку)
Мчатся, мчатся без оглядки, (стучат палочками о пол)
Но, но, но! (Палочка о палочку)
Скачут, скачут в город новый, (стучат палочками о пол)
Цок, цок, цок! (палочка о палочку)
Звонко цокают подковы, (стучат палочками о пол )
Цок, цок, цок! (Палочка о палочку)
Вы, лошадки, нас возьмите (палочка о палочку – палочкой о пол)
Да, да, да! (Палочка о палочку)
Быстро в город нас домчите (палочка о палочку – палочкой о пол)
Да, да, да! (Палочка о палочку)
Эй, лошадки, на пригорок (палочка о палочку – палочку вверх)
Скок, скок, скок! (Палочка о палочку)
Вот он город, новый город (о свою палочку – у соседа)
Стоп, стоп, стоп! (Палочка о палочку)
Музыкальный руководитель: Ехали мы, ехали и в детский сад приехали! Дети, вам понравилось путешествие в Королевство Ритма? А кто же главный в этом королевстве? (ответы детей.) А что такое ритм? Как называются ритмические палочки? (ответы детей)
- Я очень рада, что наше путешествие прошло весело и радостно. Давайте положим клавесы в коробку, и я обязательно верну их королю Ритму. Вы - молодцы. Любите музыку, танцуйте, пойте, и у вас всегда будет хорошее настроение. На память о нашей встрече, вам сладкие призы от короля Ритма. Давайте попрощаемся с гостями и отправимся в группу.
Практика для детей 3-4 лет:
«Зверята и ритм» (речевая игра)
Педагог произносит: "Мишка идёт — ТОП, ТОП" (2 медленных удара)
«Зайчик скачет — Прыг-Скок» (2 быстрых удара)
«Мышка пищит – Пи-пи-пи-пи» (постоянные удары)
Дети повторяют слова и ритм
«Поезд» (сюжетно-ритмическая игра)
Взрослый стучит клавесами равномерный ритм ( «чух-чух-чух») — дети двигаются по кругу как вагончики.
Ритм ускоряется — «поезд едет быстрее!»
Ритм замедляется — «приближаемся к станции»
Стоп! — все «засыпают» (закрывают глазки) до нового сигнала
Практика для детей 5-6 лет:
«Ритмические слова» (речевая игра)
Дети придумывают слова и отстукивают их слоги:
«Ма-ши-на» (3 удара), «Дом» (1 удар)
Для усложнения: выделять ударный слог громче
«Дирижёр» (музыкальная игра)
Один ребёнок-дирижёр показывает:
Поднятая рука — громко
Опущенная — тихо
Круги рукой — непрерывный ритм
Остальные следуют указаниям.
Практика для детей 6-7 лет:
«Ритм-стихи» (речевая игра)
Разучивание простых стихов с ритмическим сопровождением:
«Наша Таня громко плачет»
«Жили у бабуси» и другие.
Для ритмического рисунка можно использовать слоги или общую ритмику стиха.
Для усложнения можно делать акценты и паузы в требуемых местах.
«Ритмический эстафета» (музыкальная игра)
Дети в кругу:
Первый задаёт 4-дольный ритм
Следующий повторяет и добавляет свой вариант
Игра продолжается, пока ритм не собьётся
Универсальные игры:
«Замри-отомри» (для старших возрастов)
Дети свободно двигаются под ритм клавес
При остановке звука — замирают
Кто пошевелился — выбывает
«Эхо»
Взрослый задаёт ритмическую фразу. Дети точно повторяют как эхо.
Постепенно фразы усложняются
«Зашагали ножки»
(Сидя на корточках, в каждой руке по палочке)
Зашагали ножки по прямой дорожке, (ударять поочерёдно палочками по полу)
Вот так, вот так – по прямой дорожке.
Побежали ножки по прямой дорожке, (быстро ударять поочерёдно палочками по полу)
Вот так, вот так – по прямой дорожке.
Поскакали ножки по прямой дорожке, (ударять двумя палочками справа -слева по полу)
Вот так, вот так – по прямой дорожке.
Заплясали ножки на прямой дорожке, (ударять по очереди разными концами палочек о пол)
Вот так, вот так – по прямой дорожке.
Отдыхают ножки на прямой дорожке, (положить палочки на пол, ручки под щёчки)
Больше ножки не стучат, потому что крепко спят.
