апрель 2025 Развитие речи.
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Ливашова Фатима Михайловна

1. "Деревья весной"

2. "Путишествие за солнечными лучиками"

3. Чтение рассказа. "Март, апрель, май"

4. "Игрушки в детском саду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aprel_razvitie_rechi_1.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи.

Конспект-сценарий. Апрель №1 Группа 3 - 4 лет.

Деревья весной

Цель: Формирование активного словаря на тему «Деревья весной»

Задачи:

1.        Расширять представления детей о признаках весны.

2.        Пополнять словарный запас (ствол, ветки, корни, почки и т.д.)

3.        Учить употреблять имена существительные в форме родительного падежа.

4.        Развивать звуковую культуру речи.

5.        Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов.

6.        Развивать мелкую моторику.

Оборудование:

1. Приложение 1-3

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Как хорошо за окном! На деревьях распускаются листочки! Солнышко все ярче светит! День стал длиннее. Пожелаем хорошего настроения и яркого весеннего денечка всем нашим друзьям. (Дети приветствуют друг друга).

Пальчиковая гимнастика

«Весна красная»

От сосулек – звон, звон!

(Резко от плеч поднимать руки вверх, пальцы рук разводить в стороны)

Просыпайся, клён, клён!

(Руки поднять вперед, затем развести в стороны) Растопился снег, снег.

(Потирать ладонь о ладонь) Ручейки – в бег, в бег.

(Волнообразные движения руками пред собой) Гром шагает: топ, топ.

(Топать ногами)

Почки слышно: хлоп, хлоп.

(Разжимать сжатые в кулаки пальцы правой, затем левой руки)

Воспитатель: Весной на веточках деревьев появляются почки, которые со временем лопаются и из них выглядывают маленькие листочки. (Приложение 1)

По весне набухли почки И проклюнулись листочки. Посмотри на ветки клёна – Сколько носиков зелёных!

-Какое это дерево? (Берёза) Приложение 2

- Вот ствол у берёзы. Какой он? (длинный, тонкой, белый)

-А листочки какого цвета? (зелёные) Берёзовый листик в руки возьму,

К сердцу листочек нежно прижму. Берёзовый листик очень хорош!

На сердце листочек очень похож.

-        У берёзки листочек похож на сердечко.

-        А вот кудрявый клён. На мою ладошку

Лист похож у клёна, Осенью он красный, Летом он зелёный.

-        А вот это рябина. Словно пёрышки

Листочки у рябинки. Что склонились тихо Над тропинкой?

-        Весной на веточках рябины появляются вот такие красивые белые цветочки. Многие деревья весной цветут красивыми цветочками. (Приложение 3)

Физкультурная минутка

«Весенняя березка»

Березка в белом сарафане Весною водит хоровод

Звенит сережками так нежно

(Дети идут дробными, ритмичными шагами и одновременно делают повороты в стороны)

И птичек в гости все зовет

(делают ритмичные взмахи руками вверх) Раскроет свои руки-ветки (разводят руки в стороны)

Опустит ветки-пальцы вниз

(сводят руки к центру вниз) Подставит солнышку листочки, Чтоб лучик на ветвях повис.

(ритмично покачивают руками вверху)

Воспитатель: Посмотрите ещё раз на деревья и скажите, у них одинаковые листочки? (отв. детей)

Игра «Чей листик?»

Воспитатель показывает листик, задавая детям вопрос: Чей листик? Дети отвечают на вопрос: лист рябины, лист берёзы, лист клёна.

Воспитатель: Давайте покажем, какие части есть у дерева (дети называют и показывают)

Игра – упражнение

Локти соединить – ствол

Пошевелить пальцами – ветки

Кисти опустить вниз – корни

«Подул ветерок»

Воспитатель: А что часто дует весной? (Ответы детей: ветер) Какой ветер? (Ответы детей: добрый, теплый). А как можно ласково назвать ветер? (Ветерок, ветерочек).

Воспитатель, просит детей показать, как будет дуть маленький ветерок (у-у-у) и как подул сильный ветер. Дети меняют интонацию в голосе. Воспитатель читает стихотворение.

Весенние листочки на веточках сидят, Весенние листочки детям говорят:

Осиновый - а-а-а,

Рябиновый-и-и-и, Березовый- о-о-о, Дубовый-у-у-у.

Игра «Назови ласково»

Воспитатель: Встаньте в круг. Поиграем с мячом. Я буду бросать вам мяч и называть дерево, а вы будете ловить мяч и называть это же дерево ласково.

Дуб – дубок

Берёза – берёзка Рябина – рябинка

Осина – осинка Ёлка – ёлочка.

Заключительная часть.

Воспитатель: А теперь пришла пора кушать фрукты, детвора!

Дружно руки мы помоем, И усядемся за стол,

Будем, есть мы фрукты Сочные продукты.

Развитие речи.

Конспект-сценарий. Апрель №2 Группа 3 - 4 лет.

Тема: «Путешествие за солнечными лучиками»

Цель: Обобщить полученные знания. Закрепить умения по пройденному материалу.

Задачи:

1.        закрепление представлений о весне и ее приметах;

2.        2 совершенствование навыка составления описательного рассказа и чтения стихотворения.

3.        закрепление умения определять первый звук в слове;

4.        закрепление умения подбирать слова-родственники.

5.        Развитие речевой коммуникации, зрительного и слухового внимания, словеснологического мышления, фонематического слуха;

6.        Расширять и активизировать словарный запас: «Весна», «Птицы», «Дикие и домашние животные», «Насекомые», «Деревья».

Оборудование: фонарик, солнечные лучики из желтой бумаги или фольги. Картинки – сосулька, ручей, медведь, дерево, скворец, мяч.

Ход занятия

Воспитатель: - Ребята, посмотрите какое чудесное весеннее утро! Давайте поприветствуем друг друга:

Доброе утро, скорей проснитесь, солнцу шире улыбнитесь!

Воспитатель: - Кто-то бросил мне в оконце, посмотрите – письмецо. Может это лучик солнца, что щекочет мне лицо?

Письмо: Дорогие ребята! Я - весеннее солнце. Послало я свои солнечные лучи землю согреть, а они потерялись. Помогите мне, пожалуйста, их найти. А дорогу вам покажет солнечный зайчик.

Воспитатель: - Только сначала солнечный зайчик хочет с вами поиграть в прятки (Воспитатель направляет фонарик на разные предметы, а дети называют его

расположение, используя предлоги: на, под, перед, за, около, между). Луч фонарика

показывает на местоположение конвертика с лучиком, дети находят его. Первый луч мы нашли, что-же делать дальше.

Воспитатель: - наверное нам нужно отправляться в путешествие. Только на чём же мы поедем? Давайте поедем на поезде! Едут по группе змейкой, останавливаются.

(Воспитатель светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением сосульки. Дети подходят к этому месту.)

Воспитатель:

Висит за окошком кулек ледяной. Он полон капели и пахнет весной.

- А как называется весеннее явление, когда с крыш капают сосульки? (Весенняя капель).

Воспитатель - Молодцы, ребятки. Едем дальше. Солнечный зайчик, помоги,

Нам дорогу укажи! (Воспитатель. светит на волнистую дорожку, на полу)

Воспитатель:- ребята, угадайте, что согрел следующий луч. В голубой рубашке. Бежит по дну овражка. (ручей).

- Назовите ласково наш ручей. ( Ручеёк, ручеёчек).

Воспитатель: - Ребята, смотрите камушек. Поиграем?

Камушек друг другу передай, что делает весенний ручеек называй!

(Дети - бежит, журчит, звенит, шумит, веселит, освежает, поит, течёт, искрится).

