Игрушки своими руками
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Малова Евгения Викторовна

Долгосрочный проект «Игрушки созданные своими руками - как средство для развития лексики у дошкольников»" направлен на развитие речи у детей в подготовительной группе. Воспитание в игре речевых навыков тем более эффективно, что речь и труд неразрывно связаны между собой. «В каждой хорошей игре есть, прежде всего, рабочее усилие и усилие мысли», - писал  А.С.Макаренко

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_igrushki_svomi_rukami.docx38.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска

«Новосибирская классическая гимназия №17»

630108, г. Новосибирск, ул. Котовского, 32/1

Тел.347-89-50, e-mail: g_17@edu54.ru

Проект:

«Игрушки созданные своими руками -как средство для развития лексики у дошкольников»

Автор проекта:

Малова Евгения Викторовна

Воспитатель 1-й квалификационной категории

Новосибирск 2021

Введение

Воспитание в игре речевых навыков тем более эффективно, что речь и труд неразрывно связаны между собой. «В каждой хорошей игре есть, прежде всего, рабочее усилие и усилие мысли», - писал  А.С.Макаренко. В игре, как и в труде, утверждал он, ребёнок испытывает или радость творчества, или радость победы, или радость эстетическую - качества.

В игре формируется все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.

Дети старших групп охотно мастерят поделки для игр, если такая возможность им предоставляется. В начале работы нужно помогать  детям  отбирать материал для поделок, советовать, с чего лучше начать, объяснять и показывать способы изготовления игрушки. Иногда полезно намеренно делать игрушку в присутствии детей, прибегая к их помощи, советуясь с ними, как лучше сделать поделку, из какого материала. Ребята усваивают способы изготовления игрушек, приобретают технические умения и навыки, знакомятся с приемами организации совместного труда.

Цель по изготовлению игрушек   должна носить общественно полезный характер, детям должна быть понятна полезность их поделок для коллективной игры.

Долгосрочный проект рассчитан на один учебный год с 01.11.2021 по 30.03.2022 гг.  Реализуется в подготовительной группе «Акварельки».

Актуальность

Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Основываясь на свой опыт и наблюдая за детьми, можно сказать, что, обогащение словарного запаса и  происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении.

Проект «Игрушки созданные своими руками -как средство развития лексики у дошкольников»  реализуется в рамках образовательной области «Речевое развитие». Реализация проекта предполагает участие детей,  педагогов.

В проекте предоставлены иллюстрирующие решения задач в процессе познавательной, творческой деятельности дошкольников, на основе личностно-деятельного подхода к организации взаимодействия детей со сверстниками.

Целью моего долгосрочного проекта является развитие лексики детей дошкольного возраста с помощью эффективного использования  игрушки, выполненной руками воспитанников в словесных играх.

Для этого определились следующие задачи:

1. Формирование словаря детей при помощи  игрушек, выполненных своими руками.

2. Развитие познавательного интереса у детей при помощи дидактической игрушки.

3. Воспитание дружеских отношений между детьми и переживание эмоционального состояния в игровой деятельности.

Для успешной реализации поставленных задач я изучила следующую литературу: «Занятие по развитию речи в подготовительной  группе» Ушакова О.С.., «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОО» Павленко И. Н., Флерина Е. А. «Игра и игрушки», провела первичную диагностику развития лексики детей, подобрала дидактический материал.

Ожидаемые результаты по проекту:

для детей

-Развивать речевую активность детей;

- Научить включать в словесные игры различные игрушки;

- Закрепление умений детей изготавливать игрушку разными способами применяя различный материал (пластилин, вата, ткань, бумага, ткань, шерсть, природный материал, и.т.д.)

- Получить эмоциональный отклик от своей работы.

для педагогов

- Повышение педагогического мастерства в теме: «Самодельные игрушки».

- Сбор информации по данной теме, используя такие направления как: телевидение, энциклопедии, интернет-ресурсы

- оформление проекта;

Особую роль в развитии речи ребёнка играют словесные или речевые игры, помогающие развивать внимание, мышление, логику. Словесные игры знакомят дошкольника с окружающим миром, обогащают его словарный запас.

