Чтение сказа «Серебряное копытце»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Серебрякова Ярослава Богдановна

Технологическая карта

Чтение сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце» полезно детям по нескольким причинам:

  • Развитие познавательных процессов. При восприятии художественного произведения задействованы память, мышление, воображение.  
  • Формирование отношения к социальной действительности. Сказка вызывает сочувствие и эмпатию, помогает сопереживать описываемым событиям, в процессе чего создаются моральные оценки.  
  • Развитие творческих способностей. Чтение сказок — мощный толчок в развитии чувств и фантазии, что позволяет детям выражать своё отношение к произведению, например, в рисунке.  
  • Воспитание доброты. Сказка учит детей подражать хорошим поступкам героев, быть добрыми и чуткими к чужому горю.  
  • Обучение вере в чудеса. Произведение показывает, что чудеса действительно случаются, и добрые и трудолюбивые люди всегда находят своё счастье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx16.55 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия.

ФИО участника: Серебрякова Ярослава Богдановна

Образовательная область: Развитие речи

Тема занятия:  Чтение сказа «Серебряное копытце»

Тип занятия: Углубленно - познавательный

Возрастная группа: «Старшая группа»

Цель занятия: составление портретной характеристики героев сказки с помощью вопросов, участие в игре «Подбери слова – приятели», участие в физминутке «У Оленя дом большой».

Задачи занятия:

Образовательные: составлять портретную характеристику героя; отвечать на вопросы развернутыми предложениями; пересказать эпизод сказа с помощью ответов на вопросы; вспомнить текст сказа для дальнейшего пересказа.

Воспитательные: уметь слушать и помогать друг другу; проявлять чувство доброты, любви к природе, животным.

Развивающие: вспомнить из мультфильма портретную характеристику героев.

Словарная работа: сказ, знатный, махонькая.

Планируемый результат: уметь составлять портретную характеристику героя; уметь отвечать на вопросы развернутыми предложениями; развито внимание и грамматически правильная речь; развито творческое воображение и фантазия.

Подготовительная работа: Просмотр мультфильма «Серебряное копытце»

Этапы, продолжительности

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемы результат

1

Организационно-мотивационный этап

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, чем отличается сказка от рассказа? (сказка – это выдумка, в ней часто происходит волшебство, а рассказ – это события из реальной жизни и герои в рассказе – обычные люди).

Ответы детей.

Словесные: вопрос беседа.

Дети собираются вокруг педагога, внимательно слушают.

Создаются условия для организации направленного интереса у детей к теме.

2

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

Создание  проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме

Воспитатель:- Сегодня утром я шла в детский сад и увидела, как что-то блестит под ногами. Я подошла поближе и увидела красивый маленький предмет, похожий на драгоценный камень. Я была удивлена этой находке и принесла камень в детский сад. Хотите на него посмотреть?

Дети разглядывают камень.

Воспитатель: - Что же это за камень?

-Вы хотите о нем узнать?

Ответы детей.

-Сегодня мы познакомимся с эпизодом сказа уральского писателя Павла Бажова «Серебряное копытце» и узнаем что же это за камень.

Предложение.

Дети заинтересовываются проблемой доказательством своих способностей и готовы вступить в деятельность.

Дети приняли проблему и готовы ее решить.

2.2

Этап ознакомления с материалом

Усвоение (закрепление,  расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний

Рассказ воспитателя: Показ портрета Бажова.

Автор называл свои творения – сказами. Сказы – это что-то между рассказом и сказкой. В сказах Бажова действуют обычные земные люди в реальной жизни, а рядом с ними сказочные герои. Его произведение «Серебряное копытце», с которым мы сегодня познакомимся - это сказ. Ещё раз сказ – это такие произведения устного народного творчества, в которых рассказывается о жизни народа особенной речью - народной. В этом сказе действуют обычные земные люди, а рядом с ними – вымышленные, сказочные.

Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю эпизод сказа Бажова «Серебряное копытце», а вы слушайте внимательно.

 Чтение эпизода сказа.

Словесный:

Рассказ;

Наглядный: Показ.

Дети внимательно слушают, в случае необходимости задают вопросы.

У детей развито внимание.

2.3

Этап практического решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы

Воспитатель: Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном. Что в этом эпизоде больше всего вам понравилось?

Ответы детей.

- Назовите людей, о которых говорится в эпизоде «Серебряное копытце»? (девочка, дедушка).

