Чтение сказа «Серебряное копытце»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Технологическая карта
Чтение сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце» полезно детям по нескольким причинам:
- Развитие познавательных процессов. При восприятии художественного произведения задействованы память, мышление, воображение.
- Формирование отношения к социальной действительности. Сказка вызывает сочувствие и эмпатию, помогает сопереживать описываемым событиям, в процессе чего создаются моральные оценки.
- Развитие творческих способностей. Чтение сказок — мощный толчок в развитии чувств и фантазии, что позволяет детям выражать своё отношение к произведению, например, в рисунке.
- Воспитание доброты. Сказка учит детей подражать хорошим поступкам героев, быть добрыми и чуткими к чужому горю.
- Обучение вере в чудеса. Произведение показывает, что чудеса действительно случаются, и добрые и трудолюбивые люди всегда находят своё счастье.

Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия.
ФИО участника: Серебрякова Ярослава Богдановна
Образовательная область: Развитие речи
Тема занятия: Чтение сказа «Серебряное копытце»
Тип занятия: Углубленно - познавательный
Возрастная группа: «Старшая группа»
Цель занятия: составление портретной характеристики героев сказки с помощью вопросов, участие в игре «Подбери слова – приятели», участие в физминутке «У Оленя дом большой».
Задачи занятия:
Образовательные: составлять портретную характеристику героя; отвечать на вопросы развернутыми предложениями; пересказать эпизод сказа с помощью ответов на вопросы; вспомнить текст сказа для дальнейшего пересказа.
Воспитательные: уметь слушать и помогать друг другу; проявлять чувство доброты, любви к природе, животным.
Развивающие: вспомнить из мультфильма портретную характеристику героев.
Словарная работа: сказ, знатный, махонькая.
Планируемый результат: уметь составлять портретную характеристику героя; уметь отвечать на вопросы развернутыми предложениями; развито внимание и грамматически правильная речь; развито творческое воображение и фантазия.
Подготовительная работа: Просмотр мультфильма «Серебряное копытце»
№ | Этапы, продолжительности | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемы результат |
1 | Организационно-мотивационный этап | Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия | Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, чем отличается сказка от рассказа? (сказка – это выдумка, в ней часто происходит волшебство, а рассказ – это события из реальной жизни и герои в рассказе – обычные люди). Ответы детей. | Словесные: вопрос беседа. | Дети собираются вокруг педагога, внимательно слушают. | Создаются условия для организации направленного интереса у детей к теме. |
2 | Основной этап | |||||
2.1 | Этап постановки проблемы | Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме | Воспитатель:- Сегодня утром я шла в детский сад и увидела, как что-то блестит под ногами. Я подошла поближе и увидела красивый маленький предмет, похожий на драгоценный камень. Я была удивлена этой находке и принесла камень в детский сад. Хотите на него посмотреть? Дети разглядывают камень. Воспитатель: - Что же это за камень? -Вы хотите о нем узнать? Ответы детей. -Сегодня мы познакомимся с эпизодом сказа уральского писателя Павла Бажова «Серебряное копытце» и узнаем что же это за камень. | Предложение. | Дети заинтересовываются проблемой доказательством своих способностей и готовы вступить в деятельность. | Дети приняли проблему и готовы ее решить. |
2.2 | Этап ознакомления с материалом | Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний | Рассказ воспитателя: Показ портрета Бажова. Автор называл свои творения – сказами. Сказы – это что-то между рассказом и сказкой. В сказах Бажова действуют обычные земные люди в реальной жизни, а рядом с ними сказочные герои. Его произведение «Серебряное копытце», с которым мы сегодня познакомимся - это сказ. Ещё раз сказ – это такие произведения устного народного творчества, в которых рассказывается о жизни народа особенной речью - народной. В этом сказе действуют обычные земные люди, а рядом с ними – вымышленные, сказочные. Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю эпизод сказа Бажова «Серебряное копытце», а вы слушайте внимательно. Чтение эпизода сказа. | Словесный: Рассказ; Наглядный: Показ. | Дети внимательно слушают, в случае необходимости задают вопросы. | У детей развито внимание. |
2.3 | Этап практического решения проблемы | Овладение действиями, способами решения проблемы | Воспитатель: Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном. Что в этом эпизоде больше всего вам понравилось? Ответы детей. - Назовите людей, о которых говорится в эпизоде «Серебряное копытце»? (девочка, дедушка). - А кто там является сказочным персонажем? (козёл Серебряное копытце). - Опишите внешность старика (большой, бородатый). - Чем он занимался? (он летом пески промывал, а зимой за козлом бегал; мастер сказки сказывать; охотник знатный-умелый). - Какой был старик по характеру? (добрый, ласковый, весёлый). - Опишите Дарёнку (девчонка по шестому году, махонькая, носишко пуговкой, смелая, любознательная, трудолюбивая, добрая). - Чем занималась Дарёнка? (в избе прибирала, похлёбку да кушу варила, любила сказки слушать). - Как вы думаете, пожалел Кокованя о том, что взял к себе Дарёнку? - Что вам понравилось в их характере? Игра «Подбери слова – приятели» Убегает олень- удирает, утикает, спасается, сбегает, Скрывается и т.д Олень пугливый – боязливый. Страшливый, опасливый, нерешительный, трусливый. Олень быстрый – Проворный, прыткий, резвый, скорый, стремительный, бойкий, порывистый. Физкультминутка « У Оленя дом большой». | Словесный: Вопросы, ответы, пересказ. | Дети принимают активное участие в пересказе, обуждение сказа. . Активное участие в игре. Участвуют в физминутке. | Развита грамматически правильная речь; Развито творческое воображение и фантазию. Снятие эмоционального напряжение. |
3 | Заключительный этап | Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки | Воспитатель: С каким писателем мы сегодня познакомились? Как называется его сказ? Удалось ли Даренке увидеть волшебство – как серебряное копытце камешки выбивает? Кто ей в этом помог? | Вопросы, напоминание о цели деятельности. | Дети подводят итоги и анализируют произведение. | Дети с интересом воспринимают содержание художественного произведения. |
Гимнастика для глаз.
- Крепко зажмуриться на пару секунд, быстро моргать минуту, смотрим вверх, вниз, вправо, влево (2 раза), вращать по кругу туда и обратно, закрыть глаза (3 секунды),открываем глаза.
- Сидя расслабиться, закрыть глаза, представить что кончик носа – это ручка, которой можно писать, теперь нужно носом рисовать все что угодно ( кружочек, квадрат, домик и т.д)
- Глубоко и медленно вдыхая посмотрите в межбровье, задержать глаза в этом положении и закройте на несколько секунд. Со временем постепенно ( не раньше чем через 2-3 недели) задержку в верхнем положении можно увеличить.
- Посмотреть на кончик носа сделать задержку в несколько секунд и выдыхая, вернуть глаза в исходное положение. Закрыть глаза на небольшое время.
- На вдохе медленно повернуть глаза вправо, на выдохе вернуть глаза в исходное положение, таким же образом повернуть глаза влево, вверх, вниз.
- Встать возле окна или у стенки, посмотреть сначала на предмет который находиться близко, а затем на предмет который далеко. (например: Близко ручка у окна, далеко дерево на улице)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

