Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе "Знакомство с творчеством П.П. Бажова на примере сказа "Серебряное копытце".
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с творчеством уральского писателя ПП Бажова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bazhov.docx27.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе «Знакомство с творчеством П.П.Бажова на примере сказа «Серебряное копытце».

         Цель.

 Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с творчеством уральского писателя П. П. Бажова.

Задачи.

Образовательные.

  1. Познакомить детей с творчеством уральского писателя П. П. Бажова. Формировать чувство гордости за свой родной край.

        2. Познакомить со значением слова сказ.

     3. Учить понимать литературный текст, его содержание, посредством побуждения к ответам на вопросы к произведению П. Бажова «Серебряное копытце».

Развивающие. 

1. Развивать внимание и слуховую память детей при прослушивании  сказа «Серебряное копытце.

2. Развивать фантазию детей.

Воспитательные. 

Воспитывать интерес к чтению произведений русской культуры.

Словарь: сказ, сиротка, голбчик, балаган.

Приёмы: организационный момент, презентация, чтение  сказа «Серебряное копытце», динамическая пауза, беседа по произведению, подведение итогов.

Предварительная работа: выставка книг П.П.Бажова, рассматривание иллюстраций. 

Ход занятия.

Воспитатель.

 Ребята, вы любите сказки?

Дети: да.

Воспитатель.

 Какие сказки о животных вы помните?

Дети называют:  «Лиса и волк», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Зимовье зверей» и др.

Воспитатель.  Молодцы, ребята.  Много сказок знаете!

Сегодня вы услышите сказ, в котором одним из главных героев является лесной козел.

Как вы думаете, сказ и сказка это разные вещи?

Дети: разные

Воспитатель. «Сказ» – слово очень похожее на слово «сказка». И действительно, сказ – занимательный рассказ, в котором фантастические события или герои, встречаются с реальными. В этих сказах действующие лица – обычные люди, а рядом с ними – сказочные герои.

Ребята,  я хочу познакомить вас с писателем, который очень любил устное народное творчество и свои литературные произведения называл сказами. Посмотрите, пожалуйста, на портрет. На нем изображен писатель Павел Петрович Бажов. Это знаменитый русский советский писатель, знаменитый уральский сказочник, талантливый обработчик народных преданий, легенд, уральских сказов.

Жить на Урале и не знать сказов Павла Петровича Бажова невозможно. Его, наверное, можно было бы назвать первым писателем Урала, потому что он открыл миру Урал во всем его величии и красоте, с его историей, людьми, богатствами гор, народными сказаниями и легендами, с его богатейшим языком.

В течение года мы познакомимся с произведениями П. П. Бажова: «Серебряное копытце», «Огневушка – поскакушка», «Синюшкин колодец»  (показ художественной литературы и иллюстраций).

Но не все знают, какой непростой была судьба писателя. О Бажове можно сказать, что у него «необыкновенная биография в необыкновенное время».

В его судьбе были и большие потери, и неожиданные чудеса.Наверно, не случайно, ведь его фамилия происходит от слова «бажить» — ворожить, колдовать. В детстве у него было прозвище — Колдунков.

Родился Павел Петрович Бажов 27 января 1879 года (145 лет назад) в поселке Сысертского завода, недалеко от Екатеринбурга в семье Петра Васильевича, потомственного рабочего-медеплавильщика. Павел был единственным и любимым сыном в семье. Будущий писатель жил в среде уральских горнорабочих. Впечатления детства оказались для Бажова самыми важными и яркими. Всего П. П. Бажов написал 52 сказа. С детства нравились ему люди, легенды, сказки и песни родного Урала.

Павел Петрович старался в своих сказах описать исторически точно события, людей, о камнерезах, углежогах, добытчиках камня, металлургах. Удивительно, какие бы фантастические сказы он ни писал, у него все профессии настоящие. Он прекрасно знал, что и как делают люди на Урале. В городе Екатеринбурге на высоком холме стоит памятник П. П. Бажову.

Павел Петрович своими сказами открыл миру уральские легенды, уральские характеры, уральский язык. В его сказах - жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, старателей.

Воспитатель. Сегодня мы познакомимся со сказом «Серебряное копытце».

Слушайте внимательно.

Воспитатель. Давайте пофантазируем. Закройте глаза, представьте себе красивое животное, которое в сказе звали Серебряное копытце.

А теперь попробуем изобразить Серебряное копытце. Вставайте с мест. Чтобы вам было проще это сделать, я буду говорить, что делает лесной козел, а вы попробуете его изобразить. Встаньте в круг, друг за другом и внимательно слушайте.

Вот по лесу бежит красавец - лесной козел, он высоко поднимает свои ноги. Потом козел останавливается и начинает бить ногой о землю, не то искры, не то драгоценные камни вылетают из-под его копыта. (Дети бегут по кругу, останавливаются и бьют ногой)

Но вот зашуршали деревья. Серебряное копытце прислушался и побежал прочь. (Дети опять бегут подскоками по кругу)

Как только я скажу «опасность» вы должны замереть на месте или присесть - спрятаться. (Дети замирают)

Молодцы, присаживайтесь на ваши стульчики.

