Конспект занятия по речевому развитию для детей старшей группы "Поможем жителям страны Речецветик"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Представлен материал по обогащению и активизации словарного запаса детей посредством их участия в словесно-речевых играх.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Теремок»
с.Родино Родинского района, Алтайского края
Конспект занятия
по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста
«Поможем жителям страны Речецветик»
Автор-составитель:
Яковлева Галина Ивановна,
воспитатель, высшей
квалификационной категории
с. Родино
2025г
Цель: Обогащение и активизация словарного запаса посредством участия в словесно-речевых играх.
Задачи:
- Формировать умения обобщать, классифицировать; пересказывать сказку, используя картинки; употреблять антонимы; делить слова на слоги.
- Развивать связную речь; речевые ассоциации и слуховое внимание.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность; желание помогать.
Материал: Дидактическое пособие «Речецветик»; силуэт солнца со съемными лучами; набор карточек – картинок с обобщающими понятиями; иллюстрации к сказкам; карточки с изображениями героев сказок, название которых состоит из одного, двух и трех слогов; витамины для угощения детей.
Ход НОД
I. Вводная часть.
1. Организационный момент
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг
Крепче за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Какое у вас настроение? Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу хорошее настроение.
-А вот жителям страны Речецветик очень грустно. Злой волшебник заколдовал солнце, а солнечные лучики разбросал в разные стороны. Чтобы солнышко продолжало освещать страну надо его расколдовать и вернуть лучи на свое место. Для этого вам предстоит выполнить задания. Согласны помочь?
II. Основная часть.
Воспитатель: И начнем мы с проговаривания чистоговорок (стоя в кругу)
Ра-ра-ра- начинается... игра
Жа-жа-жа- есть иголки у ...ежа
Са-са-са-под кустом сидит ...лиса
На-на-на -на дворе сейчас ...весна
Ша-ша-ша-мама моет ...малыша
Ар-ар-ар-кипит наш ...самовар
Усь-усь-усь-на лугу пасется ...гусь
Та-та-та- у нас в доме ....чистота.
Ча-ча-ча горит в комнате свеча,
Оч-оч-оч — наступила ночь.
(Дети садятся на свои места)
1задание «Четвертый лишний»
(В карманчиках пособия расставляются картинки)
Воспитатель: Назовите, что здесь лишнее и объясните, почему вы так думаете (Один ребенок выполняет задание).
Переверните карточку на своих столах, назовите у вас лишние предметы. Докажите, что предмет лишний (Все дети выполняют задания).
Воспитатель: Молодцы, справились, первый луч может вернуться к солнцу.
2 задание «Назови одним словом»
Воспитатель: Я буду называть несколько слов, а вы назовите одним словом что это.
Кепка, шапка, фуражка, берет, пилотка – головные уборы;
Диван, стул, стол, кровать, шкаф – мебель;
Помидор, огурец, морковь, свёкла, лук, перец – овощи;
Марс, Венера, Земля, Плутон, Сатурн – планеты солнечной системы;
А, Б, В, П – буквы;
Повар, шофёр, плотник, продавец, врач – профессии;
1, 2, 4, 5 ,7 , 8, 0 – цифры;
Фикус, астра, герань, фиалка – цветы.
Упражнение «Для чего они нужны?
Воспитатель: Я называю предмет, вы объясняете его назначение. Например: Ложка - чтобы есть суп;
Нож-…
Тарелка-…
Сковорода-…
Вилка-…
Чашка-…
Кастрюля-…
Чайник-…
Воспитатель: Молодцы, справились, второй луч вернулся к солнцу.
3 задание «Сравни и назови»
Воспитатель: Я начинаю фразу, а вы поднимаете руку и заканчиваете ее.
Солнце желтое, как ... (одуванчик, цыпленок, лимон)
Солнце круглое, как ... (мячик, апельсин, колобок)
Солнце ласковое, как ... (бабушка, мама, ветерок, теплое море)
Солнце веселое, как ... (песенка, клоун)
Солнце теплое, как ... (печка, рукавички, свитер)
Солнце яркое, как ... (лампочка, фонарь, звезда)
Солнце жаркое, как ... (огонь, костер)
Упражнение «Скажи наоборот»
большой – маленький
высокий - низкий
