Проект «Телерадиоцентр «Детские новости»
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Проект «Телерадиоцентр «Детские новости» в
разновозрастной (подготовительной-старшей) группы компенсирующей направленности для обучающихся
с тяжелыми нарушениями речи #ВДОХНОВЕНИЕРЕЧЬ
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 830.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большеалексеевская средняя общеобразовательная школа»
городского округа Ступино Московской области
ПРИНЯТ УТВЕРЖДЕН
на Педагогическом совете И.о.директора
МБОУ «Большеалексеевская СОШ» МБОУ «Большеалексеевская СОШ»
Протокол от « 29 » августа 2024 г. №1 ________________ О.В.Никитиной
Приказ от « 29 » августа 2024г № 127/1
Проект «Телерадиоцентр «Детские новости»
разновозрастной (подготовительной-старшей) группы компенсирующей направленности для обучающихся
с тяжелыми нарушениями речи #ВДОХНОВЕНИЕРЕЧЬ
Составитель: Рассказова Ольга Валентиновна, воспитатель высшей квалификационной категории |
2024
Актуальность
Дошкольное детство является приоритетным и уникальным периодом в жизни человека. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых знаний и умений, и усвоения различных видов деятельности. Главным условием развития личности является возможность самовыражения и самоутверждения. Эти процессы возможны только при общении детей со сверстниками и взрослыми.
Но существует ряд проблем, когда дети испытывают трудности в общении. Детские психологи, выделяют у детей несколько личностных качеств, которые способны затруднить их общение с другими детьми: эгоизм, агрессивность, обидчивость, пассивность, застенчивость.
Фундамент этих личностных качеств, конечно же, закладывается в детстве. Проявление их во многом зависит от воспитания родителей, учебных заведений и социальной среды. И главный вопрос – «Как же создать такую атмосферу, которая располагала бы детей к позитивному общению и активному взаимодействию?»
Поиск новых форм и методических приемов, направленных на развитие функциональной грамотности и преодоления проблем в общении стали причиной разработки проекта «Телерадиоцентр «Детские новости». Проект направлен на создание благоприятных условий для выявления талантливых, одаренных детей, создает возможность упражнения детей в ораторском искусстве и дикторском мастерстве, расширяет представления дошкольников о средствах массовой информации, о роли телевидения в жизни людей, способствует ранней профориентации дошкольников, развивает стремление детей общаться со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности. Наряду с коммуникативными задачами решаются и психологические: преодоление робости, стеснительности, повышается самооценка. Ребенок осознает, что не только он видит себя со стороны, но и другие люди (родители, дети) его видят и слышат. Такая форма взаимодействия, как детское телевидение доказывает родителям, что детский сад открыт для сотрудничества. Мы заинтересованы в участии родителей в воспитательно - образовательном процессе не потому, что это необходимо педагогу, а потому, что это, необходимо для развития их собственного ребенка. Таким образом, проектная деятельность не только создает деятельностную среду общения и ознакомления с миром телевидения, но и формирует зону ближайшего развития ребенка в результате совместной партнерской деятельности взрослых и детей.
Цель: создание условий для раскрытия творческого потенциала, преодоление проблем в общении, и развития социальной компетентности воспитанников.
Задачи: - развивать речь и коммуникативные способности успешного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- создать у детей чувства принадлежности к группе и способствовать закреплению положительных эмоций от общего, творческого дела;
- способствовать становлению адекватной самооценки и внутренней позиции ребенка посредством осознания своего социального положения в детском сообществе и во взрослом окружении;
- способствовать преодолению проблем в общении, развивать жизненно необходимые качества: саморегуляции, самоконтроля;
- развивать воображение и творческую активность через создание игровой ситуации; - укреплять систему взаимодействия «ДОУ-родители-дети», осуществлять сотрудничество с семьей в познавательном и социальном развитии воспитанников ДОО.
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2024 – февраль 2025).
Ожидаемые результаты проекта:
- Высокий уровень диалогической и монологической речи и формирование навыков позитивной социализации.
- Раскрытие талантов детей, преодоление проблем в общении.
