Картотека «Пальчиковых игр» для детей первой младшей группы 2-3 года.
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)

Саадуева Насият Патхудиновна

Современные педагоги знают, что пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития речи.  Переоценить значение пальчиковой гимнастики достаточно сложно - общеизвестно влияние пальчиковых игр на развитие речи и мышления у ребёнка. Родители с удовольствием всегда реагируют на ту часть занятия, где включается пальчиковая гимнастика. Однако подобрать игры с учётом возрастных особенностей не такое уж и простое дело! Здесь важно учитывать возраст детей.

   В силу своего возраста овладения детьми общей и мелкой моторики пальцев рук представляют некоторые трудности. Несовершенство развития мелкой моторики пальцев рук вызывают трудности при обучении навыкам самообслуживания, в предметно-практической деятельности, ИЗО деятельности (рисовании, лепке, конструированию, аппликации). Психика ребенка устроена так, что его практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они ему не интересны. А вот пальчиковые игры с простыми движениями и весёлым стихотворным сопровождением нравятся и вызывают положительный эмоциональный отклик.  Разнообразие заданий, их проблемный характер и игровая направленность, позволяют повысить интерес к разучиванию более сложных упражнений и способствуют лучшей ориентировке в повседневной жизни. Поэтому рекомендуется использовать пальчиковую гимнастику перед проведением практической деятельности по обучению самообслуживания или занятий НОД в детском саду.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Пальчиковые игры для детей 2-3 лет26.9 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека «Пальчиковых игр» для детей первой младшей группы 2-3 года.

                                   Аристотель писал: «Рука — это инструмент всех инструментов».

Какова роль пальчиковой гимнастики в развитии речи?

Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно- действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться.

Для чего нужна пальчиковая гимнастика для детей?

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

Какова цель пальчиковых гимнастик?

Развитие мелких движений кисти, чувства ритма. Развитие подвижности пальцев рук, умения двигать в соответствии со словами. Способствовать развитию речи творческой деятельности. Вырабатывать ловкость, умение управлять своими • движениями.

Современные педагоги знают, что пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития речи.  Переоценить значение пальчиковой гимнастики достаточно сложно - общеизвестно влияние пальчиковых игр на развитие речи и мышления у ребёнка. Родители с удовольствием всегда реагируют на ту часть занятия, где включается пальчиковая гимнастика. Однако подобрать игры с учётом возрастных особенностей не такое уж и простое дело! Здесь важно учитывать возраст детей.

Как пальчиковая гимнастика влияет на мозг?

Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной.

Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной.

Пальчиковые игры, на фольклорном материале, максимально эффективны для развития маленького ребёнка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.

 Художественный мир песенок и потешек построен по законам красоты. Суть фольклорных текстов – действие. Действия персонажей, движение событий.

 Прежде чем начать работу пальчиковой гимнастики, убедитесь в том, что дети знают основных персонажей стихов, песенок. Сначала покажите детям игрушки или цветные картинки, чтобы дети смогли вспомнить, как выглядят те или иные животные, о которых будет рассказываться в потешке, песенке, стихотворении. Затем предложите изобразить его с помощью пальчиков. При необходимости надо показать, как при помощи пальчиков может выглядеть то или иное животное.

 Постепенно пальчиковую гимнастику можно усложнить: вы читаете первую строчку стихотворения – малыш изображает действия, затем читаете следующую строчку – малыш изображает другое действие и т. д. Так можно разыгрывать всю потешку или песенку.

   Как уже известно, вся жизнь человека потребует точных координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных действий. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

    В силу своего возраста овладения детьми общей и мелкой моторики пальцев рук представляют некоторые трудности. Несовершенство развития мелкой моторики пальцев рук вызывают трудности при обучении навыкам самообслуживания, в предметно-практической деятельности, ИЗО деятельности (рисовании, лепке, конструированию, аппликации). Психика ребенка устроена так, что его практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они ему не интересны. А вот пальчиковые игры с простыми движениями и весёлым стихотворным сопровождением нравятся и вызывают положительный эмоциональный отклик.  Разнообразие заданий, их проблемный характер и игровая направленность, позволяют повысить интерес к разучиванию более сложных упражнений и способствуют лучшей ориентировке в повседневной жизни. Поэтому рекомендуется использовать пальчиковую гимнастику перед проведением практической деятельности по обучению самообслуживания или занятий НОД в детском саду.

