Коррекция нарушений слоговой структуры слова.
консультация по развитию речи (старшая группа)
На что обратить внимание родителям, чтобы не пропустить нарушения речи. Какие игры и упражнения можно использавать самостоятельно.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 132.29 КБ |
Предварительный просмотр:
«Коррекция нарушения слоговой структуры слова у воспитанников старшего дошкольного возраста».
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного усвоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и у детей, имеющих нарушения слоговой структуры слова, с большой степенью вероятности могут проявиться в школьном возрасте нарушения письма и чтения.
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих нарушениями слоговой структуры слова. В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития ССС. Затруднения в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает своевременное выявление нарушений ССС. На что же должен обратить внимание заботливый родитель?
1. Нарушение количества слогов:
Сокращение (пропуск) слога: «моток» — молоток;
Опускание слогообразующей гласной: «пинино» — пианино;
Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» — комната;
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
Перестановка слогов: «деворе» — дерево;
Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» — бегемот;
3. Искажение структуры отдельного слога:
Сокращение стечений согласных: «тул» — стул;
Вставки согласных в слог: «лимонт» — лимон;
4. Уподобление слогов: «кококосы» — абрикосы;
5. Циклическое повторение одного слога «пананама» - панама;
6. Замена предшествующих звуков последующими: «нананасы» — ананасы;
7. Смешение элементов слов: «кабудка» — конура + будка.
С чего начать?
Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.
Работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.
И на начальном этапе проводиться на не речевом материале. Необходимо подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слова.
На этом этапе ребёнку предлагается выполнить следующие упражнения:
1) Игры на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков.
«Где позвонили», «Узнай музыкальный инструмент по звуку», «Сколько раз ударили в барабан?», «По звуку угадай действие», «Кто кричал?», «Как стучали громко или тихо?»
2) Работа над ритмом.
Сравнение ритмов: узнавание ритмов и соотнесение их с определённым ритмическим рисунком; воспроизведение определённого ритма по образцу, по заданному ритмическому рисунку; задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка. Эти упражнения могут выполняться с помощью: отхлопывания в ладоши, отстукивания ладонью по столу, оттопывания ногой произвольное воспроизведение ритма ребёнком с последующей записью ритмического рисунка символам.
3) Воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармошка) и коротких (барабан, бубен).
4) Формирование общей координаций движений под ритмическую музыку.
«Делай как я», «Танцующие снежинки», «Передай привет», «Загадки от зверят», «Танцующие листочки», «Бабочки и цветы».
5) Формирование координации движений пальцев рук.
развитие переключаемости движений пальцев рук;
развитие темпоральных, ритмических параметров движений пальцев рук;
формирование пространственной организации движений пальцев рук.
6) Формирование координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений.
Примеры артикуляционных упражнений: «улыбка», «трубочка», «заборчик», «лопатка», «иголка», «горка», «парус», «грибок», «лошадка».
Перед ребёнком раскладываются картинки-символы с изображением артикуляционных упражнений. Взрослый осуществляет показ чередующихся движений: губы растягиваются в улыбке, указательный палец касается нужной картинки; губы вытягиваются трубочкой, третий палец касается нужной картинки и т.д. Ребёнок повторяет упражнение.
Примеры упражнений по совершенствованию статистической и динамической координации.
«Качели»: Рот широко открыт, язык приподнимается вверх, затем опускается вниз. Прямые руки двигаются одновременно с языком в тех же направлениях.
«Часики»: рот открыт, губы растянуты в улыбку, кончик языка попеременно касается уголков рта. Указательные пальцы рук выполняют синхронные движения «влево-вправо», направление движений пальцев совпадает с движениями языка.
7) Упражнения на развитие реципрокной координации рук.
Примеры выполнения одновременных движений:
- кулак (левая рука) – ребро (правая рука)
- ладонь левой руки опущена вниз – ладонь правой руки поднята вверх
- ладонь левой руки опущена вниз – правая рука – ребро
- кулак – левая рука, ладонь – правая рука
В результате у детей развивается слуховая память, слуховое восприятие;
формируется общая координация движений; формируется умение воспроизводить, сравнивать и узнавать ритм.
Непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры.
Отработка слоговой структуры слова проводиться по следующей схеме:
уровень гласных звуков, уровень слогов, уровень слов, уровень предложений, фраз, стихов и чистоговорок.
1) работа на уровне гласных звуков.
1. Пропевание серии звуков с чёткой артикуляцией, повторение звуков, чтение букв.
2. Те же задания с выделением ударного звука.
3. Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесения их голосом.
4. Отстукивание ритма ребёнком по образцу данным взрослымс разноударным произнесением звука.
2) работа на уровне слогов.
1. Сосчитать сколько слогов произнесено (слоги прямые, обратные, со стечением согласных).
2. Наращивание количества слогов: «Скажи на один слог больше, чем я».