тонкий - толстый
добрый - злой
глупый - умный
легкий - тяжелый
грязный - чистый
больной - здоровый
веселый - печальный
молодой - старый
сильный - слабый
черный - белый
мокрый - сухой
одетый - раздетый
горячий - холодный
мягкий - твердый
шумный - тихий
широкий - узкий
Воспитатель: Молодцы, правильно ответили, еще один луч может вернуться.
Физминутка «Девочки и мальчики»
Девочки и мальчики
скачут все, как мячики.
(Дети ставят руки на пояс и подпрыгивают на месте)
И руками хлопают.
(три раза хлопают в ладоши и снова ставят руки на пояс)
И ногами топают.
(три раза топают ногами)
Глазками моргают.
(три раза зажмуривают глаза)
Всё — все отдыхают.
(свободно опускают руки вниз и три раза встряхивают ими
4 задание «Перескажи сказку»
Воспитатель: Послушайте сказку.
«Наступила весна. Посадила Таня в землю семечко подсолнуха. Из земли появился росток. А червяки и гусеницы тут как тут. Подползла гусеница к ростку и говорит: «Ты росток зеленый, молодой и сладкий. Я тебя съем».
Попросил Росток: «Пожалей меня, гусеница. Дай мне вырасти!»
Засмеялась гусеница в ответ и подползла к Ростку совсем близко. А тут летит мимо Грач. Закричал Росток: «Грач, помоги! Гусеница меня съесть хочет».
Услышал Грач голосок Ростка, схватил Гусеницу и был таков. Поблагодарил его
Росток. А летом превратился в красавца Подсолнух и угостил грача своими
семечками.
Воспитатель:
- Какое время года наступило?
- Что сделала Таня?
- Что появилось из земли?
- Кто мешал Ростку? Что сказала ему гусеница?
- Кого Росток попросил о помощи? Как он попросил?
- Как помог Грач Ростку?
- В кого превратился Росток летом?
Воспитатель: Я еще раз прочитаю, а вы будете пересказывать сказку. А помогут вам это сделать иллюстрации.
(Повторное чтение с выставлением иллюстраций к сказке)
Воспитатель: Молодцы, следующий луч возвращается к солнцу.
5 задание Дидактическая игра «Исправь название сказки»
В кармашки пособия помещаются цветные иллюстрации сказок.
Воспитатель: В каждой книге много лет хранилась своя сказка, но злой волшебник перепутал названия сказок. Помогите исправить.
1. «Царевна — индюшка»;
2. «По-собачьему велению»;
3. «Сивка - будка»;
4. «Иван-царевич и зелёный волк»;
5. «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка»;
6. «Мальчик-с-кулачок»;
7. «У страха уши велики»;
8. «Петушок — золотой пастушок»;
9. «Волк и семеро котят»
Дидактическая игра «Расскажи слова из сказки»
Воспитатель: Ой, ребята, а здесь не только названия испортил, тут слова из сказок пропали! Давайте поможем вернуть их обратно!
1. Какую песенку пел Колобок?
2. Что пела коза своим козлятам?
3. Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?
4. Что спрашивали звери в сказке «Теремок» прежде чем войти туда?
5. Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?
6. Что говорила Машенька медведю?
6 задание Дидактическая игра «Подели на слоги»
Воспитатель: На доске силуэты героев сказки. Выбери героя, и помогите ему поселиться на свой этаж. На первый этаж героя, название которого состоит из одной части, на второй – из двух, на третий - из трех частей (на кармашке первого этажа помещается один кружок, на кармашке второго – два, на кармашке третьего - три кружка)
Воспитатель: Справились, последний луч вернулся к солнцу. Солнце еще ярче засияло в этой волшебной стране! (Выставляется улыбающееся солнце)
IIIчасть. Заключительная
Воспитатель: Ребята, напомните мне, что мы сегодня делали на занятии?
У меня еще один луч солнца, будем его передавать друг другу. Тот, у кого луч, говорит:
-Сегодня меня порадовало…
-Сегодня меня огорчило…
-Мне сегодня понравилось, запомнилось…
Воспитатель: Вы все сегодня меня порадовали, все молодцы! Давайте и это луч вернем солнцу.
Воспитатель: Жители страны Речецветик вам очень благодарны за помощь. Чтобы вы всегда были здоровы, они в подарок прислали витамины, которые напоминают маленькие солнышки.
Ра-ра-ра- начинается... игра
