Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему: "Пересказ сказки "Лиса и кувшин".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Еремеева Елена Александровна

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему: "Пересказ сказки "Лиса и кувшин".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по речевому развитию «Пересказ сказки «Лиса и кувшин» в старшей группе

Задачи:

-связная речь: учить пересказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно, используя мнемотаблицу;

- объяснить значение слова «жать», учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с заданными словами, правильно сочетать их по смыслу; учить в игре составлять из отдельных слов предложение; читать предложения после перестановки каждого слова;

- учить произносить предложение с разными оттенками интонации (сердитая, просительная, ласковая, подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном ритме.

- способствовать развитию у детей произвольного зрительного внимания и памяти, словесно – логического мышления, речи и активизировать словарь.

- воспитывать усидчивость, выдержку, умение слушать и выслушивать ответы товарищей.

Материал: книга сказок, иллюстрации по сказке, сундук.

Словарная работа: «жать», «подобралась», «вылакала», «кувшин не отстает», «не отстаешь честью».

Ход занятия.

  1. Организационно- мотивационный момент.

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

В круг широкий, вижу я,

 Встали все мои друзья.

 Мы сейчас пойдем направо,

 А теперь пойдем налево,

 В центре круга соберемся,

 И на место все вернемся.

 Улыбнемся, подмигнем,

 И опять играть начнем.

Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.

Воспитатель: Ребята, давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения.

А оно нам сегодня пригодится. Я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие в добрую сказочную страну чудес.

II часть. Основная часть.

1. Беседа с детьми.

Воспитатель: Посмотрите, что я нашла за дверью (Показываю сундук) 

– Это же волшебный сундук, а в нем книга и записка:

Уважаемые читатели!

Перед вами необычная книга. Она открывается не каждому, а только самому любознательному и сообразительному.

Чтобы сказку прочитать,

Её название сначала придётся угадать!

- Название зашифровано в двух загадках. Вот первая загадка:

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса,

А зовут её … (лиса)

Выставить на мольберте изображение лисы, похвалить детей.

– А вот вам и вторая загадка:

Горлышко узкое,

Круглые бока.

Нужен нам для молока.

И даже в жаркий день всегда

В нём холодная вода. (Кувшин)

(Если загадка вызовет у детей затруднение, можно предложить подсказку: это посуда, в старину её делали из глины и хранили там молоко или квас, из этой посуды журавль лису окрошкой потчевал в сказке «Лиса и журавль». Выставить на мольберте изображение кувшина).

- Воспитатель: Перед нами и ответ. Вы догадались, как называется эта сказка? («Лиса и кувшин»)

Воспитатель: «Ребята, существует много сказок про лису. А какие сказки знаете вы, где лиса является главной героиней?» Ответы детей: «Лиса и журавль»«Волк и лиса»«Заюшкина избушка»«Лиса и Кот» и др.

Воспитатель: Молодцы, много знаете сказок о лисе.

2.  Вопросы детям.

Воспитатель: «Как в сказках называют лису ласково?» (Лисичка-сестричка, Лисонька, Лиса-Патрикеевна)

Воспитатель: А какой лису в сказках изображает автор? (Хитрой, умной, ласковой, выдумщицей, смышленой)

Воспитатель:  Можно ли, лису назвать ласково лисенок? (Нельзя)

Воспитатель: А почему? (Лисенок – это детеныш)

Воспитатель: Ребята, усаживайтесь удобнее, я прочитаю сказку «Лиса и кувшин». Вам в сказке встретятся незнакомые слова, чтобы они были понятны, я вам их сейчас объясню. (Жать рожь, т. е. срезать серпом под корень колосья пшеницы, ржи, убирать урожай с поля хлеба.)

3.Чтение сказки.

Вышла баба на поле жать и спрятала в кусты кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда — головы из кувшина вытащить не может.

Ходит лиса, головой мотает и говорит: — Ну, кувшин, пошутил, да и будет,-отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать,- поиграл, да и полно!

Не отстает кувшин, хоть ты что хочешь. — погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю. Побежала лиса к реке и давай кувшин топить.

 Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул.

Воспитатель: Понравилась вам сказка?

4. Беседа по содержанию.

Воспитатель: О ком была эта сказка?

Воспитатель:  С чего сказка началась?

Воспитатель: Что случилось с лисой?

Воспитатель: Как лиса сначала разговаривала с кувшином, каким голосом?

Воспитатель: Какие слова она говорила?

Воспитатель: Кувшин ответил лисе?

Воспитатель: Почему он не ответил?

Воспитатель:  Как стала потом разговаривать лиса, каким голосом?

Воспитатель: Какие слова она говорила?

Воспитатель: Чем заканчивается сказка?

5. Физкультминутка «Лисонька».

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала –

Лапки, ножки и бока.

Вот какая красота!

А потом ладошкой

Пошлёпала немножко.

Ну, красавица – Лиса!

До чего же хороша!

6. Чтение с установкой на запоминание.

7.  Пересказ с помощью мнемотаблицы.

Воспитатель: А сейчас я хочу, чтобы вы мне пересказали сказку. (3-4 человека).

III часть. Итог.

Воспитатель: С какой русской народной сказкой мы познакомились? («Лиса и кувшин»)

Воспитатель:  Кто главные герои сказки? (Баба и лиса)

Воспитатель:  Какой лиса оказалась в сказке? (Хитрая, жадная)

Воспитатель: Чему нас научила эта сказка? (Жадность до добра не доведет)

Воспитатель: На этом наше путешествие в сказочную страну закончилось. И чтобы оно вам запомнилось надолго, я дарю вам на память кадры из него. Но они черно- белые, и я думаю, вам не составит труда их раскрасить, а дома родителям рассказать о нашем путешествии. (Раскраска кадров из сказки «Лиса и кувшин»)C:\Users\User\Downloads\1740251871055.jpgC:\Users\User\Downloads\1740251897758.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе по теме: пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик»

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе по теме: пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик»...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...

Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе по теме: "Пересказ рассказа Н.Сладкова "Как медведь сам себя напугал"

Цель: Создать условия для обучения детей старшего дошкольного возраста связному последовательному пересказу с наглядной основой в виде мнемодорожки....

Конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема «Пересказ произведения К. Д. Ушинского “Пчелки на разведках”»

Целью занятия является ознакомление детей с содержанием рассказа «Пчёлки на разведках»; формирование умения связно и последовательно пересказывать произведение с помощью опорных ...

Конспект по речевому развитию в старшей группе на тему: Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок».

    Цель: Формировать умение детей передавать  литературный  текст, связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов воспитателя.Упражнять детей в умении подбирать...

Образовательная область «Речевое развитие» конспект занятия по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности «Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Пожарные собаки»

Цель: создание условий для обучения детей пересказывать тексты, соблюдая последовательность событий.Задачи.1. Образовательные:-учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный ...

Образовательная область «Речевое развитие» конспект занятия по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности «Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Пожарные собаки»

Цель: создание условий для обучения детей пересказывать тексты, соблюдая последовательность событий.Задачи.1. Образовательные:-учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный ...