Воспитание гармонично развитой личности на основе русской народной культуры
статья по развитию речи

Хоконова Анаида Шабановна

«Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».

В.Г.Белинский

По-моему, в этих словах заключается великая мудрость. Действительно, отторжение подрастающего поколения от человеческой культуры – одна из серьезных проблем нашего времени.

Одной из задач Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств.[1]

Актуальность проблемы по приобщению детей к русской народной культуре заключается в том, что дошкольники мало знают о культурном наследии, ценностях, обычаях, обрядах и преданиях, легендах, поверьях русского народа.

Цель работы заключается в том, чтобы формировать у детей первоначальные представления о народных праздниках, истории и жизни русского народа.

В предлагаемом опыте решаются следующие проблемы:

  • Разработка системы работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой русского народа;
  • Формирование у детей потребности в применении полученных знаний в самостоятельной творческой деятельности ;
  • Разработка системы работы с родителями по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа.

Решаются следующие задачи:

  • Научить детей играть в русские народные игры;
  • Помочь ребенку использовать в активной речи русский фольклор;
  • Уметь соотносить увиденное в природе с народными приметами;
  • Осмысленное и активное участие детей в проведении календарно-обрядовых праздников;
  • Познакомить детей с былинными и сказочными героями;
  • Знать историю русского костюма, его элементы, уметь объяснять значения украшений костюмов;
  • Уметь различать изделия разных народных промыслов;
  • Создать детско-взрослое сообщество, приобщая родителей к решению данной проблемы в условиях ДОУ и семьи;
  • Зажечь в ребенке искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, воспитать патриотов.[2, 7]

В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего, в человечном, добром,  гуманном подходе к личности ребенка и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим.

На первом этапе работы был проведен анализ имеющейся литературы по данной теме. Организованно обследование детей старшей группы и их родителей с целью выявления у них компетенции об истории и культуре нашего народа. На данном этапе использовались такие педагогические средств, как беседа с детьми и их родителями, наблюдения за детьми в процессе игр, занятий, совместной деятельности.

Результаты диагностики показывают, что 97% детей не знают истории и культуры своего народа, 60% родителей не интересуются деятельностью детей в детском саду о данной проблеме.

Для того чтобы показать, как можно применять русские народные традиции в повседневной жизни детей была разработана  перспективно – тематическое планирование с детьми на весь учебный год, которые проводились в форме ООД – рассказа, беседы, сотрудничества с детьми, развлечения.

Каждому педагогу известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка, поэтому  в группе был создан мини - музей русского народного творчества, в котором были собраны предметы старинной утвари, образцов декоративно-прикладного искусства и который помогает ближе познакомиться с историей и бытом русского народа. Дети с удовольствием играют в дидактические народные игры, в сюжетно-ролевых играх «Семья», «Детский сад» используют предметы народного быта.  Также большое внимание уделялось широкому использованию фольклора. Подобрав потешки, песенки, прибаутки, скороговорки, поговорки, считалки, небылицы, которые вызывают у детей добрый смех, помогала устанавливать реальные связи и отношения в окружающем мире.[3, 8]

Огромной любовью пользовались у детей сказки, такие как «Баба - Яга», «Заколдованная королевна», «Иван царевич и серый волк» и т.д.  Работа началась с формирования у детей способности понимать содержание русских народных сказок, умение выражать свое отношение к событиям и героям.

Одно из ключевых мест занимают обрядовые праздники – Масленица, Пасха, Иван Купала. Особое место на них отводилось народной музыке, хороводам народным играм, игры на русских народных инструментах: ложках, колокольчике, барабане, погремушках.

Также дети знакомились с историей мужской и женской одежды, головных уборов, обуви.

 Во время прогулок и наблюдений за природными явлениями дети учатся соотносить увиденное в природе с народными приметами. Дети играли в подвижные национальные игры: «Прыгание через веревочку», «Пятнашки», «Зевака», «Городки», «Салки» и д.р.[4, 6]

Особая роль отводится народно-прикладному искусству. Дети познакомились с русскими народными художественными промыслами (Гжель, Дымка, Хохлома, Городец), отображение их в изобразительной деятельности, в лепке, аппликации.

