Проект "Дары осени"
проект по развитию речи (старшая группа)

Шабалина Светлана Витальевна

Данный проект разработан для детей старшего дошкольного возраста логопедической группы. Педагогами разработаны мероприятия и планирование деятельности детей в ходе реализации проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx26.94 КБ

Предварительный просмотр:

Название проекта: познавательно-творческий «Дары Осени».

Идея проекта: способствовать расширению представлений детей

многообразии осенних даров природы, расширять и активизировать речевой

запас, развивать способность применять сформированные навыки и умения

связной речи в различных ситуациях.

Актуальность проекта: В условиях образовательного процесса в МБДОУ

укреплять и расширять связь с природой воспитывать бережное отношение

живой и неживой природе, приобщать к совместной деятельности детей и

родителей, как в саду, так и дома.

Характеристики проекта:

Вид проекта: познавательно-творческий

Участники проекта: воспитатель, музыкальный руководитель, учитель -

логопед, дети, родители.

Место проведения: подготовительная к школе логопедическая группа

Сроки реализации: 1 неделя

Цель проекта: Создание условий для ознакомления с миром овощей и фруктов.

        

Задачи проекта:

Образовательные задачи: формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

        

Развивающие задачи: развивать речевую активность детей, активизировать словарь по лексической теме-овощи-фрукты.; грибы-ягоды.        

Воспитательные: формировать навыки сотрудничества в различных видах деятельности.

Дидактическое обеспечение проекта: методическое обеспечение, художественная литература, материал для изобразительной деятельности, иллюстративный материал, картотека дидактических, сюжетно-ролевых, пальчиковых игр, презентации, конспекты занятий, видеозаписи.

Продукты проекта: развлечение по теме проекта.

Вид итогового мероприятия  Фоторепортаж

  1. Примерное содержание образовательной деятельности детей

Содержание деятельности

Названия форм организованной деятельности

Познавательная деятельность

Наблюдения

- за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём)

- за красотой и богатством осенних красок

- за огородом.

Экскурсия или целевая прогулка

В Ботанический сад.  Экскурсия с детьми по территории детского сада.

Виртуальная экскурсия

 В саду-в огороде-в лесу.

Рассматривание

Иллюстраций, сюжетных картин. Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осеннему урожаю.

Рассказ воспитателя:

Игра-беседа:» Осень в гости пришла-урожай принесла».

Беседы:

«Почему я люблю (не люблю) осень?», «Грибы и ягоды – дары леса», «Полезные фрукты и овощи», «Какие ягоды я знаю» «Что нам осень принесла».

«Овощи и фрукты – полезные продукты»

«Что растет в лесу?»

«Какие явления в природе осенью».

Просмотр диафильмов и кинофильмов, видеофильмов, электронных презентаций

презентаций «Овощи», «Фрукты», «Что такое осень?», «Осенние зарисовки»,

«Осенние превращения», «Приметы осени», «Времена года»

Комплексные занятия:

• Ознакомление с окружающим:

НОД «Витамины и здоровый организм»

НОД «Здоровая пища»

НОД «В гости к осени» НОД «Осеннее настроение», рассматривание иллюстраций об уборке урожая. «Овощи» (Ф.Э.Э.П), Фрукты (Ф.Э.Э.П), «Угостим зайчиков морковкой», «Поздняя осень» (Ф.Э.Э.П).

Мини-исследования

«Экспериментальная деятельность:

- Угадай на вкус (запах, ощупь) фрукты

- Угадай на вкус (запах, ощупь) овощи

• Игровая обучающая ситуация Приготовление овощного салата «Винегрет»

Опыты, игры-экспериментирования

Тяжелые и легкие овощи

- Угадай на запах и ощупь фрукты

Коммуникативная деятельность

Беседы

 «Об осени», «Как лесные звери готовятся к зиме», «Дары осени», «Природные явления», «В лес за грибами и ягодами», беседы о вреде и опасности ядовитых растений, ягод и грибов;

беседы о правильном поведении на природе;

беседы о бережном отношении к растениям, насекомым, птицам и животным;

Ситуативные разговоры

Решение проблемных ситуаций:

- Откуда к нам приходят овощи?

- Какие блюда готовят из овощей?

