«Игры с использованием нестандартного оборудования как средство развития мелкой моторики рук»
рабочие листы по развитию речи (средняя группа)

Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста, выполняет много разных функций. Моторика активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл papka_po_samoobrazovaniyu_2.docx252.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 10 Лесозаводского городского округа»

Тема по самообразованию

«Игры с использованием нестандартного оборудования как средство развития мелкой моторики рук»

Воспитатель: Каверина С.В.

г. Лесозаводск

Актуальность:

В. А. Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.

Проблема развития мелкой моторики у детей отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования» и является одной из важных задач воспитания и обучения на протяжении всего периода дошкольного детства.

Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу. Сегодня, в век информации и электроники, люди, и в частности дети, стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона – ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей.

Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста, выполняет много разных функций. Моторика активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

Поэтому в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Чтобы избежать трудностей при обучении в школе, необходимо начинать развитие мелкой моторики уже с самого раннего возраста.

Сегодня существует много занятий и игр, направленных на развитие моторики кистей и пальцев рук. Овладение детьми такими навыками как лепка, рисование, использование ножниц, стека, лопаток, застегивание и расстегивание застежек и др.

В то же время в быту существует большое количество предметов, которые мы используем по прямому назначению. Но многие из них могут оказать помощь дошкольникам для развития мелкой моторики рук, это могут быть:

- природный материал (шишки, орехи лесные, орехи грецкие);

- бытовые предметы (зубные щетки, щетки для одежды, прищепки);

- бросовый материал (крышечки от пластиковых бутылок);

- крупа (крашеный рис, овсянка, фасоль, горох, макароны);

- ленты, шнурки, платочки, пуговицы.

Главное преимущество нетрадиционных предметов состоит в том, что они:

• всегда доступны;

• не требуют больших финансовых затрат;

• сломанный материал легко заменить новым;

• необычность их использования привлекает детей и служит прекрасным средством развития.

Основной целью работы над темой стало развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

Образовательные:

• Изучить опыт коллег по теме.

• Обогатить предметно – развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики рук.

• Наладить работу по повышению педагогической компетентности родителей в вопросе развития мелкой моторики детей.

Развивающие:

• Способствовать развитию познавательной активности детей: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения.

Развивать мелкую моторику.

Развивать тактильную чувствительность.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к использованию нестандартного оборудования.

• Воспитывать уважительное отношение к объектам природы.

• Формировать положительный эмоциональный настрой.

Средства достижения поставленных задач:

• применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;

• использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке;

• информационные листы для родителей;

• разучивание стихов, потешек;

• использование атрибутов к играм по развитию мелкой моторики рук.

Виды деятельности, развивающие мелкую моторику рук.

Игровая деятельность

  • Пальчиковые игры и упражнения;
  • Массаж кистей рук и пальцев;
  • Игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками;
  • Игры с верёвочкой, шнуровку.

Продуктивная деятельность

  • Лепка, аппликация, рисование;
  • Раскрашивание;

Познавательно-исследовательская деятельность

  • Конструирование из лего - конструктора;
  • Конструирование из бумаги;
  • Конструирование из природного материала;
  • Графические упражнения, штриховки;
  • Собирание конструкторов и мозаик;

Театральная деятельность

  • Показ разных видов театра.

Использование мелкой моторики в различных видах деятельности:

• Продуктивная деятельность

• Индивидуальная работа

• Самостоятельная деятельность

• Прогулка

• Утренняя гимнастика

• Самообслуживание

• Логоритмика

• Работа с родителями

Оснащение группы: В группе подобран материал по теме: картотека пальчиковых игр, «Пальчиковый театр», игры на липучках, магнитные доски, дидактические игры «Шнуровки», «Пазлы», «Собери бусы», «Выложи узор» из семян, «Волшебные пуговицы», «Золушка», «Игры с прищепками», мозаики, рамки – вкладыши, деревянные матрешки, пирамидки, трафареты, раскраски, конструкторы. Материал по различным видам продуктивной деятельности (лепке, рисованию, аппликации, конструированию, счетные палочки, методическая литература и др.)

Мелкую моторику рук развивают:

1. Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;

2. Массаж с растиранием пальчиков и с массажёрами для рук;

3. Народные игры с ладошками;

4. Игры с природным материалом;

5. Игры с предметами домашнего обихода;

6. Пальчиковый театр;

7. Дидактические игры;

8. Занятия продуктивной деятельностью (рисовании, лепка, аппликация).

