«Игры с использованием нестандартного оборудования как средство развития мелкой моторики рук»
рабочие листы по развитию речи (средняя группа)
Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста, выполняет много разных функций. Моторика активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 252.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 10 Лесозаводского городского округа»
Тема по самообразованию
«Игры с использованием нестандартного оборудования как средство развития мелкой моторики рук»
Воспитатель: Каверина С.В.
г. Лесозаводск
Актуальность:
В. А. Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.
Проблема развития мелкой моторики у детей отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования» и является одной из важных задач воспитания и обучения на протяжении всего периода дошкольного детства.
Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу. Сегодня, в век информации и электроники, люди, и в частности дети, стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона – ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей.
Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста, выполняет много разных функций. Моторика активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
Поэтому в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Чтобы избежать трудностей при обучении в школе, необходимо начинать развитие мелкой моторики уже с самого раннего возраста.
Сегодня существует много занятий и игр, направленных на развитие моторики кистей и пальцев рук. Овладение детьми такими навыками как лепка, рисование, использование ножниц, стека, лопаток, застегивание и расстегивание застежек и др.
В то же время в быту существует большое количество предметов, которые мы используем по прямому назначению. Но многие из них могут оказать помощь дошкольникам для развития мелкой моторики рук, это могут быть:
- природный материал (шишки, орехи лесные, орехи грецкие);
- бытовые предметы (зубные щетки, щетки для одежды, прищепки);
- бросовый материал (крышечки от пластиковых бутылок);
- крупа (крашеный рис, овсянка, фасоль, горох, макароны);
- ленты, шнурки, платочки, пуговицы.
Главное преимущество нетрадиционных предметов состоит в том, что они:
• всегда доступны;
• не требуют больших финансовых затрат;
• сломанный материал легко заменить новым;
• необычность их использования привлекает детей и служит прекрасным средством развития.
Основной целью работы над темой стало развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Образовательные:
• Изучить опыт коллег по теме.
• Обогатить предметно – развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики рук.
• Наладить работу по повышению педагогической компетентности родителей в вопросе развития мелкой моторики детей.
Развивающие:
• Способствовать развитию познавательной активности детей: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения.
• Развивать мелкую моторику.
• Развивать тактильную чувствительность.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к использованию нестандартного оборудования.
• Воспитывать уважительное отношение к объектам природы.
• Формировать положительный эмоциональный настрой.
Средства достижения поставленных задач:
• применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;
• использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке;
• информационные листы для родителей;
• разучивание стихов, потешек;
• использование атрибутов к играм по развитию мелкой моторики рук.
Виды деятельности, развивающие мелкую моторику рук.
Игровая деятельность
- Пальчиковые игры и упражнения;
- Массаж кистей рук и пальцев;
- Игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками;
- Игры с верёвочкой, шнуровку.
Продуктивная деятельность
- Лепка, аппликация, рисование;
- Раскрашивание;
Познавательно-исследовательская деятельность
- Конструирование из лего - конструктора;
- Конструирование из бумаги;
- Конструирование из природного материала;
- Графические упражнения, штриховки;
- Собирание конструкторов и мозаик;
Театральная деятельность
- Показ разных видов театра.
Использование мелкой моторики в различных видах деятельности:
• Продуктивная деятельность
• Индивидуальная работа
• Самостоятельная деятельность
• Прогулка
• Утренняя гимнастика
• Самообслуживание
• Логоритмика
• Работа с родителями
Оснащение группы: В группе подобран материал по теме: картотека пальчиковых игр, «Пальчиковый театр», игры на липучках, магнитные доски, дидактические игры «Шнуровки», «Пазлы», «Собери бусы», «Выложи узор» из семян, «Волшебные пуговицы», «Золушка», «Игры с прищепками», мозаики, рамки – вкладыши, деревянные матрешки, пирамидки, трафареты, раскраски, конструкторы. Материал по различным видам продуктивной деятельности (лепке, рисованию, аппликации, конструированию, счетные палочки, методическая литература и др.)