Чтение художественной литературы:

Стихотворения:

Сказки:

Рассказы

пословицы, поговорки, загадки об осени, грибах, ягодах, животных, птицах, явлениях природы;

чтение и заучивание стихотворений об осени (А. С. Пушкин, С. Есенин, А. Фет, И. Бунин);

чтение стихотворений об овощах, грибах, ягодах;

чтение энциклопедий про насекомых, животных, птиц, ягоды, грибы;

чтение русских народных сказок «Колосок», «Вершки и корешки»;

чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей»;

чтение книг о природе (В. Бианки, М. Пришвин, К. Ушинский); Я. Тайц «Послушный дождик», Л. Н. Толстой «Старик сажал яблони», В. Сутеев «Под грибом», «Мешок яблок», А. Прокофьева «Огород», К. Танрыкулиева «Картошка», «Свекла»,  Э. Хогарт «Мафин и его знаменитый кабачок»,  Русская народная сказка «Вершки и корешки», Стихи и упражнения по теме «Овощи», «Фрукты»

конкурс чтецов на лучшее стихотворение об осени.

Разучивание

заучивание стихов о природе А. Пушкина, С. Я. Маршака, Е. Чарушина, В. Бианки. Заучивание стихотворения Е. Благининой «Наступила осень»

Составление творческих рассказов на темы:

Творческое рассказывание детей по темам:

- «Мы ходили на овощной рынок»

- «Как я с бабушкой собирал урожай на даче»

Игровая деятельность:

Дидактические игры:

«Назови ласково» (образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами)

«Чего не стало?» «Подскажи словечко»

«Скажи наоборот» «Четвертый лишний»

«Один – много» (образование множественного числа сущ. в родительном падеже)

«Скажи со словом «осенний»

«Лето или осень?» (игра с мячом)

«Назови, какая погода» (образование качественных прилагательных)

«Угадай, с какого дерева лист и плод» (закрепление названий деревьев)

«Съедобно – несъедобно» (с мячом)

«Послушай, запомни, повтори»

«Поезд полезных продуктов»

 «Ящик ощущений»  (развивать умение определять овощи и фрукты на ощупь)

«Вершки и корешки»

«Съедобные – ядовитые грибы» «Грибные блюда»

«Кому что?»  «Отгадай по описанию» (овощи, фрукты и грибы) «Собери картинку»

«Составь предложение» ; «Подбери пару»

 

«Собираем фрукты»  (развивать умение употреблять знаки «равно», «не равно», «больше», «меньше»)

«Сосчитай урожай»  (упражнять в пересчете предметов в пределах первого десятка)

Моделирование ситуации «Расскажем волку о правилах обращения с хлебом», «Расскажем мышатам о подарках осени».

 

Сюжетные игры:

Сюжетно ролевые игры:  «Путешествие в лес»;  Магазин «Овощи и фрукты», Семья – школа – магазин»; «Ярмарка»;  «Семья – летние заготовки» «Овощной магазин», «Садоводы – огородники»

Подвижные игры:

«Собираем урожай»

 «Огород у нас в порядке»

 « Кто скорее соберет»

«Автомобили на уборке урожая»

«Пирог»; «Кто быстрее всех найдет свой калач»

«Назвался груздем, полезай в кузовок»

«Грибы и грибники»; «Осенний наряд»

«Осенние бусы» Игры – эстафеты: «Собери урожай»

Игровые упражнения

«Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!»

Игры-путешествия

«Семья идет в овощной магазин», Осенняя ярмарка»

Игры-драматизации

Инсценировка «Лесной зонтик», «Урожай» Кукольный театр «Осенний листок»

Драматизация народной сказки «Колосок»

Игры - драматизации по произведениям:

·         «Три поросёнка» (с англ. С. Михалков);

·         «Под грибом» (В. Сутеев);

·         «Мешок яблок» (В. Сутеев);

·         «Колосок» на стихотворения Е. Благининой;

·         праздник «Прощание с Осенью».

Настольно-печатные игры

Д/и: «Что растёт в лесу осенью? »;

«Созрело - не созрело», «С какого дерева листок», «Чудесный мешочек» (овощи, фрукты);

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры " Садовник", "Хозяйка однажды с базара пришла", «Компот», «Тесто»

Изобразительная деятельность

Рисование

«Букет из листьев и колосьев», «Осенний пейзаж», «Осенняя  береза», «Консервируем на зиму»

Лепка

«Ветка рябины», «Лисички в траве»,

Аппликация

«Грибы наших лесов», «Превращение осеннего листочка» (флористика), «Витаминная корзина»

Конструктивная деятельность:

Конструирование из строительного материала

Конструирование  и ручной труд: «Овощехранилище» (крупный и мелкий строитель), «Башня для Чиполино» (мелкий строитель),

Конструирование из конструктора

Стоит в поле теремок-теремок» (мелкий строитель),

Конструирование из бумаги и др. материалов

 «Овощи и фрукты для магазина» (поролон), «Корзинка для сбора урожая» (оригами), «Золотая осень» (дерево) Коллаж из осенних листьев Составление узоров и рисунков из круп конструирование из бумаги "Мандариновая долька" «Сказка в осеннем лесу» (природный материал), «Ёж с припасами» (природный материал)

Музыкальная деятельность

Слушание

Слушание «Звуки леса»

Пение

Разучивание песни «Ах, какая осень» ;«Пожелтели листья вдруг… », «Дождик», «До свиданья, Осень».

Музыкально-дидактические игры

«Лесовичок и листики», «Горошина», Что ты осень принесла?», «Собираем урожай»

Музыкально-ритмические движения

«Здравствуй, осень» слова Е. Благининой, музыка В. Витлина

• Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку»

Трудовая деятельность

Труд в природе

Составление из опавшх листьев на асфальте узора

Сбор листьев для коллажа и гербария

уборка участка детского сада от опавших листьев;

сбор семян и природного материала на участке;

Хозяйственно-бытовой труд

ведение календаря природы;

уход за растениями в уголке природы;

Ручной труд

Изготовление соленого теста

 Изготовление альбома о дарах осени

Совместное украшение группы к осеннему празднику ;«Волшебные превращения» (поделки из природного материала), изготовление гербария из осенних листьев, «Морковка для зайчика» (оригами).

Познавательные тематические досуги, развлечения и праздники

Познавательной направленности

Организация выставки детских рисунков и совместных работ взрослых и детей из природного материала «Чудеса осени ».

Подготовка и проведение праздника «Прощание с Осенью». Осенняя викторина;

Конкурс пословиц, загадок и стихов об осени.

Итоговая образовательная деятельность по развитию речи на тему: «В гости к Осени».

Оздоровительной направленности

Игры на развитие движений:

- «Игра – эстафета «Огородники»,

«Съедобное – несъедобное»

- «Народная игра «Огуречик»

Художественно-эстетической направленности

Досуг «Подарки осени»

Развлекательной направленности

Развлечение «Осенние встречи».

Взаимодействие  с родителями

Выставка поделок «Веселые овощи».  

2. Участие в конкурсе детских рисунков «Я и осень».

3. Оформление стенда для родителей «Осень явилась в гости к нам».

4. Сбор природного материала.

5. Рекомендации родителям о прочтении художественной литературы по теме.

6. Разучивание с детьми стихотворений, загадок, пословиц по теме.

7.Осенний праздник «Прощание с осенью».

Обогащение предметно-пространственной среды

подбор теоретического материала по темам: «Осень», «Деревья», «Цветы», «Овощи», «Фрукты».

- оформление уголка Осени с подборкой тематического материала - «Как мы осень встречаем». Атрибуты для театрализованной деятельности - шапочки для детей, костюмы к сказке «Репка», «»Теремок», «Колобок», «Колосок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник "Осень, осень в гости просим."

Праздник для детей среднего возраста....

«Осень. Осенние месяцы. Периоды осени».

Итоговое тематическое занятие Осень. Приметы осени....

Праздник Осени в детском саду "Осень, Осень в гости просим!"

«Осень, Осень, в гости просим!» Чего в детском саду обычно ждут дети? Конечно, праздника! Пусть в календаре и нет никакой знаменательной даты, но почему бы не устроить праздник в честь другого со...

Осенние сценарии "Что у осени в корзинке?", "Чудеса в осеннем лесу" (для младшей, средней и старшей дошкольной возрастной группы)

Данные осенние сценарии - это увлекательные осенние путешествия, с песнями, танцами, играми, загадками,  и конечно же встреча со сказочными героями......

логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

«Осень. Осенние месяцы.Периоды осени. Деревья осенью»Звук Ц], буква ЙйКоррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование ...

Логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование представлений о периодах осени и их характерных осо­бенност...

«Осень, осень снова к нам пришла! Осень, осень чудная пора!»

Осень - это не только слякоть, пронизывающий холод. Осень - это золотая пора, богатая своей цветовой палитрой, и невозможно не восхищаться работой этой художницы. Крона деревьев, багрян...