Проект «Телерадиоцентр «Детские новости»
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Рассказова Ольга Валентиновна

Проект «Телерадиоцентр «Детские новости» в

разновозрастной (подготовительной-старшей) группы компенсирующей направленности для обучающихся

с тяжелыми нарушениями речи #ВДОХНОВЕНИЕРЕЧЬ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rech_plyus.docx830.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большеалексеевская средняя общеобразовательная школа»

городского округа Ступино Московской области

ПРИНЯТ                                                                                                                                      УТВЕРЖДЕН

на Педагогическом совете                                                                                                         И.о.директора

 МБОУ «Большеалексеевская СОШ»                                                   МБОУ «Большеалексеевская СОШ»

Протокол от « 29 » августа 2024 г. №1                                                 ________________ О.В.Никитиной

                                                                                                                 Приказ от « 29 » августа 2024г № 127/1

Проект «Телерадиоцентр «Детские новости»

разновозрастной (подготовительной-старшей) группы компенсирующей направленности для обучающихся

с тяжелыми нарушениями речи #ВДОХНОВЕНИЕРЕЧЬ

C:\Users\Ольга\Desktop\9b605cf9-affb-43ca-ac20-3f42a57dd6fd.jpg

Составитель:

Рассказова Ольга Валентиновна,

воспитатель высшей

квалификационной категории                         

2024

Актуальность

Дошкольное детство является приоритетным и уникальным периодом в жизни человека. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых знаний и умений, и усвоения различных видов деятельности. Главным условием развития личности является возможность самовыражения и самоутверждения. Эти процессы возможны только при общении детей со сверстниками и взрослыми.

            Но существует ряд проблем, когда дети испытывают трудности в общении. Детские психологи, выделяют у детей несколько личностных качеств, которые способны затруднить их общение с другими детьми: эгоизм, агрессивность, обидчивость, пассивность, застенчивость. 

Фундамент этих личностных качеств, конечно же, закладывается в детстве. Проявление их во многом зависит от воспитания родителей, учебных заведений и социальной среды.  И главный вопрос – «Как же создать такую атмосферу, которая располагала бы детей к позитивному общению и активному взаимодействию?»

Поиск новых форм и методических приемов, направленных на развитие функциональной грамотности и преодоления проблем в общении стали причиной разработки проекта «Телерадиоцентр «Детские новости». Проект направлен на создание благоприятных условий для выявления талантливых, одаренных детей, создает возможность упражнения детей в ораторском искусстве и дикторском мастерстве, расширяет представления дошкольников о средствах массовой информации, о роли телевидения в жизни людей, способствует ранней профориентации дошкольников, развивает стремление детей общаться со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности. Наряду с коммуникативными задачами решаются и психологические: преодоление робости, стеснительности, повышается самооценка. Ребенок осознает, что не только он видит себя со стороны, но и другие люди (родители, дети) его видят и слышат. Такая форма взаимодействия, как детское телевидение доказывает родителям, что детский сад открыт для сотрудничества. Мы заинтересованы в участии родителей в воспитательно - образовательном процессе не потому, что это необходимо педагогу, а потому, что это, необходимо для развития их собственного ребенка. Таким образом, проектная деятельность не только создает деятельностную среду общения и ознакомления с миром телевидения, но и формирует зону ближайшего развития ребенка в результате совместной партнерской деятельности взрослых и детей.

Цель: создание условий для раскрытия творческого потенциала, преодоление проблем в общении, и развития социальной компетентности воспитанников.

Задачи:                                                                                                                                                                                                                                                                 - развивать речь и коммуникативные способности успешного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- создать у детей чувства принадлежности к группе и способствовать закреплению положительных эмоций от общего, творческого дела;                        

 - способствовать становлению адекватной самооценки и внутренней позиции ребенка посредством осознания своего социального положения в детском сообществе и во взрослом окружении;

- способствовать преодолению проблем в общении, развивать жизненно необходимые качества: саморегуляции, самоконтроля;

- развивать воображение и творческую активность через создание игровой ситуации;                                                                                                   - укреплять систему взаимодействия «ДОУ-родители-дети», осуществлять сотрудничество с семьей в познавательном и социальном развитии воспитанников ДОО.

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2024 – февраль 2025).