Этапы реализации:

Сроки

реализации

Этапы

Сентябрь-

Октябрь

#1055;одготовительный этап

• Изучение литературы по данной теме;

• Подготовка методического материала;

• Разработка картотек пальчиковых игр;

• Подборка закличек, потешек, пальчиковых упражнений и игр по возрасту детей;

• Разработка перспективного плана для работы по развитию мелкой моторики рук детей;

• Создание необходимых условий развивающей среды в группе по теме;

• Привлечение родителей к помощи по данной проблеме;

• Прохождение курсов по повышению квалификации по данному направлению;

• Сбор информации, работа с интернет - источниками;

• Формулирование целей и задач данной темы.

Ноябрь - Март

2. Практический этап:

• Создание в группе условий для реализации темы;

• Подборка иллюстрационного, наглядного и дидактического материала;

• Составление картотеки игр по теме;

• Оформление уголка с использованием нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики.

Апрель - Май

3. Итоговый этап:

• Подведение итогов;

• Изготовление лепбук «Развитие мелкой моторики»;

• Оформление альбома «Пальчиковые игры».

Перспективный план работы с детьми по использованию нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук во второй младшей группе

Месяц

Тематика работы

Сентябрь

#1047;накомство с детьми, исследование моторной сферы;

#1044;/игра «Волшебное превращение веревочки», «Сложи по образцу»;

3. Лепка «Солнце»;

#1057;амомассаж грецкими орехами; мячиками;

5. Разучивание пальчиковой игры;

6. Игры с платочком;

#1047;аучивание закличек;

8. Раскраски;

9. Игры с лего - конструктором;

#1048;гры с мозаикой;

#1055;оказ пальчикового театра.

Октябрь

1. Игры с прищепками;

2. Аппликация способом обрывания «Осеннее дерево»;

#1048;гры с бусами;

#1056;азучивание пальчиковой гимнастики;

#1050;онструирование поделок из природного материала;

6. Игры с деревянными матрешками;

#1055;альчиковые игры;

#1056;аскраска;

#1051;епка «Грибы»;

#1055;оказ пальчикового театра;

#1044;/игра «Большой – маленький».

Ноябрь

1. Игры с пуговицами;

#1055;альчиковая гимнастика;

#1059;пражнения с карандашами;

#1048;гры с кубиками;

#1047;аучивание закличек;

#1055;оказ пальчикового театра;

#1048;гры с игрушками из «киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна, мешочка;

#1057;амомассаж рук с проговариванием потешек;

#1048;гры на липучках.

#1056;азминка с мячиками;

#1040;ппликация «Матрешка»;

Декабрь

#1048;гра с мозаикой;

#1057;амомассаж с использованием грецких орехов;

#1048;гры с резинками для головы;

#1047;аучивание закличек;

#1055;альчиковая гимнастика;

#1053;астольная игра;

#1057;амомассаж махровыми варежками;

#1048;гры с крупами;

#1048;гры с ковриками;

#1048;гры с платочками;

#1040;ппликация «Открытка».

Январь

#1048;гра со счетными палочками;

#1055;оказ пальчикового театра;

#1048;гры на магнитах.

4. Самомассаж с мячиками;

5. Лего-конструктор;

#1051;епка «Колобок»;

#1055;альчиковая игра;

#1048;гра с крышками;

9. Аппликация «Снеговик»;

10. Игра с ковриками;

#1048;гры с резинками для головы.

Февраль

#1048;гры с прищепками;

2. Игра – шнуровки;

3. Самомассаж махровыми варежками;

4. Игры с шишками;

#1047;аучивание закличек;

6. Упражнения с карандашами;

#1056;исование ладошками «Цветы»;

#1048;гры с крупами;

#1055;оказ пальчикового театра;

#1048;гры с кубиками;

#1056;аскраски.

Март

#1040;ппликация «Открытка маме»;

#1048;гры с пуговицами;

3. Игра с ковриками;

#1057;амомассаж с мячиками;

#1055;оделка из ватных дисков;

#1048;гры с прищепками;

#1048;гра с мозаикой;

#1059;пражнение с карандашом;

#1048;гры со счетными палочками;

#1055;альчиковая гимнастика;

#1048;гры – шнуровки.

Апрель

1. Самомассаж махровыми варежками;

2. Игра с прищепками;

3. Игры с платочками;

4. Игры с пуговицами;

5. Рисование пальцами;

6. Игры с крупами;

7. Игры со шнуровкой;

8. Раскрасим картинку.

9. Пальчиковая игра;

#1055;оказ театра сказка;

#1050;онструирование.

Май

1. Игры с бусами;

2. Игры с мозаикой;

3. Показ пальчикового театра;

4. Самомассаж с мячиками;

5. Заучивание закличек;

6. Игра с ковриками;

7. Апликация «Салют победы»;

8. Лепка «Разноцветные шары»;

9. Пальчиковая гимнастика;

#1048;гры – шнуровка;

#1048;гры с резинками для волос.

