Словесные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Скворцова Елена Юрьевна

Подбор словесных игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Что я не назвала?»

  1. Назовите часть суток, которую я не назову. Слушайте внимательно:

«Утро, день, ночь» (вечер).

  1. Назовите число, которое я пропустила:

«Один, два, три, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять» (четыре).

  1. Назовите день недели, который я пропустила:

«Понедельник, вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье» (четверг).

   4. Назовите время года, которое я не назвала: «Осень, зима, лето» (весна).

«Назови лишнее слово».

Назови лишнее слово в ряду слов:

  1.  зима, весна, среда, лето, осень (среда).
  2.  утро, день, зима, ночь, вечер (зима).
  3.  один, два, круг, три, четыре, пять (круг).
  4.  плюс, минус, пятница, равно, не равно (пятница).
  5.  круг, квадрат, треугольник, декабрь, прямоугольник, овал (декабрь).
  6.  самолет, поезд, катер, трамвай, улитка, вертолет (улитка).
  7.  яблоко, груша, лимон, камень, вишня, клубника (камень).
  8.  дождь, снег, град, озеро, роса (озеро).

«Какие из этих суждений верные, а какие нет»? Обоснуй свой ответ.

  1. Снег идет, потому что наступила зима (да).

  2. Ветер дует, потому что деревья качаются (нет).

  3. Снег тает, потому что наступает весна (да).

  4. Наступает ночь, потому что дети ложатся спать (нет).

  5. Солнце встает, потому что птицы начинают петь (нет).

  6. Петя получил пятерку, потому что не выучил урок (нет).

 «Отгадай и назови». Назови слово по его значению.

  1. Надпись на письме, посылке, телеграмме, которая указывает, куда и    кому посылают письмо и т. д. (адрес).

  2. Место, где приготавливают и продают лекарства (аптека).

  3. Сильная метель, снежная буря (вьюга).

  4. Часть суток от конца дня до начала ночи (вечер).

  5. Загородный дом для летнего отдыха (дача).

  6. Детеныш собаки (щенок).

  7. Фрукты и ягоды, сваренные в сахарном сиропе (варенье).

  8. Лиственное дерево с белой корой (береза).

  9. Тот, кто сражается с врагом (воин, боец).

10. Ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой и т. п. (бутерброд).

11. Торжественный день в честь или память кого-либо или чего-либо (праздник).

12. Отличительный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях (герб).   

«Верю – не верю». Взрослый читает предложения, а ребенок отвечает «верю» или «не верю». Если ребенок ошибается, то объясняет свой ответ.

  1. Синее мороженое – самое вкусное.
  2. Жареная клубника – моя любимая еда.
  3. Мячи бывают только красными.
  4. Зебры никогда не бывают полосатыми.
  5. Птицы редко живут на деревьях.
  6. Синица никогда не плавает.
  7. Рыбы часто живут на деревьях.
  8. Звезды светят с неба всю ночь.
  9. Утром надо ложиться спать.
  10.  Утка любит плавать.
  11.  Гуси -  перелетные птицы.
  12.  Куры – перелетные птицы.
  13.  Траву косят лопатой.
  14.  Суп едят вилкой.
  15.  Ночью восходит солнце.
  16.  Обедают ночью.
  17.  Читать книги интересно.

Задания-рассуждения и задачи-шутки.

  1. – Видите, - сказала мама-ежиха своим деткам, - на улице светит луна и на небе звезды - значит, настала ночь.

– А когда луны и звезд на небе нет, значит, настал день? - спросил самый маленький ежонок. Как ты думаешь, правильный ли он сделал вывод? Что ответила ему мама? 

  1. У мамы две дочки. У каждой дочки есть родной брат. Сколько детей у мамы?
  2. Медведь и жук построили на поляне качели и решили на них покачаться. На один конец доски сел медведь, а на другой - жук. Смогут ли они качаться?
  3. Бабушка связала внукам шесть носочков. Сколько внуков у бабушки?
  4. Сколько ушей у трех мышей? А лапок? А хвостиков?
  5. Два друга шли до школы десять минут. Сколько минут шел каждый из них?
  6. Из-за забора видны четыре заячьих уха. Сколько зайцев за забором? (два)
  7.  На березе созрели три яблока, а на дубе - два. Сколько яблок созрело? (нисколько, потому что ни на березе, ни на дубе яблоки не растут)
  8. Сколько в пустом стакане земляничек? (нисколько, потому что стакан пустой)
  9.  Шли поросята. Один впереди двух, один между двух, один позади двух. Сколько шло поросят? (три)
  10.  У стены стояли кадушки, в каждой было по лягушке. Если было семь кадушек, сколько было в них лягушек? (семь)
  11.  Огурец разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? (два)
  12.  Какое число задумал зайчик, если оно на один больше шести и на один меньше восьми? (семь)
  13.  Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего? (двое)
  14.  Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? (положить ее на угол стола)
  15.  Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (6)
  16.  На столе лежат в ряд 3 палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая ее? (переложить крайнюю)
  17.  Как с помощью 2 палочек образовать на столе квадрат? (положить их в угол стола)
  18.  У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье?
  19.  На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4)
  20.  У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (у кольца)
  21.  Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птички? (нельзя, улетит)
  22.  Надо разделить 5 яблок между 5 девочками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине (одна должна взять яблоко вместе с корзиной)
  23.  Меня зовут Толей, у моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? (Толя)
  24.  Кто бросил мяч выше всех? Известно, что Наташа бросила мяч выше Оли, а Нина – ниже Оли (Наташа)

Игры с мячом

1. Вариант 1. «Быстро мячик мне бросай и животных называй» (в зависимости от темы игры возможны варианты: фрукты называй, транспорт называй и т. д.)

Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова. Например: Взрослый называет: огурец, помидор, репа.  Ребенок отвечает: овощи.  

2. «Животные и их детеныши». Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол; прокатывание мяча, сидя на ковре.

3. «Горячий - холодный». Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением. Например: Взрослый называет: горячий, а ребенок отвечает: холодный. Можно использовать такие противоположности: хороший - плохой, умный - глупый, веселый -  грустный, острый - тупой, гладкий - шероховатый, легкий - тяжелый, глубокий - мелкий, светлый - темный, добрый - злой.

4. « Хорошо – плохо» (« Мир не плох и не хорош – объясню, и ты поймешь»). Дети сидят в кругу. Ведущий (взрослый) задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо. Например, дождь -   это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным.

5. «Третий лишний». «Четвертый лишний». («Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас»). Взрослый, бросая мяч ребенку, называет три или четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: Голубой, красный, спелый. Кабачок, огурец, лимон. Пасмурно, ненастно, ясно. Осень, лето, суббота, зима. Понедельник, вторник, лето, воскресенье. День, ночь, утро, весна. Дети, бросая мяч обратно, называют лишнее слово.

6. «Бывает – не бывает» («Что же будет, что же нет? Поскорее дай ответ!»). Играющие встают в круг. Ведущий называет времена года. Например: «Лето». А затем, бросая мяч кому-нибудь из детей, называет явление природы. Например: «Ледоход». Ребенок, поймавший мяч, должен сказать, бывает такое или не бывает. Игра идет по кругу. Кто ошибся, выходит из игры. Варианты явлений природы и сезонных изменений: иней, ледоход, капель, листопад, метель, заморозки, дождь, снег, град, гроза. Можно усложнить игру. Дети дают полные ответы, объясняя возможность или невозможность того или иного явления природы в данное время года.

7. «Кто кем был?» («Мы, конечно, не забыли, кем еще вчера вы были»). Взрослый, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект. (Цыпленок -  яйцом, лошадь – жеребенком, корова – теленком, дуб  – желудем, рыба – икринкой, яблоня – семечком, лягушка – головастиком, бабочка – гусеницей; хлеб – мукой, шкаф –  досками, велосипед – железом, рубашка – тканью, ботинки – кожей, дом – кирпичом, сильный – слабым).

8. «Кто кем будет?» («Знаем мы с тобой о том, что бывает с кем потом»). Взрослый, бросая мяч детям, задает вопросы: «Кем (чем) будет – яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, ученик, больной, слабый» и т. д. Дети, бросая мяч обратно, могут дать несколько вариантов ответа. Например: «Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница».   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Здесь представлены занимательные игры с использованием планов, схем, что помогают развивать мыслительную деятельность....

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Здесь представлены занимательные игры с использованием планов, схем, что помогают развивать мыслительную деятельность....

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста на развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей.

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста на развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей можно проводить во время непосредственно - образовательной деятельности, а так...

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста на развитие словесно - логического мышления.

Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные пр...

Мастер-класс для родителей «Дидактические, словесные игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс для родителей по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста...

Речевые игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста возраста

Речевые игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста возраста...

Словесные игры для речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Ребёнок активно владеет бытовым словарём, точно и правильно использует слова, обозначающие названия предметов быта и природы, их свойства и качества, строение, материал и его особенности....