Конспект занятия "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект логопедического занятия в старшей группе "Зимующие птицы"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в старшей группе "Зимующие птицы"
Цель: развитие лексико-грамматических категорий
Задачи:
- уточнять, обогащать и активизировать словарь по теме;
- упражнять в подборе подходящих по смыслу определений к названиям птиц;
- упражнять детей в образовании глаголов при помощи приставок;
- упражнять в согласовании числительного с существительным;
- развивать связную речь;
- отрабатывать правильное дыхание;
- развивать зрительное восприятие, слуховое внимание, логическое мышление;
- развивать мелкую моторику, координацию речи и движения;
- воспитывать умение слушать, не перебивать других;
- воспитывать заботливое отношение к птицам.
Предварительная работа: беседа с детьми о зимующих птицах; наблюдение за птицами на прогулке; чтение и рассматривание иллюстраций о зимующих птицах; слушание пения птиц.
Оборудование: предметные картинки с изображением зимующих птиц, сенсорная коробка – кормушка, корм (семечки, кусочек яблока, пшено, кусочек хлеба/печенья), разрезные картинки зимующих птиц, фонограмма с голосами птиц, модели зимующих птиц.
1. Организационный момент
Психогимнастика
Логопед: - Дружно за руки возьмемся
И почувствуем тепло.
Повернемся, улыбнемся,
Словно наше солнышко.
Мы ребята дружные – да-да-да
Мы совсем не скучные – да-да-да
Настроение - отличное – да-да-да
Все играть готовы – да-да-да.
Ну, тогда приступим? Да-да-да.
- Какое сейчас время года? (Зима)
- Пройдет на своё место тот, кто вспомнит название зимующих птиц.
Дети называют зимующих птиц и проходят на свои места.
2. Основная часть
Логопед: Посмотрите, ребята, к нам прилетел снегирь. У снегиря сегодня день рождения, и он решил пригласить к себе в гости своих друзей-птиц. А каких, вы сейчас отгадаете.
Загадки
- Верещунья-белобока,
А зовут её …. (Сорока)
- Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата.
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
- Днём слепая, а ночью зрячая.
Мышей ловит, а не кот. (Сова)
- Озорной мальчишка
В сером пальтишке
По двору шныряет,
Крошки собирает. (Воробей)
- Я по дереву стучу,
Червячка достать хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно он будет мой. (Дятел)
- Известно с давних нам времён,
Что эта птица – почтальон. (Голубь)
- Окраской сероватая,
Повадкой вороватая,
Каркунья хрипловатая.
Выставляются картинки - отгадки птиц
Логопед: Назовите, кто прилетел к снегирю? (К снегирю прилетели сорока, синица, сова, воробей, дятел, голубь, ворона.)
- Как этих птиц можно назвать одним словом? (Зимующие птицы)
- А почему зимующие птицы? (Потому что не улетают в теплые края)
Игра «Кто как голос подаёт?»
Логопед: Птицы прилетели и начали поздравлять именинника. Прослушайте и отгадайте, чей голос вы слышите.
Дети слушают запись голосов птиц.
- Чей голос вы услышали? Почему?
Ответы детей:
- Воробей, потому что он чирикает.
- Голубь, потому что он воркует.
- Дятел, потому что он стучит.
- Ворона, потому что она каркает.
- Сова, потому что она ухает.
- Сорока, потому что она стрекочет.
- Синица, потому что она цвинькает.
Дыхательная гимнастика
Логопед: Ребята, а вы хотите поиграть с птичками? Предлагаю поиграть в прятки.
Дети подходят к макету сугроба.
Макет сугроба из папье-маше расположен на уровне роста детей, на нем предметные картинки с изображением птиц, прикрытые новогодним "дождиком". Необходимо подуть на "сугроб" так, чтобы от выдоха мишура раскрылась, и дети смогли увидеть птиц.