- Давайте освежимся у ручья и снимем усталость: (речь с движением)

К ручейку мы все спустились, наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре – вот как славно освежились. Находят в ручейке лучик.

Воспитатель: - Молодцы, вот мы еще один луч нашли, идем дальше.

Физминутка «Солнышко»

Солнце утром рано встало. Всех детишек приласкало.

(Поднять руки вверх, потянуться, делая руками «фонарики») Гладит грудку,

(Массировать «дорожку» на груди снизу-вверх). Гладит шейку,

(Поглаживать шею большими пальцами сверху вниз). Гладит носик,

(Кулачками растирать крылья носа). Гладит лоб,

(Проводить пальцами от середины лба к вискам). Гладит ушки (растирать мочки ушей,

Гладит ручки (растирать ладони)

Загорают дети. Вот! (Поднять руки вверх)

Воспитатель: - немного отдохнули, продолжаем наше путешествие. Солнечный зайчик, помоги, нам дорогу укажи.

(Воспитатель - светит на картинку с изображением скворечника)

Воспитатель: - ребята, кого согрел луч в этом домике? (Дети – скворца).

-        А как вы догадались?

(Дети: Потому что этот домик называется скворечник). - А каких птиц вы еще знаете? (грач, ласточка, лебедь и т. д.) Воспитатель: - Молодцы, еще один луч нашли.

-        Солнечный зайчик, помоги, нам дорогу укажи.

Воспитатель: - Ребята если вы отгадаете загадку, то узнаете, кого согрел и разбудил луч.

Ходит летом косолапо, а зимой сосет он лапу. (Медведь)

Хорошо весной не только медведю, но и всем лесным животным. Назовите их.

Игра с мячом «Кто ты? Где живешь? Кто твои детеныши?».

Дети становятся в круг и идут друг за другом.

-        Утро наступает, зверюшки гуляют. 1,2,3 – зверюшки замри.

Бросая мяч ребенку, воспитатель спрашивает: Ты кто? Где ты живешь? Кто у тебя детеныши?

Дети: Я белка, я живу в дупле, у меня детеныши бельчата.

(Волк, медведь, еж, белка, заяц, лиса, барсук)

Воспитатель: - Молодцы, вот и еще луч. Едем дальше… Солнечный зайчик, помоги, нам дорогу укажи.

(Воспитатель - светит на плакат с изображением деревьев)

Воспитатель: - Что согрел этот луч? ( деревья).

-        А чего не хватает на деревьях? (Не хватает листьев).

-        Ребята, подарим нашему дереву листочки.

Дидактическая игра: «От какого дерева листочки».

Дети вешают листочки берёзы, дуба и клёна на соответствующее дерево, произнося слова – у меня дубовый (кленовый, берёзовый листочек).

Воспитатель: - Молодцы, вот наши деревья зашумели листвой, а как шумят деревья? Дети: ш-ш-ш-ш-ш…

Воспитатель: - А давайте поиграем. Если в моём слове вы услышите, как шумит

дерево, то хлопните в ладошки, а если нет, то скажите – «Нет, нет, нет…» Слова (шар, шоколадка, комар, шина, стол, мама, шуба)

Воспитатель: - Молодцы, вот и еще один луч нашелся.

Давайте из собранных лучиков сделаем солнышко. Дети прикрепляют лучики к солнышку. Какое солнышко у нас получилось? (солнышко лучистое, яркое, веселое, весеннее, теплое, ласковое, большое, красивое).

Итог:

Воспитатель: - Солнышко благодарит всех нас и говорит «спасибо». За то, что нашли все лучики. Итак, наше путешествие закончилось.

Развитие речи.

Конспект-сценарий. Апрель №3 Группа 3 - 4 лет.

Тема: «Весна» чтение рассказа «Март, апрель, май»

Задачи: закрепить сезонные весенние изменениями в природе; обогатить словарь по данной теме; побуждать детей придумывать и отгадывать загадки по теме «Весна»; продолжать формировать умение пересказывать текст по картинкам; продолжать формировать умение отвечать на вопросы по содержанию произведения; поддерживать интерес к чтению.

