Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего возраста на тему: Пересказ «Сказка о крылатках»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Крутько Светлана Александровна

Конспект занятия по речевому развитию  для детей старшего возраста на тему:

Пересказ «Сказка о крылатках»

  Программные задачи:

1.      Учить детей передавать литературный текст: связно, последовательно, выразительно, без помощи педагога.

2.      Обогащать речь детей определениями выразительности.

3.      Формировать грамматический строй речи.

4.      Развивать мелкую моторику.

5.      Закреплять знания о деревьях, умение образовывать и употреблять относительные прилагательные (от названия деревьев: клен - кленовые, дуб - дубовые и т.д.).

6.      Воспитывать любовь к природе. Воспитывать послушание.

Материал: Книга, иллюстрация дерева клен, модели, листья, крылатки, шаблоны, конверт.

 Предварительная работа: Наблюдение за разными видами деревьев на улице, беседа - «Деревья нашего города», рассматривание иллюстраций. Цикл подготовительной работы по накоплению конкретных представлений детей о клене.

 Словарная работа: Крылатки (летят как « вертолетики»), листья пятилопастные, винт вертолета.

Методы и приемы:

Сюрпризный момент, загадывание загадок, беседа, выразительное чтение (2 раза), установка на пересказ, подсказки, оценка, практические действия детей, указания, контроль,

Ход ОД:

Кто-то бросил мне в оконце,

Посмотрите, письмецо.

Может, это лучик солнца,

Что щекочет мне в лицо?

Может, это воробьишко

Пролетая, обронил?

Может, кот письмо, как мышку,

На окошко заманил?

- Ребята, вы хотите узнать, от кого пришло письмо? Отгадайте загадку и узнайте о чем она?

 

Несу я урожай,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Я не касаюсь сосен

И елочек. Я…..(Осень)

 

- Правильно, ребята, это Осень! И письмо пришло от Осени.

- Ребята, посмотрите, а в конверте письмо, листья и семена!

Какого дерева эти листья и семена?

- Это листья и семена дерева Клен.

- Посмотрите, какие листья у клена?

(ответ детей: оранжевые, желтые, большие и красивые, пятилопастные )

- А теперь посмотрите на семена – деток клена, ребята, эти семена называются крылатки. В народе семена клена называют "вертолетиками", когда дует ветер, они отцепляются от клена и летят в разные стороны, когда они летят, то вращаются, как винт вертолета, зацепляются они за землю, укроются листочками и будет ждать весны, чтобы прорасти. (Показываю листья и семена)

-А сейчас я прочитаю вам, что пишет осень!

- Ребята, осень нас приглашает в мир сказки!

- Дети, отправимся в сказку?

- Я расскажу вам сказку, которая называется  « Сказка о крылатках»:

  Крылатки - семена-детки клена. Все лето мама-клен бережно растила своих деток, грела их на солнышке и прикрывала листочками от дождя. К концу лета детки-крылатки стали большими, и у каждого выросло тонкое нежное крылышко. Крылатки весели на маме-клене и тихо переговаривались. Они мечтали и строили планы на будущее.

   "Я полечу вон к той веранде, - говорила одна крылатка, - где нет ни одного дерева. Там я буду жить, расти и всем радость нести".

   "А я, - мечтала другая крылатка, - хочу жить около скамейки. Вырасту большим кленом, люди будут сидеть на скамейке и любоваться мной. А в жару я их от солнца укрою своими пышными листочками...".

   Наступила осень. Мама-клен говорит своим деткам-крылаткам: "Детки мои милые. Скоро наступят для нас тяжелые, холодные дни. Летите вы скорее на землю с братцами-листочками. Лягте вы на землю плотнее. Прикройтесь опавшими листочками. А придет зима, накроет вас снегом пушистым. Будет вам еще теплее. Так вы зиму и перезимуете. А весной солнышко пригреет, снежок растает. Вот тут вы время зря не теряйте, а скорее прорастайте. И вырастут из вас новые клены".

   Послушные у мамы-клена были детки-крылатки. Дунул ветер, и полетели они в разные стороны... Замахали на прощание маме-клену своими нежными крылышками.

 

Беседа:

1)      Ребята, а кто такие крылатки?  - Правильно, Даша, это семена- детки клена.

2)      Что делала мама-клен все лето?

3)      Дети, а о чем мечтала первая крылатка?

4)      А о чем мечтала вторая крылатка? ( Скажи Соня, скажи Костя….)

5)      Что говорила мама-клен своим деткам – крылаткам, когда наступила осень? – Послушайте, я еще раз прочту!

6)      Саша, а что стало с крылатками, когда дунул ветер?

7)      Ребята, а какие были детки у мамы-клена? (ответы детей)

8)      А вы послушные?

