Игры с использование нестандартного оборудования, как средство для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
методическая разработка (средняя группа)

Недведская Ирина Викторовна

         В жизни человека есть только один период, предназначенный для строительства разума: возраст от 0 до 6 лет. Это творческий период, когда закладываются такие стороны характера, как сосредоточенность, аккуратность, самодисциплина, творческие интересы. И если игнорировать эти возможности или создавать неблагоприятные условия, то развитие их не произойдёт.

М. Монтессори

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_ispolzovaniem_ne_stardatnogo_oborudovaniya.docx75.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Анжеро-Судженского городского округа

«Детский сад №23»

 «Игры  с использование нестандартного оборудования,

как средство  для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»

Методические рекомендации

Анжеро-Судженск 2017

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. Теоретические основы изучения проблемы развития мелкой моторики у       детей дошкольного возраста………………..................................................5

2. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики

у детей   дошкольного возраста………………………………………………9

3.Актуальность…………………………………………………………………13

Заключение……………………………………………………………………...16

Список литературы……………………………………………………………..17

Приложения

Приложение 1. Игры для развития мелкой моторики рук  с нестандартным оборудованием в стихотворном сопровождении……………………………..18

Приложение 2. Игры без стихотворного сопровождения…………………24

Конспекты занятий с элементами методики Монтессори (1мл.група)……26

 

Введение

         В жизни человека есть только один период, предназначенный для строительства разума: возраст от 0 до 6 лет. Это творческий период, когда закладываются такие стороны характера, как сосредоточенность, аккуратность, самодисциплина, творческие интересы. И если игнорировать эти возможности или создавать неблагоприятные условия, то развитие их не произойдёт.

М. Монтессори

            О развитии мелкой моторики в последнее время немало написано книг и методических пособий. И это не случайно. Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показали, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Мелкая моторика начинает формироваться на первом году жизни и имеет большое значение на развитие ребенка. Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель . Развивать мелкую моторику ребенка можно различными способами, в том числе и при помощи пальчиковых игр.         

 С каждым днём  жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передавать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это - основное условие успешного обучения, ведь посредством речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли. Что же следует сделать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным. Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связанная речь.

 В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока-ворона». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. Поэтому в педагогической практике современного детского сада игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики, занимают все большее место. Еще известный физиолог В.М. Бехтерев доказывал положительное влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, на развитие речи, а значит и интеллекта.

Отсюда цель работы – развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через использование пальчиковых игр и упражнений.

М.М. Кольцова в работе «Ребенок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием  импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, которая питает мозг ребёнка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. На протяжении всего раннего детства чётко выступает эта зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми – и с теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи.

1. Теоретические основы изучения проблемы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста 

     Мелкая моторика - это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста естественным образом. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, в дальнейшем ребенок, подрастая, учится держать ложку, карандаш. С возрастом моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных движений обеих рук.

     Педагоги  занимающиеся проблемами развития дошкольников и младших школьников, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Отношение к рукам у человечества было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали все необходимое для жизни, лечили, учили и учились…

По урокам судили о здоровье, о положении человека (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере, темпераменте (вялые, флегматичные или быстрые, нервные руки).

Не случайно в языке так много выражений, связанных с руками: «Мастер на все руки», «Золотые руки», «Положа руку на сердце», «Рукой подать», «Не подать руки», «Руками развести», «Руки опускаются», «Обеими руками «за», «Своя рука - владыка», «Чужими руками жар загребать», «Руки не оттуда растут», «Работать не покладая рук», «Как рукой сняло» и т.д.

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и ее «святая святых» - мозга. И если когда-то подобные выводы были эмпирическими, основывались на опыте и наблюдениях, то для современных нейрофизиологов, физиологов, психологов взаимосвязь мозга и руки – аксиома, подтвержденная тончайшими датчиками специальных приборов.

В XX веке такие исследователи, как Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А. Выллон, Ж. Пиаже, Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, А.М. Фонарев, М.М. Кольцова, Н.М. Аксарина, Н.М. Щелованов и многие другие доказали, чтосенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития.

Психологи отмечают, что умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.

Первый этап мышления называют наглядно – или предметно – действительным. С полным основанием такое мышление можно назвать «ручным» - ведь только манипулируя предметами, ребенок познает их свойства, особенности. Это значит, что все мыслительные задачи он решает руками, действиями.

Чем больший запас действий и проб накопит в своем опыте ребенок, тем скорее он перейдет ко второму этапу – наглядно-образному, когда будет оперировать уже не самими предметами, а их образами: «Печенье круглое, как колесо», «Плащ  бегемотового цвета», «Дай такую букву, как баранка».

Третий этап - словесно-логическое или абстрактное мышление. Здесь даже практические задачи будут решаться не руками, а в уме. Мышление оперирует понятиями, суждениями, умозаключениями, обычно формируется в речи и сопровождается речью.