Оборудование:

-сюжетные картинки о весне; -рисунки к рассказу.

Ход занятия:

Идёт матушка-весна,

Отворяй-ка ворота. Первым март пришёл,

Белый снег сошёл.

А за ним и апрель

Отворил окно и дверь, А уж как приходит май,

Солнце в терем приглашай!

Чтение рассказа «Март, апрель, май».

Встретились однажды Март и Апрель.

-Как поживаешь, Апрель? - спросил Март. - Почему не заходишь в гости?

-Да не знаю я, как к тебе добраться, - отвечал Апрель. – Пора бы ручьям звенеть, а у тебя ещё сугробы в лесу и дороги замело снегом.

-Приезжай ко мне, - сказал Март, - я тебе помогу добраться. Поехал Апрель на санях в гости к Марту.

Увидел Март, что Апрель едет на санях, тёплым ветром подул на дорогу, растопил сугробы в лесу. Ни проехать, ни пройти!

Вернулся Апрель назад.

Повстречались Март и Апрель на другой день.

-Почему не заходишь в гости? – спрашивает Март. – Приезжай, я тебя не обижу. Снова собрался Апрель в гости к Марту. Поехал к нему на телеге.

Увидел Март, что Апрель едет на телеге, подул холодным ветром – нанёс сугробы в лесу. Замело дороги. Ни проехать, ни пройти!

Вернулся Апрель огорчённый.

Встретил он другого своего соседа – Мая.

-Что ты такой печальный? – спрашивает Май.

Рассказал ему Апрель, как Март его обманывал: позвал в гости, а проехать к себе не дал. То подул холодным ветром и занёс снегом дороги, то подул тёплым ветром и растопил сугробы.

-Так я к нему и не доехал ни на санях, ни на телеге, - сказал Апрель.

-Эх ты, кому поверил! – говорит Май. - Марту! Он всегда такой обманщик. В

следующий раз, как пригласит он тебя в гости, возьми и телегу, и сани, и лодку прихвати!

На другой год опять встретились Март и Апрель. Позвал Март Апреля в гости.

Поехал Апрель к нему на телеге. А на телегу поставил сани. А в сани положил лодку.

Увидел Март, что Апрель едет на телеге, и подул холодным ветром. Все дороги замело снегом.

Сел апрель в сани. И поехал дальше. Увидел Март, что Апрель едет в санях, подул тёплым ветром, взломал лёд на реках.

Пересел Апрель в лодку и дальше поплыл. Приплыл Апрель к Марту.

-Как же ты до меня добрался? –удивился Март.

-Да по –всякому, - отвечает Апрель, - и на телеге, и на санях, и в лодке.

-Кто же тебя научил взять и лодку, и сани, и телегу? – спросил Март. –Неужто ты сам догадался?

-Нет, - говорит Апрель, - это мне Май подсказал. Я же не знал, что ты такой обманщик. С той поры Март невзлюбил Мая, злится на него: то листочки ночью на деревьях поморозит,

то градом цветы в садах побьёт… Да всё напрасно! Маю Март не страшен.

Вопросы по тексту:

Что спросил Март у Апреля в первую встречу? Как ответил Апрель?

Выполнил ли своё обещание Март?

Как встретил Март Апреля во второй раз? Кто и как помог Апрелю?

Удалось ли Марту обмануть Апреля на другой год? Почему?

Физкультминутка: «Через лужи»

На полу раскладываются вырезанные из бумаги маленькие лужи, через которые нужно перепрыгнуть, большая лужа (обруч), через которую нужно пройти по мостику (тактильная дорожка).

Предложите детям рассказать сказку по частям с помощью воспитателя.

 

Развитие речи.