- Послушайте сказку еще раз, я буду показывать вам картинки, а вы внимательно слушайте и смотрите на картинки. Потом вы будете рассказывать ее сами. (Рассказываю сказку, используя картинки).

- А теперь, сказку о крылатках,  нам расскажет  Илья!  (Ребенок  рассказывает, я помогаю).

- Молодец!

- А сейчас, сказку расскажут  двое детей, Алена начнет пересказывать, а Влад продолжит.

- Молодцы, ребята! Вы все правильно, хорошо рассказали сказку!

Физминутка:

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

Вместе с ребенком имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» - присесть. На словах «выше, выше» - встать и вытянуть руки вверх.

- Ребята, а сейчас мы с вами  поиграем! Я буду вам называть деревья и бросать мяч каждому в руки, а вы должны бросить его мне в руки обратно и ответить, как называются листочки у этого дерева.

Клен - кленовые

Береза – берёзовые

Дуб – дубовые

Осина – осиновые

Тополь – тополиные

Рябина – рябиновые

Каштан – каштановые

Липа – липовые

Иголки кедра – кедровые

Иголки сосны – сосновые

Смородина – смородиновые

Малина  - малиновые.

  - А сейчас мы поиграем с нашими пальчиками.

Все внимательно смотрите на мои пальчики и повторяйте!

Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)

(Сгибают пальчики, начиная с большого).

      Листья березы,

Листья рябины,

Листья тополя,

Листья осины,

Листики клена мы соберем,

Маме осенний букет отнесем! ( «Шагают» по столу средним и указательным пальчиками).

 

- Ребята, у вас на столах лежит листок бумаги, шаблон листика клена и карандаши.

- Подойдите к своим столикам и присядьте. Теперь возьмите шаблоны и обведите листочки клена. Молодцы! А теперь, вы должны заштриховать ваши кленовые листочки.  (Дети заштриховывают, я напоминаю, как штриховать, не выходить за границы кленового листочка).

- Молодцы, ребята, а сейчас, возьмите свои работы и положите их на стол.

Анализ работ.

- Ребята, скажите, кому какая работа больше всего понравилась? Почему? ( Дети отвечают)

- Молодцы, ребята! Понравилась вам  «сказка о крылатках»?

Я думаю, что вы тоже будете все слушать свою маму, так как, мама, никогда не посоветует  плохого.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект занятия по речевому развитию  для детей старшего возраста на тему:

Пересказ «Сказка о крылатках»

  Программные задачи:

  1. Учить детей передавать литературный текст: связно, последовательно, выразительно, без помощи педагога.
  2. Обогащать речь детей определениями выразительности.
  3. Формировать грамматический строй речи.
  4. Развивать мелкую моторику.
  5. Закреплять знания о деревьях, умение образовывать и употреблять относительные прилагательные (от названия деревьев: клен - кленовые, дуб - дубовые и т.д.).
  6. Воспитывать любовь к природе. Воспитывать послушание.

Материал: Книга, иллюстрация дерева клен, модели, листья, крылатки, шаблоны, конверт.

 Предварительная работа: Наблюдение за разными видами деревьев на улице, беседа - «Деревья нашего города», рассматривание иллюстраций. Цикл подготовительной работы по накоплению конкретных представлений детей о клене.

 Словарная работа: Крылатки (летят как « вертолетики»), листья пятилопастные, винт вертолета.

Методы и приемы:

Сюрпризный момент, загадывание загадок, беседа, выразительное чтение (2 раза), установка на пересказ, подсказки, оценка, практические действия детей, указания, контроль,

Ход ОД:

Кто-то бросил мне в оконце,

Посмотрите, письмецо.

Может, это лучик солнца,

Что щекочет мне в лицо?

Может, это воробьишко

Пролетая, обронил?

Может, кот письмо, как мышку,

На окошко заманил?

- Ребята, вы хотите узнать, от кого пришло письмо? Отгадайте загадку и узнайте о чем она?

Несу я урожай,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Я не касаюсь сосен

И елочек. Я…..(Осень)

- Правильно, ребята, это Осень! И письмо пришло от Осени.

- Ребята, посмотрите, а в конверте письмо, листья и семена!

Какого дерева эти листья и семена?

- Это листья и семена дерева Клен.

- Посмотрите, какие листья у клена?

(ответ детей: оранжевые, желтые, большие и красивые, пятилопастные )

- А теперь посмотрите на семена – деток клена, ребята, эти семена называются крылатки. В народе семена клена называют "вертолетиками", когда дует ветер, они отцепляются от клена и летят в разные стороны, когда они летят, то вращаются, как винт вертолета, зацепляются они за землю, укроются листочками и будет ждать весны, чтобы прорасти. (Показываю листья и семена)

-А сейчас я прочитаю вам, что пишет осень!

- Ребята, осень нас приглашает в мир сказки!

