Конспект занятия "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект логопедического занятия в старшей группе "Зимующие птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zimuyushchie_ptitsy.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в старшей группе "Зимующие птицы"

Цель: развитие лексико-грамматических категорий

Задачи:

- уточнять, обогащать и активизировать словарь по теме;

- упражнять в подборе подходящих по смыслу определений к названиям птиц;

- упражнять детей в образовании глаголов при помощи приставок;

- упражнять в согласовании числительного с существительным;

- развивать связную речь;

- отрабатывать правильное дыхание;

- развивать зрительное восприятие, слуховое внимание, логическое мышление;

- развивать мелкую моторику, координацию речи и движения;

- воспитывать умение слушать, не перебивать других;

- воспитывать заботливое отношение к птицам.

Предварительная работа: беседа с детьми о зимующих птицах; наблюдение за птицами на прогулке; чтение и рассматривание иллюстраций о зимующих птицах; слушание пения птиц.

Оборудование: предметные картинки с изображением зимующих птиц, сенсорная коробка – кормушка, корм (семечки, кусочек яблока, пшено, кусочек хлеба/печенья), разрезные картинки зимующих птиц, фонограмма с голосами птиц, модели зимующих птиц.

1. Организационный момент

Психогимнастика

Логопед: - Дружно за руки возьмемся

И почувствуем тепло.

Повернемся, улыбнемся,

Словно наше солнышко.

Мы ребята дружные – да-да-да

Мы совсем не скучные – да-да-да

Настроение - отличное – да-да-да

Все играть готовы – да-да-да.

Ну, тогда приступим? Да-да-да.

- Какое сейчас время года? (Зима)

- Пройдет на своё место тот, кто вспомнит название зимующих птиц.

Дети называют зимующих птиц и проходят на свои места.

2. Основная часть

Логопед: Посмотрите, ребята, к нам прилетел снегирь. У снегиря сегодня день рождения, и он решил пригласить к себе в гости своих друзей-птиц. А каких, вы сейчас отгадаете.

Загадки

- Верещунья-белобока,

А зовут её …. (Сорока)

- Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата.

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

- Днём слепая, а ночью зрячая.

Мышей ловит, а не кот. (Сова)

- Озорной мальчишка

В сером пальтишке

По двору шныряет,

Крошки собирает. (Воробей)

- Я по дереву стучу,

Червячка достать хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Всё равно он будет мой. (Дятел)

- Известно с давних нам времён,

Что эта птица – почтальон. (Голубь)

- Окраской сероватая,

Повадкой вороватая,

Каркунья хрипловатая.

Выставляются картинки - отгадки птиц

Логопед: Назовите, кто прилетел к снегирю? (К снегирю прилетели сорока, синица, сова, воробей, дятел, голубь, ворона.)

- Как этих птиц можно назвать одним словом? (Зимующие птицы)

- А почему зимующие птицы? (Потому что не улетают в теплые края)

Игра «Кто как голос подаёт?»

Логопед: Птицы прилетели и начали поздравлять именинника. Прослушайте и отгадайте, чей голос вы слышите.

Дети слушают запись голосов птиц.

- Чей голос вы услышали? Почему?

Ответы детей:

- Воробей, потому что он чирикает.

- Голубь, потому что он воркует.

- Дятел, потому что он стучит.

- Ворона, потому что она каркает.

- Сова, потому что она ухает.

- Сорока, потому что она стрекочет.

- Синица, потому что она цвинькает.

Дыхательная гимнастика

Логопед: Ребята, а вы хотите поиграть с птичками? Предлагаю поиграть в прятки.

Дети подходят к макету сугроба.

Макет сугроба из папье-маше расположен на уровне роста детей, на нем предметные картинки с изображением птиц, прикрытые новогодним "дождиком". Необходимо подуть на "сугроб" так, чтобы от выдоха мишура раскрылась, и дети смогли увидеть птиц.