  Ожидаемые результаты проекта:

  1. Высокий уровень диалогической и монологической речи и формирование навыков позитивной социализации.
  2. Раскрытие талантов детей, преодоление проблем в общении.
  3. Приобретение и распространение опыта организации игрового пространства «Педагог-ребенок-родитель»
  4. Трансляция и распространение опыта работы, информирование родителей и педагогов о жизни и деятельности детского сада

Педагогические технологии

Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования к организации образовательного процесса, акцентирует внимание на использовании новых современных технологий, что положительно влияет на весь образовательный процесс, а также на большее вовлечение в него детей и родителей. Не случайно применение современных технологий становится залогом успешной реализации проекта. При проектировании образовательного процесса наряду с непосредственно технологией детского телевидения будут использованы разнообразные современные образовательные технологии.

Компьютерные технологии. Использование ИКТ – технологии позволяет сделать образовательный процесс ярким, доступным, мобильным, предоставляет широкие возможности для коммуникации.

Игровые технологии. Чтобы процесс развития познавательно – речевых, коммуникативных, интеллектуальных способностей дошкольников был результативным, процесс обучения строится в игровой форме, так как игра - это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

Личностно-ориентированная технология. Взаимодействие в ходе проекта выстраивается на личностно ориентированной основе, используется дифференцированный подход к каждому ребенку, учитываются его возможности и способности.                                        

Здоровьесберегающие технологии. Создаются условия для комфортного пребывания ребенка в детском саду, через рациональное соблюдение гигиенических критериев организации образовательной деятельности, и создание положительного психологического климата.

Методы и приемы

Традиционные: игровые, словесные, наглядные, практические

Интерактивные: кластер – свободное и открытое мышление по поводу любой темы, метод погружения – погружение в профессию или тематическое погружение.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Организационный.  

На организационном этапе определяются цели и задач проекта, составляется планирование работы с детьми, родителями, проводится предварительная работа по сбору информации.

 2 этап. Основной.

Основной этап - это внедрение в образовательную деятельность технологии «детское телевидение», реализация цели и задач проекта. Основной этап состоит из 3 блоков: «Мы исследователи», «Говорим правильно», «Мы творцы».                    

1 блок «Мы исследователи». Основная задача блока – развитие интереса детей       к окружающему миру, к близким людям, к семье, к детскому саду. Деятельность с детьми в этом блоке направлена на сближение и общение детей, на расширение представлений о себе, своих возможностях, расширение представлений о средствах массовой информации, о роли газет, журналов и телевидения в жизни людей, на формирование начальных представлений о профессиях и инструментах, связанных с телевидением.

2 блок «Говорим правильно» Основными задачами этого блока являются: - развитие связной диалогической речи, - формирование коммуникативной компетентности: умение выслушать, умение рассказать, общаться в паре, в группе, в коллективе, - расширение и активизация словарного запаса, - развитие грамматически правильной речи, - формирование основ «красивой» речи. Для развития диалогической и связной речи используются различные словесные игры, тематические беседы, обучение детей работе с символами заместителями, разбор схем ведения диалога, где к каждой картинке символу подобраны вопросы для интервью. Имея такую зрительную опору ребенку гораздо легче вести диалог или составить рассказ.

3 блок «Мы творцы». Мероприятия этого блока направлены на созидательную творческую совместную деятельность взрослых и детей – сбор материала, выпуск новостей. Процесс создания выпусков новостей – это совместное творчество всех участников образовательного процесса. Главными генераторами идей являются дети. Тематика новостей берется из жизни детского сада, а также освещаются темы, волнующие детей, обращения к взрослым и многое другое.

3 этап. Заключительный

На заключительном этапе презентация опыта работы.

Взаимодействие с родителями воспитанников.

В реализации проекта «Телерадиоцентр «Детские новости» взаимодействие с родителями является неотъемлемым условием по решению задач проекта. В проекте родитель – участник творческого процесса. При выстраивании взаимодействия с семьями воспитанников по реализации проекта особое внимание уделяется активным формам работы для непосредственного вовлечения родителей в образовательный процесс.  

     Одной из форм взаимодействия с семьей являются практические задания. Например, вместе с родителями дети составляют короткие рассказы о любимой телепередаче, рисуют на заданные темы.

