Проект "Пришла Коляда, отворяй ворота"
проект по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ноосибирска
«Новосибирская классическая гимназия №17»
630108, г. Новосибирск, ул Котовского, 38,
Тел. 353-63-41, e-mail: 17classgimn@nios.ru
Проект «Пришла Коляда отворяй ворота»
Старшая группа
Выполнил: Воспитатель 1 категории
Малова Е.В,
Новосибирск 2021
Тип проекта: краткосрочный
Продолжительность проекта: 1 неделя
Сроки реализации проекта: 2 неделя января 2021 года.
Участники проекта:
1.Воспитатели
2. Воспитанники старшей группы «Акварельки»
3. Родители
Актуальность проекта:
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Один из таких праздников – Коляда. Это традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, позднее приуроченный к Рождеству и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье), колядование, молодёжные игры, гадания.
К сожалению, мы отходим от народных традиций, когда отмечаем современные календарные праздники и неоправданно забываем народные, в том числе праздник зимнего веселья Коляда, тем самым мы лишаем возможности наших детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно, опираясь на их непосредственное участие в разных видах деятельности. Поэтому и возникла идея разработки данного проекта и реализации силами педагогов, родителей и детей.
Цель: приобщить детей к русской традиционной культуре, познакомить их с обрядом колядования на Руси.
Задачи:
- поддерживать интерес детей и родителей к истокам русской национальной культуры;
- познакомить детей и родителей с обрядовым праздником «Коляда»;
- разучить фольклорный материал, использовать его в повседневной жизни;
-учить детей понимать содержание стихотворения текста; формировать умение понимать художественный образ в произведении;
- побуждать детей и родителей к совместной познавательной и творческой деятельности
Средства достижения поставленных задач:
- сбор и подготовка необходимого материала;
- информационные листы для родителей;
- знакомство с историей обрядового праздника «Коляда»;
- приготовление цветной бумаги и соленого теста для творчества;
- представление продуктов проекта на групповую выставку.
Прогнозируемый результат:
- повышен познавательный интерес среди детей и родителей к родной истории.
- дети и родители приобщены к традиции проведения народного праздника – «Святки» через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
- разучены фольклорный материал, используемый в повседневной жизни;
- дети и родители приобщились к совместной познавательной и творческой деятельности.
Формы реализации проекта:
- подвижные игры;
- досуговое мероприятие;
- аппликация;
- лепка из соленого теста;
- рассматривание картин и иллюстраций;
- ИКТ;
- взаимодействие с родителями.
Образовательные области:
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
-Художественно-эстетическое развитие
Этапы:
1 этап Подготовительный:
- Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
- обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей;
- изучение методической литературы по данной теме.
2 этап Основной:
Мероприятия по работе с детьми:
- беседа «Гуляют ребятки в зимние Святки»;
- рассматривание иллюстраций на тему «Что мы делали зимой»;
- раскраски «Веселая коляда»
- художественно-эстетическое развитие «Аппликация» на тему «Маски для колядок»;
- художественно-эстетическое развитие «Лепка» на тему «Мой ангел»
- итоговое мероприятие «Колядки»;
- просмотр мультфильма «Как Новый год на свет появился».
Мероприятия по работе с родителями:
- консультация для родителей: «Коляда, Коляда! Отворяй ворота!»
- информационный лист «Практические советы и рекомендации для родителей по созданию поделок из солёного теста».
3 этап Заключительный:
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, повысило познавательный интерес у детей и родителей к изучению традиций родной страны. Реализация проекта позволила расширить детский кругозор, развить эмоциональную восприимчивость. Подборка закличек, колядок, игр-инсценировок и работа над ними способствовала развитию выразительной речи, мимики. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
При подведении итогов работы над проектом, можно сделать вывод: дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности не только за себя, но и за других. Реализация проекта обогатила определённый период их жизни, наполнила его яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
План мероприятий по проекту:
Понедельник:
- беседа: «Гуляют ребятки в зимние Святки»;
- консультация для родителей: «Коляда, коляда, отворяй ворота!», «Из истории праздника».
Вторник:
- разучивание закличек, колядок, пословиц, поговорок, игр;
- художественно-эстетическое развитие «Аппликация» на тему «Маски для колядок».
Среда:
- Народные игра: « Святочные гадания»;
- Раскрашивание «Весёлая коляда».
Четверг:
- Подвижные игры на прогулке: «Прятки», «Жмурки».
Пятница:
- Занятие по лепке из солёного теста: «Мой ангел»);
- Консультация для родителей: «Практические советы и рекомендации для родителей по созданию поделок из соленого теста»;
- Колядование.
Результат:
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:
- тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей обучающихся, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на работу группы;
- наблюдалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на предложенный им новый вид работы;
- повышен познавательный интерес среди детей и родителей к родной истории;
- создана атмосфера радости приобщения к традиционному народному празднику;
- удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями;
- работы всех детей были представлены на групповой выставке.
Литература:
- Браз С. Празднование Рождества русскими крестьянами// ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ.-1995.-№12.-С.89-91.-Преданья старины глубокой.
- Детям к Рождеству: Святочные песни, сказки и стихи/ Сост. И.В.Анухина.-СПб.: Композитор, 1994.-20с.
- Зайцева Е. Коляда: Представление для детей с народными играми, песнями, считалками/ Е.Зайцева// НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.-1999.-№5.-С.18-21.-(Репертуар).
- Коляда - коляда! Отворяй ворота!: [Колядки]// АИФ. КОЛОБОК И ДВА ЖИРАФА.-1999.-№1.-С.[8-9].





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занимательного дела "Коляда, коляда - отворяй ворота"
интегрированное занятие : Конструирование, музыка, физическая культура, познание....

Развлечение «Коляда, коляда – отворяй ворота»
Развлечение , которое поможет приобщить детей к народным истокам и традициям....

Конспект НОД по музыке с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Коляда, коляда, отворяй ворота!"
Конспект составлен по ФГОС и прикреплено приложение с колядками, физминуткой и беседой....

Коляда, коляда, - отворяй ворота!
Веселая методическая разработка для детей старшего школьного возраста...

Коляда, Коляда! Отворяй ворота… Веселые колядки и рождественские песенки для детей.
Вы когда-нибудь пробовали колядовать вместе с детьми? А ведь это отличный способ сделать праздничное время ярким и запоминающимся. Вы, наверное, слышали о колядках и, может быть, даже участвовали в ни...

Праздника "Коляда, коляда – отворяй ворота…" для средней группы.
"Коляда, коляда – отворяй ворота…"праздник для средней группы. Цель: · вызвать интерес к традициям и искусству русского народа;·...

«КОЛЯДА, КОЛЯДА! ОТВОРЯЙ ВОРОТА!» сценарий фольклорных посиделок
Зал оформлен под горницу, стоит стол, на столе самовар, пироги, сушки и т.д.Звучит музыка, выходит Хозяйка. Хозяйка: В этот зимний вечерокВьётся над трубой дымок,Месяц светится над ней,А в избе п...
