логическое развитие детей с нарушением речи через игровую систему "Соты Кайе"
материал по развитию речи (старшая группа)
Простота и многофункциональность системы позволяют адаптировать задания под различные уровни сложности и индивидуальные потребности, что делает ее идеальным инструментом для работы с детьми , имеющими нарушения речи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ СИСТЕМУ « СОТЫ КАЙЕ».
Слапогузова Наталья Геннадьевна, воспитатель
ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» СП «Детский сад «Солнышко», п.г.т. Стройкерамика
E-mail: slapoquzova1968@qmail.com
Среди умений и навыков, которые формируются и развиваются у детей в период дошкольного детства особого внимания заслуживает развитие связной речи. Так как речь является способом формирования и формулирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих. Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически правильно оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Процесс формирование у детей связной речи и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс. И он многократно усложняется, если у ребенка имеется нарушение речевого развития.
Нарушение речи может выражено в разной степени, но в любом случае оно касается всех основных компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики и связного высказывания. Поэтому одной из основных задач учителя-логопеда и воспитателей, работающих с детьми с нарушениями речи является развитие произвольного внимания детей к речи, понимания ее содержания, формирование умения отвечать на поставленные вопросы полными предложениями и вести диалог, обучение детей пересказу и составлению описательных рассказов о предметах по образцу и плану, развитие и совершенствование навыков составления как творческих рассказов, так и рассказов из личного опыта.
Конечно, мы все занимаемся развитием навыков общения, обогащаем словарь, исправляем звукопроизношение, знакомим дошкольников с детской литературой и готовим к освоению грамоты.
Но использование только традиционных методов и приемов не дает должного результата. А применение современных образовательных технологий в работе с дошкольниками позволяет повысить мотивацию и познавательную активность детей к образовательной деятельности, повышает эффективность работы над развитием речи в целом.
Одним из таких методов является игровая система «Соты Кайе», которая не только развлекает, но и обучает, предлагая разнообразные возможности для формирования речевых и логических навыков. В отличие от традиционных пазлов, игры Кайе являются открытой системой — имеют несколько игровых функций (вариантов игры), а вариантов сборки — великое множество. При этом в отличие от мозаики они развивают не только эстетическое чувство и мелкую моторику, но и пространственное мышление.
Автор развивающей предметно – игровой системы «Соты Кайе» Виктор Августович Кайе – известный изобретатель, академик Академии изобретательства c 1997 г., научный сотрудник лаборатории игры и развивающей предметной среды НИИ Дошкольного Образования им. А. В. Запорожца (с 2008 г. по 2013 г.), педагог дополнительного образования, автор целой системы развивающих игр. Это интеллектуальные игры для детей в возрасте от 3 до 11 лет, которые представляют собой многофункциональные вариативные системы.
Его коллекция обладает двадцатилетним опытом работы с детьми. Виктор Августович постоянно пополняет свою уникальную коллекцию, придумывает новые игрушки, игры, методические пособия, занимается педагогической деятельностью, проводит занятия с детьми, продвигает свои методики в учреждения образования.
Что такое «Соты Кайе»?
«Соты Кайе» - это многофункциональная развивающая игра, основанная на использовании элементов, имеющих форму шестиугольных элементов, которые можно комбинировать и складывать в различные конструкции. Эти ячейки разнообразны по цвету и форме, что представляет детям возможность реализовать свои креативные идеи и научиться логическому мышлению через игру. Простота и многофункциональность системы позволяют адаптировать задания под различные уровни сложности и индивидуальные потребности, что делает ее идеальным инструментом для работы с детьми , имеющими нарушения речи. Лучше, если ребенок сам в процессе игры и занятий самостоятельно изучит свойства, соотношение элементов, возможности набора и лишь потом получит от взрослого пояснения, подсказки и задания на построение композиций по примерам. В зависимости от возраста и уровня развития ребенка можно менять сложность заданий в широком диапазоне. Ценным качеством сот Кайе является то, что их можно использовать как материал для проектного конструирования и экспериментирования в области детского дизайна, т.е. художественного конструирования. Играющий может экспериментировать и изобретать композиции, применяя одинаковые или разные по рисунку и цвету элементы, имеющиеся в наборе. Эта особенность детской деятельности программируется универсальными свойствами примененной формы элементов, которые позволяют располагать их особым образом на плоскости по отношению друг к другу. Кроме того "Соты Кайе" можно использовать в детском саду, в в коррекционной педагогике, в реабилитационной практике. Можно проводить конкурсы и соревнования.
Как игра помогает в развитии речи?