В этом отношении игра обладает высоким потенциалом развития речевой деятельности ребенка. Играя со словами, дети учатся образовывать новые слова при помощи приставок и суффиксов, упражняются в словоизменении.

В своей работе опираюсь на опыт, профессора кафедры гуманитарного образования НИПКиПРО, доктора филологических наук Наталии Викторовны Максимовой и разработанного ею же методического пособия «Игры со словами и развитие языковой способности ребенка».

Использование следующих словесных игр : «Большой – маленький», «Назови ласково», «Волшебная палочка», «Мишки», «Мышки», «Мошки», «Подбери действие к предмету», «Волшебный мешочек». Подвижные словесные игры: «Кукла спит», «Буратино», «Мячик мой».

С детьми использую групповые, подгрупповые, индивидуальные формы работы.

Участники проекта и адресаты

Целевой аудиторией проекта являются:

Таблица 1 – Заказчики проекта

п/п

Заказчики проекта

Функции

1.

Администрация МБОУ «Новосибирская классическая гимназия № 17»

Описание требуемых результатов проекта. Контроль исполнения проекта в контрольных точках. Приемка промежуточных и окончательных результатов проекта.

Таблица 2 – Участники проекта

№ п/п

Участники проекта

Функции

1

Гольянова Юлия Александровна, заместитель директора по УВР

Куратор. Контроль исполнения проекта. Информирование Заказчика проекта о проблемах в проекте, находящихся в сфере его компетенции. Административная и организационная поддержка менеджера проекта.

2

Токарева Галина Ивановна, старший воспитатель

Менеджер. Мотивация участников проекта. Организация и контроль исполнения работ проекта. Построение коммуникаций в рамках проекта. Разработка предложений по составу команды управления проектом. Предоставление требуемой отчетности по проекту.

3

Малова Евгения Викторовна

Автор проекта. Участие в разработке проектной документации и планов работ. Подготовка требуемой отчетности по проекту. Сбор информации о ходе работ и актуализация плана проекта. Реализация проекта. Сбор, хранение и предоставление проектной документации.

4

Педагоги

Участники реализации проекта, непосредственно работающие над всеми направлениями проекта в тесном контакте друг с другом.

5

Дети

6

Родители, социальные партнеры

Таблица 3 – Пользователи проекта

№ п/п

Пользователи проекта

Функции

1.

Педагоги

Лица, являющиеся пользователями результата проекта.

2.

Родители

3.

Дети

Этапы, содержание и методы реализации проекта

Классификация проекта:

  • По составу участников – групповой;
  • По содержанию – интегративный;
  • По продолжительности – долгосрочный;
  • По доминирующему виду проектной деятельности – познавательно-речевой.

Встречается во всех видах детской деятельности: игровой; коммуникативной; познавательно-исследовательской; восприятии художественной литературы и фольклора; самообслуживании и элементарном бытовом труде; конструировании из разного материала; изобразительной (рисование, лепка, аппликация); музыкальной; двигательной.

Базируется на следующих принципах:

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных потребностей детей;
  • обогащение детского развития в плане формирования элементов словесно-логического мышления;
  • содействия и сотрудничество детей и взрослых в процессе работы.

Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках проекта стали:

  • человекосообразный, как источник усиления роли ребенка в образовании и опоры на его внутренний потенциал;
  • личностно-ориентированный, как основа учёта индивидуального развития каждого ребенка;
  • системно-деятельный, как основа учёта ведущего вида деятельности- игровой, установление обратной связи с детьми и родителями.

В проекте учитываются:

  • индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;
  • возможности освоения ребенком проекта на разных этапах ее реализации.

Формы и методы реализации проекта

Формы: тематическая и интегрированная непосредственно-образовательная деятельность (конкурсы, тематические выставки,  открытые занятия, презентации).

Методы работы с детьми: словесный; наглядный; практический.

Реализация проекта включает три этапа.

1 этап: подготовительный
1. Изучение методической литературы по теме. 2. Составление перспективного плана проектной деятельности. 3.Подготовка: конспектов и планов занятий, бесед;  4. Подбор художественной литературы по теме. 5. Подбор дидактических и словесных игр, игровых ситуаций. 6. Обновление уголка настольными играми
.Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:

2 этап – практический. Игровая деятельность.

