Программа дополнительного образования .Кружок "Пальчик, ручка,язычок."
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)
Цель:
Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики.
Формировать и воспитывать нравственно – волевые качества:
целеустремлённость, сосредоточенность, настойчивость, контроль и оценку собственной деятельности.
Развитие пространственных отношений, речевого сопровождения.
Задачи:
- Привить детям любовь к художественному слову.
- Познакомить детей с пальчиковыми играми и пальчиковым театром.
- Развивать фантазию и творческое воображение.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно – двигательную координацию движений, умение
соотносить предметы в пространстве.
- Способствовать объединению детей в группы по интересам, их умению сотрудничать: взаимодействовать между собой и
педагогом.
- Обогащать детей новыми знаниями, умениями, навыками и закреплять их.
- Развивать у детей умение учитывать сенсорные свойства
предметов в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами, лепке.
- Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 64.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад « Огонек»»
(МБДОУ детский сад « Огонек»)
Принято: Утверждено:
Педагогическим советом Заведующий МБДОУ
МБДОУ детский сад « Огонек» детский сад «Огонек»
Протокол № ________________ _______Е.А.Лукшина
«______»________________2025 г. Приказ №___________.
Программа
дополнительного образования
по социально-гуманитарному направлению
« Пальчик, ручка, язычок»
2025 учебный год
(срок реализации 5 месяцев)
(возраст детей 1.6-3 лет)
Руководитель
Воспитатель 1 категории
Шашкова З.Л
пгт. Верхнеднепровский
2025
Пояснительная записка
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной
системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей. Так учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так же установлено, что уже к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Из этого следует, что начинать работу в данном направлении необходимо с двух лет, так как это самый благоприятный период для развития ребенка, когда кора больших полушарий окончательно еще не сформирована.
Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на образовательный процесс в целом, а в дальнейшем и на качество жизни ребенка.
Я выбрала кружковую работу по теме « Пальчик, ручка, язычок» в связи с тем, что эту тему наиболее актуальной для детей младшего возраста. Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребенка. Работа кружка направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 1,6-3 лет.
При решении поставленных задач учтены основные принципы дидактики: возрастные особенности, физические возможности и индивидуально-психологические особенности ребенка 1.6-3 лет.
Цель:
Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики.
Формировать и воспитывать нравственно – волевые качества:
целеустремлённость, сосредоточенность, настойчивость, контроль и оценку собственной деятельности.
Развитие пространственных отношений, речевого сопровождения.
Задачи:
- Привить детям любовь к художественному слову.
- Познакомить детей с пальчиковыми играми и пальчиковым театром.
- Развивать фантазию и творческое воображение.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно – двигательную координацию движений, умение
соотносить предметы в пространстве.
- Способствовать объединению детей в группы по интересам, их умению сотрудничать: взаимодействовать между собой и
педагогом.
- Обогащать детей новыми знаниями, умениями, навыками и закреплять их.
- Развивать у детей умение учитывать сенсорные свойства
предметов в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами, лепке.
- Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.
Учебно-тематический план
ЯНВАРЬ | ||
1 |
Руки разводим в стороны, ладонями вниз. Улицы и крыши. Руки «домиком». Тихо к нам идёт зима, Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки. Мы её не слышим… Рука за ухом. | Надуть щёки, сдуть щёки. |
3) Игра «Застегни и расстегни». | ||
4) Артикуляционное упражнение «Шарик». | ||
2 | 1) Массаж пальчиков «Сухой бассейн». | Перебираем пальчиками фасоль. |
2) Пальчиковая гимнастика. Что зимой мы любим делать? Поочерёдно соединяют большой палец с остальными. В снежки играть, На лыжах бегать, На коньках по льду кататься, Вниз с горы на санках мчаться. | ||
3) Шнуровка «Яблоня». | ||
4) Артикуляционное упражнение «Лошадка». | Лошадка идет и скачет. Цокать кончиком языка. (8-10 раз). Лошадка остановилась. Произносить: Пррр…пррр…,вибрируя губами (5 раз). | |
3 | 1) Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики». | Поглаживание пальчиков в разных направлениях. |
2) Пальчиковая гимнастика Здравствуй, Дедушка Мороз! Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза. Что в подарок нам принёс? Руки вперёд ладонями вверх. - Громкие хлопушки, Хлопнуть в ладоши. Сладости, игрушки. Вертим кистями. | Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на ватку или бумажку. Можно сдувать ватку со стола, с ладошки другого ребенка. | |
3) «Собери бусы». | ||
4) Артикуляционное упражнение «Сдуй ватку с ладошки». | ||
4 | 1) Массаж пальчиков «Катаем карандашики» | Катаем карандаш по всей ладони. |
2) Пальчиковая гимнастика Я с игрушками играю: Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук. Мячик я тебе бросаю, Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч». Пирамидку собираю, Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз. Грузовик везде катаю. Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку». | ||
3) Игра «Найди, что спряталось в фасоли» | ||
4) Артикуляционное упражнение «Заборчик» | Ищем мелкие игрушки в ёмкости с фасолью. | |
Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10. | ||
ФЕВРАЛЬ | ||
1 | 1) Массаж пальчиков грецким орехом. | |
Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца. Это лисёнок, это волчонок, А это спешит, ковыляет спросонок Вращают большим пальцем. Бурый, мохнатый, Смешной медвежонок.
| Губы в улыбке, | |
приоткрыть рот, | ||
произнести "а-а" и | ||
прикусить широкий | ||
кончи языка | ||
(поймали мышку за | ||
хвостик). | ||
2 |
Руки разводим в стороны, ладонями вниз. Улицы и крыши. Руки «домиком». Тихо к нам идёт зима, Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки. Мы её не слышим… Рука за ухом.
| Движение указательным и средним пальцами, имитация катания на лыжах. |
4) Артикуляционное упражнение «Качели» | Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз). | |
3 |
Приосаниться. Добрый молодец. Показать бицепсы. Зорко в даль глядит Рука козырьком. Да врагов разит. «Бросить копьё»
«Пятачок». | С силой сжимаем пальчиками резиновый мяч. |
Вытянуть вперед губы пятачком и покрутить им вправо-влево, вправо-влево…(8-10 раз). | ||
4 |
Разгибают пальцы из кулака, начиная с мизинца. Этот дом – он двухэтажный. А вот этот – трёхэтажный. Этот дом – он самый важный: Он у нас пятиэтажный.
| Поглаживание пальчиков в разных направлениях. Выкладывать по контуру рисунка домика фасоль, горох. Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко. |
МАРТ | ||
1 |
Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба. Белых крапинок узор. Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки показываем «крапинки». Ты красивый, но не рвём! Погрозили пальчиком. И в корзинку не берём! Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.
«Иголочка». | Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую. |
2 |
Воздушный поцелуй над ладонью. Мамочка любимая! | Перебираем пальчиками фасоль. |
Поцелуй над другой ладонью. Очень я её люблю, Сдуваем с ладони поцелуй. Поцелуи ей дарю! Сдуваем поцелуй с другой ладони.
«Блинчик». | Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. | |
3 |
Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе. Капают капели. Снег на солнце тает Руки ладонями вниз разведены в стороны. И ручьём стекает. Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.
| Поглаживание пальчиков в разных направлениях. Закрепляем платочки прищепками на верёвке. Губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо. |
4 |
«Моем руки». Кошка моет лапки. Мордочку и ушки Круговые движения ладонью по лицу. На своей макушке. Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет ушки.
| Надеваем и снимаем колечко с пальчика. |
Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики - "орешки". | ||
АПРЕЛЬ | ||
1 |
Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел»
Тук-тук-тук. Целый день в лесу стоит Смена рук. Стук-стук-стук.
| Губы в улыбке, открыть рот, с напряжением произнести долгое "ы-ы- ы..." |
2 |
Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку. И в лукошко собираю. Обе ладошки сложить перед собой чашечкой. Будет полное лукошко, Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой. Я попробую немножко. Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достать воображаемые ягодки и отправить их в рот. Я поем ещё чуть-чуть, Лёгким будет к дому путь! Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.
| Катание ладошкой карандашей по столу. |
Растянуть губы в стороны, не показывая зубов(удерживать до 10). | ||
3 |
Руки под щёку. Вещи в шкаф уже убрали. Свободно двигаем руками – «убираем вещи». Мы на стуле посидели Ладонью одной руки накрываем кулак другой. И за столиком поели. Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.
| Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу. |
4 |
Крутим воображаемый руль. По асфальту едут шины. Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу. По дороге не беги, Погрозили пальцем. Я скажу тебе: «Би-би». Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».