«Зайка»
Зайка прыгал по лесочку (стучать поочерёдно быстро палочками по полу)
Прыг – скок, прыг – скок. (Двумя палочками стучать справа-слева)
Зайка спрятался за кочку. (Чередовать удары палочкой о палочку перед собой – за спиной)
Я его найти не смог. (Руки с палочками за спиной, поднять плечи «удивиться»)
Я по лесу похожу, (стучать поочерёдно палочками по полу «шаги»)
Я зайчишку отыщу! (приложить палочки к голове – «ушки»)
«Дождь»
Дождь по улице идёт (ударять по очереди палочками по полу)
Кап-кап, кап-кап. (Стучать палочкой о палочку)
Громко песенку поёт: (ударять по очереди палочками по полу)
Кап-кап, кап-кап. (Стучать палочкой о палочку)
Дождик, дождик, подожди, (стучать палочкой справа)
Ты в окошко не стучи! (стучать палочкой слева)
Ты нас, дождик, не пугай! (Ударять по очереди палочками по полу)
Пошалил и перестань! (Стучать палочкой о палочку)
В конце поднять палочки вверх
«Солдаты»
Аты-баты, аты – баты, (стучать палочкой о палочку на каждый слог)
По дороге шли солдаты! (ударять по очереди палочками по полу)
Вместе весело шагали, (стучать палочкой о палочку на каждый слог)
Дружно ножки поднимали! (ударять по очереди палочками по полу)
«Козлик»
Вышел козлик погулять, (стучать по очереди палочками по полу)
Свои рожки поразмять. (Приложить палочки к голове)
Он копытцами стучит, (стучать палочкой о палочку)
По козлячьи говорит:
Бе-бе-бе, бе-бе-бе, (стучать на каждый слог палочкой о палочку)
Очень весело мне! (стучать двумя палочками по полу)
«Весёлые палочки»
1. Палочки весёлые в руки мы возьмём (стучать палочкой о палочку)
Палочкой о палочку ударять начнём
Вот так, вот так ударять начнём - 2р.
2. Палочки весёлые мы подняли вверх (поднять палочки вверх, стучать палочкой о палочку на каждый слог)
Зазвучит пусть в музыке наш весёлый смех.
Ха-ха, ха-ха наш весёлый смех.
3. Палочки весёлые опустились вдруг
Музыка закончилась. тишина вокруг (спрятать палочки за спинку)
Тишина, тишина, тишина вокруг.
4. Палочки весёлые вновь стучат у нас (стучать по очереди палочками по полу)
Палочки весёлые веселят и вас
Вот так, вот так веселят и вас.
В конце сделать из палочек «улыбку»
«Шла коза на каблуках»
l. Шла коза на каблуках. (Шаги палочками по 4 на каждую строчку)
Ах! Ах!
В модных красных сапогах.
Ах! Ах!
По дорожке: цок-цок-цок, (ускоряется ритм шагов в два раза)
Чок, чок, чок.
Поломала каблучок.
Ох! (удар палочками и остановка.)
2. Вот коза на одной ножке («nрыжки» одной палочкой)
Прыг-скок, прыг-скок,
Поскакала по дорожке,
Прыг-скок, прыг-скок.
Зацепилась за сучок, (скользящее движение одной палочки о другую)
Чок,чок, чок, чок.
Вновь сломала каблучок. Ох! (удар палочками и остановка.)
З. Вот коза сняла сапожки, (переменные удары палочек по коленям)
Так-так, так-так.
Побежала по дорожке. Так-так, так-так.
Стала прыгать высоко. (Удары обеих палочек и вверх)
Их-вох! Их-вох!
