Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему: "Пересказ сказки "Лиса и кувшин".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему: "Пересказ сказки "Лиса и кувшин".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 514.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по речевому развитию «Пересказ сказки «Лиса и кувшин» в старшей группе
Задачи:
-связная речь: учить пересказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно, используя мнемотаблицу;
- объяснить значение слова «жать», учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с заданными словами, правильно сочетать их по смыслу; учить в игре составлять из отдельных слов предложение; читать предложения после перестановки каждого слова;
- учить произносить предложение с разными оттенками интонации (сердитая, просительная, ласковая, подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном ритме.
- способствовать развитию у детей произвольного зрительного внимания и памяти, словесно – логического мышления, речи и активизировать словарь.
- воспитывать усидчивость, выдержку, умение слушать и выслушивать ответы товарищей.
Материал: книга сказок, иллюстрации по сказке, сундук.
Словарная работа: «жать», «подобралась», «вылакала», «кувшин не отстает», «не отстаешь честью».
Ход занятия.
- Организационно- мотивационный момент.
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И опять играть начнем.
Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.
Воспитатель: Ребята, давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения.
А оно нам сегодня пригодится. Я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие в добрую сказочную страну чудес.
II часть. Основная часть.
1. Беседа с детьми.
Воспитатель: Посмотрите, что я нашла за дверью (Показываю сундук)
– Это же волшебный сундук, а в нем книга и записка:
Уважаемые читатели!
Перед вами необычная книга. Она открывается не каждому, а только самому любознательному и сообразительному.
Чтобы сказку прочитать,
Её название сначала придётся угадать!
- Название зашифровано в двух загадках. Вот первая загадка:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут её … (лиса)
Выставить на мольберте изображение лисы, похвалить детей.
– А вот вам и вторая загадка:
Горлышко узкое,
Круглые бока.
Нужен нам для молока.
И даже в жаркий день всегда
В нём холодная вода. (Кувшин)
(Если загадка вызовет у детей затруднение, можно предложить подсказку: это посуда, в старину её делали из глины и хранили там молоко или квас, из этой посуды журавль лису окрошкой потчевал в сказке «Лиса и журавль». Выставить на мольберте изображение кувшина).
- Воспитатель: Перед нами и ответ. Вы догадались, как называется эта сказка? («Лиса и кувшин»)
Воспитатель: «Ребята, существует много сказок про лису. А какие сказки знаете вы, где лиса является главной героиней?» Ответы детей: «Лиса и журавль», «Волк и лиса», «Заюшкина избушка», «Лиса и Кот» и др.
Воспитатель: Молодцы, много знаете сказок о лисе.
2. Вопросы детям.
Воспитатель: «Как в сказках называют лису ласково?» (Лисичка-сестричка, Лисонька, Лиса-Патрикеевна)
Воспитатель: А какой лису в сказках изображает автор? (Хитрой, умной, ласковой, выдумщицей, смышленой)
Воспитатель: Можно ли, лису назвать ласково лисенок? (Нельзя)
Воспитатель: А почему? (Лисенок – это детеныш)
Воспитатель: Ребята, усаживайтесь удобнее, я прочитаю сказку «Лиса и кувшин». Вам в сказке встретятся незнакомые слова, чтобы они были понятны, я вам их сейчас объясню. (Жать рожь, т. е. срезать серпом под корень колосья пшеницы, ржи, убирать урожай с поля хлеба.)
3.Чтение сказки.
Вышла баба на поле жать и спрятала в кусты кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда — головы из кувшина вытащить не может.
Ходит лиса, головой мотает и говорит: — Ну, кувшин, пошутил, да и будет,-отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать,- поиграл, да и полно!
Не отстает кувшин, хоть ты что хочешь. — погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю. Побежала лиса к реке и давай кувшин топить.
Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул.
Воспитатель: Понравилась вам сказка?
4. Беседа по содержанию.
Воспитатель: О ком была эта сказка?
Воспитатель: С чего сказка началась?
Воспитатель: Что случилось с лисой?
Воспитатель: Как лиса сначала разговаривала с кувшином, каким голосом?
Воспитатель: Какие слова она говорила?
Воспитатель: Кувшин ответил лисе?
Воспитатель: Почему он не ответил?
Воспитатель: Как стала потом разговаривать лиса, каким голосом?
Воспитатель: Какие слова она говорила?
Воспитатель: Чем заканчивается сказка?
5. Физкультминутка «Лисонька».
Утром лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала –
Лапки, ножки и бока.
Вот какая красота!
А потом ладошкой
Пошлёпала немножко.
Ну, красавица – Лиса!
До чего же хороша!
6. Чтение с установкой на запоминание.
7. Пересказ с помощью мнемотаблицы.
Воспитатель: А сейчас я хочу, чтобы вы мне пересказали сказку. (3-4 человека).
III часть. Итог.
Воспитатель: С какой русской народной сказкой мы познакомились? («Лиса и кувшин»)
Воспитатель: Кто главные герои сказки? (Баба и лиса)
Воспитатель: Какой лиса оказалась в сказке? (Хитрая, жадная)
Воспитатель: Чему нас научила эта сказка? (Жадность до добра не доведет)
Воспитатель: На этом наше путешествие в сказочную страну закончилось. И чтобы оно вам запомнилось надолго, я дарю вам на память кадры из него. Но они черно- белые, и я думаю, вам не составит труда их раскрасить, а дома родителям рассказать о нашем путешествии. (Раскраска кадров из сказки «Лиса и кувшин»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе по теме: пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик»
Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе по теме: пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик»...
Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»
Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...
Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе по теме: "Пересказ рассказа Н.Сладкова "Как медведь сам себя напугал"
Цель: Создать условия для обучения детей старшего дошкольного возраста связному последовательному пересказу с наглядной основой в виде мнемодорожки....

Конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема «Пересказ произведения К. Д. Ушинского “Пчелки на разведках”»
Целью занятия является ознакомление детей с содержанием рассказа «Пчёлки на разведках»; формирование умения связно и последовательно пересказывать произведение с помощью опорных ...

Конспект по речевому развитию в старшей группе на тему: Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок».
Цель: Формировать умение детей передавать литературный текст, связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов воспитателя.Упражнять детей в умении подбирать...

Образовательная область «Речевое развитие» конспект занятия по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности «Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Пожарные собаки»
Цель: создание условий для обучения детей пересказывать тексты, соблюдая последовательность событий.Задачи.1. Образовательные:-учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный ...

Образовательная область «Речевое развитие» конспект занятия по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности «Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Пожарные собаки»
Цель: создание условий для обучения детей пересказывать тексты, соблюдая последовательность событий.Задачи.1. Образовательные:-учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный ...


