Конспект занятия «В стране прав и обязанностей» в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Закрепить знания детей о некоторых правах и обязанностях (право на жизнь и имя, на любовь и заботу, на дом, на семью, на образование, на медицинское обслуживание, на игру).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе
Тема: «В стране прав и обязанностей»
Цель: закрепить знания детей о некоторых правах и обязанностях (право на жизнь и имя, на любовь и заботу, на дом, на семью, на образование, на медицинское обслуживание, на игру)
Интеграция видов деятельности: коммуникативная, двигательная, музыкальная, игровая, познавательно - исследовательская.
Ход занятия
Дети приветствуют гостей, перестраиваются в круг.
Организационный момент
Педагог читает детям стихотворение.
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Рядом мама крепко за руку держала,
В путь-дорожку умницу свою сопровождала.
Знать должны и взрослые и дети
О правах, что защищают их на свете.
Воспитатель: В стихотворении говорится о «правах». Что такое «право»? (Это правила, которые нужно выполнять, чтобы всем жилось хорошо).
– Право – это правила, по которым живут люди.
- Есть такая особенная книга, в которой прописаны права маленьких граждан. Книга эта называется «Конвенция о правах ребенка». Конвенция – это международный закон для детей всех стран. Она защищает права ребенка, то есть – ваши права.
- В Конвенции прав ребенка есть статья, в которой говориться, что каждый ребенок имеет право на жизнь, и никто не может его этого права лишить.
Воспитатель: Ребята, послушайте необычную сказку.
Эта страна – необычная и загадочная. Здесь жили люди, звери, насекомые, и жили они счастливо, у каждого из них было много прав.
В этой стране был необычный сад.
В нем рос необычный цветок. Этот цветок жители берегли. И назывался он - “цветок Счастья”. Права и правила строго соблюдались жителями этой страны. И все бы у них было хорошо, если бы...
Как-то раз над страной нависла черная туча, налетел сильный ветер, и все жители страны разбежались кто куда, чтобы переждать несчастье.
А когда все утихло, все были удивлены тем, что на “цветке Счастья” не осталось не одного лепестка. И наступили в стране страшные времена. Жизнь страны превратилась в неразбериху. До сих пор жители ищут заветные лепестки, чтобы снова жить счастливо. Они надеются на то, что кто-нибудь им поможет. Что же делать?
Дети: Надо помочь жителям.
Воспитатель: Я думаю, что мы сможем найти лепестки “цветка Счастья”, а заодно и узнаем права и правила этой страны. Давайте перед путешествием возьмемся за руки и подарим друг другу добрую улыбку, ведь добрые дела должны начинаться с хорошего настроения.
Воспитатель: сейчас мы с вами отправимся в волшебную страну, а поможет нам в этом волшебный колокольчик
Колокольчик не простой –
Звонкий он и озорной!
Коль в него мы позвоним –
Дверь в мир знаний отворим.
Воспитатель: мы очутились с вами в необычной стране Прав и Обязанностей. Ребята, вы знаете, что люди появились на земле тысячи лет назад? Тогда же появились и главные вопросы. На что имеют право и на что не имеют. В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека», в которой записано всё, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя. А заботясь о детях, написали вторую книгу «Конвенция о правах ребёнка». И сегодня мы поговорим о ваших правах. Чтобы стать полноправными членами общества нужно знать свои права.
А теперь давайте поищем лепесток под номером 1.(дети находят)
1.Рисунок – символ права на жизнь и имя.
Воспитатель: что здесь нарисовано?
Дети: младенец
Воспитатель: это радостное событие: человек родился! На что он имеет право?
Дети: на жизнь, на имя.
Воспитатель: после рождения вы получили первый в своей жизни документ – какой?
Дети: свидетельство о рождении .
Педагог рассказывает, что при рождении все дети нашей страны получают документ. Он называется «Свидетельство о рождении».
Эта книжка-невиличка,
Нет рисунков на страничках,
Но в любое время дня
Все расскажет про тебя.
В этом документе закреплено право ребенка на имя. Можно предложить детям сделать свидетельства о рождении, которые будут рассказывать и каждом из них. Дети сворачивают пополам лист бумаги. На первой странице они обводят ладонь руки, с помощью педагога пишут печатными буквами свое имя, на второй – рисуют автопортрет.
Воспитатель: сейчас у каждого из вас есть свидетельство о рождении, в котором записаны ваши Ф.И.О., а когда вы станете взрослыми, то вам выдадут другой документ. Какой?
Дети: паспорт.
Воспитатель: у каждого из вас есть Ф.И.О., сейчас вы их назовёте.
Игра «Назови имя»
(дети встают вкруг, передавая друг другу сердечко, называют своё ФИО).
Воспитатель: запомните, ребята, ничто так не обижает человека, как если окружающие неправильно произносят или коверкают его имя. Ведь имя даётся человеку от рождения и становится как бы частью его самого. Поэтому, есть не только право на имя, но и обязанность – обращаться друг к другу по имени, не обижать себя и других обидными прозвищами.
Воспитатель: у каждого человека есть имя. Есть оно и у сказочных героев. Сейчас мы поиграем. Я буду называть имя сказочного героя, и бросать мяч, тот, кому мячик попадёт, должен объяснить, почему их так зовут.
Игра «Объясни имя»
Незнайка (он ни чего не знает);
Корова Бурёнка (коричневая, бурая);
Доктор Пилюлькин (доктор, который лечит таблетками – пилюлями);
Бычок – Смоляной бочок (у бычка бок в смоле);
Красная Шапочка (девочка, которая всегда носит шапочку красного цвета);
Дюймовочка (девочка маленького роста);
Самоделкин (мальчик, который сам умеет что-то сделать);
Заяц –хваста (заяц, который всё время хвастается);
Снегурочка (девочка,сделанная из снега);
Синеглазка (девочка с синими глазами)
Воспитатель: замечательно всё объяснили. А ваши имена тоже не простые. Каждое имя что-то обозначает, кто знает, что означает ваше имя?
(Дети объясняют значение своего имени).
2.Рисунок – символ права на любовь и заботу.
Воспитатель: продолжаем наше путешествие (ребёнок находит лепесток №2 рисунок символ «Сердечко»)
Воспитатель: какое право обозначает этот символ?
Дети: право на любовь и заботу.
Воспитатель: что означает слово забота? (ответы детей)
Воспитатель: кто о вас заботится? (ответы детей)
Воспитатель: почему ребёнок не может прожить без любви и заботы? (ответы детей).
Воспитатель: вы действительно почувствовали, как важны любовь и забота. Это право помогает вам быть счастливыми, делает вашу жизнь светлой.
Воспитатель: как вы думаете, а в вашей любви и заботе кто-то нуждается? Кто? (ответы детей)
- Что вы можете сделать для тех, кто ждёт от вас любви и заботы? (ответы детей)
Воспитатель: любовь и забота – это не только ваше право, но и ваша обязанность – это не только красивые и добрые слова, но и добрые дела, поступки: помогать всем, кто в этом нуждается, оберегать слабых. Старайтесь делать всем, что – то приятное.
Воспитатель: я предлагаю вам намотать на клубок нить из «добрых» дел. Вспомните, как, чем вы помогаете дома родителям.
Игра «Клубочек добрых дел»
Дети по очереди говорят какие у них есть обязанности домашние и наматывают в клубок нить.
Воспитатель: вы почувствовали, что быть заботливым и нужным очень приятно?
3.Рисунок – символ права на семью.
Воспитатель: что означает этот символ?
Дети: право на семью
Папа, мама, ты и я –
Называемся «семья».
И для нас Семейный кодекс
Выпускается, друзья!
Воспитатель: каждый ребёнок имеет право на семью, жить с мамой и папой. У каждого ребёнка есть право иметь братика, сестрёнку, бабушку и дедушку.
Игра «Волшебная палочка»
Воспитатель: Представьте, что у вас появилась волшебная палочка. Какое заветное желание вы бы загадали для своих близких. (дети передают палочку друг другу и загадывают желания). У всех у вас добрые желания. Вы любите свою семью.
4 Рисунок - символ «Красный крест»
Воспитатель: Давайте найдем следующий лепесток. О каком праве вам напомнила эта картинка - символ?
Дети: право на медицинское обслуживание.
Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь
Тоже право детворы.
Педагог обращает внимание детей на иллюстрации.
– Как называются эти сказки? («Мойдодыр», «Доктор Айболит»);
– Расскажите, какую медицинскую помощь оказывает доктор Айболит героям сказки;
– Вспомните, что говорит Мойдодыр мальчику-грязнуле;
– О каком праве здесь идет речь?
Дети: когда заболеешь, идешь к врачу, чтобы врач назначил лечение.