«Заборчик» | Застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний, кнопок. Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10. |
МАЙ | ||
1 |
Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе. Капают капели. | |
Снег на солнце тает Руки ладонями вниз разведены в стороны. И ручьём стекает. Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.
| Нанизывание крупных бусин на шнурок. Рот открыт. Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо, из одного угла рта в другой: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз). | |
2 |
«Идём» указательными и средними пальцами обеих рук. А по лугу ползал жук! Одна рука «ползёт» по бедру или по одной руке.
| Катание карандаша ладошками. |
4) Артикуляционное упражнение «Загони мячик в ворота». | Поиск в фасоли мелких игрушек. | |
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно подуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Следить, чтобы не надувались щеки. Их можно придерживать пальцами. | ||
3 |
Поднимаем растопыренную ладошку. Ночь – луна приходит. Поднимаем другую руку, пальцы полукругом – «месяц».
| С силой сжимать резиновый мячик. |
Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончиком языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка |
вперед, как кошка выдвигает спинку. | ||
4 |
Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка». Как пальцы маленькой руки. И вот слетаются жуки Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному. Считать ромашки лепестки.
«Барабанщик». | Перебираем пальчиками фасоль. Доставание бусинок из стакана ложкой. Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами - "дэ- дэ-дэ..." |
Содержание программы
Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно сказывается на развитие речи ребёнка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетается речь и движение ладошек. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх»,
«вниз». Дошкольник научиться понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребёнка.
Кружок для развития мелкой моторики и артикуляции «Пальчик, ручка, язычок», объединяет два вида деятельности: пальчиковую и
артикуляционную гимнастику. Первая часть кружка – пальчиковые игры и упражнения, вторая – артикуляционная разминка.
Годовой календарный учебный график
№ занятия | тема | цель | дата проведения кружка | Время проведения кружка |
ЯНВАРЬ | ||||
1 | 1.Массаж пальчиков мячиком – ёжиком. 2.Пальчиковая гимнастка «Зима» 3.Игра «Застегни и расстегни». 4.Артикуляционное упражнение «Шарик». | Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальцем в соответствии с текстом | 10.01.25 | 15:30 – 15:40 |
2 |
пальчиков «Сухой бассейн».
«Что зимой мы | Способствовать развитию внимания, четкости координации движений пальцев, | 14.01.25 | 15:30 – 15:40 |
любим делать?» 3.Шнуровка «Яблоня». 4.Артикуляционное упражнение «Лошадка». | развитию тонко координированных движений рук, сенсомоторную координацию. | |||
3 |
пальчиков «Мы погладим наши пальчики».
«Здравствуй, Дедушка Мороз!»
ватку с ладошки». | Развитие мелкой моторики рук, соотношение движений рук в соответствии с текстом. Учить контролировать струю потока воздуха, умения действия со шнуром | 21.01.25 | 15:30 – 15:40 |
4 | 1.Массаж пальчиков «Катаем карандашики» 2.Пальчиковая гимнастика «Я с игрушками играю»
фасоли»
«Заборчик» | Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, Активизировать движение пальцев рук, Координацию движений. | 28.01.25 | 15:30 – 15:40 |
ФЕВРАЛЬ | ||||
1 |
пальчиков грецким орехом.
«Лесные звери». 3.MAXI – пазлы 4.Артикуляционное упражнение «Поймаем мышку» | Активизировать движение пальцев рук, Координацию движений. Развитие навыка игры с большими пазлами | 04.02.25 | 15:30 – 15:40 |
2 | 1.Массаж пальчиков | Развивать мелкую моторику рук, | 11.02.25 | 15:30 – 15:40 |
карандашами. 2.Пальчиковая гимнастика «Зима» 3.Игры с пробками. 4.Артикуляционное упражнение «Качели» | координацию рук, умение закручивать и откручивать пробочки на бутылочках, координировать действия рук с текстом. | |||
3 |
«Сильные пальчики»
«Богатырь» 3.Сматывание нитки в клубок. 4.Артикуляционное упражнение «Пятачок». | Совершенствовать навык контроля сжимания и разжимания пальцев рук Развивать мелкую моторику рук, координацию рук, умение сматывать нитки в клубок | 18.02.25 | 15:30 – 15:40 |
4 |
пальчиков «Мы погладим наши пальчики».
«Котёнок лакает молочко». | Развивать мелкую моторику рук, координацию рук, умение выкладывать по контуру рисунка домика фасоль, горох. | 25.02.25 | 15:30 – 15:40 |
МАРТ | ||||
1 | 1.Массаж пальчиков мячиком – ёжиком. 2.Пальчиковая гимнастика «Грибы» 3.Шнуровка | Развивать мелкую моторику рук, сенсомоторную координацию рук, умение действовать согласно тексту. | 04.03.25 | 15:30 – 15:40 |
«Ёжик». 4.Артикуляционное упражнение «Иголочка». | ||||
2 |
пальчиков «Сухой бассейн».