Беседы: «Мои любимые игрушки», «Как на Руси появились игрушки», рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений: «Мяч» С.Маршак, «Бобина лошадка» С. Черного, «Про машину» Б. Берестова, «Кубик на кубик» Я. Тайц; Речевая гимнастика: «Игрушки», «Машина»; словесные игры: «Большой – маленький», «Назови ласково», «Волшебная палочка», «Мишки», «Мышки», «Мошки», «Подбери действие к предмету»;

Дидактические игры: «На выставке игрушек», «Куда спряталась игрушка», «Чего не стало?», «Отгадай загадку», «Найди игрушку»;

Подвижные словесные игры: «Кукла спит», «Буратино», «Мячик мой».

Рекомендации родителям:

Рассмотреть с ребенком несколько игрушек; определить материал из которого каждая из них сделана (деревянная, пластмассовая, металлическая, бумажная, резиновая, стеклянная)

Отметить форму, цвет, качество (мягкая, твердая, гладкая, шершавая) игрушек

Провести беседу о бережном отношении к игрушкам

В качестве экскурсии сводить ребёнка в магазин игрушек

Поиграть в д/игру «Узнай свои игрушки на ощупь»

Вырезать картинки с изображением игрушек и вклеить их в альбом.

Художественно-эстетическое развитие

Изготовление игрушек своими руками для дальнейшего использования их в игре, сюжетно-ролевых играх.

Pазвитию речи на тему «Игрушки» в подготовительной группе

Рисование «Моя любимая игрушка»

Аппликация«Друзья для Неваляшки»

III этап – контрольный.

Целью данного этапа является выявление результативности авторского проекта: «Игрушки созданные своими руками -как средство для развития лексики у дошкольников» . Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

  • Провести итоговый мониторинг уровня лексического развития  воспитанников на контрольном этапе с помощью выбранных ранее диагностических материалов. Занести полученные данные в диагностические таблицы.
  • Провести анализ полученных данных.
  • Провести сравнительный анализ результатов мониторингов

Таблица 4 – Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности

№ п/п

Название игры

Время

Целевые ориентиры развития ребёнка

Виды детской деятельности

Ноябрь

1

неделя

«Кто как ходит»

Н.В. Максимова стр. 16

25-30 минут

Умеют слушать взрослого

и отвечать

на вопросы, стараются правильно произносить звуки родного языка, участвуют в обсуждении.

Учатся составлять слова с изменением суффикса, уменьшительно -ласкательные формы

2 неделя

«Рука-рученька-ручища»

Н.В. Максимова стр. 17

25-30 минут

3 неделя

«Имена»

Н.В. Максимова стр. 17

25-30 минут

4 неделя

Обобщение игр. Изготовление каравая из слоеного теста

25-30 минут

Декабрь

1

неделя

Разбираем фразеологизмы

«Сами с усами» стр. 6

25-30 минут

Активно участвуют в процессе игры, отражают свои эмоции.

Пробуют понять обороты родной речи, учатся понимать юмор в речи

2 неделя

Разбираем фразеологизмы

«Сами с усами» стр. 8

25-30 минут

3 неделя

Разбираем Фразеологизмы

«Сами с усами» стр. 10

25-30 минут

4 неделя

Обобщение игр .Шапочки для Наташечки. Изготовление игрушки из ниток

25-30 минут

Январь

1

неделя

«Ерш Ершится»

Н.В. Максимова стр. 17

25-30 минут

Эмоционально окликаются, активно участвуют в играх, проявляют любознательность, фантазию.

Подбирают слова, знакомятся с более сложными играми.

2 неделя

«Ехал, ехал, переехал»

Н.В. Максимова стр. 17

25-30 минут

3 неделя

«Добрый-предобрый»

Н.В. Максимова стр. 18

25-30 минут

4 неделя

Обобщение игр. Изготовление посуды из папье-маше. Гжель

25-30 минут

Февраль

1

неделя

«Чего не стало» дидактическая игра

25-30 минут

Увлечены совместно с воспитателями играми, умеют слушать взрослого, эмоционально окликаются на игру.

Участвуют в беседе, упражнения в чётком произношении звуков, слушание новых стихотворений в игре.