- Нужно подуть на снежок и назвать птиц, которых вы успели увидеть. (Я увидел …)

Физминутка

Логопед: Ребята, что птицы умеют делать? (Птицы умеют летать, клевать, ходить, прыгать, петь …)

- Ребята, вокруг себя обернитесь, в птиц превратитесь.

Движения по тексту

Птицы крыльями махали – всё летали и летали.

Птицы в воздухе кружились,

На дорогу опустились.

По дорожке поскакали,

Крошки, зернышки клевали.

- Превращаю птиц в детей, на свои места скорей.

Дид/игра "Доскажи словечко"

Логопед: С вами желает поиграть синичка.

- Синичка летела. Синичка к дереву (подлетела). С ветки на ветку (перелетела).

С ветки (слетела). Вокруг дерева (облетела). В дупло (залетела). Из дупла (вылетела).

"Угадай птицу" (игра с моделями птиц)

Логопед: Пока мы играли с синичкой, к снегирю прилетели еще гости. Как выдумаете, кто? Почему вы так думаете?

Дид/игра "Скажи правильно"

- Помогите снегирю сосчитать гостей. (1 снегирь/ворона, 2 снегиря/вороны, 3 снегиря/вороны, 4 снегиря/вороны, 5 снегирей/ворон и т. д.)

Разрезные картинки

Логопед: У снегиря на дне рожденья гости пели, веселились,

В хороводе так кружились,

Так кружились, так вертелись,

Что на части разлетелись.

1, 2, 3, 4, 5,

Помоги скорей собрать.

Дети собирают разрезные картинки

Логопед: Посмотрите на своих птиц, они все разные. Скажите про свою птицу красивое слово. Снегирь какой? /синица/воробей и т.д. (Снегирь красногрудый)

Пальчиковая гимнастика

Логопед: Птицы проголодались и хотят угоститься. Как называется птичья столовая? (Кормушка)

- Кто мастерит кормушки для птиц? (Люди)

- Давайте и мы с вами смастерим кормушку.

Ребята дощечки пилили, пилили

И дружно кормушку для птиц мастерили.

В неё мы насыплем для птиц угощенье:

Немножко семян и остатки печенья,

Сушеные фрукты и хлебные крошки,

И сала на ветки развесим немножко.

А чтобы на птичий обед посмотреть,

Чуть-чуть отойдем и не будем шуметь.

Составление предложений

Логопед: Вам интересно, какое угощение для птиц лежит в кормушке? (Да) Попробуем определить.

Дети по очереди вставляют руку в отверстие коробки- кормушки и на ощупь определяют корм.

Логопед: Что лежит в кормушке? (Семечки, пшено и т.д.)

- На картинку посмотри – предложение скажи. Кто любит семечки? (Семечки любят голуби.) и т. д.

3. Итог

Логопед: Птицы остались довольны. А вы? Что вам понравилось на дне рождения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Птица счастья"

Итоговое занятие в форме игротреннига по теме "Птицы"....

Конспект-занятие "Птицы"

для воспитателей....

Конспект занятия "Птицы республики Коми"

Программное содержание.-Учить детей устанавливать причинно-следственные связи различного характера.-Формировать умение использовать для обобщения предметно-схематическую модель.-Развивать обобщенные п...

Конспект занятия " Птица счастья" (подготовительная группа)

Содержание занятия по ручному труду  основано на знакомстве детей с птицей, которая издавна в народе считалась символом счастья и называлась "Птица счастья"....

Конспект занятия "Птица счастья"

Итоговое занятие в форме игротреннинга по теме "Птицы"...

конспект "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать"

беседы о птицах, наблюдение на прогулке за птицами, рассказ воспитателя о жизни птиц, о сезонных изменениях в природе, изготовление кормушки совместно с детьми, объяснение её назначения, чтение художе...

Конспект "Зимующие птицы"Конспект ООД по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»

Конспект ООД по оброзовательной оьбласти "Художественно- эстетическое развитие" для детей 6 - 7 лет...