Развитие речи
материал по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Особенности речевого развития ребенка в 2-3 года.
Развитие речи у детей 2-3 лет — главное достижение этого возраста.
К трехлетнему возрасту у ребенка активно развивается речевой аппарат, накапливается словарный запас, достигая 1000 слов. Развитие речи у детей 2-3 лет — главное достижение этого возраста.
Возрастные нормы развития речи в 2-3 года
Период с года до трех лет в психологии развития называется ранним детством. Этот промежуток оказывает влияние на последующее психическое развитие человека. Преимущественно развивается интеллектуально-познавательная сфера, ребенок учится манипулировать предметами, осваивается в мире объектов.
Через предметную деятельность происходит развитие речи. Благодаря умению ходить перед ребенком открываются новые возможности, он знакомится с новыми предметами, которые ему хочется потрогать, изучить, попробовать на вкус. Ему важно научиться пользоваться изучаемым предметом, и в этом на помощь приходит взрослый человек. Частая фраза, которую можно услышать от двухлетнего ребенка: «Что это?».
Для трехлетних детей взрослый — соучастник предметной деятельности, партнер в освоении неизведанного, показывающий, как использовать тот или иной предмет. Каждое действие сопровождается словами. Происходит общение между двумя людьми, которое обеспечивает речевое развитие детей 2-3 лет. Речевое общение в этом возрасте — способ делового сотрудничества.
К трем годам ребенок начинает понимать рассказы не только о предметах, которые находятся в его поле зрения, но и о тех, которые выходят за его пределы. Он совершенствует понимание речи взрослых, при этом улучшает свою, способен выразить свои желания и мысли.
До 2 лет ребенок имеет в своем запасе 10-20 слов, которые понятны только ему. В 3 года он объясняется фразами, его понимают окружающие. Ребенок читает короткие стихи наизусть, строит полные предложения. Словарный запас у девочек в раннем детстве в 2 раза больше, чем у мальчиков.
Возрастные нормы развития речи в 2-3 года
Период с года до трех лет в психологии развития называется ранним детством. Этот промежуток оказывает влияние на последующее психическое развитие человека. Преимущественно развивается интеллектуально-познавательная сфера, ребенок учится манипулировать предметами, осваивается в мире объектов.
Через предметную деятельность происходит развитие речи. Благодаря умению ходить перед ребенком открываются новые возможности, он знакомится с новыми предметами, которые ему хочется потрогать, изучить, попробовать на вкус. Ему важно научиться пользоваться изучаемым предметом, и в этом на помощь приходит взрослый человек. Частая фраза, которую можно услышать от двухлетнего ребенка: «Что это?».
Для трехлетних детей взрослый — соучастник предметной деятельности, партнер в освоении неизведанного, показывающий, как использовать тот или иной предмет. Каждое действие сопровождается словами. Происходит общение между двумя людьми, которое обеспечивает речевое развитие детей 2-3 лет. Речевое общение в этом возрасте — способ делового сотрудничества.
К трем годам ребенок начинает понимать рассказы не только о предметах, которые находятся в его поле зрения, но и о тех, которые выходят за его пределы. Он совершенствует понимание речи взрослых, при этом улучшает свою, способен выразить свои желания и мысли.
До 2 лет ребенок имеет в своем запасе 10-20 слов, которые понятны только ему. В 3 года он объясняется фразами, его понимают окружающие. Ребенок читает короткие стихи наизусть, строит полные предложения. Словарный запас у девочек в раннем детстве в 2 раза больше, чем у мальчиков.
Нормы в период раннего детства:
- 1 год — от 4-5 до 40 слов;
- 1,5 года — 100, но не все используются;
- 2 года — 200, появляются двухсловные предложения;
- 3 года — 1200-1500, предложения распространенные.
Таким образом, от 2 до 3 лет происходит сильный скачок в речевом развитии и пополнении активного словаря.