Воспитатель: а когда вы болеете, что вы должны делать?
Дети: лечиться, терпеливо принимать лекарства, которые назначил врач, даже если не хочется.
Воспитатель: правильно. Это ваша обязанность. А какие ещё обязанности вы должны соблюдать?
Дети: воспитанно вести себя у врача, уважать труд взрослых, беречь своё здоровье.
Воспитатель: что помогает человеку быть здоровым?
Дети: чистый воздух и вода, полезная и здоровая еда, занятие спортом и зарядкой.
Воспитатель: давайте, и мы с вами сделаем упражнение, которое поможет нам в укреплении здоровья.
Упражнение «Строим дом»
Мы пилили, мы пилили,
Доски ровненькими были.
Мы строгали, мы строгали
Доски гладенькими стали.
Прибивали молотком-
Получился птичий дом.
Мы на улицу пойдем,
Высоко его прибьем.
Чтобы птички залетали,
А котята не достали.
5.Рисунок – символ «АБВ»
Воспитатель: Есть еще лепесток под №5. Как вы думаете, о каком праве детей напоминает эта картинка – символ?
Дети: право на образование.
«Право на обучение». Дети имеют право на бесплатное образование.
Подросла, взяла я книжки
И пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки –
Это право есть у нас!
Рассмотрите иллюстрации.
– Назовите произведения и их героев. («Золотой ключик» А. Толстого – Буратино, «Незнайка и его друзья» Н. Носов – Незнайка);
– Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий Сверчок Буратино? (Правом на бесплатное образование);
– Что не хотел изучать Незнайка? (Азбуку).
Воспитатель: как вы понимаете это право?
Дети: пойдём учиться в школу, чтобы получать новые знания.
Воспитатель: зачем детям нужны новые знания?
Дети: чтобы быть умными, грамотными.
Воспитатель: уже в этом году, 1 сентября вы пойдёте первый раз в первый класс. Какие новые обязанности у вас появятся?
Дети: стремиться получить новые знания, добросовестно относиться к урокам, не пропускать школу, с уважением относиться к учителям.
Воспитатель: молодцы. Только ли в школе получают новые знания?
Дети: новые знания можно получить в детском саду.
Воспитатель: ну что ж, сейчас мы и проверим, как вы умеете разгадывать ребусы.
Игра «Ребусы»
6. Рисунок- символ «Дом» - право на жилье.
- Ребята, какое право символизирует этот домик? (право на неприкосновенность жилища).
Педагог предлагает детям.
– рассмотреть иллюстрации к сказкам;
– вспомнить, как они называются («Колобок», «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка»);
– подумать, права каких героев на жизнь были нарушены (Колобка, козлят, Красной шапочки);
– кто пытался нарушить это право? (Лиса, волк).
- Каждый ребенок имеет право на жилье и его неприкосновенность. Никто не имеет право врываться в ваш дом и лишать тебя жилья. Ребенок должен чувствовать себя дома в полной безопасности. А еще каждый ребенок должен знать свой домашний адрес. А вы знаете свои домашние адреса? (ответы детей).
- Ребята, вы должны помнить, что в доме с тобой проживают и другие люди. И к ним нужно относиться с уважением, соблюдать правила проживания в доме. Какие правила вы знаете?
-вытирай ноги, входя в дом;
- не бросай мусор на лестнице и на лестничной площадке;
- не пиши и не черти на стенах;
- не играй и не шуми на лестнице;
- не играй дома в мяч, не кричи, не стучи по батареям, не включай звук телевизора или музыкального центра слишком громко.
- Во все времена дом очень много значил для человека. Был его крепостью, защитой, очагом, любимым местом отдыха. Неслучайно так много пословиц придумал русский народ. Какие вы знаете? (дети отвечают)
Без хозяина дом - сирота!
В родном доме и стены помогают.
Человек без угла, что птица без крыла.
Воспитатель: Где же последний лепесток? Дети, оказывается последний лепесток был у Правика и он в знак благодарности дарит нам этот лепесток.
6.Рисунок – символ «Игрушки»
Воспитатель: Какое право он символизирует?
Дети: право на игру.
Воспитатель: это право очень важное, особенно для ребят – дошколят. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
Воспитатель: играя, вы учитесь, получаете новые знания. В подвижных играх вы становитесь ловкими и быстрыми. В сюжетных играх вы берёте на себя роль, как взрослые мамы, папы, продавцы, парикмахеры, шофёры, строители. Никто не может отобрать у вас право на игру.