2 неделя

«Чудесный мешочек» дидактическая игра

25-30 минут

3 неделя

««Рука-рученька-ручища»

Дидактическая игра

25-30 минут

4

неделя

Обобщение игр. Пластилиновая азбука

25-30 минут

Март

1

неделя

«Кто-какой»

Н.В. Максимова стр. 20

25-30 минут

Проявляют активный интерес к играм, увлечены совместной со взрослым и сверстником игрой.

Устанавливают линейные, синтаксические связи между словами

2 неделя

«Кто-что-делает»

Н.В. Максимова стр. 20

25-30 минут

3 неделя

«Отгадай по признаку»

Н.В. Максимова стр. 20

25-30 минут

4

неделя

Обобщение игр Домики из картона. Изготовление домиков с ипользованием спичечных коробков

25-30 минут

Прогнозируемые конечные (качественные и количественные) результаты проекта относительно адресатов

Для воспитанников:

  • Развитие словарного запаса у детей.
  • Пополнение новыми игрушками группы, выполненными своими руками

Для педагогов:

  • Личностный профессиональный рост.
  • Индивидуализация форм и методов методической работы.
  • Обобщение передового педагогического опыта.
  • Использование инновационных технологий технологий.

Для учреждения:

  • Повышение качества дошкольного образования в дошкольном отделении.
  • Повышение узнаваемости дошкольного отделения в научно-педагогическом сообществе.
  • Повышение значимости, авторитета дошкольного отделения в местном сообществе.

Ресурсы (бюджет проекта)

Подбор и составление дидактических карточек (приобретение готовых карточек. А также изготовленные самим (распечатка и ламинирование) - 6 тысяч рублей;

Разработка дидактического материала по технологии ТРИЗ (подбор и изготовление карточек) -6 тысяч рублей

Расходные материалы  (нитки, клей ПВА, картон, пластилин, мука,  и т.д) 6 тыс

Познавательная литература и творческие задания, картотека с играми, интересные фотографии) – 6 тысяч рублей;

Перечень источников

  1. Битянова М.Р., Азарова Ж.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. «Работа психолога в начальной школе», Москва, 1998 г.
  2. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования под редакцией Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе – Спб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
  3. Заводнова Н.В. Развитие логики и речи у детей, игры и упражнения, Ростов-на-Дону, изд. «Феникс» 2006 г.
  4. Иванова К.В., Рыбаков В.А. Сами с усами, веселый словарь фразеологизмов для ребят и родителей, Москва, изд. «Лист», 1998 г.
  5. Максимова Н. В. О критериях сформированности функциональной грамотности // Сибирский учитель. – 2012. № 1 (80). – С. 40–43
  6. Максимова Н.В. Игры со словами и развитие языковой способности ребенка. Методическое пособие для воспитателей и учителей. Комплект изданий «Детский сад со всех сторон» №20, октябрь 2010 г.
  7. Ухина Л.А. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста-с. Красное, 2010 г.
  8. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду – М. Просвещение, 2003.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 года № 1155.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игрушки своими руками

Дополнительные элементы предметно - развивающей среды в группах раннего возраста...

Опыт работы по конструированию и ручному труду «Игрушка своими руками, или старой вещи – новую жизнь»

Лучшей игрушкой для ребенка будет та,  которую он создал своими руками....

Новогодние игрушки своими руками

Консультация для родителей о том, как самому изготовить новогоднюю игрушку....

Презентация "Игрушка своими руками"

Эта игрушка может использоваться как погремушка, а также как барабан.Играть в такую игрушку могут и взрослые и самые маленькие дети. Отлично помогает при снятии эмоционального напряжения....

"Новогодняя игрушка своими руками"

Работы детей и родителей на творческий конкурс "Новогодняя игрушка своими руками". Игрушки выполнены из разнообразного материала, используется нетрадиционная техника. Конкурс проводился в зимнее время...

Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.

Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты.  Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр...

Мастер-класс для родителей и детей по изготовлению новогодней игрушки "Новогодняя игрушка своими руками"

Мастер-класс  для родителей дошкольников и детей старшего дошкольного возраста по изготовлению новогодней игрушки....