Упражнения для развития речевых навыков у детей 2-3 лет
На процесс формирования речи у детей можно повлиять с помощью специальных логопедических и психокоррекционных упражнений. Они направлены на развитие психических познавательных процессов, особенно на мышление, которое тесно связано с речью.
Направления работы по развитию речевых способностей:
- Развитие мелкой моторики.
Массаж пальцев и пальчиковые игры, игры со шнуровками, сборка конструкторов, отработка хватательных движений, рисование — все эти занятия благоприятно влияют на развитие отделов мозга, связанных с речью. - Развитие крупной моторики. Управление собственным телом, координация, пространственные представления — факторы, которые свидетельствуют о правильной работе мозга. Беби-йога, гимнастика полезны для детей до 3 лет.
- Работа с дыханием. В звукопроизношении важно то, как ребенок дышит, для произношения фраз важна длина и сила выдоха, глубина вдоха. В процессе речи используется диафрагмальное дыхание, которое отрабатывается специальными упражнениями.
- Работа с артикуляционным аппаратом и звукоподражанием. Артикуляция — координация органов речи для произношения отдельных звуков. Чтобы речь сформировалась четкой, чистой, ритмичной, без запинок, проводится логопедическая работа. Педагог, работающий с ребенком, должен сам обладать грамотной и правильной речью.
- Предметная деятельность — основа развития речи маленьких детей, поэтому необходимо создавать условия для свободной манипуляции с предметами.
Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика
Дыхательная гимнастика формирует правильное речевое дыхание, благоприятно влияет на нервную и сердечно-сосудистую системы. Упражнения преподносят в игровой форме, длительность их выполнения не превышает 3-4 минут, чтобы избегать переутомления. Важно следить за состоянием ребенка: не допускать головокружения, нарушения координации.
Во время выполнения шея, плечи и живот ребенка не напрягаются. Занятия проводят на свежем воздухе или в чистом помещении. Заниматься дыхательной гимнастикой нужно за 1 час до еды или через 1 час после.
Советы и методика упражнений:
- Используйте подручные средства на прогулках. Дуйте с ребенком на одуванчики, листья, песок, снежинки. Понаблюдайте, как дует ветер, попробуйте это изобразить. Дуйте на руки, чтобы их согреть.
- Разложите на столе маленькие куски ваты. Ребенок с силой дует на вату, чтобы она разлетелась. Для этих целей подойдет и разорванная салфетка.
- Научите делать вдох через нос, а выдох через рот, покажите на примере, как это выглядит. Предложите ребенку надуть шарик.
- Используйте бытовые ситуации для развития диафрагмы. Дуйте на горячий чай или суп, сдувайте пылинки с игрушки.
- Научите ребенка играть на губной гармошке или дудочке. Это способствует также и развитию неречевого слуха.
- Игра с мыльными пузырями подходит для развития дыхания ребенка.
- Используйте коктейльную трубочку для упражнений. Ребенок дует через нее на воду, перья, песок.
- Наберите в таз воду, запустите в плавание бумажные кораблики. Пусть ребенок управляет ими с помощью дыхания.
Артикуляционная гимнастика — профилактика нарушений звукопроизношения. С ее помощью развиваются органы речи: язык, губы, челюсти. Развитием артикуляционного аппарата занимается логопед, но и родители могут выполнять упражнения в домашних условиях.
Факторы влияющие на речевое развитие.
Занятия не должны доставлять ребенку дискомфорта, следует следить за правильным выполнением упражнений, задействовать все органы речи. Ребенок должен смотреть в зеркало, чтобы видеть, как работает его артикуляционный аппарат.
Следующие упражнения выполняются 4-5 раз и постепенно доводятся до автоматизма:
- Поиграйте в «Язычок». Попросите ребенка показать, как язычок спит (рот открыт, язык лежит во рту), как просыпается (рот открыт, передний край и боковые края подняты вверх, зубы не задеты), как смотрит в окошко (рот открыт, язык вытянут вперед), как загорает на прогулке (свободно лежит на нижней губе).
