Методический материал. Картотека. "Речевые игры"
картотека по развитию речи (младшая группа)
Речевые игры — это метод повышения мотивации в развитии речевых умений и навыков, который вызывает интерес у детей. Такие игры помогают выработать умение правильно произносить звуки, слова, усваивать грамматические формы родного языка
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.42 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ
Обогащаем словарь детей, знакомимся с многозначными словами.
Игра 1. Что бывает острым?
Цель: познакомить с различными значениями слова острый.
Назовите (нарисуйте) предметы, про которые можно сказать: острый (нож, топор, меч, зуб); острая (пила, игла); острое (перо, стекло, копье), острые (ножницы, иглы).
Можно ли так сказать: острый суп, острый язык, острый ум, острое зрение? Что означают эти выражения? Объясните, как вы это понимаете? Что еще бывает острым? Кто такой острослов? Кого так называют? Что значит «остроумный»?
Дети отвечают.
Кто из вас остроумный?
Игра 2. Куда бежать?
Цель: познакомить с различными значениями слова бежать.
Взрослый загадывает загадки:
Бежал по тропке луговой,
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой,
Речка сделалась рябой.
Что это?
(Ветер)
Летом бежит, зимой спит.
Весна настала — опять побежала.
(Речка)
Кто за тобой бежит, а догнать не может.
(Тень)
Кто и что может бежать?
— Что делает мальчик?
Дети отвечают на вопросы:
— Бежит.
— Про кого еще можно сказать бежит?
Дети:
— Спортсмен, заяц.
— Как мы скажем про ручеек?
Дети:
— Бежит ручей.
— А как сказать по-другому?
Дети:
— Течет, журчит.
— Вода бежит из крана. Замените слово бежит.
Дети:
— Льется, течет.
— Про кого или что можно сказать бегут?
Дети:
— Спортсмены, облака.
— Как называют спортсмена, который занимается бегом?
Дети:
— Бегун.
— Прыжками?
Дети:
— Прыгун.
Как вы понимаете выражения: «Слезы бежали ручьями», «Что на месте лежит, то само в руки бежит», «Плохо тому жить, кто от работы бежит», «Бежать со всех ног».
Игра 3. Хвост
Цель: познакомить с различными значениями слова хвост.
Взрослый загадывает загадки:
Нос стальной, а хвост льняной.
(Игла)
Под мостиком виляет хвостиком.
(Рыба)
Хвост узорами, сапоги со шпорами.
(Петух)
Утка в море, а хвост на заборе.
(Ковш)
Что еще мы называем словом «хвост»?
Дети:
— У девочки волосы завязаны хвостиком. У морковки зеленый хвостик.
Взрослый:
— Хвост крючком, а нос пятачком. Кто это?
Дети:
— Поросёнок.
Как вы понимаете выражения: «Держи хвост трубой», «Хвост поджать», «Наступить на хвост», «Тянуть кота за хвост»?
Какие выражения вам больше всего понравились?
Игра 4. Бить
Цель: познакомить с различными значениями слова бить.
Материал: карточки, на которых изображены: мальчик бьет в барабан, часы с маятником, разбитая чашка, мальчик бьет по мячу, мужчина забивает гвоздь.
Взрослый загадывает загадку:
Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко,
Он упрямый и пузатый,
Больно бьют его ребята.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут.
(Мяч)
Закончите предложения.
Мальчик бьет... в барабан. Часы бьют... громко. Девочка разбила... чашку. Бьет фонтан... во дворе. Мальчик бьет ногой по мячу, он... забил мяч в ворота. Папа забивает гвоздь... в доску.
Взрослый показывает карточки с картинками:
— Что делает мальчик?
Дети:
— Бьет в барабан или барабанит.
— Что делают часы?
Дети:
— Часы бьют.
— Что случилось с чашкой?
Дети:
— Она разбилась.
— Что делает другой мальчик?
Дети:
— Играет в футбол, бьет по мячу, забивает гол в ворота.
— Что делает дядя?
Дети:
— Забивает гвоздь.
Как вы понимаете выражения: «Бить баклуши», «Бить в одну точку», «Бить мимо цели», «Бить ключом».
Игра 5. Звонок — звонить
Цель: формировать умение распознавать значения слов в разных контекстах.
Послушайте предложение. Звенит звонок веселый. Про какой звонок здесь говорится?
Дети:
— Про колокольчик, школьный звонок.
Какие предметы называют словом «звонок»? Какие звонки вы знаете?
Дети:
— Дверной, телефонный, велосипедный.
Звонить во все колокола — в каких случаях так говорят?
Дети:
— Когда человек всем рассказывает о чем-либо.
Закончите предложения. Варианты окончания приведены в скобках.
Звонит... (телефон). У велосипеда есть... (звонок). Дверь со звонком... (находится в доме).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический материал "Музыкально-дидактические игры для детей 3-6, 4-7 лет".
Учебно-методический материал содержит подборку оригинальных музыкально-дидактических игр на развитие:- фантазии,- координации движений,- внимания и памяти,- совершенствование танцевальных движени...

Программно-методический материал по теме: «Игра как средство обучения общению»
Тема: Игра как средство обучения общению дошкольников...

Програмно-методический материал по теме: «Игра как средство обучения общению»
«Игра как средство обучения общению»Автор: Баталина Наталья ВитальевнаМосква 2014-2015ПланВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ОБЩ...

Методическая разработка. Картотека речевого материала по дифференциации звуков.
Речевой материал по дифференциации звуков разработан для детей с тяжелыми нарушениями речи, имеющих общее недоразвитие речи, а также для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и для ...
Методическая разработка "Картотека речевых игр во второй младшей группе"
Разработка представляет собой различные дидактические речевые игры, которые можно использовать как на занятиях по речевому развитию, так и в индивидуальной работе....

Методическая разработка "Картотека речевых игр"для детей дошкольного возраста.
Предлагаю вашему вниманию методическую разработку "Картотека речевых игр". Она представлена в виде презентации, что очень удобно: можно распечатать и пользоваться готовыми карточками. Описан...
Методическая разработка. «Картотека речевых игр. «Речевые игры как средство развития речи»
В данном материале отражен перечень речевых игр в соответствии с задачами речевого развития ребенка...
