Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Космическое путешествие»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Космическое путешествие»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе
«Космическое путешествие»
Цель: закрепление полученных знаний по лексической теме «Космос».
Задачи:
Образовательные
- расширять и активизировать словарь по лексической теме «Космос»;
- закреплять умение детей делить слова на слоги;
- закреплять умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом;
- закреплять умение подбирать слова с противоположным значением (антонимы):
- закрепить представление о предложении, учить делить на слова и составлять предложения из 4-5 слов;
- продолжать упражнять в придумывании предложений с заданным словом;
- продолжать знакомить с пословицами и поговорками;
- закреплять знания о временах года, названиях месяцев;
- совершенствовать умения использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (физкультминутка)
Развивающие:
- развивать навык чтения слогов и слов;
- развивать речь дошкольников, фонематический слух, мышление, внимание, память;
-развивать навыки рефлексии собственной деятельности на занятии (самоанализ, самооценка).
Воспитательные:
- создать хорошее настроение;
- воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку,
отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей;
- воспитывать желание и умение работать в коллективе
Словарная работа:
планета, чёрная дыра, комета, звездопад, звёзды, солнце, телескоп, созвездие, Гагарин, астроном.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему «Космос», беседы о космосе, чтение научных и художественных произведений о космосе, разгадывание загадок, дидактические игры по обучению грамоте и развитию речи, рисование и аппликация «Путешествие в космос».
Ход НОД:
Организационный момент. (дети на коврике)
Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: - Здравствуйте.
Эмоциональная настройка:
В: - Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Д: - Хорошее, радостное, веселое.
В: - Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение:
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепче за руки возьмемся И друг другу улыбнемся.
Беседа о времени года:
В: - Ребята, какое время года наступило?
Д: - Наступила весна. (если дети не ответили полным ответом, их поправить)
В: - Что мы можем сказать о весне? Весна какая?
Д: - Солнечная, тёплая, ясная, красивая, веселая, нарядная, долгожданная
В: - Какие весенние месяцы вы знаете?
Д: - Март, апрель, май.
В: - Какой сейчас месяц?
Д: - Сейчас месяц апрель.
Постановка учебной задачи.
В: - Какой праздник отмечает вся страна 12 апреля?
Д: - 12 апреля страна отмечает день Космонавтики.
В: - А что это за день?
Д: - Это день, когда был совершен первый полет человека в космос. (Юрий Гагарин)
В: - День космонавтики — это праздник космонавтов и людей, которые участвуют в создании космических ракет, которые занимаются подготовкой космонавтов.
В: - А вы, ребята, хотели бы стать космонавтами? (Да)
В: - Как вы думаете, каким должен быть космонавт? Какими словами можно его описать?
(Сильным, смелым, отважным, мужественным, выносливым, трудолюбивым, храбрым, умным, бесстрашным, знающим)
В: - Сегодня нас ждут необычные приключения. Мы с вами отправимся в космическое путешествие. В полете мы будем выполнять разные интересные задания и получать за это конверт.
Для того, чтобы узнать на чем мы отправимся в путешествие, необходимо отгадать загадку:
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая (ракета)
В: - Правильно, ребята, мы полетим на ракете.
В: - Чтобы правильно выполнять все задания и давать чёткие ответы, надо повторить за мной волшебные слова.
Артикуляционная гимнастика.
Чу - чу - чу, в космос полететь хочу.
Им - им - им, на ракете полетим.
Ды - ды - ды, долетим мы до звезды.
Ой - ой - ой, затем вернёмся мы домой.
Воспитатель: - Молодцы, волшебные слова произнесли. А чтобы взлететь нужно выполнить первое задание. Я буду называть слова, а вы будете прохлопывать их по слогам. Сколько слогов - столько и хлопков. (Обратить внимание на то, что в слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков. В каждом слоге есть обязательно гласный звук.)
Приготовьте ваши ладошки. Например: Луна (хлопаю 2 раза) (дети вместе со мной)
(Луна, комета, Марс, телескоп, робот, планета, орбита, Венера, сигнал)
В: -Молодцы. Вот и первая награда. Наша ракета теперь в порядке, можем отправляться в полёт.
В космическом пространстве нам необходимо быть внимательными, сообразительными, смелыми! Надеваем скафандры. Наша ракета на старте. Начинаем обратный отсчет! 5,4,3,2,1,0 пуск! (Звук запуска ракеты). Занимайте свои космические кресла. (Садятся на стульчики за парты)
Воспитатель: - Мы летим с вами на огромной скорости в удивительном космическом пространстве. Космос — это огромное пространство без конца и края, которое окружает нашу планету. В этом пространстве движутся отдельные звезды, кружатся планеты, летают спутники, астероиды и метеориты. На нашем пути испытание:
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его - полоска света,
А зовут объект (комета)
- Внимание!!! Впереди Комета. Но она необычная. На ее хвосте разместились слова. А чтобы нам не столкнуться с ней, нужно поменять слова на противоположные по значению.
Например: День - ночь
Далекое путешествие - близкое путешествие
Тяжелый груз - легкий груз
Сложная задача - простая задача
Длинная дорога - короткая дорога
Улетать - прилетать
Темный - светлый
Включать - выключать
Подниматься - опускаться
Высоко - низко
Известный - незнакомый.