Конспект-сценарий. Апрель №4 Группа 3 - 4 лет.

Тема: «Игрушки в детском саду»

Задачи:

•        Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия.

•        Формировать умение составлять совместный с воспитателем описательный рассказ об игрушках.

•        Закрепить правила обращения с игрушками.

•        Развивать сосредоточенность внимания.

Материал:

Игрушки (Собака, кошка, лиса).

Ход занятия.

Воспитатель:

Ребята, в нашей группе очень много разных игрушек. Я предлагаю вам по очереди взять в игровом уголке любую игрушку и поставить на стол, называя её. Правило:

игрушки не должны повторяться.

(после выполнения задания, игрушки убрать, больше не привлекать внимание детей к ним).

Рассказ по игрушке

Вниманию воспитателя: В описании всегда должно быть начало - называние объекта; середина - перечисление признаков, действий предмета; конец - оценка описываемого объекта. Поэтому вопросы при рассматривании должны задаваться в определённом порядке.

Воспитатель: перед детьми выставляются на стол игрушки – собака, кошка, лиса (можно заменить на аналогичные)

- Давайте рассмотрим игрушку. Как она называется (лиса) У лисы какая шубка (рыжая, пушистая) Что есть у лисы (Мордочка, глазки, носик, ротик, лапы, хвост) Что умеет

делать лиса? (Если ребёнок затрудняется ответить на вопрос, ему необходимо помочь) Чем тебе нравится эта игрушка? (Последний вопрос предполагает несколько вариантов ответов, поэтому целесообразно опросить всех детей).

Физкультурная минутка:

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке Жу-жу-жу, Жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу. Тихо по ветру качаюсь

Низко-низко наклоняюсь.

Составление рассказов об игрушках.

Сейчас вы возьмите себе по игрушке и расскажите нам о ней. А я буду помогать.

Я буду начинать предложение, а вы заканчивать его.

Это. (лиса). Она. (рыжая, пушистая, мягкая). У лисы. (длинный хвост, зелёные глаза).

Лиса умеет. (бегать, ловить мышей, заметать хвостом следы). Мне нравится лиса потому, что. (она красивая).

Дети составляют рассказ каждый по своей игрушке.

Ситуация общения "Правильно - неправильно".

Воспитатель: Ребята, недавно я заходила в детский сад для зверят. Знаете, как они играют? Я вам буду задавать вопросы, а вы говорите можно так играть или нет.

•        "Можно ломать игрушки"; Почему?

•        "Нельзя убирать игрушки на место"; Почему?

•        "Нельзя делиться игрушками с друзьями"; Почему?

•        "Можно пачкать игрушки". Почему?

(Воспитатель побуждает детей к активным высказываниям с помощью наводящих вопросов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

13 апреля 2020г. Развитие речи. "Рассказы по картинкам"

Используя слайды с  презентации "Космос", как демонстрационные картинки, предложите ребенку составить описательный по ним рассказ. Лучше начать рассказ "На моей картинке изображена...

апрель 2024 Развитие речи. Конспект-сценарий. Апрель №2

Тема: "Путишествие за солнечными лучиками"...

"Развитие речи дошкольников в играх" (Апрель 2025 год)

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли....

ООД по познавательному развитию «Зайкины конфетки» апрель 2025

ООД по познавательному развитию «Зайкины конфетки»Цель: формировать цветовое восприятиеЗадачи:Образовательные:-Закрепить умение различать и называть основные цвета,-Формировать представлен...

ООД по познавательному развитию «Зайчик – трусишка». апрель 2025

ООД по познавательному развитию «Зайчик – трусишка».Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.Цель: Уточнить представления детей о вн...

Конспект занятия в подготовительной группе (апрель) по развитию речи:

Конспект занятия в подготовительной группе (апрель) по развитию речи: «Звук Р» Цель: Знакомство детей со звуком Р. Задачи:Образовательные:- Уточнить артикуляцию звука Р....