«РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИГРЫ СО СЛОВАМИ»
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Долгосрочный проект
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 56.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Новосибирская классическая гимназия №17»
630108, г. Новосибирск, ул. Котовского, 32/1
Тел.347-89-50, e-mail: g_17@edu54.ru
II Всероссийский конкурс проектных работ «Перспектива»
Номинация
«Инновационные образовательные практики»
Проект:
«РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
ЧЕРЕЗ ИГРЫ СО СЛОВАМИ»
Автор проекта:
Малова Евгения Викторовна
Воспитатель 1-й квалификационной категории
Новосибирск 2021
Введение
Среди всех познавательных процессов особое место занимает развитие и формирование мышления и речи. Речь представляет собой одну из самых сложных высших психических функций человека. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, то есть мыслить. Словесно-логическое мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, активно формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека. Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматических форм создает предпосылки для развития мышления.
Тема проектной деятельности: «Развитие словесно-логического мышления».
Целью данной проектной работы является исследование условий развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью словесных дидактических игр.
Долгосрочный проект рассчитан на один учебный год с 01.09.2021 по 31.05.2022 гг. Реализация проекта состоит из трех этапов: констатирующего (с 01.09.2021 по 30.09.2021 гг.), формирующего (с 01.10.2021 по 30.04.2022 гг.) и контрольного (с 01.05.2022 по 31.05.2022 гг.). Реализуется в подготовительной группе «Акварельки».
Разработка и апробация авторского проекта: «Развитие словесно-логического мышления через игры со словами» позволит всем участникам образовательного процесса создать единое образовательное пространство для дошкольников на первом уровне общего образования – уникальном и самоценном этапе в общем развитии человека. Полученные умения и навыки значительно облегчат процесс коммуникации ребенка со сверстниками, педагогами и родителями, что положительно повлияет на его самооценку.
Реализация проекта будет способствовать поднятию статуса Дошкольного отделения МБОУ «Новосибирская классическая гимназия № 17».
Актуальность
Дошкольная образовательная организация – первое и самое ответственное звено в общей системе образования.
Дети старшего дошкольного возраста уже способны усваивать логические формы мышления, но необходимо руководство со стороны взрослого. Повышение уровня развития словесно-логического мышления должно опираться на прочный фундамент в виде развитых образных форм, которые позволяют ребенку находить решения, исходя из конкретной ситуации. Игры и упражнения, способствующие ускорению формирования и развития у ребенка простейших логических структур мышления и речи, обязаны быть яркими, интересными, и подобраны с постепенным усложнением.
Таким образом, в дошкольном возрасте можно говорить лишь об элементах развития словесно-логического мышления. К шести годам у ребенка развивается глазомер, зрительная оценка пропорций, характеризующих какой-либо предмет, преднамеренное запоминание и умение воспроизводить усвоенное. О знакомых явлениях он может уже высказывать правильные суждения, делать умозаключения.
За последние годы накоплен большой экспериментальный и теоретический материал по вопросам умственного воспитания и развития детей дошкольного возраста. Однако эта проблема все еще остается недостаточно разработанной как в педагогическом, так и в теоретическом аспекте, в частности вопрос об условиях перехода дошкольников к словесно-логическому мышлению и его развитию. Мышление имеет большее значение для последующего школьного обучения детей. Зачастую дети затрудняются решать задачи, представленные в словесно-логической форме.
В образовательной деятельности достаточно часто используются разнообразные игры. В играх ребенок познает окружающий мир, множество интересной информации. Результативным средством обучения является дидактическая игра, так как она содержит в себе два начала: учебное (познавательное) и игровое (развлекательное). В игре педагог одновременно является и наставником, и товарищем. С помощью дидактической игры можно научить детей логически мыслить, рассуждать, обосновывать, строить развернутые высказывания.
Если игра была объяснена правильно, то тогда происходит обогащение мышления, формируется процесс самоустановок, укрепляется воля детей. Игра дает ребенку возможности для собственных открытий, решать свои проблемы, например, в общении.
Инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ. Образовательные организации могут включиться в инновационные проекты в качестве соисполнителя не только на этапе разработки проекта, но и в процессе реализации. Инновационный проект: «Развитие словесно-логического мышления через игры со словами» – это комплекс взаимосвязанных мероприятий по осуществлению инновационной деятельности, направленный на разработку авторского материала и распространению научных трудов Н.В.Максимовой, обеспечивающих качественный рост эффективности образовательного процесса.
Целью проекта является исследование условий развития словесно–логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью словесных дидактических игр.
Объектом проекта является развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом проекта являются словесно-дидактические игры как средство развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- На основе изученной психолого-педагогической литературы выявить и обосновать педагогические условия развития словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
- Подобрать методики, позволяющие выявить уровень развития словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
- Разработать и реализовать проект: «Развитие словесно-логического мышления через игры со словами».
- Провести анализ результатов проведенной работы.
Основные нормативные и стратегические документы, определившие разработку проекта:
- Федеральный закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13)
- Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения города Новосибирска «Новосибирская классическая гимназия № 17» и изменения в Уставе муниципального бюджетного образовательного учреждения города Новосибирска «Новосибирская классическая гимназия № 17»;
- Образовательная программа Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Новосибирская классическая гимназия № 17 (Дошкольное отделение). Построена по содержанию на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 20 мая 2015 протокол от №2/15 и размещенной в реестре примерных основных образовательных программ Минобрнауки;
- Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» /Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. — 352 с.
- Авторское методическое пособие: Максимова Н.В. Игры со словами и развитие языковой способности ребенка: Методическое пособие. – Новосибирск, 2010 г.
Методы исследования:
Теоретические: изучение и анализ литературы по заданной теме.
Экспериментальные: педагогический проект, в ходе которого использовались в комплексе: метод тестирования, наблюдения, беседа, игровые методы, метод решения педагогических задач.
Количественные и качественные методы анализа результатов проекта.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды следующих авторов:
- о человекосообразном образовании представлено в работах А.В. Хуторского и его научной школы;
- теории мышления рассматривались в трудах С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, Л.М. Фридман и т.д.;
- изучением логического мышления как познавательной деятельности, а также особенностями логического мышления детей дошкольного возраста занимались П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.И. Мещеряков, Н.А. Менчинская, Н.Н. Подъяков, Д.Б. Эльконини др.);
- проблема развития речи детей дошкольного возраста исследовалась в различных направлениях: развитие описательной речи (А.C. Бородич, А.А. Зрожевская, С.В. Ласунова и др.), диалогической (А. Арушанова, Г. Чулкова и др.), монологической речи (А.Г. Арушанова, А. Билан, А.М. Богуш, А.С. Бородич, Н.В. Гавриш, В.Р. Захарченко и др.); коммуникативная компетентность (А.В. Березовская, А.П. Бородич, Н.Ф. Виноградова, Н.В. Гавриш, Е.Е. Короткова, Т. Постоян и др.).
- психологическая природа речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрыты в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и другими.
- формирование речи у детей дошкольного возраста и факторы ее развития изучались также Э.П. Коротковой, Н.М. Крыловой, Г.М. Ляминой, Е.И. Радиной, Е.А. Флериной.
- вопросы теории игры изучали П.А. Бессонов, А.К. Бондаренко, В.И. Даль, Е.А. Покровский, О.П. Шейн.
Практическая значимость проекта обусловлена его направленностью на научно-методическое обеспечение образовательной деятельности Дошкольного отделения. На основе полученных результатов разработаны рекомендации для педагогов по развитию словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через словесные дидактические игры. Представленные материалы и результаты исследования могут учитываться при планировании деятельности дошкольной образовательной организации, при осуществлении развивающей работы с детьми дошкольного возраста.
Инновационность
Целенаправленное использование различных инновационных и развивающих технологий, разнообразных форм работы с педагогами способствует положительной динамике показателей развития словесно-логического мышления дошкольников. В данном проекте применен принцип человекосообразности. Этот принцип устанавливает главную задачу образования – выявить, раскрыть и реализовать заложенный в человеке потенциал.