- А кто там является сказочным персонажем? (козёл Серебряное копытце).

- Опишите внешность старика (большой, бородатый).

 - Чем он занимался? (он летом пески промывал, а зимой за козлом бегал; мастер сказки сказывать; охотник знатный-умелый).

 - Какой был старик по характеру? (добрый, ласковый, весёлый).

- Опишите Дарёнку  (девчонка по шестому году, махонькая, носишко пуговкой, смелая, любознательная, трудолюбивая, добрая).

- Чем занималась Дарёнка? (в избе прибирала, похлёбку да кушу варила, любила сказки слушать).

 - Как вы думаете, пожалел Кокованя о том, что взял к себе Дарёнку?

- Что вам понравилось в их характере?

Игра «Подбери слова – приятели»

Убегает олень- удирает, утикает, спасается, сбегает, Скрывается и т.д

Олень пугливый – боязливый. Страшливый, опасливый, нерешительный, трусливый.

Олень быстрый – Проворный, прыткий, резвый, скорый, стремительный, бойкий, порывистый.

Физкультминутка « У Оленя дом большой».

Словесный: Вопросы, ответы, пересказ.

Дети принимают активное участие в пересказе, обуждение сказа.

.

Активное участие в игре.

Участвуют в физминутке.

Развита грамматически правильная речь;

 Развито творческое воображение и фантазию.

Снятие эмоционального напряжение.

3

Заключительный этап

Подведение итогов  деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки

 Воспитатель: С каким писателем мы сегодня познакомились?

 Как называется его сказ?

Удалось ли Даренке увидеть волшебство – как серебряное копытце камешки выбивает? Кто ей в этом помог?

Вопросы, напоминание о цели деятельности.

Дети подводят итоги и анализируют произведение.

Дети с интересом воспринимают содержание художественного произведения.

Гимнастика для глаз.

  1. Крепко зажмуриться на пару секунд, быстро моргать минуту, смотрим вверх, вниз, вправо, влево (2 раза), вращать по кругу туда и обратно, закрыть глаза (3 секунды),открываем глаза.
  2. Сидя расслабиться, закрыть глаза, представить что кончик носа – это ручка, которой можно писать, теперь нужно носом рисовать все что угодно ( кружочек, квадрат, домик и т.д)
  3. Глубоко и медленно вдыхая посмотрите в межбровье, задержать глаза в этом положении и закройте на несколько секунд. Со временем постепенно ( не раньше чем через 2-3 недели) задержку в верхнем положении можно увеличить.
  4. Посмотреть на кончик носа сделать задержку в несколько секунд и выдыхая, вернуть глаза в исходное положение. Закрыть глаза на небольшое время.
  5. На вдохе медленно повернуть глаза вправо, на выдохе вернуть глаза в исходное положение, таким же образом повернуть глаза влево, вверх, вниз.
  6. Встать возле окна или у стенки, посмотреть сначала на предмет который находиться близко, а затем на предмет который далеко. (например: Близко ручка у окна, далеко дерево на улице)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

П. Бажов. сказ "Серебрянное копытце"

П. Бажов. сказ "Серебрянное копытце". Текст и призентация помогут вам провести интересное занятие в старшей группе по Чтению художественной литературы, программа "От рождения до школы" Н.Е Вераксы....

Знакомство с творчеством Бажова П. П. на примере рассказывания сказа «Серебряное копытце».

     Цели: Познакомить детей с великим сказочником Урала П. П. Бажовым. Познакомить детей со сказом «Серебряное копытце». Учить определять и мотивировать своё отношение к героям,...

ПРОЕКТ «Новый год со сказом «Серебряное копытце» (старшая группа)

На просторах нашей необъятной родины есть край - родной Урал. Дивна природа Урала, лесные горы, голубые озера, быстрые реки. Но не только красива уральская земля. Она – сказочно богата. На весь ...

Презентация "Блиц турнир по сказу Серебряное копытце".

Презентация "Блиц турнир по сказу Серебряное копытце"....

План - конспект занятия по развитию речи на тему: чтение художественной литературы в старшей группе сказ «Серебряное копытце» П.П.Бажов

Знакомство с уральским писателем П.П. Бажовым. Знакомство с его творчеством: сказ "Серебряное копытце".   Актуализация знаний через решение кроссворда и разгадывание ребусов....

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе "Знакомство с творчеством П.П. Бажова на примере сказа "Серебряное копытце".

Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с творчеством уральского писателя ПП Бажова....