П. Бажов. сказ "Серебрянное копытце"
П. Бажов. сказ "Серебрянное копытце". Текст и призентация помогут вам провести интересное занятие в старшей группе по Чтению художественной литературы, программа "От рождения до школы" Н.Е Вераксы....
Знакомство с творчеством Бажова П. П. на примере рассказывания сказа «Серебряное копытце».
Цели: Познакомить детей с великим сказочником Урала П. П. Бажовым. Познакомить детей со сказом «Серебряное копытце». Учить определять и мотивировать своё отношение к героям,...

ПРОЕКТ «Новый год со сказом «Серебряное копытце» (старшая группа)
На просторах нашей необъятной родины есть край - родной Урал. Дивна природа Урала, лесные горы, голубые озера, быстрые реки. Но не только красива уральская земля. Она – сказочно богата. На весь ...

Конспект занятия в средней группе по теме "Знакомство с творчеством Бажова П.П. на примере рассказывания сказа "Серебряное копытце"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18726730","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"343","width":"480"}}]]...

Презентация "Блиц турнир по сказу Серебряное копытце".
Презентация "Блиц турнир по сказу Серебряное копытце"....

План - конспект занятия по развитию речи на тему: чтение художественной литературы в старшей группе сказ «Серебряное копытце» П.П.Бажов
Знакомство с уральским писателем П.П. Бажовым. Знакомство с его творчеством: сказ "Серебряное копытце". Актуализация знаний через решение кроссворда и разгадывание ребусов....
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе "Знакомство с творчеством П.П. Бажова на примере сказа "Серебряное копытце".
Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с творчеством уральского писателя ПП Бажова....