Работа направлена на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в условиях реализуемого проекта. Для развития словесно-логического мышления использовали следующие инновационные методы:
- Метод проектирования,
- ИКТ-технологии,
- Технология мнемотаблиц.
Особую роль в развитии речи ребёнка играют словесные или речевые игры, помогающие развивать внимание, мышление, логику. Словесные игры знакомят дошкольника с окружающим миром, обогащают его словарный запас.
В этом отношении игра обладает высоким потенциалом развития речевой деятельности ребенка. Играя со словами, дети учатся образовывать новые слова при помощи приставок и суффиксов, упражняются в словоизменении.
В своей работе опираюсь на опыт, профессора кафедры гуманитарного образования НИПКиПРО, доктора филологических наук Наталии Викторовны Максимовой и разработанного ею же методического пособия «Игры со словами и развитие языковой способности ребенка».
Участники проекта и адресаты
Целевой аудиторией проекта являются:
Таблица 1 – Заказчики проекта
№ п/п | Заказчики проекта | Функции |
1. | Администрация МБОУ «Новосибирская классическая гимназия № 17» | Описание требуемых результатов проекта. Контроль исполнения проекта в контрольных точках. Приемка промежуточных и окончательных результатов проекта. |
Таблица 2 – Участники проекта
№ п/п | Участники проекта | Функции |
1 | Гольянова Юлия Александровна, заместитель директора по УВР | Куратор. Контроль исполнения проекта. Информирование Заказчика проекта о проблемах в проекте, находящихся в сфере его компетенции. Административная и организационная поддержка менеджера проекта. |
2 | Токарева Галина Ивановна, старший воспитатель | Менеджер. Мотивация участников проекта. Организация и контроль исполнения работ проекта. Построение коммуникаций в рамках проекта. Разработка предложений по составу команды управления проектом. Предоставление требуемой отчетности по проекту. |
3 | Малова Евгения Викторовна | Автор проекта. Участие в разработке проектной документации и планов работ. Подготовка требуемой отчетности по проекту. Сбор информации о ходе работ и актуализация плана проекта. Реализация проекта. Сбор, хранение и предоставление проектной документации. |
4 | Педагоги | Участники реализации проекта, непосредственно работающие над всеми направлениями проекта в тесном контакте друг с другом. |
5 | Дети | |
6 | Родители |
Таблица 3 – Пользователи проекта
№ п/п | Пользователи проекта | Функции |
1. | Педагоги | Лица, являющиеся пользователями результата проекта. |
2. | Родители | |
3. | Дети |
Этапы, содержание и методы реализации проекта
Классификация проекта:
- По составу участников – групповой;
- По содержанию – интегративный;
- По продолжительности – долгосрочный;
- По доминирующему виду проектной деятельности – познавательно-речевой.
Содержание проекта обеспечивает интеграцию развития словесно-логического мышления через все образовательные области:
- Социально-коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Физическое развитие.
Встречается во всех видах детской деятельности: игровой; коммуникативной; познавательно-исследовательской; восприятии художественной литературы и фольклора; самообслуживании и элементарном бытовом труде; конструировании из разного материала; изобразительной (рисование, лепка, аппликация); музыкальной; двигательной.
Базируется на следующих принципах:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных потребностей детей;
- обогащение детского развития в плане формирования элементов словесно-логического мышления;
- содействия и сотрудничество детей и взрослых в процессе работы.
Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках проекта стали:
- человекосообразный, как источник усиления роли ребенка в образовании и опоры на его внутренний потенциал;
- личностно-ориентированный, как основа учёта индивидуального развития каждого ребенка;
- системно-деятельный, как основа учёта ведущего вида деятельности- игровой, установление обратной связи с детьми и родителями.
В проекте учитываются:
- индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;
- возможности освоения ребенком проекта на разных этапах ее реализации.
Формы и методы реализации проекта
Формы: тематическая и интегрированная непосредственно-образовательная деятельность (конкурсы, тематические выставки, викторины, открытые занятия, презентации).
Методы работы с детьми: словесный; наглядный; практический.
Реализация проекта включает три этапа.
I этап – констатирующий. Данный этап работы длился в период с 1 сентября 2021 года по 30 сентября 2021 года.