Воспитатель. Сейчас я узнаю, внимательно ли вы слушали сказ. Вспомните и повторите название.

Дети: «Серебряное копытце».

Воспитатель. С какими героями вы познакомились в сказе?

 Дети: сиротка Дарёнка, кошка Мурёнка, дед Кокованя, козленок Серебряное копытце.

Воспитатель. Как автор описывает девочку? (Ответы детей)

Воспитатель. Посмотрите, как изображают девочку разные художники. Послушайте, как описывает её автор:

«На голбчике, у печки, девчонка сидит, а рядом с ней кошка. Девчонка маленькая, и кошка маленькая…»

«Вот и повёл Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонькая и носишко пуговкой»

Послушайте ещё отрывок:

«… кошка маленькая и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчоночка эту кошку гладит…»

Как вы думаете, какая была Даренка, раз решила такую кошку к себе взять худую, ободранную?

Дети: добрая

«Только после всякой сказки Дарёнка напомнит:

- Дедо, про козла-то скажи. Какой он?»

Девчоночка очень много вопросов задавала про козлика, поэтому что еще можно про неё сказать? Какая она?

Дети: любопытная.

Воспитатель. (гимнастика для глаз) Давайте попробуем изобразить, как девочка удивилась, когда первый раз увидела Серебряное копытце.

Раскройте широко глазки. Девочка не поверила своим глазам.     Закрывайте глаза. Поморгайте. Вот как удивилась.

Воспитатель. Теперь вы мне расскажете, кто такой Кокованя и как вы его представляете? Как вы можете его описать, какой он? (Ответы детей)

Воспитатель. Посмотрите, как изображают дедушку разные художники. Послушайте, как описывает его автор:

«Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя»

«Вот и повёл Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой до бородатый, а она махонькая и носишко пуговкой»

Чем обычно занимался Кокованя, какой работой, кто вспомнит?

Дети: дед был охотником

Воспитатель. Послушайте отрывок из текста.

«Ты хоть кто? – спрашивает девчоночка.

Я, - говорит, - вроде охотника. Летом пески промываю, золото добываю, а зимой по лесам за козлом бегаю…»

Девочка сразу согласилась к Коковане жить идти. Как вы, ребята, думаете, почему. Каким он Дарёнке показался?

Дети: добрым, весёлым

Воспитатель: автор пишет. «Девочке любопытно стало про козла-то узнать. И то видит – старик весёлый да ласковый».

 (Гимнастика для глаз) А теперь представим, что мы с вами охотники и высматриваем козлика из-за кустов. Посмотрите глазками вправо, влево, вверх и вниз.

Воспитатель. Что рассказывал Кокованя Даренке о козлике, которого звали серебряным копытцем? (Ответы детей)

Воспитатель. Посмотрите на картинку, она поможет вам описать козлика.

«Тот козел особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем - там и появится дорогой камень.

Раз топнет - один камень, два топнет - два камня, а где ножкой бить станет - там груда дорогих камней»

Воспитатель. Вспомните ребята, что такое сказ? (Ответы детей)

Воспитатель. Сказ – занимательный рассказ, в котором фантастические события или герои, встречаются с настоящими.

Что в произведении сказочного, необычного вы услышали, а что настоящее?

Дети: в жизни таких козлов нет, кошки не говорят, только мяукают.

Воспитатель. Давайте еще немного пофантазируем.

О чем Муренка с Серебряным копытцем беседовали?

Что она козлику рассказала?

Куда исчезли Муренка и Серебряное копытце? (Ответы детей)

Воспитатель. Молодцы ребята

Понравился ли вам сказ? Почему?

Кто написал сказ Серебряное копытце?

Воспитатель: как вы думаете, ребята, почему всё-таки чудо произошло именно с Дарёнкой и Кокованей?

Дети. Герои были вознаграждены за любовь и доброту, за душевность и ласку.

Воспитатель. Давайте и мы с вами постараемся всегда быть добрыми и ласковыми.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой для старшей группы

КОНСПЕКТнепосредственно образовательной деятельностиЧтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»по  ознакомлению с художественной литературой детейстаршей группы (образовательная область «Чтение ...

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе № 3 ГБДОУ №45 на тему: «Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей»

Приобщение детей к миру художественной литературы.Познакомить детей с русской народной сказки «Зимовье зверей». Проанализировать сказку....

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе № 3 ГБДОУ №45 на тему: «Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей»

Приобщение детей к миру художественной литературы.Познакомить детей с русской народной сказки «Зимовье зверей». Проанализировать сказку....

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Тема: "Знакомство с творчеством В.Н.Орлова"

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.ТЕМА: «ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ ПИСАТЕЛЯВ.Н.ОРЛОВА».Подготовила: воспитатель Морозкова Наталья Сергеевна...