Как без каблуков легко! Их-вох! (удар палочками и остановка)
«Пирожок»
Мама приходила, (шагаем палочками по полу)
Капусту порубила (как будто играем на барабане)
Тесто месили (катаем по полу)
Пирожок лепили (стучим палочками)
Дети прибегали (шагаем палочками по полу)
Пирожок съедали (крутим палочками перед собой)
Раз-два, раз-два, (стучим палочками)
Вот и нет пирожка (разводим руки с палочками в стороны)
«Дождик»
Дождик, дождик, (стучим палочками)
Кап-кап-кап! (шагаем палочками по полу)
На животик (кладем палочки на животик)
Кап-кап-кап! (шагаем палочками по полу)
На макушку (кладем палочки на голову)
Кап-кап-кап! (шагаем палочками по полу)
И на ушки (кладем палочки на ушки)
Кап-кап-кап! (шагаем палочками по полу)
Дождик, дождик, поливай (стучим палочками)
Наш малышка вырастай! (тянем вверх ручки с палочками)
«Утята»
Шли утята на лужок
Топ-топ, Топ-топ, (шагаем палочками по полу)
На крутой, на бережок
Шлеп-шлеп, Шлеп-шлеп, (кладем палочки плоско на пол и стучим)
Под горку свалились (ноги поднимаем горкой и прячем туда палочки)
В речку укатились (как будто плывем по речке, волнистые движения)
«Дорожка»
(ножки перед собой)
Как под горочкой дорожка (катаем палочки по ножкам)
Кто бежит на тонких ножках? (бежим палочками по полу)
Это мышка - топ-топ-топ! (шагаем по полу тихо прикасаясь)
А слоненок - топ-топ-топ (шагаем по полу сильно и тяжело ударяя)
А зайчонок - прыг-прыг-прыг (скачем двумя палочками)
Жеребенок - брык-брык-брык! (стучим палочками)
«Пчелка»
Пчелка полосатая, девочка крылатая, (крутим палочками перед собой)
Сядет на ножку, (садимся палочками на ножки)
Сядет на дорожку, (садимся палочками на пол)
На коленки, (садимся палочками на колени)
На ушки (садимся палочками на ушки)
Сядет подружка.
Покружится (кружим палочками перед собой)
Посидит (садимся на любую часть тела)
«Флажок»
Я флажок в руках держу (стучим клавесами по очереди правой и левой рукой)
И ребятам всем машу. Ура! (подняли руки вверх, помахали.)
«Гвозди и молоток»
Гвозди и молоток (зажимаем клавесы в кулачки, показываем правую руку и левую руку)
Построили мосток, (стучим клавесами друг о друга крест-накрест)
Мы по мостику пойдём (стучим по коленям по очереди то правой, то левой рукой)
И друзей себе найдём. (стучим клавесами друг о друга торцами.)
«Скачите палочки»
Вы скачите палочки, как солнечные зайчики, (зажимаем клавесы в кулачки, стучим по коленям по очереди то правой, то левой рукой)
Правой ножкой топ-топ, (стучим по коленям правой рукой)
Левой ножкой топ-топ, (стучим по коленям левой рукой)
На головку сели, (ставим клавесы на голову, «как ушки»)
Песенку запели. (стучим клавесами друг о друга крест-накрест)
«Зимние забавы»
Мы бежим с тобой на лыжах (зажимаем клавесы в кулачках, имитируем руками лыжные палки)
Снег холодный лыжи лижет. (катаем клавесы между ладонями)
А потом - на коньках, (клавесы "катятся" по коленям параллельно)
Но упали мы. Ах! (руки свободно "падают")
А потом снежки лепили (трем клавесы друг о друга вверх-вниз)
А потом снежки катили, («катят» клавесы по коленям ладонями)
А потом без сил упали, (руки свободно «падают» вниз.)
И домой мы побежали. (по очереди стучим вертикально клавесами по коленям.)
«Фу-ты ну-ты»
Фу-ты, ну-ты, (стучим клавесами друг о друга крест-накрест).
Трали-вали, (стучим по коленям клавесами одновременно правой и левой рукой)
Едет мышь на самосвале, (стучим по коленям клавесами одновременно правой и левой рукой)
Рядом с нею Васька-кот! (стучим клавесами друг о друга торцами)
Удивляется народ. (пожимаем плечами)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с детьми младшего дошкольного возраста для развития воображения, творческих способностей. Показать актуальность кружк...

Мастер-класс для педагогов: «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
Цель: Раскрыть значение нетрадиционных техник изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности....

Мастер – класс «ТРИЗ для педагогов ДО». «Использование ТРИЗ-технологии «Волшебные круги Луллия» в развитии детей дошкольного возраста»
Цель мастер - класса: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов через знакомство с использованием кругов Луллия(технология ТРИЗ) в развитии дошкольников.Задачи мастер...

Мастер - класс для педагогов на тему: "Использование развивающих игр Воскобовича В.В. в развитии детей дошкольного возраста".
Мастер - класс для педагогов на тему: "Использование развивающих игр Воскобовича В.В. в развитии детей дошкольного возраста"....

Мастер – класс для педагогов «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
Мастер – класс для педагогов «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс для педагогов на тему «Уголок уединения и релаксации как условие гармоничного развития детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов на тему «Уголок уединения и релаксации как условие гармоничного развития детей дошкольного возраста»...