- Приобретение и распространение опыта организации игрового пространства «Педагог-ребенок-родитель»
- Трансляция и распространение опыта работы, информирование родителей и педагогов о жизни и деятельности детского сада
Педагогические технологии
Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования к организации образовательного процесса, акцентирует внимание на использовании новых современных технологий, что положительно влияет на весь образовательный процесс, а также на большее вовлечение в него детей и родителей. Не случайно применение современных технологий становится залогом успешной реализации проекта. При проектировании образовательного процесса наряду с непосредственно технологией детского телевидения будут использованы разнообразные современные образовательные технологии.
Компьютерные технологии. Использование ИКТ – технологии позволяет сделать образовательный процесс ярким, доступным, мобильным, предоставляет широкие возможности для коммуникации.
Игровые технологии. Чтобы процесс развития познавательно – речевых, коммуникативных, интеллектуальных способностей дошкольников был результативным, процесс обучения строится в игровой форме, так как игра - это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.
Личностно-ориентированная технология. Взаимодействие в ходе проекта выстраивается на личностно ориентированной основе, используется дифференцированный подход к каждому ребенку, учитываются его возможности и способности.
Здоровьесберегающие технологии. Создаются условия для комфортного пребывания ребенка в детском саду, через рациональное соблюдение гигиенических критериев организации образовательной деятельности, и создание положительного психологического климата.
Методы и приемы
Традиционные: игровые, словесные, наглядные, практические
Интерактивные: кластер – свободное и открытое мышление по поводу любой темы, метод погружения – погружение в профессию или тематическое погружение.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Организационный.
На организационном этапе определяются цели и задач проекта, составляется планирование работы с детьми, родителями, проводится предварительная работа по сбору информации.
2 этап. Основной.
Основной этап - это внедрение в образовательную деятельность технологии «детское телевидение», реализация цели и задач проекта. Основной этап состоит из 3 блоков: «Мы исследователи», «Говорим правильно», «Мы творцы».
1 блок «Мы исследователи». Основная задача блока – развитие интереса детей к окружающему миру, к близким людям, к семье, к детскому саду. Деятельность с детьми в этом блоке направлена на сближение и общение детей, на расширение представлений о себе, своих возможностях, расширение представлений о средствах массовой информации, о роли газет, журналов и телевидения в жизни людей, на формирование начальных представлений о профессиях и инструментах, связанных с телевидением.
2 блок «Говорим правильно» Основными задачами этого блока являются: - развитие связной диалогической речи, - формирование коммуникативной компетентности: умение выслушать, умение рассказать, общаться в паре, в группе, в коллективе, - расширение и активизация словарного запаса, - развитие грамматически правильной речи, - формирование основ «красивой» речи. Для развития диалогической и связной речи используются различные словесные игры, тематические беседы, обучение детей работе с символами заместителями, разбор схем ведения диалога, где к каждой картинке символу подобраны вопросы для интервью. Имея такую зрительную опору ребенку гораздо легче вести диалог или составить рассказ.
3 блок «Мы творцы». Мероприятия этого блока направлены на созидательную творческую совместную деятельность взрослых и детей – сбор материала, выпуск новостей. Процесс создания выпусков новостей – это совместное творчество всех участников образовательного процесса. Главными генераторами идей являются дети. Тематика новостей берется из жизни детского сада, а также освещаются темы, волнующие детей, обращения к взрослым и многое другое.
3 этап. Заключительный
На заключительном этапе презентация опыта работы.
Взаимодействие с родителями воспитанников.
В реализации проекта «Телерадиоцентр «Детские новости» взаимодействие с родителями является неотъемлемым условием по решению задач проекта. В проекте родитель – участник творческого процесса. При выстраивании взаимодействия с семьями воспитанников по реализации проекта особое внимание уделяется активным формам работы для непосредственного вовлечения родителей в образовательный процесс.
Одной из форм взаимодействия с семьей являются практические задания. Например, вместе с родителями дети составляют короткие рассказы о любимой телепередаче, рисуют на заданные темы.
Материально-техническое обеспечение проекта
Ноутбук
Видеокамера
Фотоаппарат
Принтер
Микрофон с логотипом
Эмблема телеканала
Нормативно-организационное обеспечение проекта
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".
- Приказ Минобразования РФ от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
Перспективный план работы с детьми
Срок реализации: сентябрь 2024г – февраль 2025 г.