- Предложите ребенку достать кончиком языка до носа.
- Изобразите, как цокает лошадка.
- «Почистите» зубы языком.
- Вспомните, как облизывать губы после варенья.
- Поиграйте в корову, которая жует траву.
- Изобразите акулу, которая охотится и двигает челюстью вниз и влево, затем вниз и вправо.
Игры на развитие моторики
Мелкая моторика — координированная деятельность, которая направлена на выполнение мелких движений кистями, пальцами рук и ног. При этом задействуются нервная, мышечная, костная, зрительная системы. Развитая моторика — основа для овладения навыками обучения (письма, рисования) и навыками самообслуживания (застегнуть пуговицы, завязать шнурки).
Благодаря развитию мелкой моторики формируется пространственное и логическое мышление, которое является основой речевых способностей. В головном мозге речевой и моторный центры расположены рядом. При стимуляции пальцев рук речевой центр начинает активизироваться.
Крупная моторика — действия, которые выполняют части тела: ползание, переворачивание, ходьба, прыжки, наклоны, приседания. Движения крупных мышц развиваются раньше, чем мелких, поэтому крупная моторика — основа для мелкой. Крупная моторика стимулирует взаимодействие между двумя полушариями головного мозга, чем оказывает влияние на речевое развитие.
Развивающие упражнения помогут ребенку научиться чувствовать тело, управлять координацией, ориентироваться в пространстве:
- Зарядка разовьет моторику, спортивные игры и занятия (бег, плавание, езда на велосипеде) укрепят физическое здоровье.
- Игры с мячом направлены на развитие обоих видов моторики.
- Домашние бытовые дела — стимулятор моторных навыков. Ребенок может протирать пыль, мыть пол, пылесосить, собирать игрушки, помогать развешивать белье, при этом задействует все мышцы.
- Для развития мелкой моторики подойдут игры-шнуровки, нанизывание крупных бусин, складывание матрешки и пирамидки.
- Игры с крупами позволяют активно задействовать пальцы рук. Крупу пересыпают, копают, прячут в нее игрушки.
- Конструкторы также направлены на стимулирование мелкой моторики.
- Рисование карандашом, руками, пластилином на картоне, наклеивание наклеек — не только занимательные задания, но и хороший тренажер для пальцев.
- Детей полезно научить рвать бумагу, салфетки, отрывать вату.
- Ребенку важно руками изучать предметы, которые его окружают. Рекомендуется создавать вокруг него развивающую среду из подручных средств.
Игры со звукоподражанием
Упражнения на звукоподражание включают в себя:
- игры на развитие слуха;
- игры на речевое подражание;
- игры на подражание бытовым звукам;
- игры на подражание голосам животных.
Для формирования правильной четкой речи необходим развитый фонематический слух — способность слышать, распознавать и различать звуки. Человек, который проводит работу над фонематическим слухом, должен обладать поставленной речью.
Игры включают в себя следующие упражнения:
- Ребенку воспроизводят аудиозаписи звуков: стук дождя, пение птиц, шум поезда, звон ложки о стакан. Ребенок объясняет, какие звуки он слышит.
- Ребенок стоит с закрытыми глазами, у взрослого в руках колокольчик. Взрослый двигается в разные стороны. Задача ребенка — не открывая глаз, определить, где находится источник звука.
- Педагог показывает детям картинки с бытовыми ситуациями и просит воспроизвести те звуки, которые подходят к этим ситуациям. Например, на картинке девочка укладывает куклу, и взрослый просит показать, как девочка поет. На второй картинке нарисован пароход, и нужно изобразить, как он гудит.
- Для развития речи применяют логоритмику — сочетание речи, движения, музыки. Под детскую песенку дети танцуют, воспроизводят в движении слова песни, повторяют звуки.
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры — один из вариантов занятия для развития мелкой моторики. Ребенку читают потешки, стишки, в которых присутствуют двигательные элементы. Он слушает стихи и по сигналу взрослого иллюстрирует их с помощью похлопываний, поглаживаний, сгибания и разгибания пальчиков. Для проведения пальчиковых игр не требуется дополнительного оборудования и специальных условий.
Чтобы сыграть в игру «Мышь скатилась кувырком», ребенок садится на колени, кончиками пальцев «шагает» от колен до макушки под стихи, которые читает взрослый:
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом!» (один хлопок над головой) —
Мышь скатилась кувырком (руки «скатываются» на пол).
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом!» (два хлопка) —
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!» (три хлопка) —
Мышь скатилась кувырком.
Игры с различными предметами и материалами
Игры с предметами позволяют задействовать все органы чувств, активизируют процесс восприятия, расширяют словарный запас малыша, учат давать характеристики предметам.
Существуют следующие игры:
- Ребенку предлагаются пластиковая бутылка и различные мелкие предметы: бусины, камешки, крупа, пуговицы. Необходимо сделать из бутылки погремушку, поместив их внутрь через горлышко.
- Взрослый предлагает построить сказочный город из песка. Для этого используются фигурки, шишки, цветы, вода. Ребенок строит дома, высаживает леса, выкапывает реки, засыпает горы.
- Для развития органов чувств используются сенсорные коробки. В основу, которой может послужить таз, короб, кастрюля, контейнер, складывают различные предметы: кусочки ткани, соль, макароны, крупы, бобовые, бумагу, природные материалы, перчатки, лопатки, ложки, вилки, силиконовые формы. Разнообразие форм и структур позволит развить тактильные функции.
Что делать, если ребенок не говорит
Если ребенок на втором и третьем году жизни не разговаривает или использует малопонятную скудную речь, то необходимо обратиться к логопеду, психологу и неврологу для общей диагностики.
Ситуации, которые оказывают негативное влияние на развитие речи:
- недостаточное общение со взрослыми;
- невнимание взрослого к проблемам ребенка;
- неблагоприятные эмоциональные и гигиенические условия для развития ребенка;
- понимание ребенка и выполнение его требований без необходимости объяснять и использовать новые слова, отсутствие стимула к развитию;
- преобладание у взрослого «детских» фраз, когда не ребенок подражает взрослой речи, а, наоборот, взрослый спускается на уровень ребенка;
- преобладание эмоционального общения над деловым, когда родители активно использует восклицательные междометия, похвалу, но не применяют подсказки, объяснения.
Если у ребенка замедленно развивается активная речь, то следует убедиться, что:
- У него нормально развит слух.
- Он понимает обращенные к нему просьбы.
- Пытается подражать словам.
- Взаимодействует в ситуации общения.
В таких случаях физиологических отклонений нет, но необходимы специальные условия:
- Избегать физического и эмоционального перенапряжения.
- Создать адекватный возрасту режим: следить за нормами сна и бодрствования, обеспечить полезным питанием, активными прогулками. Посещать детские площадки с большим количеством детей. Мотивировать ребенка забираться на ступеньки, горки, лазить по спортивному комплексу.
- Использовать в разговоре внятную, спокойную речь. Разговаривать в быту, включать речь в предметные действия.
- Сопровождать показ предметов увлекательным рассказом.
- Рассказывать сказки, читать стихи, рассматривать детские книжки, обсуждать их.
- Для стимуляции речи давать поручения: сказать что-то кому-либо, передать, позвать, попросить.
Речь до трех лет развивается активно, скачками. Период раннего детства — время, когда упражнения на речевое развитие дадут максимальный эффект.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»
Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Развитие речи как средством общения и культуры, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи
Теоретические аспекты формирования детского словотворчества...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по мотивам сказки «Три медведя» Интегрированное занятие по развитию речи, познавательному развитию в средней группе.
Развитие речи детей по средствам игровой деятельности...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию
Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...