Целью данного этапа являлась подготовка к реализации проекта и выявление уровня развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:
- Изучить нормативно-правовую базу современных требований и подходов к развитию словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста;
- Изучить диагностические материалы;
- Провести мониторинг исходного уровня развития словесно-логического мышления воспитанников с помощью выбранных диагностических материалов, занести полученный данные в диагностические таблицы.
- Провести анализ полученных данных.
II этап – формирующий. Данный этап длится в период с 01.10.2021 года по 30.04.2022 года.
Целью данного этапа является проведение педагогической работы, направленной на развитие словесно-логического мышления через игры со словами у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
- Апробировать авторский проект: «Развитие словесно-логической речи через игры со словами».
- Провести промежуточный мониторинг уровня развития словесно-логического мышления воспитанников с помощью выбранных диагностических материалов, занести полученный данные в диагностические таблицы (январь 2022 года).
- Подготовить презентацию для педагогов: «Реализация проекта «Развитие словесно-логического мышления через игры со словами» для детей старшего дошкольного возраста».
III этап – контрольный. Данный этап будет длиться в период с 01.05.2021 года по 31.05.2022 года.
Целью данного этапа является выявление результативности авторского проекта: «Развитие словесно-логического мышления через игры со словами» для детей старшего дошкольного возраста. Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
- Провести мониторинг уровня развития словесно-логического мышления воспитанников на контрольном этапе с помощью выбранных ранее диагностических материалов. Занести полученные данные в диагностические таблицы.
- Провести анализ полученных данных.
- Провести сравнительный анализ результатов мониторингов на констатирующем, формирующем (промежуточном) и контрольном этапах и проверить достоверность результатов методом математической статистики при помощи критерия Манна-Уитни.
Таблица 4 – Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности
№ п/п | Название игры | Время | Целевые ориентиры развития ребёнка | Виды детской деятельности |
Сентябрь | ||||
1 неделя | «Вводное занятие. Знакомство с миром слов» | 25-30 минут | Интересуются новым, заинтересованное участие в образовательном процессе, эмоционально реагируют. | Отвечают на вопросы воспитателя, внимательно слушают правило игры, воспитателя. |
2 неделя | «Загадки и отгадки» Развитие логики и речи стр. 119 | 25-30 минут | ||
3 неделя | «Подскажи словечко» Н.В. Максимова стр. 9 | 25-30 минут | ||
4 неделя | Обобщение игр | 25-30 минут | ||
Октябрь | ||||
1 неделя | «Рифмы» Н.В. Максимова стр. 13 | 25-30 минут | Эмоционально реагируют, принимают живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. | Учатся подбирать и составлять однокоренные слова |
2 неделя | «Игра Диван Диваныч» Н.В. Максимова стр. 16 | 25-30 минут | ||
3 неделя | «Я придумываю фамилию» Н.В. Максимова стр. 16 | 25-30 минут | ||
4 неделя | Обобщение игр | 25-30 минут | ||
Ноябрь | ||||
1 неделя | «Кто как ходит» Н.В. Максимова стр. 16 | 25-30 минут | Умеют слушать взрослого и отвечать на вопросы, стараются правильно произносить звуки родного языка, участвуют в обсуждении. | Учатся составлять слова с изменением суффикса, уменьшительно -ласкательные формы |
2 неделя | «Рука-рученька-ручища» Н.В. Максимова стр. 17 | 25-30 минут | ||
3 неделя | «Имена» Н.В. Максимова стр. 17 | 25-30 минут | ||
4 неделя | Обобщение игр | 25-30 минут | ||
Декабрь | ||||
1 неделя | Разбираем фразеологизмы «Сами с усами» стр. 6 | 25-30 минут | Активно участвуют в процессе игры, отражают свои эмоции. | Пробуют понять обороты родной речи, учатся понимать юмор в речи |
2 неделя | Разбираем фразеологизмы «Сами с усами» стр. 8 | 25-30 минут | ||
3 неделя | Разбираем Фразеологизмы «Сами с усами» стр. 10 | 25-30 минут | ||
4 неделя | Обобщение игр | 25-30 минут | ||
Январь | ||||
1 неделя | «Ерш Ершится» Н.В. Максимова стр. 17 | 25-30 минут | Эмоционально окликаются, активно участвуют в играх, проявляют любознательность, фантазию. | Подбирают слова, знакомятся с более сложными играми. |
2 неделя | «Ехал, ехал, переехал» Н.В. Максимова стр. 17 | 25-30 минут | ||
3 неделя | «Добрый-предобрый» Н.В. Максимова стр. 18 | 25-30 минут | ||
4 неделя | Обобщение игр | 25-30 минут | ||
Февраль | ||||
1 неделя | Записываем стихотворение по мнемосхеме «Февраль» В феврале бушует вьюга, беспокойная подруга | 25-30 минут | Увлечены совместно с воспитателями играми, умеют слушать взрослого, эмоционально окликаются на игру. | Участвуют в беседе, упражнения в чётком произношении звуков, слушание новых стихотворений в игре. |
2 неделя | Записываем стихотворение по мнемосхеме «Ждем весну» Мы от холода устали, по теплу мы заскучали | 25-30 минут | ||
3 неделя | Записываем стихотворение по мнемосхеме «Подарки весны» Пробуди скорей от сна землю спящую, весна! | 25-30 минут | ||
4 неделя | Пробуем сочинить две строчки самостоятельно и записать по мнемосхеме | 25-30 минут | ||
Март | ||||
1 неделя | «Кто-какой» Н.В. Максимова стр. 20 | 25-30 минут | Проявляют активный интерес к играм, увлечены совместной со взрослым и сверстником игрой. | Устанавливают линейные, синтаксические связи между словами |
2 неделя | «Кто-что-делает» Н.В. Максимова стр. 20 | 25-30 минут | ||
3 неделя | «Отгадай по признаку» Н.В. Максимова стр. 20 | 25-30 минут | ||
4 неделя | Обобщение игр | 25-30 минут | ||
Апрель | ||||
1 неделя | Игры с развернутым сравнением Н.В. Максимова стр. 22 | 25-30 минут | Активно участвуют в процессе игры, имеют соответствующий возрасту словарный запас, который проявляется в играх. | Ищем связь между словом и предметом. Выделяем сравнения из текста. |
2 неделя | «Что на что похоже» Н.В. Максимова стр. 22 | 25-30 минут | ||
3 неделя | Игры с развернутым сравнением Н.В. Максимова стр. 23 | 25-30 минут | ||
4 неделя | Обобщение игр | 30 минут | ||
Прогнозируемые конечные (качественные и количественные) результаты проекта относительно адресатов
Для воспитанников:
- Стойкий интерес к играм со словами.
- Развитие словесно-логического мышления.
Для педагогов:
- Личностный профессиональный рост.
- Индивидуализация форм и методов методической работы.
- Обобщение передового педагогического опыта.
- Использование инновационных технологий технологий.
- Трансляция результатов проектной деятельности.
Для учреждения:
- Повышение качества дошкольного образования в дошкольном отделении.
- Повышение узнаваемости дошкольного отделения в научно-педагогическом сообществе.
- Повышение значимости, авторитета дошкольного отделения в местном сообществе.
Критерии и показатели эффективности реализации проекта
Оценка результатов каждого воспитанника проводится по уровню активности и заинтересованности на занятиях. Ведется табель посещаемости и наблюдение, а также сравнительный анализ диагностики в начале, середине и конце проекта по методике Э.Ф. Замбацявичене на основе теста структуры Р.Амтхауэра.
Ресурсы (бюджет проекта)
Таблица 5 – Оценка общих затрат и стоимости необходимых приобретений
№ п/п | Ресурсы | Имеющиеся (руб.) | Необходимые (руб.) |
Информационно – методические | |||
1 | Нормативно-правовая литература | 5000 | |
2 | Учебно-методическая литература | 3000 | 2000 |
3 | Стенды | 4000 | |
4 | Папки-передвижки | 1500 | |
5 | ТСО и ИКТ | 30000 | |
6 | Интернет - ресурсы | 1500 | |
7 | Мнемотаблицы | 5000 | |
Материально-технические | |||
8 | Столы | 6000 | |
9 | Стулья | 15000 | |
10 | Компьютер | 30000 | |
11 | Проектор | 37000 | |
12 | Магнитно-маркерная доска | 5000 | |
13 | Ламинатор | 5000 | |
14 | МФУ | 45000 | |
15 | Фотоаппарат | 25000 | |
16 | Портативная аудиоколонка | 6000 | |
17 | Звуковое оборудование | 50000 | |
18 | Световое оборудование | 50000 | |
19 | Телевизор | 10000 | |
20 | Музыкальный центр | 6000 | |
21 | Канцелярские принадлежности | 3000 | 8000 |
22 | Пленка для ламинирования | 800 | 1600 |
Кадровые | |||
1 | Заместитель директора по УВР | ||
1 | Старший воспитатель | ||
2 | Педагоги | ||
3 | Родители | ||
4 | Дети | ||
ИТОГО | 327800 | 27600 | |
ВСЕГО | 355400 | ||
Возможные риски при реализации проекта
Для оценки рисковой составляющей проекта необходимо провести анализ внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относятся угрозы, связанные с экономической ситуацией в стране, рынков сбыта. К внутренним – эффективность управления организацией.
Таблица 5 – Риски и пути преодоления
Риски проекта | Пути преодоления рисков |
Внутренние риски | |
Недостаточный уровень качества образовательных услуг в рамках проекта | Создание в дошкольном отделении системы оценки качества образовательных услуг на основе принципов открытости, объективности, прозрачности и общественно-профессионального участия. |
Не очень высокий уровень подготовки педагогов в дошкольном отделении к реализации образовательного процесса в условиях дошкольного образования. | Подготовка и повышение квалификации педагогов по профессиональным образовательным областям. |
Внешние риски | |
Востребованность проекта в муниципальных дошкольных учреждениях г. Новосибирска | Поиск вариативных форм внедрения проекта среди муниципальных учреждений г. Новосибирска. |
Не очень высокая осведомленность муниципальных дошкольных учреждений о результатах проектной деятельности. | Поиск возможностей для освещения результатов образовательной деятельности среди муниципальных образовательных учреждений г. Новосибирска. |
Недостаточное количество финансовых ресурсов | Привлечение средств спонсорской помощи. |
Специфика дошкольного учреждения определяет так же внешние риски, как реакцию конкурентов. Поблизости находится 6 детских садов, которые имеют хорошую репутацию в микрорайоне. Это может грозить потерей части потенциальных клиентов. Чтобы минимизировать этот риск, необходимо формирование своей клиентской базы, наличие уникальных предложений, постоянный мониторинг рынка, наличие программы лояльности клиентов.
Благодаря оценке рисков можно установить, на чем следует сосредоточить внимание и какие меры предусмотреть, чтобы минимизировать потери.
Механизмы внутренней оценки эффективности реализации проекта
На основании Положения «О внутренней системе оценки качества образования Муниципального бюджетного образовательного учреждения города Новосибирска «Новосибирская классическая гимназия № 17» (Дошкольное отделение) от 29.08.2018 г. Дошкольное отделение обеспечивает разработку, внедрение, проведение необходимых оценочных процедур, анализ, учет и дальнейшее использование полученных результатов в ходе образовательной деятельности.
Принципы, положенные в основу оценки эффективности реализации проекта:
- объективности информации о качестве образования;
- открытости процедуры оценки качества образования;
- реалистичности требований, показателей, критериев качества образования;
- учета возрастных особенностей воспитанников при оценке результатов их образования и развития;
- минимизация системы показателей.
Таблица 6 – Критерии внутренней оценки эффективности реализации проекта
Критерии | Показатели |
Образовательные результаты (внутренняя оценка) | Реализация проекта (мониторинг) |
Инновационный потенциал педагогов | Доля педагогов, использующих современные педагогические технологии Доля педагогических работников, имеющих первую квалификационную категорию Доля педагогических работников, имеющих высшую квалификационную категорию Доля педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации Доля педагогических работников, выступавших на мероприятиях разного уровня Доля педагогических работников, принимавших участие в профессиональных конкурсах |
Соответствие требованиям к условиям образования | Укомплектованность педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию Соответствие учреждения нормам и требованиям СанПиН |
Контроль за проведением мониторинга образовательной деятельности и детского развития осуществляет заместитель директора по УВР и старший воспитатель посредством следующих форм:
- Проведение ежедневного текущего контроля.
- Организация тематического контроля.
- Проведение оперативного контроля.
- Посещение образовательной деятельности, организацию режимных моментов и других видов деятельности.
- Проверка документации.
Ожидаемые внешние эффекты
Ключевой фигурой в достижении образовательных результатов является педагог. Одним из ожидаемых внешних эффектов от реализации инновационного образовательного проекта является вовлечение педагогов в национальную систему профессионального роста педагогических работников. Проектная деятельность должна способствовать созданию в образовательной среде точек роста для профессионального и карьерного лифта педагогов, формированию эффективной системы непрерывного профессионально-личностного саморазвития педагогов на основе принципиально новых организационных и содержательных подходов в первую очередь к системе повышения квалификации педагогических работников.
Организационно-управленческий аспект:
- повышение конкурентного уровня качества образования посредством научно-методического сопровождения участников образовательных отношений;
- развитие механизмов сетевого взаимодействия как инструмента организации всестороннего партнерства субъектов и участников образовательных отношений;
- создание условий, обеспечивающих непрерывное профессиональное развитие педагогических работников посредством организации многоуровневого научно-методического сопровождения;
- развитие «деловой репутации» образовательной организации.
Социальный аспект:
- отражение местных условий, совместимость проекта с обычаями и традициями заинтересованных участников, воздействие на отдельные группы населения.
- формирование проектной культуры.
Образовательный аспект:
- формирование интегративного дидактического средства развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения, навыки и компетенции.
Результаты реализации проекта
Промежуточный мониторинг по методике Э.Ф. Замбацявичене на основе теста структуры Р. Амтхауэра показал, что реализуемый в МБОУ «Новосибирская классическая гимназия № 17» (Дошкольное отделение) проект: «Развитие словесно-логического мышления через игры со словами» имеет положительную динамику развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Перспективы развития проекта после завершения срока его реализации
После завершения реализации проекта «Развитие словесно-логического мышления через игры со словами» планируется дополнить содержание на средний дошкольный возраст.
Перечень источников
- Битянова М.Р., Азарова Ж.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. «Работа психолога в начальной школе», Москва, 1998 г.
- Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования под редакцией Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе – Спб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
- Заводнова Н.В. Развитие логики и речи у детей, игры и упражнения, Ростов-на-Дону, изд. «Феникс» 2006 г.
- Иванова К.В., Рыбаков В.А. Сами с усами, веселый словарь фразеологизмов для ребят и родителей, Москва, изд. «Лист», 1998 г.
- Максимова Н. В. О критериях сформированности функциональной грамотности // Сибирский учитель. – 2012. № 1 (80). – С. 40–43
- Максимова Н.В. Игры со словами и развитие языковой способности ребенка. Методическое пособие для воспитателей и учителей. Комплект изданий «Детский сад со всех сторон» №20, октябрь 2010 г.
- Ухина Л.А. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста-с. Красное, 2010 г.
- Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду – М. Просвещение, 2003.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 года № 1155.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Развитие словесно-логического мышления через развивающие игры-головоломки»
Мышление - это социально обусловленный неразрывно связанный с речью психический процесс опосредованного и обобщенного отражения в действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на ос...

Консультация для воспитателей "Развитие словесно-логического мышления детей через игру"
консультация для воспитателей...
Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста на развитие словесно - логического мышления.
Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные пр...

«ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
Дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как они способствуют подготовке ребят к обучению в школ...

Словесные игры как средство развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Статья на тему словесные игры как средство развития словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста...

Развитие словесно-логической памяти при работе со словами (задание «Найди второе слово»).
Тема. Развитие словесно-логической памяти при работе со словами (задание «Найди второе слово»). I Вводная часть.1. Организационный момент. Знакомство с темой и задач...

