Проект "Пришла Коляда, отворяй ворота"
проект по развитию речи (старшая группа)

Малова Евгения Викторовна

Проект для старшей группы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kolyadki.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ноосибирска

«Новосибирская классическая гимназия №17»

630108, г. Новосибирск, ул Котовского, 38,

Тел. 353-63-41, e-mail: 17classgimn@nios.ru

Проект «Пришла Коляда отворяй ворота»

Старшая группа

Выполнил: Воспитатель 1 категории

Малова Е.В,

Новосибирск 2021

Тип проекта:  краткосрочный

Продолжительность проекта: 1 неделя

Сроки реализации проекта: 2 неделя января 2021 года.

Участники проекта:

1.Воспитатели

2. Воспитанники старшей  группы «Акварельки»

3. Родители

Актуальность проекта:

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Один из таких праздников – Коляда. Это традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, позднее приуроченный к Рождеству и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье), колядование, молодёжные игры, гадания.

К сожалению, мы отходим от народных традиций, когда отмечаем современные календарные праздники и неоправданно забываем народные, в том числе праздник зимнего веселья Коляда, тем самым мы лишаем возможности наших детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно, опираясь на их непосредственное участие в разных видах деятельности. Поэтому и возникла идея разработки данного проекта и реализации силами педагогов, родителей и детей.

Цель: приобщить детей к русской традиционной культуре, познакомить их с обрядом колядования на Руси.

Задачи:

- поддерживать интерес детей и родителей к истокам русской национальной культуры;

- познакомить детей и родителей с обрядовым праздником «Коляда»;

- разучить фольклорный материал, использовать его в повседневной жизни;

-учить детей понимать содержание стихотворения текста; формировать умение понимать художественный образ в произведении;

- побуждать детей и родителей к совместной познавательной и творческой деятельности

Средства достижения поставленных задач:

- сбор и подготовка необходимого материала;

- информационные листы для родителей;

- знакомство с историей обрядового праздника «Коляда»;

- приготовление цветной бумаги и соленого теста для творчества;

- представление продуктов проекта на групповую выставку.

Прогнозируемый результат:

- повышен познавательный интерес среди детей и родителей к родной истории.

- дети и родители приобщены к традиции проведения народного праздника – «Святки» через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

- разучены фольклорный материал, используемый в повседневной жизни;

- дети и родители приобщились к совместной познавательной и творческой деятельности.

Формы реализации проекта:

- подвижные игры;

- досуговое мероприятие;

- аппликация;

- лепка из соленого теста;

- рассматривание картин и иллюстраций;

- ИКТ;

- взаимодействие с родителями.

Образовательные области:

- Познавательное развитие

- Речевое развитие

-Художественно-эстетическое развитие

Этапы:

1 этап Подготовительный:

- Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;

- обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей;

- изучение методической литературы по данной теме.

2 этап Основной:

Мероприятия по работе с детьми:

- беседа «Гуляют ребятки в зимние Святки»;

- рассматривание иллюстраций на тему «Что мы делали зимой»;

- раскраски «Веселая коляда»

- художественно-эстетическое развитие «Аппликация» на тему «Маски для колядок»;

- художественно-эстетическое развитие «Лепка» на тему «Мой ангел»

- итоговое мероприятие «Колядки»;

- просмотр мультфильма «Как Новый год на свет появился».

Мероприятия по работе с родителями:

- консультация для родителей: «Коляда, Коляда! Отворяй ворота!»

- информационный лист «Практические советы и рекомендации для родителей по созданию поделок из солёного теста».

3 этап Заключительный:

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, повысило познавательный интерес у детей и родителей к изучению традиций родной страны. Реализация проекта позволила расширить детский кругозор, развить эмоциональную восприимчивость. Подборка закличек, колядок, игр-инсценировок и работа над ними способствовала развитию выразительной речи, мимики. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

При подведении итогов работы над проектом, можно сделать вывод: дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности не только за себя, но и за других. Реализация проекта обогатила определённый период их жизни, наполнила его яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

План мероприятий по проекту:

Понедельник:

- беседа: «Гуляют ребятки в зимние Святки»;

- консультация для родителей: «Коляда, коляда, отворяй ворота!», «Из истории праздника».

Вторник:

- разучивание закличек, колядок, пословиц, поговорок, игр;

- художественно-эстетическое развитие «Аппликация» на тему «Маски для колядок».

Среда:

- Народные игра: « Святочные гадания»;

- Раскрашивание «Весёлая коляда».

Четверг:

- Подвижные игры на прогулке: «Прятки», «Жмурки».

Пятница:

- Занятие по лепке из солёного теста: «Мой ангел»);

- Консультация для родителей: «Практические советы и рекомендации для родителей по созданию поделок из соленого теста»;

- Колядование.

Результат:

Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

- тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей обучающихся, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на работу группы;

- наблюдалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на предложенный им новый вид работы;

- повышен познавательный интерес среди детей и родителей к родной истории;

- создана атмосфера радости приобщения к традиционному народному празднику;

- удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями;

- работы всех детей были представлены на групповой выставке.

Литература:

  1. Браз С. Празднование Рождества русскими крестьянами// ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ.-1995.-№12.-С.89-91.-Преданья старины глубокой.
  2. Детям к Рождеству: Святочные песни, сказки и стихи/ Сост. И.В.Анухина.-СПб.: Композитор, 1994.-20с.
  3. Зайцева Е. Коляда: Представление для детей с народными играми, песнями, считалками/ Е.Зайцева// НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.-1999.-№5.-С.18-21.-(Репертуар).
  4. Коляда - коляда! Отворяй ворота!: [Колядки]// АИФ. КОЛОБОК И ДВА ЖИРАФА.-1999.-№1.-С.[8-9].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занимательного дела "Коляда, коляда - отворяй ворота"

интегрированное занятие : Конструирование, музыка, физическая культура, познание....

Развлечение «Коляда, коляда – отворяй ворота»

Развлечение  , которое поможет приобщить детей к народным истокам и традициям....

Конспект НОД по музыке с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Коляда, коляда, отворяй ворота!"

Конспект составлен по ФГОС и прикреплено приложение с колядками, физминуткой и беседой....

Коляда, коляда, - отворяй ворота!

Веселая методическая разработка для детей старшего школьного возраста...

Коляда, Коляда! Отворяй ворота… Веселые колядки и рождественские песенки для детей.

Вы когда-нибудь пробовали колядовать вместе с детьми? А ведь это отличный способ сделать праздничное время ярким и запоминающимся. Вы, наверное, слышали о колядках и, может быть, даже участвовали в ни...

Праздника "Коляда, коляда – отворяй ворота…" для средней группы.

"Коляда, коляда – отворяй  ворота…"праздник  для  средней  группы. Цель: ·        вызвать интерес к традициям и искусству русского народа;·...

«КОЛЯДА, КОЛЯДА! ОТВОРЯЙ ВОРОТА!» сценарий фольклорных посиделок

Зал оформлен под горницу, стоит стол, на столе самовар, пироги, сушки и т.д.Звучит музыка, выходит Хозяйка. Хозяйка: В этот зимний вечерокВьётся над трубой дымок,Месяц светится над ней,А в избе п...