Игры на развитие речевого дыхания.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Игры на развитие речевого дыхания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_rechevogo_dyhaniya.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №26»

Игры на развитие физиологического и речевого дыхания

у детей старшей группы

Выполнила:

Воспитатель: Олюнина Н.Н

май 2025г.

Развитие речевого дыхания

Название игры

Оборудование

Цель

Краткий ход

Игра «Определи место игрушки»

Взрослый подбирает различные игрушки, хорошо знакомые детям.

Добиваться умения слитно, на одном выдохе, произносить фразу из пяти-шести слов. Развитие длительного речевого выдоха.

Педагог раскладывает на столе в один ряд различные детские игрушки (машина, пирамида, мяч, мишка, кукла и др.). Вызывая ребенка, он спрашивает: «Между какими игрушками стоит пирамида?» Ребенок должен дать полный ответ: «Пирамида стоит между машиной и мячом». После двух-трех ответов взрослый меняет игрушки местами. Постепенно при повторении игры можно по одной заменять игрушки другими.

Игра «Угадай, как надо делать»

Подобрать фразы, обозначающие действия, которые могут быть выполнены в разном темпе.

Цель. Учить детей на слух определять темп речи и выполнять движения в соответствующем темпе. Развитие умения определять на слух изменение темпа речи.

Педагог несколько раз произносит в разном темпе фразу: «Мелет мельница зерно». Дети, подражая работе мельницы, делают круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит педагог. Так же обыгрываются следующие фразы: «Наши ноги ходили по дороге», «Дети плавали в реке» и т. п.

Игра «Вьюга».

 Подобрать картинку, на которой изображена вьюга.

Цель Учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому. Изменение силы голоса.

Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в зимний вечер. По сигналу педагога «вьюга начинается» дети тихо говорят: «ууу...»; по сигналу «сильная вьюга» громко говорят: «ууу...»; по сигналу «вьюга кончается» говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» замолкают.

«Воздушный шарик»

Не предусматривается

Укрепление физиологического дыхания у детей.

Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.

Игра «Кто лучше надует игрушку?»

Взрослый заготавливает для каждого ребенка надувные детские игрушки маленьких размеров, такие, чтобы их можно было надуть за 3-4 выдоха.

Цель. Учить детей делать вдох носом, а выдох ртом. Выработка дифференцированного дыхания.

Педагог  показывает детям, как надо надуть игрушку: набирает воздух через нос и медленно выдыхает его через рот в отверстие игрушки. Тот, кто правильно выполнит задание, может поиграть с надувной игрушкой.

Развитие физиологического дыхания

Осторожные птицы

Музыкальные духовые игрушки: дудочки, саксофоны и т.п.

Цель. Закрепление представлений по теме «Птицы».

Педагог рассказывает детям о том, что дикие гуси очень осторожны. У них есть вожак. Если стая во время перелета опускается на какой-нибудь лужок поесть или отдохнуть, вожак все время настороже. Он следит, не грозит ли птицам опасность. В случае опасности вожак пронзительно кричит, и вся стая стремительно поднимается в воздух. «Давайте и мы поиграем в таких осторожных птиц», — предлагает детям  педагог. Дети выбирают вожака. Остальным детям раздают музыкальные игрушки и разрешают негромко в них подуть. Так, негромко наигрывая на своих дудочках, дети изображают гусей, которые спокойно щиплют траву. Вожак не щиплет траву: он внимательно следит, нет ли опасности. Вдруг вожак подает тревожный сигнал (сильно дует в дудочку). Все дети бегут к своим местам (стульчикам).

При повторении игры вожака меняют. Необходимо напомнить, что все дети должны дуть в свои дудочки спокойно, не напрягаясь, ровно, не заглушая друг друга. Только вожаку разрешается подуть 2 - 3 раза в свою дудочку очень сильно. Летом игру лучше  проводить на воздухе.


Узнай цветок

Два-три живых цветка, наиболее знакомых детям, например: ландыш, фиалка, сирень.