Благодаря проведению систематической работы по предложенному плану могут быть достигнуты следующие ожидаемые результаты у детей:

- Увеличится сила рук и чувствительность ладоней;

- Улучшится координация движений рук;

- Научатся захватывать предмет, действуя целенаправленно (правильно определять место предмета в пространстве);

- Пополнится предметно-развивающей среда;

- К концу года у детей пальчики станут более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезнет скованность движений;

- Повысится интерес детей к пальчиковым играм, дети начнут овладевать сложными упражнениями;

- Станут больше говорить с взрослыми, общаться со сверстниками.

План работы с родителями

Период

Мероприятие

Сентябрь - Май

  1. Консультация на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей»;
  2. Анкета «Развитие мелкой моторики рук;
  3. Папка - передвижка для родителей: «Игры и задания для развития мелкой моторики рук»;
  4. Консультация «Развитие мелкой моторики рук у детей в домашних условиях»;
  5. Консультация «Использование нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики»;
  6. Памятка «Развиваем пальцы – развиваем речь»;
  7. Конкурс «Игры для развития мелкой моторики из подручных материалов»;
  8. Индивидуальные беседы с родителями по вопросу развития мелкой моторики конкретного ребенка, разработка индивидуальных рекомендаций.

Заключение

Тема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. В ходе реализации данной темы «использование нетрадиционного оборудования» в различных видах деятельности детей способствует развитию мелкой моторики рук дошкольников, а систематическая и планомерная работа по теме благотворно влияет на развитие познавательных процессов и связной речи и способствует сохранению как физического, так и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе. В результате работы мне удалось повысить уровень развития мелкой моторики рук у детей, разучить с детьми большое количество пальчиковой гимнастики, игр, потешек, закличек. Разные виды деятельности способствовали развитию таких психических функций у детей, как мышление, память, внимание, речь; улучшалась ориентировка в пространстве; воспитывались такие качества, как усидчивость, терпение, желание доводить начатое дело до конца.

Дети приобрели практические умения и навыки, необходимые в жизни. Родители ознакомлены с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, охотно принимают участие в совместной деятельности. Поставленная цель достигнута, задачи реализованы. Но, самое главное, не стоит забывать о том, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Поэтому, в дальнейшем мною запланировано продолжить работу по данной теме и искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности и формировать интерес к различным видам деятельности.

Список использованной литературы

  1. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. Изд. «ДЕТСТВО - ПРЕСС», разработано в соответствии ФГОС, 2021г.
  2. Е. С. Анищенкова «Пальчиковая гимнастика» для развития речи дошкольников изд. АСТ, 2019г.
  3. И. Светлова И. "Развиваем мелкую моторику" ЭКСМО-Пресс, 2003г.
  4. Е. Ю. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги", Изд. «Корона», 2018г.
  5. Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», Изд. «Владос». Москва, 2019г.
  6. Диагностический журнал, в помощь педагогу ДОУ «Развитие мелкой моторики и речи», 2021.
  7. Интернет ресурсы. Прохождение курсов по повышению квалификации по данному направлению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игры с использованием нестандартного оборудования для сенсорного развития детей

В этой консультации описано что . Сенсорное развитие ребенка имеет большое значение в образовательной области «Художественное творчество», именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствован...

Консультация для родителей.«Игры с использованием нестандартного оборудования для сенсомоторного развития дошкольников»

Работая с детьми дошкольного возраста много лет, из своего опыта могу сказать, что не все дети к трем годам усваивают форму, цвет, величину предметов....

\'Использование нестандартного оборудования как средства развития двигательной активности детей дошкольного возраста\'.

Предложенному  Вашему вниманию оборудование сделано своими руками  и родителями для пополнения  предметно-развивающей среды....

Презентация на тему: "Использование нестандартного оборудования , как средства развития двигательной активности детей раннего возраста"

Нестандартное физкультурное оборудование-это оборудование  сделанное своими руками из подручных средств и материалов.При применении нестандартное оборудование на занятиях по физическому развитию,...

Игры с использование нестандартного оборудования, как средство для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста

       В жизни человека есть только один период, предназначенный для строительства разума: возраст от 0 до 6 лет. Это творческий период, когда закладываются такие стороны ха...

Нетрадиционное оборудование как средство развития мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста

Цель: развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов....

Консультация для педагогов «Использование нестандартного оборудования, как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст - важный период в формировании физического здоровья человека. Решая задачи всестороннего воспитания и развития детей ДОУ, все больше внимания уделяют оздоровлению средствами физичес...