Конспект занятия по познавательному развитию для детей средней группы. Тема занятия: «Календарь»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Морозова Ольга Станиславовна

Формировать у детей представления о календаре и его значении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию для детей средней группы

Тема занятия: «Календарь»

Возрастная группа: средняя

Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие».

Цель: формировать у детей представлений о календаре и его значение.

Задачи:

«Познавательного развития»:

• формировать знания детей о видах календарей;

• закреплять знания детей о последовательности времен года;

• развивать внимание, память, мышление, воображение;

• активизировать интерес детей, любознательность;

«Речевого развития»:

• развивать устную речь детей;

• развивать умения согласовывать свои действия с другими детьми, используя вежливые слова;

«Социально–коммуникативного развития»:

• развивать навыки общения, умение договариваться и действовать согласованно в парах, в подгруппах и в коллективе;

• формировать самостоятельность при решении поставленной задачи; умение высказывать предположения и делать выводы;

• воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

• воспитывать желание использовать календарь в повседневной жизни;

• воспитывать культуру поведения;

«Физического развития»:

• развивать мелкую моторику;

• формировать осознанную потребность в двигательной активности.

«Художественно-эстетического развития»:

• формировать эстетическое отношения к окружающему миру.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная

Словарная работа: отрывной, настенный, перекидной, карманный календари.

Предварительная работа: Беседа о временах года, о праздничных днях календаря, чтение сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

Оборудование и материалы: Календари разного вида, иллюстрации с изображением праздничных дней по календарю, мяч, магнитная доска, мольберт, лента, ножницы, наборы карточек белого, зеленого, красного, желтого цветов по количеству детей, карманные календари по количеству детей.

Ход занятия

Дети заходят в группу.

Воспитатель: здравствуйте, ребята!

Станем рядышком по кругу, (дети становятся в круг)

Улыбнемся мы друг другу, (дети берутся за руки)

Если каждый улыбнется, (дети улыбаются друг другу)

Утро доброе начнется! (дети прижимают руки к груди)

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас пригласить на выставку. Вспомним правила поведения. Как надо себя вести на выставке?

Дети: не шуметь, слушать внимательно, руками экспонаты желательно не трогать.

Воспитатель: открываю выставку (Воспитатель перерезает ленту).

Что же представлено на нашей выставке?

Дети: на выставке представлены календари.

Воспитатель читает стихотворение:

Дни идут, минуты тают,

Быстро время пролетает

Год какой сейчас идёт -

Календарь ответ даёт.

Что за месяц на дворе -

Смотрим мы в календаре.

Воспитатель: Ребята, для чего нужны календари?

Дети: Календари нужны для того, чтобы знать какой день недели, какой месяц, какое число, время года, какой год.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, посмотрите, сколько существует разных видов календарей. И все они отличаются оформлением, размером.

Первый календарь придумали египтяне. Они первыми определили количество дней в году для того, чтобы знать, когда сеять, а когда убирать урожай. Египтяне разделили год на 12 месяцев, по 30 дней в каждом, в конце года добавили 5 дополнительных дней. Так появился первый календарь.

Воспитатель: вот этот календарь называется отрывной, а в нем каждый лист – это день года. На нем указаны число, название дня недели и месяца. Еще бывают настенные календари, они бывают разные: помесячные с перекидными 12 листами. Как вы думаете, почему листов 12?

Дети: Потому что столько месяцев в году.

Воспитатель: Назовите осенние месяца.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Назовите зимние месяца.

Дети: Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: Назовите весенние месяца.

Дети: Март, апрель, май.

Воспитатель: Назовите летние месяца.

Дети: Июнь, июль, август.

Воспитатель: на листе обычно размещают яркую картинку с пейзажем, характерным для того или иного месяца и времени года. Назовите, какие вы знаете времена года.

Дети: Осень, зима, весна, лето.

Воспитатель: Времена года принято обозначать определенным цветом. Белый цвет - это обозначение зимы, зеленый цвет - весны, красный цвет - лето красное, желтый цвет - цвет осени, золотых листьев.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Когда это бывает». Я загадаю загадки, а вы будете показывать карточку соответствующего цвета.

Воспитатель загадывает загадку, а дети показывают карточку, соответствующую данному времени года.

Воспитатель:

Я раскрываю почки

В зеленые листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движений полна,

Зовут меня … (весна). Дети показывают карточку зеленого цвета.

Очень душно, очень жарко,

Солнце светит ярко - ярко,

Побежим купаться,

С рыбками плескаться. Дети показывают карточку красного цвета.

Утром мы во двор идем,

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят.

И летят, летят, летят. Дети показывают карточку желтого цвета.

Снег на полях,

Лед на реках.

Вьюга гуляет,

Когда это бывает. Дети показывают карточку белого цвета.

Воспитатель: А рядом с картинкой семь дорожек. Почему на листе 7 дорожек?

