Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи детей дошкольного возраста.
консультация по развитию речи (старшая группа)

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи детей дошкольного возраста.

 Слайд 1 Тема

Использование технологии «СИНКВЕЙН»

в работе по развитию речи дошкольников.

Слайд 2

Цель: Повышение профессионального мастерства и компетенции педагогов.

Задачи:

- Вовлекать каждого педагога в творческий поиск;

- Совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности;

- Способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи детей дошкольного возраста.

 Слайд 1 Тема

Использование технологии «СИНКВЕЙН»

в работе по развитию речи дошкольников.

Слайд 2

Цель: Повышение профессионального мастерства и компетенции педагогов.

Задачи:

- Вовлекать каждого педагога в творческий поиск;

- Совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности;

- Способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников.

Ход мастер – класса

 

  Актуальность темы.

Одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка. 

Слайд 3

Прекрасна речь, когда она как ручеек,

Бежит среди камней, чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток, и восклицать:

«О, как же ты красива!».Е. Щукина.

Практическая часть.

Учёные всего мира признали, что игра является ведущим видом деятельности ребёнка дошкольного возраста. Наши отечественные педагоги и психологи доказали, что игра положительно влияет на развитие психики ребёнка.

 

1.Послушайте стихотворение.                                                                        

          Гастроном

Если взять большое слово,

Вынуть буквы, раз и два,

А потом собрать их снова,

Выйдут новые слова.

Поиграйте раньше с нами,

А потом садитесь сами.

Вот из слова ГАСТРОНОМ

Вышел важный АСТРОНОМ.

Вышел МАГ и вышел ГНОМ.

А за ними АГРОНОМ.

Мост построен на реке,

ГРОМ грохочет вдалеке,

С нижней палубы МАТРОС

От причала тянет ТРОС…

Сверху лётчику видна

Вся родная СТОРОНА.

 

 А теперь попробуйте составить из слова  ЗДОРОВЬЕ  как можно больше слов   (карточка со словом здоровье перед глазами педагогов).

ЗДОРОВЬЕ – зов, ров, вор, здоров, взор, вздор, вред, родео, ведро, двор.

Слайд 4 Актуальность

В современном мире компьютерных технологий возникла тенденция к обеднению языка его деградации. Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас. Дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.

Нам, педагогам дошкольного образования, необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, при этом процесс обучения для детей должен быть интересным, занимательным, развивающим.

Составление синквейна– один из способов частичного решения этих проблем.

Слайд 5

Синквейны часто используются современными педагогами для занятий в детском саду. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Что же такое синквейн?

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

Слайд 6

Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Слайд 7

Алгоритм составления синквейна.

Слайд 8

Пример составления синквейна на тему «Детство»

1. Детство

2. Беззаботное, счастливое

3. Бежит, веселится, радуется

4. Детство бежит беззаботно в будущее.

5. Праздник

Слайд 9

Синквейн загадка

1. ?

2. Долгожданный, любимый

3. Растет, радует, умиляет

4. Дает радость продолжения жизни.

5. Смысл жизни.

Слайд 10

Я предлагаю вам составить синквейн на тему «Семья»

А теперь давайте разделимся на команды и составим синквейны загадки на заданную тему.

Воспитатель Детский сад

(педагоги пишут слова на карточках, на доске составляется синквейн)

Слайд 11

Какова же педагогическая ценность данного метода?

Технология синквейн – открывает новые возможности; помогает оптимизировать работу воспитателяИспользование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на развитие речи детей и обеспечивает индивидуальный, дифференцированный подход. Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий. Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала. Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления, творческого воображения.

При творческом использовании синквейна педагогом, он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра – ведь сочинять полезно, весело и легко. Однако нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.

Знакомство с этим приёмом следует начинать в старшем дошкольном возрасте!

Упражнение-игра «Дождь в лесу»  (музыкотерапия) (участвует 7 педагогов) 

Цель : релаксация, развитие чувства эмпатии (понимания эмоционального состояния другого человека и демонстрация этого понимания).

Инструкция : 

Участники стоят по кругу, друг за другом – они «превращаются» в деревья в лесу, слушают текст и выполняют действия.

– В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (Поднимаемся на носочки, высоко поднимаем руки, перебираем пальцами).                                                                                                            – Подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (Раскачиваемся в стороны, напрягая мышцы ног).

-Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (Участники лёгкими движениями пальцев касаются спины  стоящего впереди).

– Дождик стучит всё сильнее и сильнее (Усиливаем движение пальцев по спине).

-Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (Проводим ладонями по спине стоящего впереди).

– Опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

.

Рефлексия

 Сделайте хлопок те педагоги, которые внимательно слушали, о чём мы говорили. Сделайте хлопок те педагоги, которые  наблюдали со вниманием наш мастер-класс. Сделайте хлопок те коллеги, которые приняли в нём участие.

Благодаря активной форме участия в играх достигается высокий уровень запоминания событий, имевших место в игре, что соответствует данным психологии, согласно которым у человека остаётся в памяти приблизительно 10 % из того, что он слышит, 50 % – из того, что он видит, и 90 % – из того, что он делает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»

СИНКВЕЙН – это один из методов новой образовательной технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо)....

Мастер - класс для педагогов ДОУ "Использование технологии синквейн в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста"

Синквейн - это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению мыслей....

Мастер-класс для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевизор, и эта тенденция постоянно растет. В...

«Использование технологии синквейн, в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

Актуальность и целесообразность использования синквейна• открываются новые творческие интеллектуальные возможности;• способствует обогащению и актуализации словаря;• является диагностич...

«Использование технологии синквейн, в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

ull;Синквейн – стихотворение без рифмы  из пяти строк•возник в США в начале XX века под влиянием японской поэзии•стал использоваться (а с 1997 года и в России) в дидактических ц...

Конспект мастер-класса для педагогов на тему: «Использование камешков Марблс в работе по развитию речи детей дошкольного возраста»

        Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, в игре ребенок раскрепощается, получает эмоциональный заряд, приобретает различные навыки. Навык крас...