Игра с сотами предоставляет детям возможность знакомиться с новыми словами и понятиями. В процессе игры они учатся различать цвета, формы, размеры и другие характеристики, что способствует обогащению их лексикона. Например, используя термины, связанные с формами и цветами, дети начинают активнее применять их в разговоре.
В процессе игры дети могут быть вовлечены в задания, требующие составления предложений или объяснение своих действий. Например, ставя перед ним задачу объяснить, как они собрали определенную модель, дети практикуются в формировании полных предложений. Это не только помогает в освоении грамматики, но и развивает умение формулировать свои мысли и придерживаться логической последовательности в разговоре. Также игра предполагает взаимодействие между детьми. Совместная деятельность учит их обмениваться мнениями, учит работать в команде. При обучении детей пересказу можно также использовать «Соты Кайе». С их помощью моделируют сюжет произведения, путем выкладывания на доске плоскостных схем, последовательно отражающих содержание прочитанного. По окончанию, детям предлагается выложить фигуры персонажей произведения. При проведении беседы по прочитанному, выложенные фигуры и схемы помогают детям отвечать на вопросы. А при пересказе, выложенные фигуры служат детям зрительной опорой, которая позволяет соблюдать структуру и логику изложения.
Игра требует от ребенка внимательного восприятия инструкций и правил. Это развивает навыки слушания и понимания на слух, что также является важной частью речевого развития. Например, загадывая детям загадки, предлагается выложить отгадки с помощью данных лабиринтов. В процессе обсуждения получившихся фигур, дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предметов, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение.
Используемая развивающая предметно-игровая система Виктора Августовича Кайе оказывает помощь в работе с детьми с различными речевыми нарушениями. Поскольку позволяет включить в работу несколько анализаторов (зрительный, моторный и слуховой), что значительно активизирует не только процессы запоминания, а также развивает внимание, память, восприятие и словесно-логическое мышление, способствует формированию/развитию таких качеств, как аккуратность, сосредоточенность, усидчивость, терпение.
Как «Соты Кайе» способствуют логическому развитию?
Каждый элемент игры «Соты Кайе» требует от детей анализа и оценки. Например, при соединении сот по цвету или форме они учатся классифицировать объекты, что является основой логического мышления. Например, задавая детям задание собрать все красные или треугольные элементы, мы направляем их внимание на визуальные характеристики и учим различать объекты. У детей с нарушением речи эта игра может помочь в осознании причинно-следственных связей, что важно для развития успешного общения.
Задачи и головоломки, представленные в игре, побуждают детей активно размышлять и искать решения. Например, для постройки определенной конструкции им нужно будет рассмотреть, какие элементы им необходимы и в каком порядке их расположить. Это учит детей объяснять свои действия и рассуждать, что не только углубляет их понимание логики, но и улучшает выразительность речи.
Заключение.
Использование игровой системы «Соты Кайе» представляет собой многообещающий метод в логическом развитии детей с нарушением речи. Эта игра не только увлекательна и разнообразна, но и является мощным инструментом для стимуляции когнитивных процессов. Она помогает детям развивать логическое и критическое мышление, улучшает их социальные навыки и способствует речевому развитию,что крайне важно для дальнейшего успешного обучения детей в школе.
Литература:
- Виктор Кайе: Конструирование и экспериментирование с детьми 5-8 лет. Методическое пособие. Сфера,2018
- Виктор Кайе: Развивающая предметно-игровая система. Методическое пособие, «Соты Кайе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления у детей с нарушением речи через использование занимательных средств обучения
В современной дошкольной педагогике и психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов учения, а также произвольно управляемого поведения...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

Игровые мультимедийные презентации - инновационное средство развития детей с нарушениями речи.
Мастер-класс для педагогов ДОУ...

Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей с нарушением речи через систему дополнительного образования
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Уровень развития мелкой моторики - од...

"Социально-коммуникативное развитие дошкольников с тяжелыми нарушениями речи через игрову деятельность"
В материале содержиться консультация для педагогов, где расматриваются теоретические вопросы социально-коммуникативного развития дошкольников, проводится анализ проблем современного дошкольника, описа...

Индивидуальные маршруты развития детей с нарушениями речи по разделу программы "Развитие речи" и приложение "Игры и игровые упражнения"
Приложение к Индивидуальным маршрутам развития детей по разделу программы «Развитие речи»...

Картотека подвижных игр для детей с нарушениями речи через игровое пособие «Чудо-парашют»
Картотека подвижных игр для детей с нарушениями речи через игровое пособие «Чудо-парашют»...