Дети: Потому что семь дней в неделю.

Воспитатель: На дорожках стоят числа, каждое обозначает определенный день года. С помощью двигающегося окошка, мы отмечаем сегодняшний день. Вспомним дни недели. Поиграем в игру «Назови дни недели».

Дети встают в круг, по очереди называют день недели и передают мяч соседу.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Это тоже настенный календарь в виде плаката, на верхней части которого могут располагаться разные картинки, а на нижней части все 12 месяцев. А вот этот календарь называется перекидным, в нем такие же листочки, как и в отрывном, только их не отрывают, перелистывают. Перекидной календарь обычно занимает место на письменном столе.

Воспитатель: И так, в каждом календаре есть месяц, год, дни недели, числа. Одни числа обозначены чёрным цветом, а другие красным цветом. Как называются дни обозначенные чёрным цветом?

Дети: Чёрным цветом обозначены рабочие дни.

Воспитатель: Как называются дни обозначенные красным цветом?

Дети: Красным цветом обозначены выходные и праздничные дни.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Пожалуйста, пройдите, сядьте на стульчики. И мы с вами вспомним праздничные дни календаря.

Воспитатель: 1 января мы отмечаем первый праздник по календарю. Как он называется?

Дети: Новый год.

Воспитатель: Что это за праздник?

Дети: Это когда приходит Дед Мороз, приносит подарки, ставим ёлку. Воспитатель: Назовите праздник, который мы отмечаем в феврале месяце.

Дети: В феврале мы отмечаем День защитника Отечества.

Воспитатель: Кого мы поздравляем в этот день? Почему?

Дети: Мы поздравляем пап, дедушек, потому что они служили в армии, защищали нашу Родину.

Воспитатель: А кого мы поздравляем в марте? Что это за праздник?

Дети: Мы поздравляем мам, бабушек, всех женщин. Это праздник 8 Марта - Международный женский день.

Воспитатель: Ребята, а какие ещё праздники календаря вы знаете? Назовите.

Ответы детей.

Воспитатель ответы детей сопровождает показом иллюстраций с изображением праздников.

Воспитатель: Молодцы! А какой праздник вам больше всего нравиться, ребята?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, сколько интересного вы сегодня узнали о календаре и о том, как важен он для нас.

Календарь, календарь,

Целый год ты – государь,

Дни ты нам диктуешь,

Праздники даруешь,

И не деться никуда нам,

Без тебя, о календарь,

Потому ты самый нужный

Незаменимый, ценный дар!

Воспитатель: На нашей выставке есть ещё один вид календаря, он самый маленький, называется карманным, который можно носить в кармане или в сумке. Я хочу вам сегодня их подарить на память о нашей выставке.

Воспитатель: Вам понравилась выставка календарей? Что нового вы узнали?

Ответы детей.

Воспитатель: Вспомним, какие бывают виды календарей.

Дети: Отрывной, перекидной, настенный, карманный.

Воспитатель: Для чего нужен календарь?

Дети: Чтобы знать какой день недели, какой месяц, какое число, время года, какой год.

Воспитатель: Я очень рада, что вам всем понравилась выставка календарей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «В ГОСТИ К ЗИМУШКЕ – ЗИМЕ» (ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ)

В этой статье представлено итоговое занятие по позновательному развитию детей в средней группе. Цель работы способствовать закреплению знаний детей о зиме....

Конспект занятия по познавательному развитию детей в средней группе Тема: «Во саду ли, в огороде»

Цель: Продолжать учить детей классифицировать овощи и фрукты: по внешнему виду, по форме, цвету.Задачи: Закреплять знания детей об овощах и фруктах. Развивать у детей речь, внимание, мелкую моторику р...

Конспект занятия по познавательному развитию детей в средней группе Тема: «Во саду ли, в огороде»

Цель: Продолжать учить детей классифицировать овощи и фрукты: по внешнему виду, по форме, цвету.Задачи: Закреплять знания детей об овощах и фруктах. Развивать у детей речь, внимание, мелкую моторику р...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей средней группы на тему:"Путешествие с Мойдодыром"

Учить заботиться о своём здоровье.Знакомить детей с гигиеническими предметами. Формировать навыки личной и общественной гигиены....

Конспект занятия по познавательному развитию детей в средней группе Тема: «Пряники русские, сладкие, мятные»

Конспект занятия по познавательному развитию детей в средней группеТема: «Пряники русские, сладкие, мятные»...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей средней группы (4 – 5 лет) на тему: «Вода, она какая?»

Конспект занятия  по познавательному развитию для детей  средней группы (4 – 5 лет) на  тему:  «Вода, она какая?» предназначен для педагогов...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей средней группы (4-5 лет) по теме "Зимние виды спорта"

Интеграция образовательных областей: познавательное, социально – коммуникативное, речевое развитие.Цель: познакомить с зимними видами спорта, расширить кругозор, вызвать желание самим ...