- Нужно подуть на снежок и назвать птиц, которых вы успели увидеть. (Я увидел …)
Физминутка
Логопед: Ребята, что птицы умеют делать? (Птицы умеют летать, клевать, ходить, прыгать, петь …)
- Ребята, вокруг себя обернитесь, в птиц превратитесь.
Движения по тексту
Птицы крыльями махали – всё летали и летали.
Птицы в воздухе кружились,
На дорогу опустились.
По дорожке поскакали,
Крошки, зернышки клевали.
- Превращаю птиц в детей, на свои места скорей.
Дид/игра "Доскажи словечко"
Логопед: С вами желает поиграть синичка.
- Синичка летела. Синичка к дереву (подлетела). С ветки на ветку (перелетела).
С ветки (слетела). Вокруг дерева (облетела). В дупло (залетела). Из дупла (вылетела).
"Угадай птицу" (игра с моделями птиц)
Логопед: Пока мы играли с синичкой, к снегирю прилетели еще гости. Как выдумаете, кто? Почему вы так думаете?
Дид/игра "Скажи правильно"
- Помогите снегирю сосчитать гостей. (1 снегирь/ворона, 2 снегиря/вороны, 3 снегиря/вороны, 4 снегиря/вороны, 5 снегирей/ворон и т. д.)
Разрезные картинки
Логопед: У снегиря на дне рожденья гости пели, веселились,
В хороводе так кружились,
Так кружились, так вертелись,
Что на части разлетелись.
1, 2, 3, 4, 5,
Помоги скорей собрать.
Дети собирают разрезные картинки
Логопед: Посмотрите на своих птиц, они все разные. Скажите про свою птицу красивое слово. Снегирь какой? /синица/воробей и т.д. (Снегирь красногрудый)
Пальчиковая гимнастика
Логопед: Птицы проголодались и хотят угоститься. Как называется птичья столовая? (Кормушка)
- Кто мастерит кормушки для птиц? (Люди)
- Давайте и мы с вами смастерим кормушку.
Ребята дощечки пилили, пилили
И дружно кормушку для птиц мастерили.
В неё мы насыплем для птиц угощенье:
Немножко семян и остатки печенья,
Сушеные фрукты и хлебные крошки,
И сала на ветки развесим немножко.
А чтобы на птичий обед посмотреть,
Чуть-чуть отойдем и не будем шуметь.
Составление предложений
Логопед: Вам интересно, какое угощение для птиц лежит в кормушке? (Да) Попробуем определить.
Дети по очереди вставляют руку в отверстие коробки- кормушки и на ощупь определяют корм.
Логопед: Что лежит в кормушке? (Семечки, пшено и т.д.)
- На картинку посмотри – предложение скажи. Кто любит семечки? (Семечки любят голуби.) и т. д.
3. Итог
Логопед: Птицы остались довольны. А вы? Что вам понравилось на дне рождения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Птица счастья"
Итоговое занятие в форме игротреннига по теме "Птицы"....
Конспект-занятие "Птицы"
для воспитателей....

Конспект занятия "Птицы республики Коми"
Программное содержание.-Учить детей устанавливать причинно-следственные связи различного характера.-Формировать умение использовать для обобщения предметно-схематическую модель.-Развивать обобщенные п...

Конспект занятия " Птица счастья" (подготовительная группа)
Содержание занятия по ручному труду основано на знакомстве детей с птицей, которая издавна в народе считалась символом счастья и называлась "Птица счастья"....
Конспект занятия "Птица счастья"
Итоговое занятие в форме игротреннинга по теме "Птицы"...
конспект "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать"
беседы о птицах, наблюдение на прогулке за птицами, рассказ воспитателя о жизни птиц, о сезонных изменениях в природе, изготовление кормушки совместно с детьми, объяснение её назначения, чтение художе...

Конспект "Зимующие птицы"Конспект ООД по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»
Конспект ООД по оброзовательной оьбласти "Художественно- эстетическое развитие" для детей 6 - 7 лет...