В итоге приходим к выводу: начало развитию мышления дает рука. Как писал физиолог И.П. Павлов, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»

Рука изучает мир вещей

Табличку «Руками не трогать» часто можно встретить в музеях, на выставках, в магазинах. Почему же посетители, особенно дети, пытаются игнорировать устные и письменные просьбы? Их толкает инстинкт познания, исследовательский инстинкт. Хочется попробовать не только зрением, но и на ощупь. Ведь рука дает очень много информации: о весе, мягкости-твердости, гладкости-шероховатости, теплоте-прохладе, сухости-влажности и о многом другом.

Исследователи утверждают, что нигде познавательная деятельность не выявляется так ярко, как в движениях руки – органе чувственного познания.

В детстве движения доставляют, кроме всего прочего, и мышечную радость. Чем старше ребенок, тем сильнее его желание двигаться, хватать все руками, переставлять, а значит исследовать.

В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции:

  • Органов движения;
  • Органов познания; аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов).

     Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это       время «Учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

    Как же рука изучает, обследует предметы?

    В специальной литературе принято выделять пять основных движений:

  1. легкое прикосновение; 2) постукивание; 3) взятие в руки (хватание);     4)надавливание; 5) ощупывание. Действия ощупывания, выслушивания называют персептивным.
  1. Прикосновение взрослых используют чаще, постепенно приучают к этому и детей. Люди прикасаются, когда хотят убедиться в наличии предмета, его температуры (горячий, холодный, теплый), влажности и т.д.
  2. Постукивание (удары одним или несколькими пальцами) дает возможность взрослым получить информацию о свойствах материалов. Например, если постучать по стеклу, фарфору, хрусталю, дереву, металлу, пластмассе или картону, то по характерным звукам можно распознать материал даже с закрытыми глазами.

Детей учат постукивать пальцами во время игры на музыкальных инструментах – постукивать музыкальными молоточками, палочками по металлофону.

  1. Взятие в руки начинает формироваться с хватания. Когда ребенок научится не хватать, а брать в руки, то обнаруживает многие интересные свойства предметов: вес, особенности поверхности, формы и т.д.
  2. Надавливание дает возможность определить, мягкий или твердый предмет, из какого материала сделан. Малышам надавливание доставляет удовольствие, если оно еще и вызывает звучание. По принципу извлечения звука путем надавливания устроены многие детские игрушки – пищалки, клавишные инструменты. Сила надавливания определяет характер звука – это дети устанавливают опытным путем.
  3. Ощупывание (обхватом, потиранием, поглаживанием, круговыми и мнущими движениями). При ощупывании используют движения с учетом величины предмета и его особенностей. Мелкие, сыпучие предметы (зерно, крупа, соль) ребенка учат ощупывать прикосновениями ладони или двумя пальцами. Большими, указательным, средним пальцами учат ощупывать детали мозаики, пуговицы, скрепки, гайки, монеты. Крупные предметы (игрушки, плоды и т.д.) дети захватывают всеми пятью пальцами. Если предмет не умещается в руке, то переходят к двуручному ощупыванию – осязанию: одной рукой его держат, фиксируют, а другой – исследуют.

Ощупывание поглаживанием «к себе» дает возможность определить свойства поверхности. Штриховые и дуговые движения кончиками пальцев с высокой точностью распознают не только гладкость – шероховатость, но и сорт материала, например, на ощупь можно определить, какая бумага: газетная, пергаментная, промокательная.

Ощупывание может сопровождаться звучанием, например, бумага хрустит, если сухая.

Таким образом, рука познает, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительным, слуховым и обонятельными в сложные интегративные образы и представления.

На основе «обследовательских» движений рук создано много известных игр: «Угадай на ощупь», «Из чего предмет?», «Что звучало?», «Найди такой же», «Чудесный мешочек», «Что в черном ящике?» и др.

Современные педагоги, опираясь на данные физиологии и нейропсихологии, пытаются определить по ручной умелости детской руки особенности развития мозга, центральной нервной системы, а также выяснить степень соответствия возрастным нормам, требованиям, и «стандартам», степень и уровень подготовленности руки к школьному обучению.

Чаще всего анализируются графические умения детей. Так, английские исследователи Д. Элстон и Д. Тейлор оценивают, соответствует ли норме развитие мозга и руки ребенка по результатам копирования простейших геометрических фигур.

Нормой считается, если в два года ребенку доступно копирование вертикальной линии определенной длины; в два с половиной года – горизонтальной линии; в три года – копирование круга; в четыре года – пересекающихся линий с соблюдением размеров и соотношения штрихов; в пять лет – копирование квадрата; в пять с половиной лет – треугольника; в шесть лет – простейших геометрических фигур с соблюдением их размеров и пропорций.

2. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста 

      Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

      Казалось бы, все замечательно – малыши растут, их ручки с каждым годом должны становиться все более сильными и ловкими, но, к сожалению, само собой не у всех это происходит. Многим детям сложно манипулировать мелкими предметами, они неправильно держат карандаш, пальцы рук у них вялые и неловкие. Как же помочь им добиться необходимой ловкости маленьких пальчиков? Существует много различных способов добиться ускорения развития мелкой моторики рук. Это массаж кистей и пальцев рук, игры с мелкими предметами (мозаики, пазлы, бусинки, всевозможные конструкторы), игры с песком и водой, аппликация (как вырывная, так и при помощи ножниц), оригами, всевозможные плетения, лепка, рисование, штриховки и графические упражнения. Кроме всего перечисленного, можно предложить детям завязывание и развязывание ленточек, шнурков, узелков на веревочке; собирание разрезных картинок; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков; разбор круп (горох, гречка, рис) и т.д. Игр, заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, но самое интересное и доступное во всем этом многообразии, как для детей, так и для взрослых – это пальчиковые игры. Именно они помогут малышу научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и пальчиков [21]. 
    Пальчиковые игры и упражнения – развлекательное и оздоравливающе занятие. Поэтому игровую тренировку необходимо начинать с раннего возраста. Уже грудному малышу надо массировать пальчики, воздействуя тем Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития: 

Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом. Именно поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. 
      Способствуют развитию творческой деятельности.

Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!
Активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. 

Помогают в игре формировать элементарные математические представления. 

Учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. 

Развивают память, ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. 

Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.
Пальчиковые игры – интересное и увлекательное занятие и для детей, и для взрослых. В них могут играть со своими детьми родители, их же могут применять в работе воспитатели ДОУ. Пальчиковые игры можно использовать в любое время, как в режимных моментах, так и при непосредственной образовательной деятельности. Но взрослым не следует забывать некоторые правила: 


  1. Прежде чем разучивать новую пальчиковую игру с детьми, попробуйте поиграть самостоятельно, добейтесь четких движений руки и пальцев. 

  2. Перед каждой игрой настройте детей, найдите способ их заинтересовать. 

  3. Начинать пальчиковые игры желательно с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки, мячики. 

  4. При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются показывающим взрослым и ребенком медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. 

  5. Следует добиваться, чтобы дети выполняли движения кистями и пальцами с оптимальной амплитудой и нагрузкой. От вялых и небрежных движений пользы не будет.

  6. Пальчиковые игры следует проводить систематически, ежедневно. Чтобы приобретенные навыки закреплялись, следует повторять хорошо знакомые, полюбившиеся детям игры и одновременно разучивать новые. 

  7. Необходимо применять различные пальчиковые игры, используя сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, изолированные движения каждого из пальцев. Повторяйте игры, как для правой, так и для левой руки. 

  8. Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста (до 3 - 4 лет) рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста (4 - 7 лет) - 10-15 минут в день. 

  9. Воспитателям ДОУ следует разучивать с детьми новые пальчиковые игры планомерно. 

В младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Все упражнения выполняются в медленном темпе, сначала одной, затем другой рукой, а в конце – двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и четкостью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными. Каждое задание имеет название, выполняется два-три раза в день.

Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.

Пальчиковые игры также способствуют совершенствованию лексической, грамматической и связной речи (умение вести диалог, рассказывать, пересказывать). Во многих видах детской деятельности требуются умелые руки и развитая речь. Но где «разговорно-пальцевая» деятельность наиболее естественна? Конечно, в детском театре. В дошкольном учреждении используются разные виды театров.

Воспитатели, психологи обоснованно считают, что занятия в театральных студиях стимулируют не только развитие внимания, восприятия, памяти, речи, но и содействуют расцвету творческого воображения детей, приобщению к родной культуре, игровым народным традициям. Театральная деятельность как игра (а не муштра) помогает преодолеть стеснительность, поверить в себя, формирует чувство собственного достоинства.

По статическим данным, показатели здоровья детей дошкольного возраста в последние годы оставляют желать лучшего, значит, надо использовать все, что может помочь в решении этой проблемы. И в этом числе  оздоравливающие, корректирующие, снимающие эмоциональное и психическое напряжение игры и упражнения.

Задача взрослого – использовать те игры и упражнения, которые позитивно влияют на эмоциональное самочувствие ребенка, способствуют его развитию и саморазвитию.

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста при тесном взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений. 

Актуальность

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

        Есть множество разнообразных игр для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов:

  • массажных мячиков
  • платочков
  • ковриков
  • крупных бигуди
  • прищепок
  • специальных палочек
  • эспандеров
  • длинных бигуди
  • решеток
  • зубных щеток
  • бус
  • резинок для волос
  • щеток
  • шестигранных карандашей

Больше всего на свете ребенок хочет двигаться, для него движение- есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.

        Все игры, сопровождаются стихотворениями- это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма.

        Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх с предметами позволяет достичь наибольшего обучающего  эффекта: стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.

        Дети очень любят манипулировать, играть с предметами- заместителями, придумывать для них  новое применение.

        В пальчиковых играх с нестандартным оборудованием содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Во время игры с различными предметами также задействована ориентировка в схеме тела (голова, руки, ноги, туловище). Такие забавы очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

        Предложение игры, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной  и творческой активности, развивают внимание, мышление, память. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает в будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

        Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настроению, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

Основной целью представленных игр является развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.

