Игрушки своими руками
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Долгосрочный проект «Игрушки созданные своими руками - как средство для развития лексики у дошкольников»" направлен на развитие речи у детей в подготовительной группе. Воспитание в игре речевых навыков тем более эффективно, что речь и труд неразрывно связаны между собой. «В каждой хорошей игре есть, прежде всего, рабочее усилие и усилие мысли», - писал А.С.Макаренко
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Новосибирская классическая гимназия №17»
630108, г. Новосибирск, ул. Котовского, 32/1
Тел.347-89-50, e-mail: g_17@edu54.ru
Проект:
«Игрушки созданные своими руками -как средство для развития лексики у дошкольников»
Автор проекта:
Малова Евгения Викторовна
Воспитатель 1-й квалификационной категории
Новосибирск 2021
Введение
Воспитание в игре речевых навыков тем более эффективно, что речь и труд неразрывно связаны между собой. «В каждой хорошей игре есть, прежде всего, рабочее усилие и усилие мысли», - писал А.С.Макаренко. В игре, как и в труде, утверждал он, ребёнок испытывает или радость творчества, или радость победы, или радость эстетическую - качества.
В игре формируется все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.
Дети старших групп охотно мастерят поделки для игр, если такая возможность им предоставляется. В начале работы нужно помогать детям отбирать материал для поделок, советовать, с чего лучше начать, объяснять и показывать способы изготовления игрушки. Иногда полезно намеренно делать игрушку в присутствии детей, прибегая к их помощи, советуясь с ними, как лучше сделать поделку, из какого материала. Ребята усваивают способы изготовления игрушек, приобретают технические умения и навыки, знакомятся с приемами организации совместного труда.
Цель по изготовлению игрушек должна носить общественно полезный характер, детям должна быть понятна полезность их поделок для коллективной игры.
Долгосрочный проект рассчитан на один учебный год с 01.11.2021 по 30.03.2022 гг. Реализуется в подготовительной группе «Акварельки».
Актуальность
Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Основываясь на свой опыт и наблюдая за детьми, можно сказать, что, обогащение словарного запаса и происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении.
Проект «Игрушки созданные своими руками -как средство развития лексики у дошкольников» реализуется в рамках образовательной области «Речевое развитие». Реализация проекта предполагает участие детей, педагогов.
В проекте предоставлены иллюстрирующие решения задач в процессе познавательной, творческой деятельности дошкольников, на основе личностно-деятельного подхода к организации взаимодействия детей со сверстниками.
Целью моего долгосрочного проекта является развитие лексики детей дошкольного возраста с помощью эффективного использования игрушки, выполненной руками воспитанников в словесных играх.
Для этого определились следующие задачи:
1. Формирование словаря детей при помощи игрушек, выполненных своими руками.
2. Развитие познавательного интереса у детей при помощи дидактической игрушки.
3. Воспитание дружеских отношений между детьми и переживание эмоционального состояния в игровой деятельности.
Для успешной реализации поставленных задач я изучила следующую литературу: «Занятие по развитию речи в подготовительной группе» Ушакова О.С.., «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОО» Павленко И. Н., Флерина Е. А. «Игра и игрушки», провела первичную диагностику развития лексики детей, подобрала дидактический материал.
Ожидаемые результаты по проекту:
для детей
-Развивать речевую активность детей;
- Научить включать в словесные игры различные игрушки;
- Закрепление умений детей изготавливать игрушку разными способами применяя различный материал (пластилин, вата, ткань, бумага, ткань, шерсть, природный материал, и.т.д.)
- Получить эмоциональный отклик от своей работы.
для педагогов
- Повышение педагогического мастерства в теме: «Самодельные игрушки».
- Сбор информации по данной теме, используя такие направления как: телевидение, энциклопедии, интернет-ресурсы
- оформление проекта;
Особую роль в развитии речи ребёнка играют словесные или речевые игры, помогающие развивать внимание, мышление, логику. Словесные игры знакомят дошкольника с окружающим миром, обогащают его словарный запас.
В этом отношении игра обладает высоким потенциалом развития речевой деятельности ребенка. Играя со словами, дети учатся образовывать новые слова при помощи приставок и суффиксов, упражняются в словоизменении.