- Дети, отправимся в сказку?

- Я расскажу вам сказку, которая называется  « Сказка о крылатках»:

  Крылатки - семена-детки клена. Все лето мама-клен бережно растила своих деток, грела их на солнышке и прикрывала листочками от дождя. К концу лета детки-крылатки стали большими, и у каждого выросло тонкое нежное крылышко. Крылатки весели на маме-клене и тихо переговаривались. Они мечтали и строили планы на будущее.

   "Я полечу вон к той веранде, - говорила одна крылатка, - где нет ни одного дерева. Там я буду жить, расти и всем радость нести".

   "А я, - мечтала другая крылатка, - хочу жить около скамейки. Вырасту большим кленом, люди будут сидеть на скамейке и любоваться мной. А в жару я их от солнца укрою своими пышными листочками...".

   Наступила осень. Мама-клен говорит своим деткам-крылаткам: "Детки мои милые. Скоро наступят для нас тяжелые, холодные дни. Летите вы скорее на землю с братцами-листочками. Лягте вы на землю плотнее. Прикройтесь опавшими листочками. А придет зима, накроет вас снегом пушистым. Будет вам еще теплее. Так вы зиму и перезимуете. А весной солнышко пригреет, снежок растает. Вот тут вы время зря не теряйте, а скорее прорастайте. И вырастут из вас новые клены".

   Послушные у мамы-клена были детки-крылатки. Дунул ветер, и полетели они в разные стороны... Замахали на прощание маме-клену своими нежными крылышками.

Беседа:

  1. Ребята, а кто такие крылатки?  - Правильно, Даша, это семена- детки клена.
  2. Что делала мама-клен все лето?
  3. Дети, а о чем мечтала первая крылатка?
  4. А о чем мечтала вторая крылатка? ( Скажи Соня, скажи Костя….)
  5. Что говорила мама-клен своим деткам – крылаткам, когда наступила осень? – Послушайте, я еще раз прочту!
  6. Саша, а что стало с крылатками, когда дунул ветер?
  7. Ребята, а какие были детки у мамы-клена? (ответы детей)
  8. А вы послушные?

- Послушайте сказку еще раз, я буду показывать вам картинки, а вы внимательно слушайте и смотрите на картинки. Потом вы будете рассказывать ее сами. (Рассказываю сказку, используя картинки).

- А теперь, сказку о крылатках,  нам расскажет  Илья!  (Ребенок  рассказывает, я помогаю).

- Молодец!

- А сейчас, сказку расскажут  двое детей, Алена начнет пересказывать, а Влад продолжит.

- Молодцы, ребята! Вы все правильно, хорошо рассказали сказку!

Физминутка:

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

Вместе с ребенком имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» - присесть. На словах «выше, выше» - встать и вытянуть руки вверх.

- Ребята, а сейчас мы с вами  поиграем! Я буду вам называть деревья и бросать мяч каждому в руки, а вы должны бросить его мне в руки обратно и ответить, как называются листочки у этого дерева.

Клен - кленовые

Береза – берёзовые

Дуб – дубовые

Осина – осиновые

Тополь – тополиные

Рябина – рябиновые

Каштан – каштановые

Липа – липовые

Иголки кедра – кедровые

Иголки сосны – сосновые

Смородина – смородиновые

Малина  - малиновые.

  - А сейчас мы поиграем с нашими пальчиками.

Все внимательно смотрите на мои пальчики и повторяйте!

Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)

(Сгибают пальчики, начиная с большого).

      Листья березы,

Листья рябины,

Листья тополя,

Листья осины,

Листики клена мы соберем,

Маме осенний букет отнесем! ( «Шагают» по столу средним и указательным пальчиками).

- Ребята, у вас на столах лежит листок бумаги, шаблон листика клена и карандаши.

- Подойдите к своим столикам и присядьте. Теперь возьмите шаблоны и обведите листочки клена. Молодцы! А теперь, вы должны заштриховать ваши кленовые листочки.  (Дети заштриховывают, я напоминаю, как штриховать, не выходить за границы кленового листочка).

- Молодцы, ребята, а сейчас, возьмите свои работы и положите их на стол.

Анализ работ.

- Ребята, скажите, кому какая работа больше всего понравилась? Почему? ( Дети отвечают)

- Молодцы, ребята! Понравилась вам  «сказка о крылатках»?

Я думаю, что вы тоже будете все слушать свою маму, так как, мама, никогда не посоветует  плохого.

   Крутько Светлана Александровна МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №6»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки А. Н. Толстого «Ёж»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки А. Н. Толстого «Ёж»Цель: обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде гр...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Пересказ сказки Н.И.Сладкова «Медведь и солнце»

Цель:Обучение связному и последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем.Образовательные:1. Формировать представления детей о характерных признаках весны.2. Познакомить д...