Прежде чем показывать ребенку пальчиковую игру с нетрадиционными предметами, сначала проиграйте ее сюжет сами. Перед игрой следует обсудить ее содержание, отработать ключевые движения и комбинации пальцев с предметами. Это не только подготовит ребенка к правильному выполнению движений в игре, но и создаст благоприятный эмоциональный настрой. Известно, что увлечь детей легче всего тем, чем увлечен сам, поэтому при выполнении упражнения вместе с ребенком важно демонстрировать ему собственную увлеченность игрой.

        Если у ребенка нет настроения, лучше отложить занятия до более подходящего момента.

        Играя с ребенком, следует выражать радость, печаль, удивление, испуг, ведь то или иное событие ребенок запоминает лучше, если оно будет эмоционально окрашено.

        Запаситесь терпением и не ждите мгновенной реакции. Вполне возможно, что поначалу ребенок будет пассивным слушателем и вам придется манипулировать его руками. В дальнейшим, в результате тренировки движения пальцев совершенствуются, и ребенок станет выполнять упражнения активнее.

        Не ставьте перед ребёнком несколько задач одновременно (например, показывать движения с предметом и произносить стихотворение),  так как объем внимания у него ограничен и сложная задача может сразу отбить интерес к игре. Старайтесь не замечать, если ребенок по началу делает что-то неправильно, хвалите за успехи, не занижайте его самооценку, внушайте малышу уверенность в том, что у него все получается. Не сравнивайте детей друг с другом, а принимайте их такими, какие они есть.

        Работу проводите регулярно, систематически. Пальчиковые игры с нестандартным оборудованием обладают способностью настраивать детей на концентрацию внимания, что также может быть использовано педагогом, но по этой же причине ими нельзя злоупотреблять в течение дня к ним можно обращаться несколько раз, но играть понемногу.

        Соблюдайте временные регламенты, чтобы не вызвать переутомление ребенка. Длительность игр с двухлетними малышами- 5-10 минут, занятия с детьми 3-4 лет не должны превышать 15 минут, с ребятами 5-6 лет – 25 минут.

        Учитывайте индивидуальные способности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.

        Сложность предполагаемых ребенку игр должна возрастать постепенно.

        В возрасте от 2-х до 6 лет ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой сторонам. В играх с предметами звучание вашего голоса, громкость произносимого текста должны быть особенно выразительными. Ребенок воспринимает текст лучше, когда взрослый читает его наизусть.

        Стихи следует произносить то повышая, то понижая голос, делая паузы, выделяя те или иные слова, движения выполнять синхронно со стихами а паузах. Детям раннего возраста трудно проговаривать весь текст сразу, поэтому для начала им достаточно выполнять движения вместе с взрослыми.

        Играя с детьми в игры, обращайте особое внимание на точность и качество выполнение движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук.

        Не забывайте о том, что малыш воспринимает ваши действия зеркально: произнося команду (влево)  вы должны делать (вправо) и наоборот.

        По ходу занятий комментируйте, помогайте, показывайте и оценивайте действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий. Следите, чтобы упражнения выполнялись без лишнего напряжения.

        Обязательно используйте физкультминутки как элемент двигательной и переключение на другой вид деятельности.

Ожидаемые результаты.

Надеюсь, что игры с нестандартным оборудованием помогут детям стимулировать их умственную деятельность, повысят общий тонус, снизят психоэмоциональное напряжение и будут способствовать хорошему эмоциональному настрою, координирует движение пальцев рук, приучая руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

Заключение

 Работа над проблемой развития  мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста можно сделать следующий вывод: игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически в детском саду, дома с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш, самостоятельно заплетать косички, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, принося детям радость.

Пальчиковые игры, разнообразные действия руками стимулируют речевое и умственное развитие ребенка. Они позволяют также организовать самостоятельную деятельность малышей, формируют умение играть рядом с другими, не мешая им.

Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка. Для этого педагогу следует соблюдать основное правило – работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет, достигнут наибольший эффект. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.

Использованная литература

  1. Аверина И.Е. физкультурные   минутки и динамические паузы в ДОУ.-М.: Айрис-Пресс, 2006
  2. Архипова Е.Ф. логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентом педвузов.-М.:АСТ; Астрель, 2006.
  3. Бойков С.В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет.-СПБ.;Каро, 2007
  4. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Начинаем говорить. - СПБ.: Паритет, 2004.
  5. Власов Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика.-М.:Владос,1996.
  6. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. -М.; Просвещение, 1985.
  7. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь.-СПБ.:Каро,2003.
  8. Дивина Е.А. Обучающие занятия дошкольного возраста с элементами методики Монтессори Санкт – Петербург ДЕТСТВО –ПРЕСС 2013
  9. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых.-СПБ.:Кристалл,2000.
  10. Савельева Е.А. Пальчиковые и жестовые игры для дошкольников.-СПБ.:ДЕТСТВО-ПРЕСС,2010
  11. Савицкая Н.М. Логоритмика для малышей 4-5 лет.- СПБ.:Каро,2009
  12. Савушкина А.Г. Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика: старшая группа.-Волгоград:Корифей,2009.
  13. Савушкина А.Г. Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика: младшая и средняя группа.-Волгоград:Корифей,2009.
  14. Синицына Евгения. Умные пальчики. – М.: Лист, 1999.
  15. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПБ.: Лань, 1996
  16. Шипицына О.В., Защиринская Т.А., Воронова Л.М., Нилова А.П. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – 2-е изд., доп. И перераб. – СПБ.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2001.

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, в стихотворном сопровождении

Игры с массажными мячиками

Разминка №1

Ручки, ручки, просыпайтесь

Пальчики, пальчики просыпайтесь.

Головка, головка, просыпайся.

Животик, животик, просыпайся.

Ножки, ножки, просыпайтесь.

О. Крупенчук

Катают мячик по каждому

пальцу  правой и левой рук.

Катают мячик круговыми

движениями по голове.

Катают мячик круговыми

движениями по животу.

Катают мячик по правой, а

затем по левой ноге.

Дети катают мячик в руках,

делая движения вперёд-назад,

вправо-влево между ладонями.

Разминка №2

Мячик сильно посжимаю

И ладошку поменяю.

Здравствуй,мой любимый мячик!                                                      

Скажет утром каждый пальчик.

Раз, два, три, четыре, пять

Крепко мячик обнимает,

никуда не выпускает.

Только брату отдает:

Брат у брата мяч берет.

Дети крепко сжимают мячик

поочередно в одной и в другой ладони.

Касаются мячиком каждого

пальца правой и левой руки.

Поочередно передают мячик

из одной руки в другую руку.

Бежит ежик по дорожке

Бежит ежик по дорожке,

У него кривые ножки,

Весь иголками оброс,-

Жалко ежика до слёз.

К. Шефер

Дети катают мячик в руках,

Делая движения вперед-назад,

Вправо-влево между ладонями.

Веселые прыжки

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики

Никогда не плачут,

Вместе с нами скачут.

З. Александрова

Дети берут мячик в любую руку

И «прыгают»  им по ладони другой

руки, затем меняют руки.

Наши ручки

Это ручка - правая.

Это ручка - левая.

Я на мячик нажимаю и зарядку

делаю.

Будет сильной правая.

Будет сильной левая.

Будут ручки у меня ловкие, умелые.

О. Крупенчук

Дети крепко сжимают мячик в правой руке.

Крепко сжимают мячик в левой руке.

Дети кладут мячик на правую ладонь.

Каждым пальцем левой руки поочередно

нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки.

Крепко сжимают мячик в левой руке.

Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад,

 вправо-влево между ладонями.

Ходит ежик без дорожек

Ходит ежик без дорожек

По лесу, по лесу

И иголками своими

Колется, колется

Дети катают мячик в руках, делая движения

 вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

Дети кладут мячик на правую ладонь.

Каждым пальцем левой

руки поочередно нажимают на бугорки

мячика, затем меняют руки.

Игры  с платочками

Стираем вместе с мамой

Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.

Мама вечером стирала,

А я рядышком стояла,

Не стирала-охала-

Ох, ох, ох!..

Да глазами хлопала-

Хлоп, хлоп, хлоп!..

Да ногами топала-

Топ, топ, топ!..

Лучше б было не стоять,

А взять и маме помогать!

Л. Дьякова

Берут платок в обе руки и имитируют стирку белья.

Покачивают головой вправо, влево.

Голосовое включение.

Дети разводят в разные стороны пальцы

обеих рук, подносят их к лицу и имитируют

(моргание глазами).

Голосовое включение.

Дети топают ногами.

Голосовое включение.

Дети берут платочек в обе руки

имитируют стирку белья.

Кошки-мышки

Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.

Кошка мышку

Цап-царап.

Подержала,

Подержала,

Отпустила.

Мышка побежала, побежала.

Хвостиком завиляла, завиляла.

До свиданья, мышка!

До свиданья!

О. Крупенчук

Пальцы обеих рук собирают платочек в обе ладони.

Держат платочек в ладонях.

Дети кладут платочек на колени,

расправляют его.

Все пальцы правой и левой руки

бегут по платочку.

Дети кладут кулак правой или левой руки

на платочек и машут мизинцем вправо-влево,

вверх-вниз, имитируя движения хвостика.

Взяв платочек за любой уголок машут

им над головой.

Игры с крупными бигуди

Загудел паровозик

Загудел паровоз

И вагончики повез:

Чу-чу-чу-чу!

Далеко я укачу!

Т. Волгина

Дети катают бигуди между

ладонями вперёд-назад, руки

держат перед собой.

Поезд и самолет

Поезд песенку поет:

Ту-ту-ту-у-у-у-у-у!

Улетает самолет

В высоту:

У-у-у-у-у-у-у-у-у!

Э. Мошковская

Катают бигуди между

ладонями вперёд-назад, руки

держат перед собой.

Пароход плывет по речке

Пароход плывет по речке,

Из трубы дымят колечки.

Ту-ту-ту-у-у-у-у!

А. Барто

Катают бигуди между

ладонями вперёд-назад, руки

держат перед собой.

Лыжи

Мы едим на лыжах,

Мы мчимся с горы,

Мы любим забавы

Холодные зимы.

В. Цвынтарный

Катают бигуди между

ладонями вперёд-назад, руки

держат перед собой.

Игры с прищепками

Гусенок

Вот проснулся,

Встал гусёнок,

Пальцы щиплет он спросонок:

– Дай, хозяйка, корма мне

Раньше, чем моей родне.

О. Крупенчук

Бельевой прищепкой дети

прищепляют ногтевые фаланг

пальцев правой руки, а затем

левой руки на каждый ударный

слог- от большого пальца к мизинцу.

Кыш

Сильно кусает

Котенок-глупыш!

Он думает, что это

Не палец, а мышь!

Но я же играю с тобой, малыш!

А будешь кусаться- скажу тебе:

Кыш!

М. Рогожникова

Бельевой прищепкой дети

прищепляют ногтевые фаланг

пальцев правой руки, а затем

левой руки на каждый ударный

слог- от большого пальца к мизинцу.

Гусь крикливый

Гусь крикливый,

С длинным носом,

Шея словно знак вопроса.

И гогочет:

Га-га-га!

Е. Янушко

Бельевой прищепкой дети

прищепляют ногтевые фаланг

пальцев правой руки, а затем

левой руки на каждый ударный

слог - от большого пальца к мизинцу.

Жук

Жук летит,

Жуж-ж-ж-ж-ж-жит,

Жуж-ж-ж-ж-ж-жит,

И усами шевелит!

В.Цвынтарный

Бельевой прищепкой дети

прищепляют ногтевые фаланг

пальцев правой руки, а затем

левой руки на каждый ударный

слог- от большого пальца к мизинцу.

Игры с зубной щёткой

Массаж

Дети берут в руки зубную щётку.

Я возьму зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьки ловкими скорей,

Пальчики - удальчики!

С. Ерошкина

 Растирают щеткой подушечки

пальцев правой руки, затем левой

руки, начиная с большого пальца

И заканчивая мизинцем.

Зубная щетка

Дети берут в руки зубную щётку.

Плывёт зубная щётка,                                

Как по морю лодка,                                

Как по речке пароход,                                 

По пальчикам она идёт!                                

                А. Дорогавцева

Растирают щеткой подушечки

пальцев правой руки, затем левой

руки, начиная с большого пальца

И заканчивая мизинцем.

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, без стихотворного сопровождения

Цель - развитие координации движений, мелкой моторики рук.

        Коррекционно-образовательная задача - формирование познавательной активности и творческого воображения детей.

        Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.
  2. Развитие тактильной чувствительности рук детей.
  3. Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.
  4. Совершенствование двигательной памяти.

Коррекционно - воспитательные задача:

  1. Создание у детей эмоционально-приподнятого настроения во время игры.
  2. Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
  3. Формирование умения радоваться, достигая цели.
  4. Формирование коммуникативных навыков.

Разноцветные дорожки

Материалы: цветные нити, разноцветная мозаика.

Ход игры. Педагог предлагает ребенку сделать разноцветную дорожку с помощью нити и мозаики. Ребенок самостоятельно выбирает одну из цветных нитей, поочередно берет одну часть мозаики и нанизывает ее на цветную нить.

Усложнение игры. Ребенок выбирает одну из цветных нитей и нанизывает на нее только те части мозаики, которые соотносятся с цветом нити(на желтую нить нанизывает желтые части мозаики, на красную нить- красные части мозаики и т.д.)

Разноцветные крышки

Материалы: цветные крышки, стеклянные камешки.

Ход игры. Ребенок самостоятельно кладет по одному стеклянному камешку в каждую из крышек.

Усложнение игры. Ребенок самостоятельно выкладывает любой узор или геометрическую фигуру из цветных крышек, а затем вкладывает по одному стеклянному камешку в каждую из крышек.

Волшебные домики

Материалы: цветные колбочки, фасоль.

Ход игры. Педагог предлагает ребенку поместить всех жителей страны фасоли по их домам- цветным колбочкам. Ребенок самостоятельно наполняет цветные колбочки фасолью.

Усложнение игры.

  1. Под счет ребенок выкладывает каждую фасолинку в цветную колбочку (посчитать каждого жителя страны Фасоли). Называет общее количество фасолинок.
  2. Ребенок наполняет все колбочки фасолью и распределяет из по цветам (все красные, все желтые, все синие колбочки и т.д.)
  3. Ребенок наполняет все колбочки фасолью и складывает узор или геометрическую фигурку из всех колбочек.

Открутки и закрутки

Материалы: пробки и крышки из-под любых жидкостей.

Ход игры. Ребенок самостоятельно откручивает и закручивает разноцветные пробки.

        Усложнение игры.

  1. Педагог перемешивает пробки и крышки, а ребенок подбирает правильную форму(возможно, и цвет) и закручивает крышки.

Ребенок складывает узор или геометрическую фигуру из пробок.

  1. Ребенок считает все пробки, называет общие количество крышек.
  2. Ребенок распределяет пробки по цветам.

Ожидаемые результаты.

Надеемся, что игры с нестандартным оборудованием помогут детям стимулировать их умственную деятельность, повысят общий тонус, снизят психоэмоциональное напряжение и будут способствовать хорошему эмоциональному настрою, координирует движение пальцев рук, приучая руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

Занятие 1. «Яблоко»

Задача: формирование представлений о фруктах (яблоко).

Оборудование: игрушечный ежик; тактильные коврики; мячики- «ежики»; миски, фасоль, ложки (на каждого ребенка); рамки-вкладыши «Фрукты»; муляжи фруктов, сложенные в мешочек, и соответствующие картинки к ним; пальчиковая краска зеленого цвета (красного); рисунок контурного изображения яблока (на каждого ребенка); запись мелодичной музыки; свеча; зажигалка.

Приветствие. В гости приходит ежик, приветствует детей и просит показать, как прыгают зайчики. Проводится пальчиковая гимнастика «Зайчики».

По лужайке, по полянке         Стучат ладошками по столу

Целый день скакали зайки.         Попеременно стучат ладошками постолу

Все скакали и скакали,

И, конечно же, устали...         Останавливаются

Всех зайчат зайчиха-мать         Гладят одной рукой другую

Стала гладить и ласкать.        Меняют руки

Детям дают массажные мячики-«ежики», с которыми дети играют под стишки:

Ежик, ежик, ежик, еж.                     Крутят мячик-«ежик» в ладошках

На кого же ты похож?        .

Не колючка, не иголка,              Стучат мячиком-«ежиком» по

        Одной ладошке

Не сосёнка и не елка.                     Стучат мячиком-«ежиком» по

        Другой ладошке

Детям дают тактильные коврики, миски, миски с фасолью, ложки. Дети перекладывают фасоль из полной миски в пустую.

Дети выходят на физминутку. Выполняется танец «Зайчики танцуют» под мелодичную музыку со словами:

Вышли зайки на лужок,           Выходят,        встают        вкруг.

Встали в маленький кружок.

Один, два, три, четыре, пять,        Топают ногами        

 Стали ножками стучать.

Ножками топ, топ, топ,

Ручками хлоп, хлоп, хлоп.        Хлопают руками

А потом они кружились         Кружились

И на землю опустились.        Приседают

  • Где у заек ушки?
  • На макушке.                            Показывают, где находятся ушки

Зайки серые сидят        Шевелят ладошками

и ушами шевелят.

Встали зайки — холодно стоять.         Встают

Зайкам нужно поскакать.                 Прыгают на одном месте

.

        Основная часть. Дети с родителями садятся за стол. Педагог предлагает рассмотреть рамки-вкладыши «Фрукты». Ребенка просят найти и достать вкладыш с изображением яблока, а затем и все остальные вкладыши-«фрукты». Педагог наблюдает за детьми, корректирует работу родителей.

        После окончания работы педагог предлагает выйти на ковер и проводит небольшую разминку с выполнением движений по тексту:

 Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Качаем головой,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

 И бегаем кругом.  

Ежик приносит «волшебный мешочек», в котором находятся муляжи фруктов (игра «Волшебный мешочек»). Педагог раскладывает карточки с изображениями фруктов, называет их и описывает данный фрукт: «Это яблоко — оно красное, а это лимон — он желтый...» Каждый ребенок опускает руку в мешочек, достает фрукт и кладет на разложенные картинки с изображениями фруктов.

Продуктивная деятельность. Раскрашиваем контурное изображение яблока зеленой краской с помощью губки промакивающими движениями. По окончании поставить работы на выставку и поаплодировать.

Прощание. Дети выходят на ковер, садятся в круг. Зажигается свеча, педагог говорит: «Скажем всем нам: „Пока-пока. До свиданья всем веселым друзьям». Просит ребенка помахать ручкой и задуть на прощание огонек.

Рекомендации

  • Если ребенок на занятии не сидит, а бегает по кабинету, его не надо останавливать. Родитель в этот момент продолжает делать то, что показывает педагог, не обращая внимания на ребенка. Со временем ребенок сам подойдет к родителю и поинтересуется, чем он занят.
  • Когда ребенок работает с фасолью, на первых порах он будет трогать ее ручками, разбрасывать. Ребенка не надо ругать. Со временем, после того как он вдоволь исследует материал, он будет работать ложкой.
  • Не забывайте, что вся работа происходит с помощью родителя техникой «рука в руке». При работе с красками, особенно на первых занятиях, ребенок будет пытаться потрогать краску руками. Не стоит это пресекать. Надо дать возможность исследовать краску, а когда ребенок удовлетворит свою потребность, он будет рисовать предоставленным материалом.

Занятие 2. «Виноград»

Задача: формирование представлений о фруктах.

Оборудование: игрушечный ежик; тактильные коврики; массажные мячики; миски, фасоль, ложки (на каждого ребенка); рамки- вкладыши «Фрукты»; подносы с манной крупой; муляжи фруктов, сложенные в мешочек, и соответствующие картинки к ним; рисунок контурного изображения кисти винограда (на каждого ребенка); пластилин зеленого и фиолетового цветов; запись музыки для танца «Зайчики танцуют»; свеча; зажигалка.

Приветствие.

Основная часть. Детям дают рамки-вкладыши «Фрукты», просят найти и достать вкладыш с изображением винограда. Потом достаются остальные вкладыши-«фрукты». После того как дети рассмотрели все фрукты, вкладыши вставляют обратно в рамки.

Детям дают подносы с манной крупой, где они пальцами рисуют кружки (гроздь винограда).

Дети выходят на середину комнаты, проводится разминка.

Игра «Волшебный мешочек» с фруктами.

Продуктивная деятельность. Детям раздают рисунки с контурным изображением кисти винограда. Ребенок на каждую виноградину наносит кусочек пластилина.

Прощание. Дети выходят на ковер, садятся в круг. Зажигается свеча, педагог говорит: «Скажем всем нам: „Пока-пока. До свиданья всем веселым друзьям». Просит ребенка помахать ручкой и задуть на прощание огонек.

Рекомендации

  • Если ребенок на занятии не сидит, а бегает по кабинету, его не надо останавливать. Родитель в этот момент продолжает делать то, что показывает педагог, не обращая внимания на ребенка. Со временем ребенок сам подойдет к родителю и поинтересуется, чем он занят.
  • Когда ребенок работает с фасолью, на первых порах он будет трогать ее ручками, разбрасывать. Ребенка не надо ругать. Со временем, после того как он вдоволь исследует материал, он будет работать ложкой.
  • Не забывайте, что вся работа происходит с помощью родителя техникой «рука в руке». При работе с красками, особенно на первых занятиях, ребенок будет пытаться потрогать краску руками. Не стоит это пресекать. Надо дать возможность исследовать краску, а когда ребенок удовлетворит свою потребность, он будет рисовать предоставленным материалом.

винограда (на каждого ребенка); пластилин зеленого и фиолетового цветов; запись музыки для танца «Зайчики танцуют»; свеча; зажигалка.

Использованная литература

  1. Аверина И.Е. физкультурные   минутки и динамические паузы в ДОУ.-М.: Айрис-Пресс, 2006
  2. Архипова Е.Ф. логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентом педвузов.-М.:АСТ; Астрель, 2006.
  3. Бойков С.В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет.-СПБ.;Каро, 2007
  4. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Начинаем говорить. - СПБ.: Паритет, 2004.
  5. Власов Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика.-М.:Владос,1996.
  6. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. -М.; Просвещение, 1985.
  7. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь.-СПБ.:Каро,2003.
  8. Дивина Е.А. Обучающие занятия дошкольного возраста с элементами методики Монтессори Санкт – Петербург ДЕТСТВО –ПРЕСС 2013
  9. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых.-СПБ.:Кристалл,2000.
  10. Савельева Е.А. Пальчиковые и жестовые игры для дошкольников.-СПБ.:ДЕТСТВО-ПРЕСС,2010
  11. Савицкая Н.М. Логоритмика для малышей 4-5 лет.- СПБ.:Каро,2009
  12. Савушкина А.Г. Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика: старшая группа.-Волгоград:Корифей,2009.
  13. Савушкина А.Г. Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика: младшая и средняя группа.-Волгоград:Корифей,2009.
  14. Синицына Евгения. Умные пальчики. – М.: Лист, 1999.
  15. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПБ.: Лань, 1996
  16. Шипицына О.В., Защиринская Т.А., Воронова Л.М., Нилова А.П. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – 2-е изд., доп. И перераб. – СПБ.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для молодых специалистов, воспитателей младших групп. Тема: «Использование техники квиллинг, как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

Квиллинг развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера....

Практический материал по использованию массажера су-джок в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

«Су-Джок» — симпатичный шарик с острыми шипами, лёгкий и гигиеничный, простой в обращении и доступный в любой момент. При использовании массажного шарика, лучше каждое движение рук представить в форме...

Практический материал по использованию массажера су-джок в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста

«Су-Джок» — симпатичный шарик с острыми шипами, лёгкий и гигиеничный, простой в обращении и доступный в любой момент.При использовании массажного шарика, лучше каждое движение рук представить в форме ...

использование игр с нестандартным оборудованием для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

В этом конспекте предоставлены игры с нестандартным оборудованием для развития мелкой моторики....

использование игр с нестандартным оборудованием для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Конспект использования игр с нестандартным оборудованием для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста....

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционного оборудования.

В настоящее время актуальна данная тема. В наше время большое количество детей имеют различные нарушения речевого развития. И чтобы речь развивалась, необходимо уделять большое внимание развитию мелко...

Памятка для родителей "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием стандартного и не стандартного оборудования"

Развитие мелкой моторики - это постепенный процесс, он индивидуален для каждого малыша и у каждого ребенка проходит по-разному. В начале года рисунки и поделки детей были неумелы и неловкие, а уже сей...