Жа-жа-жа- есть иголки у ...ежа
Са-са-са-под кустом сидит ...лиса
На-на-на -на дворе сейчас ...весна
Ша-ша-ша-мама моет ...малыша
Ар-ар-ар-кипит наш ...самовар
Усь-усь-усь-на лугу пасется ...гусь
Та-та-та- у нас в доме ....чистота.
Ча-ча-ча горит в комнате свеча,
Оч-оч-оч — наступила ночь.
«Назови одним словом»
Кепка, шапка, фуражка, берет, пилотка – головные уборы;
Диван, стул, стол, кровать, шкаф – мебель;
Помидор, огурец, морковь, свёкла, лук, перец – овощи;
Марс, Венера, Земля, Плутон, Сатурн – планеты солнечной системы;
А, Б, В, П – буквы;
Повар, шофёр, плотник, продавец, врач – профессии;
1, 2, 4, 5 ,7 , 8, 0 – цифры;
Фикус, астра, герань, фиалка – цветы.
«Сравни и назови»
Воспитатель: Я начинаю фразу, а вы поднимаете руку и заканчиваете ее.
Солнце желтое, как ... (одуванчик, цыпленок, лимон)
Солнце круглое, как ... (мячик, апельсин, колобок)
Солнце ласковое, как ... (бабушка, мама, ветерок, теплое море)
Солнце веселое, как ... (песенка, клоун)
Солнце теплое, как ... (печка, рукавички, свитер)
Солнце яркое, как ... (лампочка, фонарь, звезда
Солнце жаркое, как ... (огонь, костер)
«Наступила весна. Посадила Таня в землю семечко подсолнуха. Из земли появился росток. А червяки и гусеницы тут как тут. Подползла гусеница к ростку и говорит: «Ты росток зеленый, молодой и сладкий. Я тебя съем».
Попросил Росток: «Пожалей меня, гусеница. Дай мне вырасти!»
Засмеялась гусеница в ответ и подползла к Ростку совсем близко. А тут летит мимо Грач. Закричал Росток: «Грач, помоги! Гусеница меня съесть хочет».
Услышал Грач голосок Ростка, схватил Гусеницу и был таков. Поблагодарил его Росток. А летом превратился в красавца Подсолнух и угостил грача своими семечками»
1. «Царевна — индюшка»;
2. «По-собачьему велению»;
3. «Сивка - будка»;
4. «Иван-царевич и зелёный волк»;
5. «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка»;
6. «Мальчик-с-кулачок»;
7. «У страха уши велики»;
8. «Петушок — золотой пастушок»;
9. «Волк и 7 котят»
1. Какую песенку пел Колобок?
2. Что пела коза своим козлятам?
3. Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?
4. Что спрашивали звери в сказке «Теремок» прежде чем войти туда?
5. Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?
6. Что говорила Машенька медведю?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего возраста на тему: Пересказ «Сказка о крылатках»
Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего возраста на тему:Пересказ «Сказка о крылатках» Программные задачи: 1. Учить детей передав...

Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие по России»
Цель: создать условия для духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.Задачи: Образовательные: Формировать представления детей о России, уважительное отношение к государственным симв...

Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в осенний лес»
Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.Приоритетной формой работы является коллективная (статическая и динамическая работа) и в подгруппах. Коллективная деятельность оказыв...
Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста
Тема: Одежда Цель: Создавать условия для закрепления знаний детей об одежде. Задачи:Закреплять знания детей о названиях предметов одежды, обобщающем понятием «одежда»., о на...

Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: « Хвосты для зверей» (по мотивам русской народной сказки «Хвосты»).
Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: « Хвосты для зверей» (по мотивам русской народной сказки «Хвосты&ra...

Конспект занятия по речевому развитию для детей старшей группы.
Цель: учить детей рассказывать ориентируясь на план.Задачи:1. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;2. Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий...

Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с элементами технологии SMART- треннинг "Мир головоломок", посвящённый празднованию ...