- Но у вас есть и обязанности. Какие?
Дети: не мешать играть другим детям, уступать друг другу в игре, играть дружно, не ломать и беречь игрушки.
Воспитатель: я предлагаю вам поиграть.
Хороводная Игра «Затейник»
7. «Право на отдых и досуг». Конвенция гласит: каждый ребенок имеет право на отдых и досуг.
Посмотрите на иллюстрации.
– В какой сказке нарушено право ребенка на отдых и досуг? («Золушка»)
Не отнимешь у ребенка
Права вечного на отдых,
Есть в Конвенции об этом
Специальная статья.
8. «Право на защиту от насилия и эксплуатации». В Конвенции записано: «Все дети имеют право на защиту от всех форм насилия и эксплуатации».
Рассмотрите картинку.
– Вспомните, как называется эта сказка? («Маша и медведь»);
– Какие права нарушил медведь в этой сказке? (Право на защиту от эксплуатации).
Воспитатель: Все лепесточки мы нашли. А это значит, что нам пора покинуть эту необычную, загадочную страну, которая называется… как?
Дети: Страна Прав и Обязанностей.
(дети встают в круг)
Воспитатель: возвращаемся в наш любимый детский сад.
Колокольчик не простой –
Звонкий он и озорной!
Коль в него мы позвоним –
Дверь в мир группы отворим.
Раз, два, три, четыре, пять –
Вот и в группе мы опять.
Воспитатель: наше путешествие закончилось, а давайте вспомним, о каких правах и обязанностях мы говорили.
Вспомните, в какой сказке злая королева увезла маленького мальчика в свой ледяной дворец? (сказка «Снежная королева»)
Имела ли она на это право? Почему? (дети имеют право жить со своими родителями и никому не позволено их разлучать.
Кто в сказке «Три поросёнка нарушает права поросят? Назовите это право. (права поросят нарушает волк. Ребёнок имеет право жить в своём доме, никто не может без разрешения войти в чужой дом).
Какое право нарушила мачеха в сказке «Золушка»? (право играть, отдыхать и веселиться).
Папа Карло купил Буратино азбуку, он очень хотел, чтобы Буратино был грамотным. О каком праве идёт речь? (каждый ребёнок имеет право получать образование).
В сказке «Колобок» главному герою угрожали быть съеденным. Какое право хотели нарушить звери? (каждый имеет право на жизнь).
Какое право выполняет Доктор Айболит? (каждый имеет право на получение медицинской помощи).
Какое право нарушил медведь в сказке «Теремок»? (право на неприкосновенность жилища).
Рефлексия
Педагог сообщает детям, что путешествие по страницам Конвенции о правах ребенка подошла к концу. Понравилось ли им путешествие? Какие права они запомнили?
Воспитатель: ребята, а что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
- Какие задания было трудно выполнять? Почему?
- Мне было очень приятно с вами путешествовать. Спасибо. Желаю вам удачи и хорошего настроения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в сказочную страну звуков"
Цели занятия. Совершенствовать фонематический слух (определять место звука в слове);Закреплять умение отвечать на вопросы;Упражнять в различении твердых - мягких согласных в начале слова;Упражнят...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «По страничкам азбуки»
Занятие по подготовке к обучению грамоте "По страничке азбуки" направлено на закрепление знания об изученных звуках, о правилах составления звуковых моделей слов, умение состав...

Конспект занятие на тему «Права и обязанности детей».
Данное занятие можно использовать как итоговое по теме (проекту) "Наша Родина - Россия"....

Конспект занятия "В стране Прав и Обязанностей".
Конспект занятия в подготовительной группе «В стране Прав и Обязанностей»...

Конспект открытого занятия на тему: “Правила дорожного движения” в подготовительной группе детского сада.
Цели и задачи:1. Выявить уровень готовности дошкольников решать дорожно-транспортные ситуации.2. Закреплять правила дорожного движения, учить применять знания, полученные ранее в практической деятельн...
Конспект занятий на тему «Права и обязанности детей в Конституции России»
laquo;Права и обязанности детей в Конституции России»...
Конспект занятия по ПДД "Правила дорожного движения" в подготовительной группе
Конспект занятия для детей в подготовительной к школе группе«Правила дорожного движения».Программное содержание. 1.Расширять представления детей об улице. 2.Закреплять знани...
