«Пальчиковые игры с этнокультурным компонентом для детей раннего возраста на занятиях в цир"
статья по развитию речи (младшая группа)
Пальчиковые игры для раннего возраста с этнокультурным компонентом. Для занятий в группах ясельного возраста и цир.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
«Пальчиковые игры с этнокультурным компонентом для детей раннего возраста на занятиях ЦИР»
Вводная часть
Ранний возраст. Ранний возраст является важнейшим периодом жизни ребёнка, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.
Этот период — один из самых сложных для ребёнка, его родителей и педагогов, т.к. именно в этом возрасте (на 3 году жизни) детей чаще всего приводят в детский сад. Начинается важный период — адаптация.
В нашем детском саду родители могут выбрать вариант более мягкой адаптации- Центр Игрового Развития, где дети находятся на занятиях вместе с родителями. Занятия в ЦИР проходят 2 раза в неделю, по одному часу. Занятия проводят несколько специалистов детского сада: учителя-логопеды, воспитатели, педагоги дополнительного образования, и я- музыкальный руководитель. Режим занятий: 5-10 минут- перерыв и так далее.
Главная задача всех педагогов-специалистов ЦИР на занятиях — помочь детям и родителям безболезненно пройти адаптационный период. И, конечно - подготовить малышей к нахождению вне дома, приучить к детскому саду. Самое важное для меня, как педагога —это эмоциональная отзывчивость детей, их родителей, прекрасное настроение на занятиях, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность, побуждение к действию.
В возрастной период от 1,5-2,5 лет самым необходимым является создание для малышей психологического комфорта. Вызвать у детей радостные эмоции, интерес к музыке, песням, пляскам, увлечь и занять его.
Уже в раннем возрасте на музыкальных занятиях ребенок имеет возможность в игре быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выполнять простейшие игровые действия, танцевальные движения, подпевать повторяющиеся слова и звукоподражания.
Структура музыкального развивающего занятия в условиях ЦИР
Мое музыкальное развивающее занятие, в идеале, для малышей состоит из следующих блоков:
1) Музыкальное приветствие
2) Пальчиковая игра
-на голосе (например, «Мама и сыночек», «Тюшки-тютюшки»)
3) Игра на музыкальных инструментах (1-2 вида).
Погремушки:
-погремушка на голосе (громко-тихо, изучение частей тела) сидя
- погремушка с музыкальным сопровождением, стоя в кругу.
Ложки:
- на голосе («Ладушки, «Гули-гули»)
- под ритмичную музыку, с музыкальным сопровождением
Можно заменить на игру -кубики, клавесы, ленточки)
4) Релакс-минутка
5) Самомассаж
6) Песня на коленках у мамы
7). Музыкальное прощание «До-свиданья, дети, я вас буду ждать».
Приведенный выше план занятия лишь примерный, потому что я имею для занятия не 20-25 минут, как в ДОУ, а всего лишь 10 минут. Поэтому я, в основном, ориентируюсь на желание родителей, настроение детей, анализирую перед каждым занятием в какой они физической форме, эмоциональном состоянии. Я могу что-то исключать, что-то добавлять. Но неизменным остаются в моем занятии: приветствие, пальчиковая игра, хотя бы 1-2 игры на музыкальном инструменте под голосовое сопровождение или фонограмму и прощальный момент.
Основная часть. Игры для раннего возраста с этнокультурным компонентом.
Прослушав курс «Этнокультурные практики как средство воспитания детей в ДОУ» я обогатила свой опыт знаний, касающийся пальчиковых игр и народных песен, русских традиций, фольклора, истории русских народов.
Обязательно планирую применять на занятиях ЦИР и в младшей группе следующие пальчиковые игры:
Этот пальчик — папа,
Этот пальчик — мама,
Этот пальчик — деда,
Этот пальчик — баба,
А этот — малышка,
Зовут его… Андрюшка!
Идут четыре брата навстречу старшему.
— Здорово, большак!
— Здорово: Васька-указка, Мишка-середка, Гришка-сиротка, Да крошка-Тимошка!
Понравился вариант игры «Ладушки»- «Галушки, галушки, полетели», до этих курсов не слышала подобный текст, его можно применять с деревянными ложками:
Галушки, галушки,
Полетели к бабушке.
Полетели по полю, по полю,
Сели на головку,
Головку клюют :«Кук-кук-кук-кук!»
«Галушки, галушки, полетели» (ручками машут — делают вид, что летят. Когда «полетели по полю» — нужно широко-широ ко раскрыть ручки, чтобы показать, какое широкое поле. Потом: «сели на головушку и головку клюют: «кук-кук-кук» — сделать вид, что «клюют». И ребеночек смеется!)
Далее:
Ангелы летели,
На головушку сели. (Здесь нежно опустить ручки на головку и погладить ее).
Также понравились игры на «узнавание». Для раннего возраста большое значение имеет «узнавание», знакомство с различными частями лица и тела. Для этого существует целый ряд специальных игр, когда взрослый с рифмованной приговоркой дотрагивается до волос, лба, щек, носа, подбородка малыша.
Тут лес,
Тут поляна,
Тут бугор,
Тут яма,
Тут грудь,
Тут живот,
Тут сердце живет! — прикасаемся к волосикам ребенка на головке, ко лбу, носу, ко рту, груди, животу и прижимаем ладонью место, где сердце.
И еще несколько пальчиковых игр:
Котик ниточки мотает,
На клубочек навивает.
Котик ниточки мотает,
На клубочек навивает.
Это нужно делать поочередно — то к себе, то от себя. Очень маленькие детки делают это упражнение с помощью взрослого.
Ребенок сидит на коленях у взрослого. Тот берет его ручки в свои (держать лучше за запястье) и поочередно то вращает ручки, как бы наматывая нитки, то хлопает в ладошки вместе с малышом. Детки побольше — выполняют упражнение самостоятельно.
Калачики, калачики! (вращаем кулачки)
Пышки, пышки! (хлопаем в ладоши)
Калачики, калачики! (снова вращаем кулачки)
Пышки, пышки! (хлопаем в ладоши).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Пальчиковые игры в воспитании и развитии детей раннего возраста»
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба... Каков ребенок в игре, таков он будет в работе, когда вырастет…»А.С.Макаренко...

Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста
Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции. Они отмечают наличие связи между с...

Презентация "Консультация для родителей: Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста"
Презентация для родителей...

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: «Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста»
Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт мал...

Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста
quot;Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста". Цель: изучить способы, методы и приёмы через пальчиковые игры раннего возраста, объединить усилия педагогов и ...
Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...

Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста
В прошлом веке знаменитая сегодня Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что, если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелка...