Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста на развитие словесно - логического мышления.
консультация (подготовительная группа)

Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация).

К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya.docx105.93 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста на развитие словесно - логического мышления.

Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация).

Выделяют три вида мышления:
1) наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами)
2) наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений)
3) словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.

На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления - наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.

К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников.

Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т.д., то есть все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.

Средства, развивающие словесно -  логическое мышление.

  • Стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и конкретизации.
  • Игры и упражнения на установление причинно-следственных связей в природных и социальных явлениях.
  • Занятия, игры и упражнение на развитие операций сравнения и установления причинности.
  • Загадки. Задачи – шутки.
  • Игры-головоломки.
  • Игры с счетными палочками.
  • Разгадывание ребусов.

Для развития интеллектуальных способностей дети играют в такую игру как “Я знаю пять … ”. Она учит классифицировать и обобщать.

… Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой)

* Курица, стоящая на одной ноге, весит 2 кг. Сколько весит курица, стоящая на двух ногах? (2 кг)

* Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут надо варить 6 яиц? (4 мин)

* На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4 яблока)

Весёлые задачи в стихах,

               ЗАГАДКИ – ШУТКИ

            ЗАГАДКИ С МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ

            СЛОВЕСНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

            ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Особо полюбившаяся игра это шашки, которая поможет в будущем способы решения в сложных ситуациях, стимул к победе, спортивный дух.

Упражнения на развитие словесно - логического мышления.

Упражнение 1. «Определение последовательности событий»

1. Расскажи, что сделали с яблоком? Покажи на рисунке целое яблоко. Как художник изобразил, что стало с яблоком?

hello_html_3249deac.png

2. Перед ребенком положить произвольно 3-4 картинки, связанные единым сюжетом. Предложить ему расположить их в порядке действий, отраженных в сюжете, составить рассказ (см. илл. № 22).

Полезный совет

hello_html_37f242e1.pngРассматривайте с ребенком различные картинки, фотографии, реальные сценки из жизни.

hello_html_37f242e1.pngПопросите ребенка предположить, что было до того события, которое ребенок видит на картинке. Спросите, что будет потом.

hello_html_37f242e1.pngПодобные беседы будут способствовать формированию у ребенка наблюдательности, умения предвидеть события, находить причины тех или иных явлений в жизни.

Упражнение 2. «Поиск закономерностей»

Вариант 1.

Продолжить перечень слов.

Как можно назвать одним словом следующие предметы?

hello_html_56f8b16f.pngМарт, апрель, май, июнь... — месяцы.

hello_html_56f8b16f.pngХлеб, молоко, колбаса, макароны... — продукты.

hello_html_56f8b16f.pngСтол, стул, шкаф, диван... — мебель.

hello_html_56f8b16f.pngРомашка, василек, одуванчик, лютик... — полевые цветы.

hello_html_56f8b16f.pngТуфли, сапоги, валенки, сандалии... — обувь.

hello_html_56f8b16f.pngХолодильник, утюг, пылесос, телевизор... — бытовые электроприборы.

hello_html_56f8b16f.pngРоза, гвоздика, астра, тюльпан... — садовые цветы.

hello_html_56f8b16f.pngКарандаш, ручка, тетрадь, пенал... — школьные принадлежности.

hello_html_56f8b16f.pngКомпот, каша, борщ, хлеб... — еда.

hello_html_56f8b16f.pngТарелка, чашка, ложка, стакан... — посуда.

hello_html_56f8b16f.pngМашина, кукла, кубики, пирамидка... — игрушки.

hello_html_56f8b16f.pngМолоток, топор, пила, лопата... — инструменты.

hello_html_56f8b16f.pngДуб, береза, осина, клен... — деревья.

Вариант 2.

Рассмотреть каждую строчку и каждый столбик. Какая здесь закономерность? Найти закономерность в расположении фигур. Нарисовать недостающую фигурку.

hello_html_740d8918.png

Вариант 3.

Подумать, каких фигур нет в клеточках. Нарисовать их и раскрасить, чтобы получился красивый коврик.

hello_html_m6b553221.jpg

Вариант 4.

Продолжить узор (ряд).

Рассмотреть узор, который начат на листке. Найти закономерность. Дорисовать такой же узор до конца строки.

hello_html_4cf4980.png

Упражнение 3. «Ответы на логические вопросы (ситуации)»

Примерные вопросы:

Чем отличается чашка от стакана?

Почему снег бывает зимой, а не летом?

Как зовут маму вашей мамы?

Когда можно кататься на санках — зимой или летом?

Как называется место, где продают хлеб? (Лечат, стригут, шьют)

Что нужно делать пешеходу при красном свете светофора? Почему?

Какие слова являются противоположными по значению:

Большой — начало — высокий — брать — ... и т. д.

Когда ты завтракаешь — утром или вечером?

Сколько концов у двух палок?

Чем похожи дерево и куст? Чем они отличаются?

Слова для сравнения: портфель и сумка, ручка и карандаш, тетрадь и книга и т. д.

Примерные ситуации:

1. Стоят два барана. Один смотрит налево, другой направо. Видят ли они друг друга?

2. На сосне растет 5 яблок. Одно яблоко упало. Сколько яблок осталось расти на сосне?

3. Послушай рассказ об утенке: «Как-то на лужайке подошла к утенку коза. «Ой, какой же ты маленький», — сказала она утенку. Утенок отбежал от козы и слышит, — в траве жук жужжит: «Ого, какой большой утенок!». Утенок призадумался: «Большой я или маленький?» Помоги утенку ответить на этот вопрос.

4. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут будут варить 2 яйца?

5. На ветке сидели 3 птички. Две птички улетели. Сколько птичек улетело?

6. Вова проснулся утром и увидел в окно голубое небо, яркое солнышко. Он удивленно воскликнул: «Мама, а совсем недавно был сильный дождь!». А теперь ответь на вопрос: «Как Вова догадался, что был дождь, ведь он в это время крепко спал?»

7. Саша одевался, чтобы пойти в школу. Мама подошла к закрытому окну, посмотрела на улицу и сказала: »Какой сильный ветер! Одевайся потеплей». Ответь на вопрос: «Как мама узнала, что на улице сильный ветер, ведь окно закрыто?».

8. На улице дул сильный ветер и шел дождь. Саша сидел в комнате и смотрел картинки в книжках. Ему хотелось гулять, а в такую погоду не погуляешь. В комнату вошел папа, подошел к окну, посмотрел в него и сказал: «Какой сильный дождь! Но скоро он кончится, собирайся гулять». Ответь на вопрос: «Как папа узнал, что дождь скоро кончится?».

Упражнение 4.

Раскрасьте большие шары так, чтобы маленький шар был между желтым и красным, а зеленый был рядом с красным.

hello_html_2cf296dd.jpg

Упражнение 5. «Пословицы»

Взрослый предлагает простые пословицы. Ребенок должен дать свое объяснение смысла пословиц. Иногда ребенок может дать несколько объяснений. Задача взрослых внимательно выслушать ребенка, а потом уточнить смысл пословицы.

Пословица учит думать и вдумываться, слушать и вслушиваться.

Пословица развивает и обогащает речь.

В пословицах мудрость и красота.

Примерный перечень пословиц для детей дошкольников

Об учении

Ученье — свет, неученье — тьма.

Красна птица оперением, а человек ученьем,

Ученье — красота, неученье — простота.

Повторенье — мать ученья.

Где ученье, там и уменье.

Ученье и труд вместе живут.

По одежке встречают, а по уму провожают.

Мир освещается солнцем, а человек — знанием.

Ум без книги, что птица без крыльев,

Сперва думай, а потом делай.

О труде, работе

По работе и мастера знать.

Сломать легко, сделать трудно.

Каждое дело любовью освещается.

Кто первый в труде, тому слава везде,

Глаза боятся, а руки делают.

Без дела жить — только небо коптить,

Терпенье и труд — все перетрут.

Больше дела — меньше слов.

Не ленись, а трудись.

Веселись, играй, да дело знай.

Об умении

Умелые руки работы не боятся.

Над чем постараешься, тому и обрадуешься.

Работа хвалит мастера.

Есть терпение, будет и умение,

Дело мастера боится.

Лицом в грязь не ударит.

Делу — время, потехе — час.

Чтоб не ошибиться, не надо торопиться.

Тише едешь — дальше будешь.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

О книге и пользе чтения

Будешь книги читать — будешь все знать.

Дом без книги — что без окон.

Выбирай книгу так, как выбираешь друга.

В книге ищи не буквы, а мысли.

Книга — твой друг, без нее как без рук.

Знание — солнце, книга — окно.

Книга поможет в труде, выручит в беде.

Кто много читает, тот много знает.

Говори не о том, что прочел, а о том, что понял.

 Игры на развитие словесно - логического мышления.

Игра «Цветы на клумбах».

Цель: развивать логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: разноцветный картон, ножницы.

Описание: воспитатель вырезает из картона по три цветка красного, оранжевого, синего цвета и три клумбы - круглой, квадратной и прямоугольной форм. Предложить ребенку распределить цветы на клумбах в соответствии с рассказом: «Красные цветы росли не на круглой и не на квадратной клумбе, оранжевые - не на круглой и не на прямоугольной. Где какие цветы росли?»

Логические задачи.

Цель: развивать внимание, логическое мышление.

Описание: воспитатель предлагает детям поиграть в логические задачи, за каждый правильный ответ выдаются фишки. У кого больше фишек, тот и выиграл.

1) Перед Чиполино стоят предметы: ведро, лопата, лейка. Как сделать так, чтобы лопата стала крайней, не переставляя ее с места? (Можно лейку поставить перед лопатой или перед ведром.)

2) Винни-Пух, Тигра и Пятачок вырезали три флажка разного цвета: синий, зеленый, красный. Тигра вырезал не красный, а Винни-Пух - не красный и не синий флажок. Какого цвета флажок вырезал каждый? (Винни-Пух вырезал зеленый флажок, Тигра — синий. Пятачок - красный.)

3) На столе лежат четыре яблока. Одно яблоко разрезали и положили обратно. Сколько яблок на столе? (4 яблока.)

4) Расставьте в комнате два стула так, чтобы у каждой стены стояло по стулу. (Надо поставить стулья в двух противоположных углах.)

5) Сложите на столе треугольник из одной палочки и квадрат из двух палочек. (Надо положить палочки на углу стола.)

Игра «Я загадала...».

Цель: развивать логическое мышление.

Описание: воспитатель загадывает какой-либо предмет. Предложить ребенку с помощью уточняющих вопросов выяснить название объекта.

- Этот предмет летает? (Да.)

- У него есть крылья? (Да.)

- Он высоко летает? (Да.)

- Он одушевленный? (Нет.)

- Он сделан из пластмассы? (Нет.)

- Из железа? (Да.)

- У него есть пропеллер? (Да.)

- Это вертолет? (Да.)

Игра «Выбери нужное».

Цель: развивать логическое мышление.

Описание: детям предлагаются варианты, в которых есть лишние позиции, например:

• У сапога всегда есть: пряжка, подошва, ремешки, пуговицы.

• В теплых краях живут: медведь, олень, волк, пингвин, верблюд.

• Месяцы зимы: сентябрь, октябрь, декабрь, май.

• В году: 24 месяца, 12 месяцев, 4 месяца, 3 месяца.

• Отец старше своего сына: часто, всегда, редко, никогда.

• Время суток: год, месяц, неделя, день, понедельник.

• У дерева всегда есть: листья, цветы, плоды, корень, тень.

• Времена года: август, осень, суббота, каникулы.

• Пассажирский транспорт: комбайн, самосвал, автобус, тепловоз.

Эту игру можно продолжить.

Игра «Я беру с собой в дорогу».

Цель: развивать логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: картинки с изображениями одиночных предметов.

Описание: выложить изображения вниз картинкой. Предложить ребенку отправиться в морское плавание. Но, для того чтобы путешествие прошло успешно, к нему надо основательно подготовиться, запастись всем необходимым. Попросить ребенка брать по одной картинке и рассказывать о том, как может пригодиться этот предмет. Предметы на картинках должны быть самыми разными. Например, ребенок достает изображение мяча: «В мяч можно играть во время отдыха, мяч можно использовать вместо спасательного круга, потому что он не тонет и т. п.». Можно обыграть различные ситуации: на необитаемом острове, в поезде, в деревне.

Игра «Чем похожи и чем отличаются?».

Цель: развивать логическое мышление.

Описание: ведущий предлагает детям два предмета, дети должны провести их сравнение и указать сходство и различие. Например: слива и персик; маленькая девочка и кукла; птица и самолет; кошка и белка; апельсин и оранжевый мячик такого же размера; фломастер и мел.

Игра «Расселили птиц».

Цель: развивать логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: 20 карточек с изображением птиц: домашних, перелетных, зимующих, певчих, хищных и т. п.

Описание: предложить ребенку расселить птиц по гнездам: в одно гнездо - перелетных птиц, в другое - всех тех, кто имеет белое оперение, в третье - всех птиц с длинными клювами. Какие птицы остались без гнезда? Каких пернатых можно поселить в несколько гнезд?

Игра «Ассоциации».

Цель: развивать логическое мышление.

Описание: дети делятся на две группы. Одна группа предлагает другой рассказать о каком-либо предмете, используя в своем рассказе слова, обозначающие другие предметы. Например, рассказать о морковке, используя слова: утка, апельсин, кубик, Снегурочка. (Она такого же цвета, как апельсин. Ее можно нарезать кубиками. Верхнюю ее часть любят утки. Если ее не есть, то будешь такой же бледной, как Снегурочка.) Затем группы меняются ролями. Предмет для описания и слова- характеристики задаются ведущим.

Игра «Придумай предложение».

Цели: развивать логическое мышление, речевую активность; формировать чувство языка.

Игровой материал и наглядные пособия: мячик для пинг-понга.

Описание: воспитатель с детьми садится в круг и объясняет правила игры. Он говорит какие-либо слова, а дети придумывают с этим словом предложение. Например: воспитатель называет слово «близко» и передает ребенку мяч. Тот берет мяч и быстро отвечает: «Я живу близко от детского сада». Затем ребенок называет свое слово и передает мяч рядом сидящему. Так по очереди мяч переходит от одного играющего к другому.

Заключение. Развитие логического мышления происходит постепенно. Для одного ребенка больше характерно наглядно-образное мышление, для другого – наглядно-действенное, а третий с легкостью оперирует понятиями.

Логико-математическая игра одна из форм развития логического мышления. В процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы и принимают произвольный характер.

Применение математических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Здесь представлены занимательные игры с использованием планов, схем, что помогают развивать мыслительную деятельность....

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Здесь представлены занимательные игры с использованием планов, схем, что помогают развивать мыслительную деятельность....

Ритмические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Побобраны игры и упражнения на координацию речи с движением. Речевой материал для данных упражнений  небольшой по объему, простой для запоминания.  Основная задача этих упражнений – сформиро...

Словесные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Подбор словесных игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста...

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста на развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей.

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста на развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей можно проводить во время непосредственно - образовательной деятельности, а так...

Речевые игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста возраста

Речевые игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста возраста...

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста на развитие ориентировки в пространстве

Уважаемые родители!Ориентирование в пространстве имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка, оказывает влияние на развитие его самосознания, а также личности в целом.  Игры и ...