Форма и режим занятий: игровые занятия, тренинги проводятся два раза в неделю, продолжительность одного игрового занятия – 25- 30 минут.
№ | Тема | Задачи |
1 | Знакомство с телестудией. Оборудование телестудии. | Рассказать детям о телевидении как неотъемлемой части современной жизни; о профессиях людей, работающих на телевидении; формировать умение четко, ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы; развивать умение выстраивать сюжетную линию в творческом рассказывании. |
3 | Оформление и выставки рисунков "Я и телевидение" | Учить детей передавать в рисунке содержание передачи; совершенствовать навыки выполнения изображения с использованием различных изобразительных средств. |
4 | Изготовление поделок, атрибутов из подручного бросового материала для сюжетно-ролевой игры «Телестудия». | Обогащать игровой опыт детей подготовительной к школе группы через знакомство с деятельностью телевидения и телестудии. |
5 | Беседа на тему "Кто такой журналист?" | Обогатить словарь детей профессиональными терминами; воспитывать интерес к профессиональной деятельности людей, работающих на телевидении. |
6 | Введение в актерскую профессию. Сюжетно-ролевая игра "Журналисты" | Формирование игровой деятельности: развивать умение распределять роли; подготавливать необходимые условия, подбирать атрибуты, договариваться о последовательности совместных действий; помочь в освоении новой роли, игровых действий (фотографировать, брать интервью, записывать его на магнитофон). |
7 | Речевые игры "Телеэфир" | Расширять словарный запас, развивать воображение, мышление память, коммуникабельность. |
8 | Практикум интервью (ребёнок -взрослый) | Познакомить детей с интересной формой работы – интервью; учить детей формулировать и задавать вопросы, правильно отвечать самим на вопросы от собеседника, быть внимательными к деталям; закрепить умение выражать свои мысли полными предложениями. |
9 | Основы экранной культуры. Д/и "Кому что нужно?". Разучивание скороговорок. | Пополнение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста. Обеспечение благоприятного, эмоционально насыщенного положительного климата в группе. Развитие коммуникативных умений и навыков детей, умение сотрудничать, участвовать в играх. |
10 | Речевые упражнения "Телеграф" Беседа "Оператор и камера. "Сюжетно-ролевая игра "Оператор" | Учить детей составлять последовательный рассказ по серии сюжетных картин; развивать умение детей выстраивать сюжетную линию в рассказе; создавать условия для придумывания продолжения рассказа по предложенной картине. |
11 | Интервью со сверстниками на прогулке зимой. "Зимние забавы". | Развивать творческие способности детей, создавая условия для придумывания вопросов, подходящих к той или иной ситуации; грамотно строить свою речь при ответе; развивать диалогическую речь. |
12 | Просмотр видео ресурса «История создания телевизора». Разучивание речевых распевок. | Познакомить детей с предназначением телевизор, ввести понятие «Кадр», расширить представления детей о использовании телевизора в быту и в работе. |
13 | Практикум интервью в парах (ребенок-ребенок). «Любимое время года» | Познакомить детей с предназначением видеокамеры, расширить представления детей о использовании видеокамеры в быту и в работе, воспитывать интерес к профессиям людей, работающих на телевидении. |
Ожидаемые результаты:
Реализация проекта позволит повысить уровень развития социально - коммуникативных компетенций детей старшего дошкольного возраста:
• дошкольники смогут легко вступать в контакт с участниками образовательных отношений (взрослыми и сверстниками), проявлять отзывчивость, оказывать действенную взаимопомощь и способность обращаться и принимать помощь взрослого и сверстников;
• у воспитанников будет сформировано умение брать на себя роль организаторов взаимодействия, предлагать темы, распределять работу, роли, проявлять умение выслушать собеседника, согласовать с ними свои предложения, уступать, убеждать, стремится к получению информации в процессе взаимодействия;
• участвуя в реализации Программы, старшие дошкольники реализуют свои скрытые возможности, повысится уровень самооценки, самостоятельности, самоконтроля;
• у дошкольников повысится уровень речевой активности, увеличится словарный запас, улучшится связная речь;
• овладение социально-коммуникативными компетенциями поможет дошкольникам чувствовать себя уверенно в нестандартных ситуациях, повысить адаптивные возможности, в том числе и через ситуации публичных выступлений;
• познавательная деятельность стимулирует активность исследовательской деятельности, интерес к научно-техническому творчеству.