    Материально-техническое обеспечение проекта

Ноутбук

Видеокамера

Фотоаппарат

Принтер 

Микрофон с логотипом 

Эмблема телеканала

  Нормативно-организационное обеспечение проекта

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в  Российской Федерации".
  2. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".
  3. Приказ Минобразования РФ от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

                 

Перспективный план работы с детьми

Срок реализации: сентябрь 2024г – февраль 2025 г.

Форма и режим занятий: игровые занятия, тренинги проводятся два раза в неделю, продолжительность одного игрового занятия – 25- 30 минут.

Тема

Задачи

1

Знакомство с телестудией. Оборудование телестудии.

Рассказать детям о телевидении как неотъемлемой части современной жизни; о профессиях людей, работающих на телевидении; формировать умение четко, ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы; развивать умение выстраивать сюжетную линию в творческом рассказывании.

3

Оформление и выставки рисунков "Я и телевидение"

Учить детей передавать в рисунке содержание передачи; совершенствовать навыки выполнения изображения с использованием различных изобразительных средств.

4

Изготовление поделок, атрибутов из подручного бросового        материала для сюжетно-ролевой игры «Телестудия».

Обогащать игровой опыт детей подготовительной к школе группы через знакомство с деятельностью телевидения и телестудии.

5

Беседа на тему

"Кто такой журналист?"

Обогатить словарь детей профессиональными терминами; воспитывать интерес к профессиональной деятельности людей, работающих на телевидении.

6

Введение в актерскую профессию. Сюжетно-ролевая игра "Журналисты"

Формирование игровой деятельности: развивать умение распределять роли; подготавливать необходимые условия, подбирать атрибуты, договариваться о последовательности совместных действий; помочь в освоении новой роли, игровых действий (фотографировать, брать интервью, записывать его на магнитофон).

7

Речевые игры "Телеэфир"

Расширять словарный запас, развивать воображение, мышление память, коммуникабельность.

8

Практикум интервью

 (ребёнок -взрослый)

Познакомить детей с интересной формой работы – интервью; учить детей формулировать и задавать вопросы, правильно отвечать самим на вопросы от собеседника, быть внимательными к деталям; закрепить умение выражать свои мысли полными предложениями.

9

Основы экранной культуры.

Д/и "Кому что нужно?".

Разучивание скороговорок.

Пополнение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста.

Обеспечение благоприятного, эмоционально насыщенного положительного климата в группе.

Развитие коммуникативных умений и навыков детей, умение сотрудничать, участвовать в играх.

10

Речевые упражнения "Телеграф"

 Беседа "Оператор и камера.

"Сюжетно-ролевая игра "Оператор"

Учить детей составлять последовательный рассказ по серии сюжетных картин; развивать умение детей выстраивать сюжетную линию в рассказе; создавать условия для придумывания продолжения рассказа по предложенной картине.

11

Интервью со сверстниками на прогулке зимой. "Зимние забавы".

Развивать творческие способности детей, создавая условия для придумывания вопросов, подходящих к той или иной ситуации; грамотно строить свою речь при ответе; развивать диалогическую речь.

12

Просмотр видео ресурса «История создания телевизора».

Разучивание речевых распевок.

Познакомить детей с предназначением телевизор, ввести понятие «Кадр», расширить представления        детей        о использовании телевизора в быту и в работе.

13

Практикум интервью в парах (ребенок-ребенок).

«Любимое время года»

Познакомить детей с предназначением видеокамеры, расширить представления детей о использовании видеокамеры в быту и в работе, воспитывать интерес к профессиям людей, работающих на телевидении.

Ожидаемые результаты:

Реализация проекта позволит повысить уровень развития социально - коммуникативных компетенций детей старшего дошкольного возраста:

•        дошкольники смогут легко вступать в контакт с участниками образовательных отношений (взрослыми и сверстниками), проявлять отзывчивость, оказывать действенную взаимопомощь и способность обращаться и принимать помощь взрослого и сверстников;

•        у воспитанников будет сформировано умение брать на себя роль организаторов взаимодействия, предлагать темы, распределять работу, роли, проявлять умение выслушать собеседника, согласовать с ними свои предложения, уступать, убеждать, стремится к получению информации в процессе взаимодействия;

•        участвуя в реализации Программы, старшие дошкольники реализуют свои скрытые возможности, повысится уровень самооценки, самостоятельности, самоконтроля;

•        у дошкольников повысится уровень речевой активности, увеличится словарный запас, улучшится связная речь;

•        овладение социально-коммуникативными компетенциями поможет дошкольникам чувствовать себя уверенно в нестандартных ситуациях, повысить адаптивные возможности, в том числе и через ситуации публичных выступлений;

•        познавательная деятельность стимулирует активность исследовательской деятельности, интерес к научно-техническому творчеству.