В приобщении детей к ценностям народной культуры  огромная роль отводится тесной взаимосвязи и сотрудничеству с семьей. Была организована серия консультаций для родителей «Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры», также родители принимали участие в русских национальных праздниках, таких как Масленица, Пасха, Новый год.

Повторное анкетирование родителей в конце года показывает, что поставленные задачи выполнены.

Итоговая диагностика показывает, что:

  • Дети данной группы знают об истории и культуре русского народа гораздо больше;
  • Они умеют играть и объяснять правила русских народных игр;
  • Дети используют в активной речи русский фольклор: пословицы, поговорки и т.п.;
  • Умеют отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения (сказки, былины, предания и т.д.);
  • Отличают народные инструменты по звучанию и внешнему виду;
  • Умеют соотносить увиденное в природе с народными приметами;
  • Дети знакомы с историей русского костюма;
  • Умеют различать изделия разных народных промыслов.

Но главным является наличие стойкого интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, то, в свою очередь, является первопричиной воспитания патриотов своей Родины.[5]

 

Список литературы

  1. Приказ Министерства образования и науки российской Федерации от 17 октября 2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  2. Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование. Разработки занятий и мероприятий/ авт.-сост. Е.А.Позднякова. – Волгоград: Учитель,2008. – 148 с.
  3. Ильина С.К. Педагогические чтения: Методическая работа в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
  4. Покровский Е.А. Русские детские подвижные игры. –СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера. 2011. – 184 с.
  5. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Bоспитание ребенка в русских традициях. – М.:Айрис-пресс, 2003. – 208 с.
  6. https://www.maam.ru
  7. https://nsportal.ru
  8. https://infourok.ru
  9. https://multiurok.ru

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание гармонично развитой личности на основе русской народной культуры

Дубова Валентина Алексеевна

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №1 «Золотая рыбка»

E-mail: miss.duboff@gmail.com

«Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».

В.Г.Белинский

По-моему, в этих словах заключается великая мудрость. Действительно, отторжение подрастающего поколения от человеческой культуры – одна из серьезных проблем нашего времени.

Одной из задач Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств.[1]

Актуальность проблемы по приобщению детей к русской народной культуре заключается в том, что дошкольники мало знают о культурном наследии, ценностях, обычаях, обрядах и преданиях, легендах, поверьях русского народа.

Цель работы заключается в том, чтобы формировать у детей первоначальные представления о народных праздниках, истории и жизни русского народа.

В предлагаемом опыте решаются следующие проблемы:

  • Разработка системы работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой русского народа;
  • Формирование у детей потребности в применении полученных знаний в самостоятельной творческой деятельности ;
  • Разработка системы работы с родителями по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа.

Решаются следующие задачи:

  • Научить детей играть в русские народные игры;
  • Помочь ребенку использовать в активной речи русский фольклор;
  • Уметь соотносить увиденное в природе с народными приметами;
  • Осмысленное и активное участие детей в проведении календарно-обрядовых праздников;
  • Познакомить детей с былинными и сказочными героями;
  • Знать историю русского костюма, его элементы, уметь объяснять значения украшений костюмов;
  • Уметь различать изделия разных народных промыслов;
  • Создать детско-взрослое сообщество, приобщая родителей к решению данной проблемы в условиях ДОУ и семьи;
  • Зажечь в ребенке искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, воспитать патриотов.[2, 7]

В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего, в человечном, добром,  гуманном подходе к личности ребенка и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим.

На первом этапе работы был проведен анализ имеющейся литературы по данной теме. Организованно обследование детей старшей группы и их родителей с целью выявления у них компетенции об истории и культуре нашего народа. На данном этапе использовались такие педагогические средств, как беседа с детьми и их родителями, наблюдения за детьми в процессе игр, занятий, совместной деятельности.

Результаты диагностики показывают, что 97% детей не знают истории и культуры своего народа, 60% родителей не интересуются деятельностью детей в детском саду о данной проблеме.

Для того чтобы показать, как можно применять русские народные традиции в повседневной жизни детей была разработана  перспективно – тематическое планирование с детьми на весь учебный год, которые проводились в форме ООД – рассказа, беседы, сотрудничества с детьми, развлечения.