«Мамочка « 3.Штриховка «Цветы для мамы». 4.Артикуляционное упражнение «Блинчик». | Способствовать развитию внимания, четкости координации движений пальцев, развитию тонко координированных движений рук, сенсомоторную координацию | 11.03.25 | 15:30 – 15:40 |
3 |
пальчиков «Мы погладим наши пальчики».
«Весна».
«Маляр» | Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь. Учить детей расстегивать и застегивать прищепки | 18.03.25 | 15:30 – 15:40 |
4 |
«Кошечка»
навстречу друг другу.
«Орешки» | Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию. | 25.03.25 | 15:30 – 15:40 |
АПРЕЛЬ | ||||
1 |
«Дятел»
счётных палочек. 4.Артикуляционное упражнение «Пароход гудит». | Развивать умение детей сжимать и разжимать кулачки поочередно, развивать творческие способности, внимания, четкости координации движений пальцев, пространственного мышления. | 01.04.25 | 15:30 – 15:40 |
2 | 1.Массаж пальчиков карандашами. 2.Пальчиковая гимнастика «Ягодки» 3.Складывание мелких предметов (пуговиц, бусин) в узкий цилиндр. 4.Артикуляционное упражнение «Улыбка» | Развивать моторику рук, учить вкладывать один предмет в другой, развивать сообразительность. | 08.04.25 | 15:30 – 15:40 |
3 | 1.Массаж пальчиков мячиком – ёжиком. 2.Пальчиковая гимнастика 3.Штриховка «Домик» 4.Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье». | Активизировать движение пальцев рук методом штриховки | 15.04.25 | 15:30 – 15:40 |
4 | 1.Массаж пальчиков надевание и снимание колечка. 2.Пальчиковая гимнастика | Развивать мелкую моторику рук( застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний, кнопок). | 22.04.25 | 15:30 – 15:40 |
«Машины» 3.Панно «Неунывайка». 4.Артикуляционное упражнение «Заборчик» | ||||
МАЙ | ||||
1 | 1.Массаж пальчиков грецким | Совершенствовать мелкую моторику | 29.04.25 | 15:30 – 15:40 |
орехом. | пальцев рук; | |||
2.Пальчиковая | развивать | |||
гимнастика | зрительное | |||
3. «Бусы для | внимание и | |||
мамы». | пространственную | |||
4.Артикуляционное | ориентацию; | |||
упражнение | активизировать | |||
«Часики» | словарь, | |||
творческое | ||||
мышление | ||||
2 | 1.Массаж пальчиков | Учить определять на ощупь | 06.05.25 | 15:30 – 15:40 |
карандашами. | предметы, | |||
2.Пальчиковая | развивать | |||
гимнастика | тактильные | |||
«Насекомые» | ощущения, речь. | |||
3.Игра «Найди, что | Развивать умение | |||
спряталось в | детей сгибать | |||
фасоли». | пальчики | |||
4.Артикуляционное | поочередно.. | |||
упражнение | ||||
«Загони мячик в | ||||
ворота». | ||||
3 | 1.Массаж пальчиков | Развивать мелкую моторику рук, | 13.05.25 | 15:30 – 15:40 |
«Сильные | навык сгибать | |||
пальчики». | пальчики | |||
2.Пальчиковая | поочередно, | |||
гимнастика «День - | продолжать | |||
ночь» | знакомить с | |||
3. Найди алмазы. | цветом. | |||
4.Артикуляционное | ||||
упражнение | ||||
«Киска сердится». | ||||
4 |
пальчиков «Сухой бассейн».
«Цветы» 3.Игра «Самый ловкий». 4.Артикуляционное упражнение «Барабанщик». | Развитие мелкой моторики рук; гибкости; подвижности пальцев. | 20.05.25 | 15:30 – 15:40 |
Организационно-педагогические условия реализации программы
При выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно- образовательной, познавательной, физической и т. д. Дети охотно осваивают навыков содержание (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. Здесь было важно организовать непосредственно- образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребёнок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.
Система работы велась по следующим направлениям:
В непосредственно образовательной деятельности - совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми.
В образовательной деятельности в режимных моментах: пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек, сказок, самомассаж кистей рук, игры и упражнения на формирование тонких движений пальцев, пальчиковый театр, игры с крупным конструктором во второй половине дня, дидактические игры.
Для работы с детьми использованы следующие методы и приёмы работы:
Словесный метод. Словесные обращения воспитателя к детям объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
Наглядно-действенный метод обучения. Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного
накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.