Цель методической разработки: развитие мелкой моторики пальцев рук через использования пальчиковой гимнастики в непосредственной образовательной деятельности в детском саду.

Задачи:

1.налаживание контакта, эмоционального общения педагога и ребенка;

2.учить подражать движениям рук педагога;

3.развивать точные и дифференцированные движения кистей и пальцев рук;

4.развивать согласованность движений обеих рук;

5.сочетать игры и упражнения для развития моторики пальцев с речью;

6.развивать внимание, зрительное восприятие, речь.

     Как приятно педагогу, когда у ребенка умелые пальчики: ловко держат карандаш, аккуратно рисуют, строят из конструктора, застегивают пуговицу. А если ещё он чисто и правильно говорит – вдвойне приятно.

  «Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игры интересны тем, что представляют собой маленький театр, в котором актеры – это пальчики. К тому же в игровой форме легче закреплять знания об окружающем мире.  

   Таким образом, при разучивании пальчиковых игр и многократном повторении малых фольклорных жанров в стихотворной форме, наиболее легкой для запоминания, формируются связи в головном мозге, между развитием мелкой моторики кисти руки, сенсорным восприятием и развитием речи. Пальчиковая гимнастика может использоваться как хорошее лечебное средство при различных заболеваниях, например, при повышенной возбудимости: во время игр с пальчиками, воспитанники незаметно для самих себя отвлекаются от всех посторонних мыслей. Они заняты только работой, которую делают и на время забывают о своих недостатках. Еще Аристотель писал: «Рука — это инструмент всех инструментов», а китайская мудрость гласит: «Я слышу – и забываю, я вижу – и запоминаю, я делаю – и понимаю».

Такие игры и упражнения надо проводить постоянно с детьми раннего возраста. Дети лучше развиваются, когда они успешны и чувствуют, что у них всё получается и ими довольны взрослые. Хвалите малышей даже за самые маленькие успехи.

     Любому педагогу приятно, когда ребенок ловко держит карандаш, аккуратно рисует, лепит, строит из конструктора, застегивает пуговицу. А если ещё он чисто и правильно говорит, то это вдвойне приятнее.

  Комплекс веселых и полезных пальчиковых игр всегда может пригодится для воспитателей, логопедов дошкольных учреждений, а также для родителей, желающих самостоятельно играть и заниматься со своими детьми дома.

Для начала можно выполнять самые простые упражнения:

1. разминать пальчики малыша (чередуем растирание, сгибание и разгибание);

гладить и массировать ладошку;

2. использовать массажные ежики-шарики

(продаются в ортопедических салонах).

3. Затем вводим элемент игры. Начинать лучше с простых потешек и действий, которые

малыш сможет повторить.

Ладушки- ладошки

Ладушки – ладошки

Хлопали в ладошки

Хлопали в ладошки (хлопаем в ладоши)

Отдохнём немножко (руки на колени)

Сорока-белобока

Сорока-белобока кашку варила, деток кормила: (взрослый делает круговые движения пальцем

на ладошке ребенка)

Этому дала (загибаем мизинчик ребенка)

Этому дала (загибаем безымянный пальчик ребенка)

Этому дала (загибаем средний пальчик ребенка)

Этому дала (загибаем указательный пальчик ребенка)

А этому не дала (держим большой пальчик ребенка)

Ты дров не рубил, воду не носил, печку не топил, кашу не варил — нет тебе кашки!

«Каша»

Наша Маша варила кашу (можно назвать имя своего ребенка)

Кашу сварила, малышей кормила. (круговые движения указательным пальцем по ладошке

малыша)

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала, (загибать пальчики, начиная с большого)

А этому — не дала. (слегка потрясти за мизинчик)

Он много шалил,

 Свою тарелку разбил.

«Коза рогатая»

Взрослый изображает пальцами руки рога, припевает

Идет коза рогатая, (указательный и средний)

Идет коза бодатая. За малыми ребятами.

Ножками – топ, топ!

Глазками – хлоп, хлоп! (моргает глазами)

Кто кашки не ест,

Кто молока не пьет,

Забодает, забодает, забодает! (немного щекочет малыша.)