Цель. Закрепление представлений по теме «Цветы». Развитие обоняния и глубокого вдоха.

Педагог вносит в комнату букет цветов. Дети вспоминают их названия и по очереди нюхают цветы, стараясь запомнить запах. После этого педагог прячет букет за спину, подходит к одному из детей, предлагает закрыть глаза и дает понюхать один цветок из всего букета.

Если ребенок по запаху определит цветок, то он становится водящим, если нет, остается на месте. Необходимо, чтобы, нюхая цветок, дети делали глубокий вдох, не поднимая плеч, затем медленный, плавный выдох.

Цветы можно заменить листьями с определенным запахом (смородины, тополя, черемухи).

Капитаны



Таз с водой и бумажные кораблики.

Цель. Чередование длительного плавного и сильного выдоха. Активизация мышц губ.

Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука ф. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п...» - губы складываются, как для звука пИли дуть, вытягивая губы трубочкой, но не надувая щек.

Вызванный ребенок дует, сидя на придвинутом к столу стульчике. При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенном месту (городу).

Пузырь

---------

Цель. Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ. Автоматизация и дифференциация звуков  с - ш. 

Дети стоят тесным крутом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь. Затем, повторяя за педагогом «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся», дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу воспитателя «Воздух выходит» или «Пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося с (или ш), подражая выходящему воздуху. После сигнала «Лопнул» нужно следить, чтобы дети не бежали, а шли (воздух медленно выходит: ссс  или  шшш).

Что мы видели - не скажем, а что делали – покажем


Шары.

Цель. Развитие дыхания, сообразительности и наблюдательности детей.

Выбирают водящего, он выходит за дверь. Оставшиеся дети сговариваются, какое движение они будут выполнять. Потом приглашают водящего. Он говорит:

 Здравствуйте, дети!

 Где вы были,

 Что вы видели?

Дети хором отвечают:

 Где мы были — не скажем,

 А что делали — покажем.

Если водящий отгадал выполняемое детьми движение, то выбирается новый водящий. Если не смог отгадать, снова водит.

Игра проводится несколько раз. Педагог следит за правиль- ностью дыхательных пауз в тексте и имитационных упражнениях. Могут быть использованы следующие варианты.

Дети могут:

1) делать утреннюю гимнастику. Подняться на носки, руки вверх — вдох, опускаясь - выдох. Поднять руки над головой - вдох, опускаясь - выдох. Развести руки в стороны - вдох, опускаясь - выдох. Вытянуть руки вперед перед собой - вдох, опустить по бокам - выдох. Руки на поясе. Отвести локти назад — вдох, поставить руки в исходное положение - выдох;

2) лепить снежную бабу. А потом греть озябшие руки: дышать на руки;

3) раздувать угасающий костер. Для этого дети садятся на корточки вокруг «костра» и дуют (набрать воздух через нос и медленно выдыхать через рот, надувая щеки);

4) готовиться к празднику. Надувать шары;

5) пилить дрова. Для этого дети становятся парами, перекрещивают руки и имитируют пилку дров: руки на себя - вдох, руки от себя - выдох;

6) рубить дрова. Дети поднимают и сцепляют руки над головой - вдох, наклоняясь вперед – выдох.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие речевого дыхания

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ Приятный запахЦель.Развитие фразовой речи на плавном выдохе.Оборудование. Один душистый цветок (ландыш, сирень, жасмин и т.п.), или надушенный носовой платок, или фрукты (ма...

Игры для развития речевого дыхания

Цель: развитие речевого дыхания....

Игры для развития речевого дыхания.

Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формирует сильную воздушную струю через р...

Игры на развитие речевого дыхания и силы голоса

Игры на развитие речевого дыхания и силы голоса...

Презентация " Игры на развитие речевого дыхания" Речевая развивающая среда в средней группе .

  Для развития дыхания ребенка используются множество дыхательных игр:Øсдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки;Øдуть на легкие шарики, карандаши, свечи;Øдуть на плавающих ...