3. Уменьшение количества слогов: «Скажи на один слог меньше, чем я».
4. Проговаривание цепочек слогов.
5. Проговаривание и повторение серии слогов.
6. Проговаривание слогов со стечением согласных.
7. Игра с мячом- «скажи наоборот»: са – ас, тса –аст, со – ос, тсо – ост, су – уст.
3) работа на уровне слов.
В наиболее тяжёлых случаях работу необходимо начинать с вызывания или закрепления имеющихся слов-звукоподражаний. Особое внимание уделялось повторению звукоподражаний, что создаст определённые возможности для усвоения слогового ряда (например, ав-ав-ав). Переход к двусложным словам осуществляется с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций. Детям предлагаются двусложные слова типа: СГ + СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба).
1. Игра «Телеграф».
2. Игры на деление слов на слоги.
3. Упражнение на деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением действия.
4. Упражнение на разбор слова по схеме:
сколько слогов; какой первый; какой последний; какой слог стоит перед слогом ….; какой слог стоит после слога ….; какой слог стоит между слогами ….
5.Игра с мячом: дети передают друг другу мяч и одновременно называют слог какого-то слова (ко… козы, ко… корова, ма… машина).
6. Упражнение: объясни значение слова.
7. Упражнение: исправь ошибку в словах: мотолок, моколо, полоток….
8. Упражнение: ребёнку предлагается ряд картинок (слов) - выбрать из них:
самое длинное слово; самое короткое слово; назвать одинаковые по количеству слогов слова.
9.Упражнение: взрослы называет пары слов, которые рифмуются и которые не рифмуются.
Инструкция: найди слова, какие рифмуются, а какие нет, определи количество слогов в них.
10. Упражнение: даны слова: рады, сосна, лыжи.
Инструкция: поменяй слоги местами, составь новое слово.
11. Задание: придумай куклам имена, состоящие из двух слогов, из трёх слогов. Подари им вещи, состоящие из двух слогов из трёх слогов.
Все задания подбирались с постепенным усложнением вербальных и невербальных средств. С целью преодоления нарушений слоговой структуры слов у детей, основные акценты ставились на совершенствовании умений правильно структурировать слова.
В результате у детей: формируется умение проводить фонематический и слоговой анализ слов;формируется умение управлять словами сложной слоговой структуры; развивается умение анализировать и синтезировать слова;
4) работа на уровне фраз, чистоговорок, текстов.
1. Заучивание чистоговорок (с различными типами слогов в словах).
2. Придумать чистоговорку самому.
3. Заучивание речёвок, выполнение движений в процессе речи.
4. Проговаривание слогов, слов, стихотворений, чистоговорок, предложений, текстов сопряжено с взрослым.
5. Игра «Телеграф»: передать другому телеграмму.
6. Рассказывание коротких стихотворений с отстукиванием ритма.
7. Пропевание распевок с чёткой ритмической структурой.
8. Договорить предложение за взрослым и повторить его целиком.
9. Составление предложений со словами сложной слоговой структуры по предметным и сюжетным картинкам.
10. Упражнение на управление словами сложной слоговой структуры.
11. Выбрать из трёх слов то, которое подходит по рифме и повторить фразу целиком. Шепчет ночью мне на ушко, сказки разные… (перина, подушка, рубашка).
12. Придумать рифму к рифмованным строкам самостоятельно:
Где весною было пусто, летом выросла…(капуста).
13. Чтение предложения по слогам.
Список литературы:
1.Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб: Детство-Пресс, 2000.
2.Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Москва: Сфера, 2007.
3.Волина В.В. Учимся играя. Екатеринбург: Арго,1996.
4.Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5 – 7 лет. Москва: Гном и Д, 2006.
5.Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова. Москва: Сфера, 2007.
6.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб: Союз,1999.
7.Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Москва: Гном и Д, 2001.
8.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Москва: 1991.
9. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР."
Система работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР....

Коррекция нарушений слоговой структуры слова.
Ребенок «глотает» и не выговаривает слова — как помочь ребенку? Консультация для родителей....

Коррекция нарушений слоговой структуры слова (для детей 6-ти лет)
Упражнения для коррекции нарушений слоговой структуры слова (для детей 6-ти лет)....

Коррекция нарушений слоговой структуры слова.
упражнения по формированию и закреплению слоговой структуры слова.1. Согласование числительных с существительными.2. согласование прилагательных с существительными.3. Предложения без труднопроиз...

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ (система Н.С. Четверушкиной по коррекции нарушений слоговой структуры слова) - иллюстративный материал.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХДля каждого предложения создана отдельная картинка в таблице. Очередность картинок в таблице соответствует очередности предложений в пособии...

Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
В презентации представленл содержание перспективного планирования по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи на различных этапах коррекционной работы....

«Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с нарушениями речи посредством игровой мотивации»
Мастер-класс на семинаре – практикуме учителей-логопедов ДОУ «Работа учителя - логопеда с детьми в условиях логопедического пункта ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»...