Каждому педагогу известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка, поэтому  в группе был создан мини - музей русского народного творчества, в котором были собраны предметы старинной утвари, образцов декоративно-прикладного искусства и который помогает ближе познакомиться с историей и бытом русского народа. Дети с удовольствием играют в дидактические народные игры, в сюжетно-ролевых играх «Семья», «Детский сад» используют предметы народного быта.  Также большое внимание уделялось широкому использованию фольклора. Подобрав потешки, песенки, прибаутки, скороговорки, поговорки, считалки, небылицы, которые вызывают у детей добрый смех, помогала устанавливать реальные связи и отношения в окружающем мире.[3, 8]

Огромной любовью пользовались у детей сказки, такие как «Баба - Яга», «Заколдованная королевна», «Иван царевич и серый волк» и т.д.  Работа началась с формирования у детей способности понимать содержание русских народных сказок, умение выражать свое отношение к событиям и героям.

Одно из ключевых мест занимают обрядовые праздники – Масленица, Пасха, Иван Купала. Особое место на них отводилось народной музыке, хороводам народным играм, игры на русских народных инструментах: ложках, колокольчике, барабане, погремушках.

Также дети знакомились с историей мужской и женской одежды, головных уборов, обуви.

 Во время прогулок и наблюдений за природными явлениями дети учатся соотносить увиденное в природе с народными приметами. Дети играли в подвижные национальные игры: «Прыгание через веревочку», «Пятнашки», «Зевака», «Городки», «Салки» и д.р.[4, 6]

Особая роль отводится народно-прикладному искусству. Дети познакомились с русскими народными художественными промыслами (Гжель, Дымка, Хохлома, Городец), отображение их в изобразительной деятельности, в лепке, аппликации.

В приобщении детей к ценностям народной культуры  огромная роль отводится тесной взаимосвязи и сотрудничеству с семьей. Была организована серия консультаций для родителей «Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры», также родители принимали участие в русских национальных праздниках, таких как Масленица, Пасха, Новый год.

Повторное анкетирование родителей в конце года показывает, что поставленные задачи выполнены.

Итоговая диагностика показывает, что:

  • Дети данной группы знают об истории и культуре русского народа гораздо больше;
  • Они умеют играть и объяснять правила русских народных игр;
  • Дети используют в активной речи русский фольклор: пословицы, поговорки и т.п.;
  • Умеют отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения (сказки, былины, предания и т.д.);
  • Отличают народные инструменты по звучанию и внешнему виду;
  • Умеют соотносить увиденное в природе с народными приметами;
  • Дети знакомы с историей русского костюма;
  • Умеют различать изделия разных народных промыслов.

Но главным является наличие стойкого интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, то, в свою очередь, является первопричиной воспитания патриотов своей Родины.[5]

Список литературы

  1. Приказ Министерства образования и науки российской Федерации от 17 октября 2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  2. Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование. Разработки занятий и мероприятий/ авт.-сост. Е.А.Позднякова. – Волгоград: Учитель,2008. – 148 с.
  3. Ильина С.К. Педагогические чтения: Методическая работа в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
  4. Покровский Е.А. Русские детские подвижные игры. –СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера. 2011. – 184 с.
  5. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Bоспитание ребенка в русских традициях. – М.:Айрис-пресс, 2003. – 208 с.
  6. https://www.maam.ru
  7. https://nsportal.ru
  8. https://infourok.ru
  9. https://multiurok.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция непосредственно – образовательной деятельности, как средство воспитания гармонично – развитой личности дошкольника

презентация раскрывает основные аспекты интеграции нод, условия планирования и организации интегрированных педагогических мероприятий...

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ К ОСНОВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И БЫТА

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре   трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них ...

Конспект организованной образовательной деятельности "Русской печки нет добрее" ("Приобщение к основам русской народной культуры и быта")

"Игры в уголке русской избы" на доступном детям уровне знакомят детей  с народными играми, народным календарем, основами  православной культуры, традициями, бытом, обычаями  русского на...

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ К ОСНОВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И БЫТА

Привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициями....

Игра как средство воспитания гармонично развитой личности ребенка.

Игра – это не только источник положительных эмоций, это ещё и возможность развивать качества, необходимые для дальнейшей жизни....