Мини-библиотека, как средство взаимодействия с семьями воспитанников и развития речи детей
статья по развитию речи (старшая группа)

Климова Анастасия Олеговна

Статья описывает опыт работы дошкольной образовательной организации по взаимодействию с родителями воспитанников через создание мини-библиотеки, раскрывает актуальность данной темы, содержит цель и основные задачи данного средства взаимодействия.  Также содержит краткое описание ресурсов необходимых для создания мини-библиотеки. Данный материал будет интересен к прочтению педагогам старших групп дошкольных образовательных учреждений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мини-библиотека, как средство взаимодействия с семьями воспитанников и развития речи детей

Авторы: Климова Анастасия Олеговна (воспитатель), Верле Анна Юрьевна (воспитатель). Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №245».

        Статья описывает опыт работы дошкольной образовательной организации по взаимодействию с родителями воспитанников через создание мини-библиотеки, раскрывает актуальность данной темы, содержит цель и основные задачи данного средства взаимодействия.  Также содержит краткое описание ресурсов необходимых для создания мини-библиотеки. Данный материал будет интересен к прочтению педагогам старших групп дошкольных образовательных учреждений.

В современном мире, мире информационных технологий, где с рождения ребенка окружают всевозможные гаджеты, все меньше места остается для книги, для вечернего чтения в кругу семьи, для рассматривания иллюстраций книг совместно с ребенком, и даже для чтения перед сном. Яркие быстро сменяющиеся картинки и звуки гаджетов завлекают детей, оставляя все меньше места в  их умах для развития фантазии, воображения, мышления. При этом и многие  родители немалую часть своего свободного времени проводят на различных интернет ресурсах. Конечно, за последние десятилетия мир изменился до неузнаваемости и, несомненно, быстрое развитие информационных технологий сыграло в этом ключевую роль, и исключить из жизни детей, а тем более родителей телефоны, планшеты, компьютеры просто невозможно. Нельзя однозначно говорить только о вреде гаджетов на развитие ребенка, существует огромное количество развивающих мультфильмов, игр, программ наоборот способствующих развитию высших психических функций детей, таких как  мышление, память, воображение. При этом ни один гаджет не может заменить ребенку дошкольнику познание мира через тактильные ощущения, через сотрудничество  с родителями, общение с ними. Многие педагоги – практики, работающие в дошкольных учреждениях, отмечают увеличение числа детей с нарушениями речи. Дети младшего дошкольного возраста поздно начинают говорить, не могут заучивать небольшие стихи, имеют множественные нарушения лексико-грамматических структур речи, к старшему дошкольному возрасту  дети часто не могут пересказывать небольшие тексты, составлять описательные рассказы, обыгрывать знакомые сказки, имеют низкий уровень знаний литературных произведений и их авторов для своего возраста. Причин такого положения дел, конечно очень много, но одной из них является, недостаток взаимодействия и общения детей и родителей, отсутствие домашнего чтения и обсуждения прочитанного, низкий уровень компетентности родителей в вопросах развития речи детей.

Одной из приоритетных задач, стоящих перед дошкольными образовательными организациями, является взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития личности ребенка, что прописано в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Также  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает на необходимость обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития, охраны и укрепления здоровья детей, на необходимость участия родителей в разработке части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, в соответствии с образовательными потребностями, интересами и мотивами детей, членов их семей  и педагогов.

В настоящее время существует большое разнообразие средств, обеспечивающих взаимодействие дошкольной организации с родителями, для решения различных педагогических задач. Одним из таких средств используемых в нашем детском саду, является мини-библиотека в приемной старшей группы. Целью работы по созданию мини-библиотеки, как средства взаимодействия с семьями воспитанников, прежде всего, является возрождение традиций семейного чтения, повышение интереса детей к чтению, развитие культуры чтения  ребенка на основе его сотрудничества с родителями, развитие речи детей. Основными задачами для реализации, поставленной цели, являются:  привлечение родителей к пользованию библиотекой, в том числе  через кроссбуккинг, консультирование родителей и детей по вопросам культуры чтения, поддержание интереса к чтению через проведение конкурса «Самая читающая семья».

Сама библиотека представлена настенной  полкой Монтессори, книги на которую ставятся обложками вперед, чтобы ребенок, заинтересовавшись обложкой, мог самостоятельно сделать выбор той или иной книги. Создание формуляров для каждого ребенка и возможность совместно с родителем заполнять формуляр, ставя свою подпись (это может быть даже просто крестик), доставляет детям огромное удовольствие, помогая им почувствовать ответственность за взятую книгу. Место расположения библиотеки,  выбрано не случайно. Приемная является одновременным местом взаимодействия детей, родителей и педагогов, что позволяет использовать ее в качестве места расположения мини-библиотеки, для обеспечения заинтересованности детей и родителей наличием новых книг в их распоряжении. Немаловажную роль в развитии мини-библиотеки играет  кроссбукинг, дети  с удовольствием приносят из дома, конечно с разрешения родителей,  ранее прочитанные книги, обмениваются впечатлениями о художественных произведениях. Печатные консультации  для родителей позволяют повысить уровень компетентности родителей по вопросам культуры чтения. При  всем этом у ребенка постепенно, еще до умения хорошо читать, формируется, уважение к книге и способность творчески воспринимать художественную литературу.
Таким образом, грамотная организация мини библиотеки:
·создаёт благоприятные условия для взаимодействия образовательной организации с семьями воспитанников;
·формирует высокий уровень речевой активности детей;
·способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

Список использованных источников:

  1. https://www.maam.ru/detskijsad/mini-biblioteka-kak-sredstvo-vzaimodeistvija-doshkolnoi-obrazovatelnoi-organizaci-s-roditeljami-i-obuchayuschimisja.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ. Доклад

Доклад  на городском методическом объединении воспитателей младших групп....

Выступление на Педагогическом совете: "Логопедические проекты, как эффективное средство взаимодействия педагогов и родителей в развитии речи детей дошкольного возраста".

       В настоящее время, в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта, возникла необходимость обновления и повышения качества дош...

сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семьями воспитанников по развитию финансовой грамотности».

сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семь...

«Семейная гостиная как инновационная форма работы с семьями воспитанников по развитию речи детей посредством дидактических игр».

Педагогический проект на тему:«Семейная гостиная как инновационная форма работы с семьями воспитанников по развитию речи детей посредством дидактических игр»....

«Взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников и развитие речи у детей посредством русских народных сказок"

В период поступления ребенка в детский сад, особенно в адаптационный период, значительно изменяется жизнь ребенка и его психоэмоциональный фон. Теперь ребенка окружают взрослые и дети, которых он рань...