Мелкую моторику рук развивают:
1. Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;
2. Массаж с растиранием пальчиков и с массажёрами для рук;
3. Народные игры с ладошками;
4. Игры с природным материалом;
5. Игры с предметами домашнего обихода;
6. Пальчиковый театр;
7. Дидактические игры;
8. Занятия продуктивной деятельностью (рисовании, лепка, аппликация).
Этапы реализации:
Сроки реализации | Этапы |
Сентябрь- Октябрь | #1055;одготовительный этап • Изучение литературы по данной теме; • Подготовка методического материала; • Разработка картотек пальчиковых игр; • Подборка закличек, потешек, пальчиковых упражнений и игр по возрасту детей; • Разработка перспективного плана для работы по развитию мелкой моторики рук детей; • Создание необходимых условий развивающей среды в группе по теме; • Привлечение родителей к помощи по данной проблеме; • Прохождение курсов по повышению квалификации по данному направлению; • Сбор информации, работа с интернет - источниками; • Формулирование целей и задач данной темы. |
Ноябрь - Март | 2. Практический этап: • Создание в группе условий для реализации темы; • Подборка иллюстрационного, наглядного и дидактического материала; • Составление картотеки игр по теме; • Оформление уголка с использованием нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики. |
Апрель - Май | 3. Итоговый этап: • Подведение итогов; • Изготовление лепбук «Развитие мелкой моторики»; • Оформление альбома «Пальчиковые игры». |
Перспективный план работы с детьми по использованию нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук во второй младшей группе
Месяц | Тематика работы |
Сентябрь | #1047;накомство с детьми, исследование моторной сферы; #1044;/игра «Волшебное превращение веревочки», «Сложи по образцу»; 3. Лепка «Солнце»; #1057;амомассаж грецкими орехами; мячиками; 5. Разучивание пальчиковой игры; 6. Игры с платочком; #1047;аучивание закличек; 8. Раскраски; 9. Игры с лего - конструктором; #1048;гры с мозаикой; #1055;оказ пальчикового театра. |
Октябрь | 1. Игры с прищепками; 2. Аппликация способом обрывания «Осеннее дерево»; #1048;гры с бусами; #1056;азучивание пальчиковой гимнастики; #1050;онструирование поделок из природного материала; 6. Игры с деревянными матрешками; #1055;альчиковые игры; #1056;аскраска; #1051;епка «Грибы»; #1055;оказ пальчикового театра; #1044;/игра «Большой – маленький». |
Ноябрь | 1. Игры с пуговицами; #1055;альчиковая гимнастика; #1059;пражнения с карандашами; #1048;гры с кубиками; #1047;аучивание закличек; #1055;оказ пальчикового театра; #1048;гры с игрушками из «киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна, мешочка; #1057;амомассаж рук с проговариванием потешек; #1048;гры на липучках. #1056;азминка с мячиками; #1040;ппликация «Матрешка»; |
Декабрь | #1048;гра с мозаикой; #1057;амомассаж с использованием грецких орехов; #1048;гры с резинками для головы; #1047;аучивание закличек; #1055;альчиковая гимнастика; #1053;астольная игра; #1057;амомассаж махровыми варежками; #1048;гры с крупами; #1048;гры с ковриками; #1048;гры с платочками; #1040;ппликация «Открытка». |
Январь | #1048;гра со счетными палочками; #1055;оказ пальчикового театра; #1048;гры на магнитах. 4. Самомассаж с мячиками; 5. Лего-конструктор; #1051;епка «Колобок»; #1055;альчиковая игра; #1048;гра с крышками; 9. Аппликация «Снеговик»; 10. Игра с ковриками; #1048;гры с резинками для головы. |
Февраль | #1048;гры с прищепками; 2. Игра – шнуровки; 3. Самомассаж махровыми варежками; 4. Игры с шишками; #1047;аучивание закличек; 6. Упражнения с карандашами; #1056;исование ладошками «Цветы»; #1048;гры с крупами; #1055;оказ пальчикового театра; #1048;гры с кубиками; #1056;аскраски. |
Март | #1040;ппликация «Открытка маме»; #1048;гры с пуговицами; 3. Игра с ковриками; #1057;амомассаж с мячиками; #1055;оделка из ватных дисков; #1048;гры с прищепками; #1048;гра с мозаикой; #1059;пражнение с карандашом; #1048;гры со счетными палочками; #1055;альчиковая гимнастика; #1048;гры – шнуровки. |
Апрель | 1. Самомассаж махровыми варежками; 2. Игра с прищепками; 3. Игры с платочками; 4. Игры с пуговицами; 5. Рисование пальцами; 6. Игры с крупами; 7. Игры со шнуровкой; 8. Раскрасим картинку. 9. Пальчиковая игра; #1055;оказ театра сказка; #1050;онструирование. |
Май | 1. Игры с бусами; 2. Игры с мозаикой; 3. Показ пальчикового театра; 4. Самомассаж с мячиками; 5. Заучивание закличек; 6. Игра с ковриками; 7. Апликация «Салют победы»; 8. Лепка «Разноцветные шары»; 9. Пальчиковая гимнастика; #1048;гры – шнуровка; #1048;гры с резинками для волос. |
Благодаря проведению систематической работы по предложенному плану могут быть достигнуты следующие ожидаемые результаты у детей:
- Увеличится сила рук и чувствительность ладоней;
- Улучшится координация движений рук;
- Научатся захватывать предмет, действуя целенаправленно (правильно определять место предмета в пространстве);
- Пополнится предметно-развивающей среда;
- К концу года у детей пальчики станут более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезнет скованность движений;
- Повысится интерес детей к пальчиковым играм, дети начнут овладевать сложными упражнениями;
- Станут больше говорить с взрослыми, общаться со сверстниками.
План работы с родителями
Период | Мероприятие |
Сентябрь - Май |
|
Заключение
Тема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. В ходе реализации данной темы «использование нетрадиционного оборудования» в различных видах деятельности детей способствует развитию мелкой моторики рук дошкольников, а систематическая и планомерная работа по теме благотворно влияет на развитие познавательных процессов и связной речи и способствует сохранению как физического, так и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе. В результате работы мне удалось повысить уровень развития мелкой моторики рук у детей, разучить с детьми большое количество пальчиковой гимнастики, игр, потешек, закличек. Разные виды деятельности способствовали развитию таких психических функций у детей, как мышление, память, внимание, речь; улучшалась ориентировка в пространстве; воспитывались такие качества, как усидчивость, терпение, желание доводить начатое дело до конца.
Дети приобрели практические умения и навыки, необходимые в жизни. Родители ознакомлены с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, охотно принимают участие в совместной деятельности. Поставленная цель достигнута, задачи реализованы. Но, самое главное, не стоит забывать о том, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Поэтому, в дальнейшем мною запланировано продолжить работу по данной теме и искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности и формировать интерес к различным видам деятельности.
Список использованной литературы
- Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. Изд. «ДЕТСТВО - ПРЕСС», разработано в соответствии ФГОС, 2021г.
- Е. С. Анищенкова «Пальчиковая гимнастика» для развития речи дошкольников изд. АСТ, 2019г.
- И. Светлова И. "Развиваем мелкую моторику" ЭКСМО-Пресс, 2003г.
- Е. Ю. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги", Изд. «Корона», 2018г.
- Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», Изд. «Владос». Москва, 2019г.
- Диагностический журнал, в помощь педагогу ДОУ «Развитие мелкой моторики и речи», 2021.
- Интернет ресурсы. Прохождение курсов по повышению квалификации по данному направлению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игры с использованием нестандартного оборудования для сенсорного развития детей
В этой консультации описано что . Сенсорное развитие ребенка имеет большое значение в образовательной области «Художественное творчество», именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствован...

Консультация для родителей.«Игры с использованием нестандартного оборудования для сенсомоторного развития дошкольников»
Работая с детьми дошкольного возраста много лет, из своего опыта могу сказать, что не все дети к трем годам усваивают форму, цвет, величину предметов....
\'Использование нестандартного оборудования как средства развития двигательной активности детей дошкольного возраста\'.
Предложенному Вашему вниманию оборудование сделано своими руками и родителями для пополнения предметно-развивающей среды....

Презентация на тему: "Использование нестандартного оборудования , как средства развития двигательной активности детей раннего возраста"
Нестандартное физкультурное оборудование-это оборудование сделанное своими руками из подручных средств и материалов.При применении нестандартное оборудование на занятиях по физическому развитию,...

Игры с использование нестандартного оборудования, как средство для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
В жизни человека есть только один период, предназначенный для строительства разума: возраст от 0 до 6 лет. Это творческий период, когда закладываются такие стороны ха...

Нетрадиционное оборудование как средство развития мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста
Цель: развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов....

Консультация для педагогов «Использование нестандартного оборудования, как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст - важный период в формировании физического здоровья человека. Решая задачи всестороннего воспитания и развития детей ДОУ, все больше внимания уделяют оздоровлению средствами физичес...