В своей работе опираюсь на опыт, профессора кафедры гуманитарного образования НИПКиПРО, доктора филологических наук Наталии Викторовны Максимовой и разработанного ею же методического пособия «Игры со словами и развитие языковой способности ребенка».
Использование следующих словесных игр : «Большой – маленький», «Назови ласково», «Волшебная палочка», «Мишки», «Мышки», «Мошки», «Подбери действие к предмету», «Волшебный мешочек». Подвижные словесные игры: «Кукла спит», «Буратино», «Мячик мой».
С детьми использую групповые, подгрупповые, индивидуальные формы работы.
Участники проекта и адресаты
Целевой аудиторией проекта являются:
Таблица 1 – Заказчики проекта
№ п/п | Заказчики проекта | Функции |
1. | Администрация МБОУ «Новосибирская классическая гимназия № 17» | Описание требуемых результатов проекта. Контроль исполнения проекта в контрольных точках. Приемка промежуточных и окончательных результатов проекта. |
Таблица 2 – Участники проекта
№ п/п | Участники проекта | Функции |
1 | Гольянова Юлия Александровна, заместитель директора по УВР | Куратор. Контроль исполнения проекта. Информирование Заказчика проекта о проблемах в проекте, находящихся в сфере его компетенции. Административная и организационная поддержка менеджера проекта. |
2 | Токарева Галина Ивановна, старший воспитатель | Менеджер. Мотивация участников проекта. Организация и контроль исполнения работ проекта. Построение коммуникаций в рамках проекта. Разработка предложений по составу команды управления проектом. Предоставление требуемой отчетности по проекту. |
3 | Малова Евгения Викторовна | Автор проекта. Участие в разработке проектной документации и планов работ. Подготовка требуемой отчетности по проекту. Сбор информации о ходе работ и актуализация плана проекта. Реализация проекта. Сбор, хранение и предоставление проектной документации. |
4 | Педагоги | Участники реализации проекта, непосредственно работающие над всеми направлениями проекта в тесном контакте друг с другом. |
5 | Дети | |
6 | Родители, социальные партнеры |
Таблица 3 – Пользователи проекта
№ п/п | Пользователи проекта | Функции |
1. | Педагоги | Лица, являющиеся пользователями результата проекта. |
2. | Родители | |
3. | Дети |
Этапы, содержание и методы реализации проекта
Классификация проекта:
- По составу участников – групповой;
- По содержанию – интегративный;
- По продолжительности – долгосрочный;
- По доминирующему виду проектной деятельности – познавательно-речевой.
Встречается во всех видах детской деятельности: игровой; коммуникативной; познавательно-исследовательской; восприятии художественной литературы и фольклора; самообслуживании и элементарном бытовом труде; конструировании из разного материала; изобразительной (рисование, лепка, аппликация); музыкальной; двигательной.
Базируется на следующих принципах:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных потребностей детей;
- обогащение детского развития в плане формирования элементов словесно-логического мышления;
- содействия и сотрудничество детей и взрослых в процессе работы.
Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках проекта стали:
- человекосообразный, как источник усиления роли ребенка в образовании и опоры на его внутренний потенциал;
- личностно-ориентированный, как основа учёта индивидуального развития каждого ребенка;
- системно-деятельный, как основа учёта ведущего вида деятельности- игровой, установление обратной связи с детьми и родителями.
В проекте учитываются:
- индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;
- возможности освоения ребенком проекта на разных этапах ее реализации.
Формы и методы реализации проекта
Формы: тематическая и интегрированная непосредственно-образовательная деятельность (конкурсы, тематические выставки, открытые занятия, презентации).
Методы работы с детьми: словесный; наглядный; практический.
Реализация проекта включает три этапа.
1 этап: подготовительный
1. Изучение методической литературы по теме. 2. Составление перспективного плана проектной деятельности. 3.Подготовка: конспектов и планов занятий, бесед; 4. Подбор художественной литературы по теме. 5. Подбор дидактических и словесных игр, игровых ситуаций. 6. Обновление уголка настольными играми.Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:
2 этап – практический. Игровая деятельность.
Беседы: «Мои любимые игрушки», «Как на Руси появились игрушки», рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений: «Мяч» С.Маршак, «Бобина лошадка» С. Черного, «Про машину» Б. Берестова, «Кубик на кубик» Я. Тайц; Речевая гимнастика: «Игрушки», «Машина»; словесные игры: «Большой – маленький», «Назови ласково», «Волшебная палочка», «Мишки», «Мышки», «Мошки», «Подбери действие к предмету»;
Дидактические игры: «На выставке игрушек», «Куда спряталась игрушка», «Чего не стало?», «Отгадай загадку», «Найди игрушку»;
Подвижные словесные игры: «Кукла спит», «Буратино», «Мячик мой».
Рекомендации родителям:
Рассмотреть с ребенком несколько игрушек; определить материал из которого каждая из них сделана (деревянная, пластмассовая, металлическая, бумажная, резиновая, стеклянная)
Отметить форму, цвет, качество (мягкая, твердая, гладкая, шершавая) игрушек
Провести беседу о бережном отношении к игрушкам
В качестве экскурсии сводить ребёнка в магазин игрушек
Поиграть в д/игру «Узнай свои игрушки на ощупь»
Вырезать картинки с изображением игрушек и вклеить их в альбом.
Художественно-эстетическое развитие
Изготовление игрушек своими руками для дальнейшего использования их в игре, сюжетно-ролевых играх.
Pазвитию речи на тему «Игрушки» в подготовительной группе
Рисование «Моя любимая игрушка»
Аппликация«Друзья для Неваляшки»
III этап – контрольный.
Целью данного этапа является выявление результативности авторского проекта: «Игрушки созданные своими руками -как средство для развития лексики у дошкольников» . Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
- Провести итоговый мониторинг уровня лексического развития воспитанников на контрольном этапе с помощью выбранных ранее диагностических материалов. Занести полученные данные в диагностические таблицы.
- Провести анализ полученных данных.
- Провести сравнительный анализ результатов мониторингов
Таблица 4 – Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности
№ п/п | Название игры | Время | Целевые ориентиры развития ребёнка | Виды детской деятельности |
Ноябрь | ||||
1 неделя | «Кто как ходит» Н.В. Максимова стр. 16 | 25-30 минут | Умеют слушать взрослого и отвечать на вопросы, стараются правильно произносить звуки родного языка, участвуют в обсуждении. | Учатся составлять слова с изменением суффикса, уменьшительно -ласкательные формы |
2 неделя | «Рука-рученька-ручища» Н.В. Максимова стр. 17 | 25-30 минут | ||
3 неделя | «Имена» Н.В. Максимова стр. 17 | 25-30 минут | ||
4 неделя | Обобщение игр. Изготовление каравая из слоеного теста | 25-30 минут | ||
Декабрь | ||||
1 неделя | Разбираем фразеологизмы «Сами с усами» стр. 6 | 25-30 минут | Активно участвуют в процессе игры, отражают свои эмоции. | Пробуют понять обороты родной речи, учатся понимать юмор в речи |
2 неделя | Разбираем фразеологизмы «Сами с усами» стр. 8 | 25-30 минут | ||
3 неделя | Разбираем Фразеологизмы «Сами с усами» стр. 10 | 25-30 минут | ||
4 неделя | Обобщение игр .Шапочки для Наташечки. Изготовление игрушки из ниток | 25-30 минут | ||
Январь | ||||
1 неделя | «Ерш Ершится» Н.В. Максимова стр. 17 | 25-30 минут | Эмоционально окликаются, активно участвуют в играх, проявляют любознательность, фантазию. | Подбирают слова, знакомятся с более сложными играми. |
2 неделя | «Ехал, ехал, переехал» Н.В. Максимова стр. 17 | 25-30 минут | ||
3 неделя | «Добрый-предобрый» Н.В. Максимова стр. 18 | 25-30 минут | ||
4 неделя | Обобщение игр. Изготовление посуды из папье-маше. Гжель | 25-30 минут | ||
Февраль | ||||
1 неделя | «Чего не стало» дидактическая игра | 25-30 минут | Увлечены совместно с воспитателями играми, умеют слушать взрослого, эмоционально окликаются на игру. | Участвуют в беседе, упражнения в чётком произношении звуков, слушание новых стихотворений в игре. |
2 неделя | «Чудесный мешочек» дидактическая игра | 25-30 минут | ||
3 неделя | ««Рука-рученька-ручища» Дидактическая игра | 25-30 минут | ||
4 неделя | Обобщение игр. Пластилиновая азбука | 25-30 минут | ||
Март | ||||
1 неделя | «Кто-какой» Н.В. Максимова стр. 20 | 25-30 минут | Проявляют активный интерес к играм, увлечены совместной со взрослым и сверстником игрой. | Устанавливают линейные, синтаксические связи между словами |
2 неделя | «Кто-что-делает» Н.В. Максимова стр. 20 | 25-30 минут | ||
3 неделя | «Отгадай по признаку» Н.В. Максимова стр. 20 | 25-30 минут | ||
4 неделя | Обобщение игр Домики из картона. Изготовление домиков с ипользованием спичечных коробков | 25-30 минут | ||
Прогнозируемые конечные (качественные и количественные) результаты проекта относительно адресатов
Для воспитанников:
- Развитие словарного запаса у детей.
- Пополнение новыми игрушками группы, выполненными своими руками
Для педагогов:
- Личностный профессиональный рост.
- Индивидуализация форм и методов методической работы.
- Обобщение передового педагогического опыта.
- Использование инновационных технологий технологий.
Для учреждения:
- Повышение качества дошкольного образования в дошкольном отделении.
- Повышение узнаваемости дошкольного отделения в научно-педагогическом сообществе.
- Повышение значимости, авторитета дошкольного отделения в местном сообществе.
Ресурсы (бюджет проекта)
Подбор и составление дидактических карточек (приобретение готовых карточек. А также изготовленные самим (распечатка и ламинирование) - 6 тысяч рублей;
Разработка дидактического материала по технологии ТРИЗ (подбор и изготовление карточек) -6 тысяч рублей
Расходные материалы (нитки, клей ПВА, картон, пластилин, мука, и т.д) 6 тыс
Познавательная литература и творческие задания, картотека с играми, интересные фотографии) – 6 тысяч рублей;
Перечень источников
- Битянова М.Р., Азарова Ж.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. «Работа психолога в начальной школе», Москва, 1998 г.
- Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования под редакцией Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе – Спб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
- Заводнова Н.В. Развитие логики и речи у детей, игры и упражнения, Ростов-на-Дону, изд. «Феникс» 2006 г.
- Иванова К.В., Рыбаков В.А. Сами с усами, веселый словарь фразеологизмов для ребят и родителей, Москва, изд. «Лист», 1998 г.
- Максимова Н. В. О критериях сформированности функциональной грамотности // Сибирский учитель. – 2012. № 1 (80). – С. 40–43
- Максимова Н.В. Игры со словами и развитие языковой способности ребенка. Методическое пособие для воспитателей и учителей. Комплект изданий «Детский сад со всех сторон» №20, октябрь 2010 г.
- Ухина Л.А. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста-с. Красное, 2010 г.
- Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду – М. Просвещение, 2003.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 года № 1155.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты
игрушки своими руками
Дополнительные элементы предметно - развивающей среды в группах раннего возраста...
Опыт работы по конструированию и ручному труду «Игрушка своими руками, или старой вещи – новую жизнь»
Лучшей игрушкой для ребенка будет та, которую он создал своими руками....

Новогодние игрушки своими руками
Консультация для родителей о том, как самому изготовить новогоднюю игрушку....
Презентация "Игрушка своими руками"
Эта игрушка может использоваться как погремушка, а также как барабан.Играть в такую игрушку могут и взрослые и самые маленькие дети. Отлично помогает при снятии эмоционального напряжения....

"Новогодняя игрушка своими руками"
Работы детей и родителей на творческий конкурс "Новогодняя игрушка своими руками". Игрушки выполнены из разнообразного материала, используется нетрадиционная техника. Конкурс проводился в зимнее время...

Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.
Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты. Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр...

Мастер-класс для родителей и детей по изготовлению новогодней игрушки "Новогодняя игрушка своими руками"
Мастер-класс для родителей дошкольников и детей старшего дошкольного возраста по изготовлению новогодней игрушки....