Подведение итогов реализации проекта предполагается осуществлять на итоговых мероприятиях ДОУ с использованием приёмов педагогического наблюдения за деятельностью детей в подготовке и проведении интервьюирования, отчётного видео репортажа, и т.д., а также анализа продуктов деятельности детей (выставок поделок, фотографий, репортажей т.д.).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анянова, И.В., Андреева, С.М., Миназова, Л.И., Развитие инженерного мышления детей дошкольного возраста»: методичеие рекомендации. -Нижний Тагил: ГАОУ ДПО СО «ИРО» НТФЮ 2015.-168 с.
2. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника.М., 2011.
3. Безгина, О.Ю. Речевой этикет старших дошкольников: Методическоепособие для воспитателей [Текст]/О.Ю. Безгина. - М.: Мозаика-Синтез,2011
4. Доронова, Т.Н., Гербова, В.В., Гризик, Т.И. Радуга: Программавоспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условияхдетского сада [Текст]/Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик. - М.:Просвещение, 2011
5. Дыбина, О.В Ознакомление с предметным и социальным окружением[Текст]/О.В. Дыбина. - Питер: Мозаика-Синтез, 2014
6. Колесова, Т.И. Детская журналистика в дошкольном образовательномучреждении Т.И. Колесова 2010. -21 июня
7. Комплексная программа «Уральская инженерная школа» на 2015- 2034 году, Указ Губернатора СО от 6 октября 2014 года № 453-УГ.
8. Кротова, И.В. Метод интервьюирования в обогащении словаря детей сОНР [Текст]/ И.В. Кротова//Логопед. - 2010. - № 7
9. Максаков, А.И, Тумакова, Г.А. Учите, играя игры и упражнения созвучащим словом: Пособие для педагогов дошкольных учреждений
10. [Текст]/А.И. Максаков, Г.А. Тумакова. - М.: Мозаика-Синтез,
2011
11. Сидорчук, Т.А., Лелюх, С.В. Обучение дошкольников
составлениюлогических рассказов по серии картинок: Методическое пособие[Текст]/Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх. - М.: Аркти, 2010
12. Сорокина, Г.И., Сафонова, И.В., Ладыженская, Н.В. Детская риторика врисунках, стихах, рассказах [Текст]/Г.И. Сорокина, И.В. Сафонова, Н.В.Ладыженская . - М.: Просвещение, 2011
13. Сухин, И.Г. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков[Текст]/И.Г.Сухин . - Ярославль: Академия развития, 2010
14. Хворова, О.В. Детская журналистика как средство повышения уровняречевого развития детей старшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание студий «Детских новостей» как средство поддержания инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста
Создание «Детских новостей» наполняет новым содержанием привычную среду развития детей, специальным образом организованная деятельность является эффективным фактором развития их речевой и ...

Проект «Издание газеты «Новости «Чебурашки», как один из способов повышения информированности родителей»
Выпуск газеты в детском саду — это, прежде всего, умение рассказать о себе языком, понятным главному потребителю услуг — родителю, а так же умение создать условия для тог...
Информационно-образовательный проект в детском саду с использованием ИКТ «Детские новости»
Информационно-образовательный проект в детском саду с использованием ИКТ «Детские новости»...
Образовательный проект в детском саду с использованием ИКТ «Детские новости»
Образовательный проект в детском саду с использованием ИКТ «Детские новости»...

Детские новости "Метелица"
Каждый детский сад – это сложная система коммуникаций, образовательных событий, поиска действий и смыслов. Это место, в котором каждый день происходят важные открытия....

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему «Корреспонденты Детских новостей в командировке»
Цель: совершенствование лексических, словообразовательных и семантических компонентов связной речиКоррекционно-образовательные задачи:- обучение навыкам ведения диалога- развитие социально-комму...

Проект "Детские новости"
Цель проекта: повышение активности и инициативы детей в процессе речевой деятельности, путем использования ИКТ технологий....