Пальчиковая игра «Мышки»

1-2-3-4-5 (дети загибают по очереди пальчики на руке)

Вышла мышка погулять,

Вышла мышка погулять (быстро перебирают пальчиками по бедрам)

Сыра корочку искать.

Мышка лапками скребла (царапают пальчиками колени)

Мышка корочку нашла,

Мышка съела корочку (подносят руки ко рту, сжимают и разжимают пальчики)

Убежала в норку (прячут руки за спину)

«Семья»

Этот пальчик — дедушка. (большой)

Этот пальчик — бабушка. (указательный)

Этот пальчик — папочка. (средний)

Этот пальчик — мамочка. (безымянный)

Этот пальчик — я, (мизинчик)

Вот и вся моя семья!

(растопырить ручки малыша или свои).

«Птички»

Птички прилетели,

(Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут как крыльями).

Крыльями махали.

Сели. Посидели.

(Кисти рук соединены в замок).

Снова полетели (взмах руками)

«Кулачок»

Раз, два, три, четыре, пять! (собрать ручку в кулачок)

Вышли пальчики гулять! (раскрыть кулачок)

Раз, два, три, четыре, пять! (погладить ладошку)

В домик спрятались опять. (свернуть в кулачок)

И опять «вышли пальчики гулять».

Раз, два, три, четыре, пять! (собрать ручку в кулачок)

Вышли пальчики гулять! (раскрыть кулачок)

Этот пальчик — гриб нашел, (мизинец)

Этот пальчик — чистит стол, (безымянный)

Этот — резал, (средний)

Этот — ел. (указательный)

Ну, а этот лишь глядел! (большой)

«Кулачок 2»

Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)

Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)

Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)

Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)

Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)

Ну а вместе — кулачок!

На прогулку

Пошли пальчики гулять (пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы

прыжками двигаются по столу)

А вторые догонять (ритмичные движения по столу указательных пальцев)

Третьи пальчики бегом (движения средних пальцев в быстром темпе)

А четвертые пешком (медленные движения безымянных пальцев по столу)

Пятый пальчик поскакал (ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами)

И в конце пути упал (стук кулаками по поверхности стола)

Что я делала?

В понедельник я стирала (кулачки трём друг о друга),

Пол во вторник подметала (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения

по столу)

В среду я пекла калач (печём «пирожки»),

Весь четверг искала мяч (правую руку подносим ко лбу и делаем «козырёк»),

Чашки в пятницу помыла (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а

указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки),

А в субботу торт купила (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев).

Всех подружек в воскресенье позвала на день рождения (машем ладошками к себе).

Черепаха

Шла большая черепаха (идем пальчиками)

И дрожала вся от страха: (руки в кулачках, кулачки дрожат)

Кусь-кусь-кусь! Кусь-кусь-кусь! (большой и указательный пальцы «кусаются»)

Никого я не боюсь! (отрицание — указательным пальцем)

Дни недели

В понедельник я стирала, (кулачки трем друг о друга)

Пол во вторник подметала, (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения

по столу)

В среду я пекла калач, (печем «пирожки»)

Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем «козырек»)

«Апельсин»

Мы делили апельсин. (левая рука в кулачке, правая её обхватывает)

Много нас — а он один.

Эта долька — для ежа. (правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)

Эта долька — для чижа.

Эта долька — для котят.

Эта долька — для утят.

Эта долька — для бобра.

А для волка кожура (встряхиваем обе кисти)

Волк обиделся тогда

В домик спрячемся сюда (держим руки над головой в форме крыши)

Уходи скорее волк (машем ладошкой)

Не боимся мы тебя (качаем пальцем со стороны в сторону

Капуста

Мы капусту рубим, рубим, (ладошками рубим)

Мы капусту трем, трем, (кулачки трут друг друга)

Мы капусту солим, солим, (солим щепоткой)

Мы капусту мнем, мнем, (пальчики сжимаем и разжимаем)

В баночку кладем — и пробуем!

«Тесто»

Тесто мы месили (Сжимаем кисти рук)

Мы пирог лепили (Ладошки «лепят»)

Шлеп, шлеп,

Шлеп, шлеп.

Слепим мы большой пирог! (разводим руки)

Точка-точка. Запятая!