Подведение итогов реализации проекта предполагается осуществлять на итоговых мероприятиях ДОУ с использованием приёмов педагогического наблюдения за деятельностью детей в подготовке и проведении интервьюирования, отчётного видео репортажа, и т.д., а также анализа продуктов деятельности детей (выставок поделок, фотографий, репортажей т.д.). 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.        Анянова, И.В., Андреева, С.М., Миназова, Л.И., Развитие инженерного мышления детей дошкольного возраста»: методичеие рекомендации. -Нижний Тагил: ГАОУ ДПО СО «ИРО» НТФЮ 2015.-168 с.

2.        Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника.М., 2011.

3.        Безгина, О.Ю. Речевой этикет старших дошкольников: Методическоепособие для воспитателей [Текст]/О.Ю. Безгина. - М.: Мозаика-Синтез,2011

4.        Доронова, Т.Н., Гербова, В.В., Гризик, Т.И. Радуга: Программавоспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условияхдетского сада [Текст]/Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик. - М.:Просвещение, 2011

5.        Дыбина, О.В Ознакомление с предметным и социальным окружением[Текст]/О.В. Дыбина. - Питер: Мозаика-Синтез, 2014

6.        Колесова, Т.И. Детская журналистика в дошкольном образовательномучреждении Т.И. Колесова 2010. -21 июня

7.        Комплексная программа «Уральская инженерная школа» на 2015- 2034 году, Указ Губернатора СО от 6 октября 2014 года № 453-УГ.

8.        Кротова, И.В. Метод интервьюирования в обогащении словаря детей сОНР [Текст]/ И.В. Кротова//Логопед. - 2010. - № 7

9.        Максаков, А.И, Тумакова, Г.А. Учите, играя игры и упражнения созвучащим словом: Пособие для педагогов дошкольных учреждений

10.        [Текст]/А.И. Максаков, Г.А. Тумакова. - М.: Мозаика-Синтез,

2011

11.        Сидорчук,        Т.А.,        Лелюх,        С.В.        Обучение        дошкольников

составлениюлогических рассказов по серии картинок: Методическое пособие[Текст]/Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх. - М.: Аркти, 2010

12.        Сорокина, Г.И., Сафонова, И.В., Ладыженская, Н.В. Детская риторика врисунках, стихах, рассказах [Текст]/Г.И. Сорокина, И.В. Сафонова, Н.В.Ладыженская . - М.: Просвещение, 2011

13.        Сухин, И.Г. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков[Текст]/И.Г.Сухин . - Ярославль: Академия развития, 2010

14.        Хворова, О.В. Детская журналистика как средство повышения уровняречевого развития детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание студий «Детских новостей» как средство поддержания инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

Создание «Детских новостей» наполняет новым содержанием привычную среду развития детей, специальным образом организованная деятельность является эффективным фактором развития их речевой и ...

Проект «Издание газеты «Новости «Чебурашки», как один из способов повышения информированности родителей»

Выпуск газеты в детском саду  —  это, прежде всего, умение рассказать о себе языком, понятным главному потребителю услуг — родителю, а так же умение  создать условия для тог...

Информационно-образовательный проект в детском саду с использованием ИКТ «Детские новости»

Информационно-образовательный проект в детском саду с использованием ИКТ «Детские новости»...

Образовательный проект в детском саду с использованием ИКТ «Детские новости»

Образовательный проект в детском саду с использованием ИКТ «Детские новости»...

Детские новости "Метелица"

Каждый детский сад – это сложная система коммуникаций, образовательных событий, поиска действий и смыслов. Это место, в котором каждый день происходят важные открытия....

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему «Корреспонденты Детских новостей в командировке»

Цель: совершенствование лексических, словообразовательных и семантических компонентов связной речиКоррекционно-образовательные задачи:- обучение  навыкам ведения диалога- развитие социально-комму...

Проект "Детские новости"

Цель проекта: повышение активности и инициативы детей в процессе речевой деятельности, путем использования ИКТ технологий....