Практический метод. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.
Игровой метод. Часто используются игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:
- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;
- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;
- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев
Форма работы кружка в основном носит игровой характер, который наиболее доступен и близок детям. Это способствует обеспечению комфорта для развития личности ребенка.
Кружок, который способствует развитию мелкой моторики, проводится один раз в неделю и предназначен для индивидуальной и групповой работы
Планируемые результаты
- развитие у детей познавательной активности, любознательности,
стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
- развитие у детей на основе разнообразной деятельности эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
- способности устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в различных группах, проявлять нравственное отношение к окружающему миру.
Оценочные и методические материалы
В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью – выявить уровень развития мелкой
моторики рук. Диагностику проводила по следующим критериям:
- Упражнение «Фонарики»,
- Сжимание и разжимание кулачков,
- Потирание кулачков,
- Сминание бумаги в кулаке.
Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень: точное воспроизведение движения.
Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.
Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.
Из «Методики оценки психомоторного развития дошкольника» (Н.О. Озерецкий, Н.И.Гуревич) (май месяц)
- тест «Скатай шарики» - оценка тонкой моторики пальцев рук (средний показатель 20 секунд).
- тест «Смотай клубок» - оценка тонкой моторики пальцев рук (нитка – 2 метра, 15 секунд).
- тест «Разложи спички по коробкам» - оценка тонкой моторики пальцев рук (10 палочек, 20 секунд).
- тест «Разложи карточки» - оценка тонкой моторики пальцев рук. Н – низкий уровень (1балл).
С – средней уровень (2 балла). В – высокий уровень (3 балла).
Формы контроля
Основные формы контроля выборочный
предупредительный итоговый
Условия реализации программы
МБДОУ «Детский сад «Огонек» Смоленская обл. Дорогобужский р-он.,
П.г.т Верхнеднепровский.
Воспитательная работа
Я изучила научно-методическую литературу по данной теме
- оформила картотеку пальчиковых игр;
- провела консультации для родителей;
- создала предметно развивающую среду, включающую:
-пластиковые контейнеры с природными наполнителями, пуговицами;
-контейнеры для проведения индивидуального массажа (бигуди небольшого диаметра, грецкие орехи, ребристые палочки);
-набор прищепок;
-картотека пальчиковых игр;
-шнурки с узелками;
-игры-шнуровки;
-наборы конструктора «Лего»;
-наборы небольших игрушек;
-пальчиковый театр,
-наборы счетных палочек;
-дидактические игры с пуговицами, липучками, молниями;
-наборы геометрических фигур,
-шишки, грецкие орехи, мячи «Ежики», массажеры «Су-Джоку»
-раскраски – штриховки,
-сухой бассейн (фасоль, горох, рис,крыжки),
-разной величины горлышки от бутылочек для закручивания и откручивания пробок,
-игры со шнуром,
-бусины
Литература:
- «Пальчиковые игры для детей»- С. О. Ермакова, 2009 г.
- «Забавы для малышей»- М. Ю. Картушина., Москва «Творческий центр», 2007 г.
- «Озорные пальчики»- муз. занятие И. В. Бодраченко, журнал
«Музыкальный руководитель» №8, 2007 г.
- «Пальчиковые игры для малышей» - Д. А. Костраба, журнал
«Музыкальный руководитель» №5, 2008 г.
- «Учимся играя.» Волина В. М., 1994
- «Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет» И.Ю. Кулагина. - М.: Айрис-пресс, 2005.
- «Речь и развитие психических процессов ребенка» А.Р. Лурия, Ф.А. Юдович. - М.: Просвещение, 2006.
- «Альбом по развитию мелкой моторики. Умные пальчики» (1000 заданий для малышей) В.Г.Дмитриева
- «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения» С.Е.Большакова
- «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»
- «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (методическое пособие для воспитателей и родителей) Е.А.Янушенко
- «Упражнения для развития мелкой моторики рук пуговки и пальчики» В.М.Медов
- «Игры на развитие мелкой моторики рук (набор развивающих картинок)» Л.П.Трушина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Программа дополнительного образования "Пальчик, ручка, язычок"
Программа дополнительного образования "Пальчик, ручка, язычок"Содержание рабочей программы: Пояснительная записка…………………&he...

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Развивайка. Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Представление программы дополнительного образования познавательной направленности "Развивайка" длядетей 3-5 лет...

Рабочая программа кружковой работы " Пальчик , ручка, язычок"
Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей раннего возраста построена в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка....

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...