Точка-точка, запятая. (показываем на оба глаза и брови)

Носик, ротик-оборотик. (нос, рот и голова)

Палка, палки-огуречик. (палка-туловище. Палки-руки и ноги)

Получился человечек! (знак здорово)

Сороконожки

Две сороконожки

Бежали по дорожке. (Средний и указательный пальчики обеих рук идут навстречу друг другу)

Встретились, (Ладошки смотрят друг на друга)

Обнялись, (пожать одной рукой другую несколько раз

(Ладошки разжались)

Насилу расстались – (Разжать ладошки)

И – попрощались! (Обе руки машут друг другу)

«Зайка»

Зайка, зайка, где твой хвост? хлопки

- Вот, вот, вот! руки за спиной

Зайка, зайка, где твой нос? хлопки

- Вот, вот, вот! показать нос

Зайка, зайка, лапы где? хлопки

- Вот, вот, вот! показать руки

Зайка, зайка, ушки где? хлопки

- Вот, вот, вот! показать ушки

«Зайка серенький» 

Зайка серенький сидит и ушами шевелит

Вот так, вот так он ушами шевелит (шевелим ручками над головой)

Зайке холодно сидеть, надо лапоньки согреть

Вот так. Вот так, надо лапоньки согреть (гладим ручки)

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

Вот так, вот так, надо зайке поскакать. (попрыгать)

«Оладушки»

Ладушки, ладушки

(хлопайте в ладоши; ладони держите горизонтально, меняя их положение: сначала сверху одна, потом другая)

Пекла бабка оладушки,

Маслом поливала

(левую ладонь держите горизонтально и стучите по ней собранными щепотью пальцами правой руки,

Детушкам давала (обе руки вытяните перед собой,

Даше — два (покажите средний и указательный пальцы на правой руке)

Паше — два (покажите средний и указательный пальцы на левой руке)

Ване — два (повторите последние действия)

Тане — два.

Всем дала (вытяните руки вперед и в стороны и слегка поклонитесь).

«Наш детский сад»

Этот пальчик хочет спать. (поочередно загибать пальцы к ладошке)

Этот пальчик – прыг в кровать! (начиная с мизинца. Затем большим пальцем)

Этот пальчик прикорнул. (Касаться всех остальных - «будить»);

Этот пальчик уж заснул.

Тише, тише не шуми,

Пальчики не разбуди.

Встали пальчики. Ура! (с восклицанием «Ура!» - кулачки разжать)

В детский сад идти пора –(широко расставив пальцы.)

«Как живёшь?»

- Как живёшь? - Вот так! (показать большой палец)

- А идешь? - Вот так»! («шагать» пальчиками по столу)

-Как даешь? - Вот так! (протягивать открытую ладонь)

- Ждёшь обед? - Вот так! (кулачок подпирает лицо)

- Машешь вслед? - Вот так! (помахать рукой)

-Утром спишь? - Вот так! (2 ладошки под щекой)

- А шалишь? - Вот так! (щёки надули и руками лопнули)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр для детей первой младшей группы

Пальчиковые игры — это легкой и приятный способ развития  для самых маленьких детишек. Ведь дети узнают мир через прикосновения. Они не спроста пытаются сжевать провод, стянуть красивое блюдо со ...

Картотека пальчиковых игр для детей первой младшей группы

laquo;Моя семья»Этот пальчик – дедушка.Этот пальчик – бабушка.Этот пальчик – папочка.Этот пальчик – мамочка.Этот пальчик – я,Вот и вся моя семья.По ходу чтен...

Картотека пальчиковых игр для детей первой младшей группы

Пальчиковая гимнастика для дошкольников — занятие не только увлекательное, но и очень полезное....

Методическая разработка «Картотека пальчиковых игр» для детей первой младшей группы « Колобок»

Методическая разработка представляет собой картотеку пальчиковых игр, используемая с детьми первой младшей группы. Пальчиковая гимнастика может использоваться в работе в разные промежутки времени: в р...

Картотека «Пальчиковых игр» для детей первой младшей группы 2-3 года

Пояснительная записка к картотеке пальчиковых игр.  «Рука — это своего рода внешний мозг»  (И.Кант)     Вся жизнь человека потребует точных координирова...

Картотека "Пальчиковые игры" для детей первой младшей группы (2021)

Просто играть с ребенком. Поверьте, это самое благодарное времяпрепровождение. А поиграть и при этом в прямом и переносном смысле приложить руку к развитию речи не просто приятно, но и полезно. И сего...