В: - Ну что ж, с этим заданием мы справились, получили ещё один конверт. Летим дальше.
В: - Отгадайте, что нас ждет впереди?
Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора -
Это чёрная (дыра)
В: - Чтобы нас не затянуло в эту дыру, нужно выполнить задание «Сложные слова».
Есть много космических слов, в которых одно длинное слово состоит из двух коротких. Я буду называть длинное слово, а вы скажете из каких двух слов оно получилось.
Например: Луноход - (Луна и ходить) - ходит по луне
Космолет - летает в космос
Планетоход - ходит по планете
Звездопад - звезды падают
Марсоход - ходит по Марсу
Звездолет - летает к звездам.
В: - Благополучно пролетели мимо чёрной дыры, получаем третий конверт и отправляемся дальше.
Физкультминутка.
В: - Мы пролетаем мимо планеты Сатурн. Это необычная планета. А что ее отличает от других планет? (Кольцо вокруг планеты) Правильно. Кольцо вокруг Сатурна чем-то напоминает беговую дорожку. Наверное, это самая спортивная планета. Нам с вами пора намного отдохнуть. (Встают возле стульчиков)
На ракете мы летим, (руки вверх домиком)
В невесомости парим. (наклоны в стороны)
Смотрим все в иллюминатор, (руки ко лбу)
Ищем для посадки кратер. (повороты влево, вправо)
Вдруг пошел метеоритный
Дождь космический магнитный. (резко машем кулаками в стороны)
Мы на кнопку нажимаем, (имитация нажимания пальцами на кнопки)
И ракету опускаем. (присели)
Повреждений вроде нету, (руки на пояс, повороты туловища)
Мы выходим на планету! (маршируем)
В: - Полетели дальше? Отгадайте, что это.
Рассыпалось к ночи зерно,
Глянули утром - нет ничего. (Звёзды)
- Посмотрите, с неба упали звёзды. А как называется явление, когда падают звезды?
(Звездопад). А у нас звездопад не простой, а с буквами. На звездочках - буквы. Буква. Ка какой дает звук? (звук К) Нам нужно назвать слова по теме космос, которые начинаются со звука К. Например: Космос Звук 3 (Земля, звезда, звездопад, звездочет)
Звук К (Космос, космодром, космонавт, космический, корабль)
Звук С (Солнце, скафандр, сигнал, созвездие)
- Молодцы, с этим заданием мы справились, получили конверт.
В: - Ребята, а вы знаете, какая самая большая звезда? (Солнце)
Верно. Послушайте пословицу о Солнце: «Худо лето, если Солнца нету». Из чего состоит это предложение? (Из слов)
- Как вы понимаете эту пословицу? Давайте ее разберем. Какими словами можно заменить слово худо? (Худо — значит плохо, нехорошо, дурно.)
(Лето — это тепло, солнечно, много фруктов и ягод, можно купаться... Если солнца нет летом, то лето считается плохим, могут идти дожди, нет урожая.) - - Молодцы.
- Давайте вместе проговорим предложение, чтобы запомнить его.
(Затем раздаю детям слова, дети выстраивают на доске предложение и произносят пословицу.)
- И с этим заданием вы справились и получаете конверт.
В: - Ребята, перед нами метеоритный дождь. Мы сможем из него выбраться, если составим предложения со словом. (Ребята получают картинки, составляют предложения со словом, изображенным на картинке.)
Например:
картинка «ракета» (Космонавт летит на ракете.)
картинки «космонавт», «луна», «звезда», «планета», «астроном», «Гагарин», «скафандр», «комета», «Земля», «солнце», «ракета», «корабль»,
- Молодцы. Получаете еще конверт.
В: — Вот и подошло к концу наше необычное путешествие. Посмотрите, в конвертах спрятаны буквы. Тут какое-то слово. Давайте его прочитаем. (АЗБУКА) В: — Это очень нужная и важная книга, по ней в школе вы будете учиться читать и писать.
А нам пора возвращаться домой. Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова:
Из полёта возвратились И на Землю приземлились.
Подведение итогов.
- Вот мы и вернулись домой. Что мы сегодня делали на занятии? (Составляли предложения, подбирали прилагательные, находили слова с противоположным значением, делили слова на слоги, разбирали пословицу).
- Какое задание вам понравилось больше всего?
- Какое задание оказалось трудным? Почему?
- Наше занятие подошло к концу. Давайте скажем нашим гостям до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи в подготовительной группе "Космическое путешествие"
Конспект ОД по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе....

Презентация к занятию по развитию речи в подготовительной группе "Космическое путешествие"
Занятие по обучению грамоте в игровой форме...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»
Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Космическое путешествие»
Цель: Формировать у дошкольников первичные представления о Вселенной, звездах, космосе.Программные задачи:- формировать интерес к изучению космоса;- расширить знания детей о профессии к...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Космическое путешествие»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Космическое путешествие»...
Конспект досуга по развитию речи в старшей группе «Космическое путешествие» 2023г
Программные задачи: Образовательные:1.Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;2.Пополнение, р...

Занятие по развитию речи в подготовительной группе “Космическое путешествие”
Систематизирование знаний детей о космосе, планетах Солнечной системы, космонавтах и космических аппаратах....