Речевые игры для будущих первоклассников
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Ольга Николаевна Шикина

Игры, в которые необходимо играть с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry_dlya_budushchih_pervoklassnikov.docx32.19 КБ

Предварительный просмотр:

 РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

                                    Словарь и словообразование.

   Игра «Назови одним или двумя словами» (обобщающие понятия).                                Овца, собака, жеребенок, свинья это - …(домашние животные).                         Трактор, комбайн, экскаватор, подъемный кран - …(рабочие машины).   Вертолет, лодка, трамвай, велосипед - …(транспорт) и т. д.

                   Игра «Подбери нужные слова» (словарный запас).                                   Предлагаем ребенку подобрать как можно больше слов, подходящих по смыслу к данному:                                                                                                       Головные уборы это - … платок, шляпа, фуражка, кепка, панамка.                    Профессии – маляр, врач, архитектор, бухгалтер, учитель.

                                 Игра «Упрямый ребенок» (антонимы).                                                             Предлагаем назвать слова, противоположные по смыслу, т. е поиграть в упрямого мальчика (девочку). Желательно использовать слова разных частей речи:                                                                                                                                  добрый - …злой, толстый - …тонкий, смелый - …, густой - …, высокий - …, ссориться – мириться, наливает - …выливает, день - …ночь и т. д.

                        Игра  «Назови похожее слово» (синонимы).                                                                 Просим подобрать к данному слову, близкое по смыслу, похожее слово: веселый - … радостный;  труд - …работа : бурлит - …кипит;  неряшливый – неаккуратный;  пламя - …огонь и т. д.                                              

                    Игра «Назови 5 слов признаков» (признаки предметов).                                   Показываем картинку или натуральный предмет и просим назвать 5 его признаков:                                                                                                                      Яблоко какое? Красное, сочное, сладкое, спелое, вкусное.                                        Платье какое? Детское, шелковое, чистое, пышное, модное.                              Дерево какое? Ветвистое, высокое, зеленое, стройное                                                   Стол какой? Компьютерный, деревянный, удобный, новый и т. д

                           Игра «Что это? Кто это?» (словарь).                                                                   Длинная –… дорога, лента.                                                                                            Холодный - …квас, родник, день.                                                                                 Колючий - …ёж, коврик. Круглый – помидор, мяч, стол.

                                           Игра «Если…, то»                                                  (словообразование относительных прилагательных).                                                      Если шишка от ели, то она какая?… еловая                                                                 Если дом из кирпича, то он какой?... кирпичный                                                                  Если мяч из резины, то он какой?…

                                Игра «Продолжи предложение»                                                       (образование качественных прилагательных).                                                                                                          Волка за жадность называют …жадным.                                                                            Медведя за силу называют …сильным.                                                                            Лимон на вкус…

                                         Игра«Чей? Чья? Чьё?»                                                                                                  (словообразование притяжательных прилагательных)                                                  Для создания интереса можно использовать картинки в книгах, закрывая части тела животных.                                                                                                      Хвост собаки чей? …собачий                                                                                        Грива лошади чья?…лошадиная                                                                                             Нос льва чей?...                                                                                                              Ружье охотника чьё?

                                          Игра «Один – много»                                                                                      (образование множественного числа существительных именительного падежа).                                                                                                                 Инструкция: «Я назову один предмет, а ты - когда их много: Окно - …окна, ухо – уши, стул - …, друг -…и т. д.

«Много чего?» (образование множественного числа существительных родительного падежа).                                                                                               Предлагаем ребенку продолжить предложение, используя слово много: Помидор, а …много помидоров                                                                                . Одна лошадка, а …много лошадок.                                                                       Одно яблоко, а …много …и т. д.

                                       Игра«Назови ласково »                                                                     (образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами)                                                                                                             Предлагаем ребенку назвать данное вами слово по- другому, т. е. ласково, подоброму».                                                                                                               Щенок – щеночек                                                                                                                   Зима – зимушка                                                                                                                  Скворец – скворушка и т. д.

                                             Игра «Он - она»                                                                                              (словообразование слов с суффиксами иц, ниц).                                                         Инструкция для ребёнка: Я назову слово в мужском роде, а ты – в женском: ученик – ученица; учитель – учительница; школьник – школьница; воспитатель – воспитательница                                                                            

Грамматический строй речи.                                                                        

Игра«Составь предложение».                                                                                

Ребенку предлагается один раз послушать «неправильное» предложение и составить верное:                                                                                                            Дети, гулять, парк.                                                                                                     Дети гуляют в парке.                                                                                                Аквариум, рыбка, плавать.                                                                                         Рыбка плавает в аквариуме.

                                           Игра «Считай предметы»                                                                                     (согласование существительных и числительных).                                   Предложите ребёнку пересчитать предметы по вашей инструкции:                        от 2 до 6, от 5 до 10. Два танка, три танка, … шесть танков.                                         Пять яиц, шесть яиц, … десять яиц и т. д.                                                                                

                                                 Игра «1-2-5»                                                                                                             (согласование существительных и числительных).                                                         Предложите ребёнку пересчитать предметы по схеме 1, 2, 5.                                      Одна рыбка, две рыбки, пять рыбок.                                                                         Одно яйцо, два яйца, три яйца.

                                                Игра «Жадина»                                                           (согласование местоимений МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ с существительными) Инструкция для ребёнка: «Представь, что ты жадный мальчик (девочка). Я буду называть предметы, а ты подбирай к ним слова мой, моя, моё, мои. Пальто – моё пальто, конфеты – мои конфеты, танк – мой танк. Языковой анализ и синтез.

                                           Игра «Посчитай, сколько слов»                                     (анализ предложений на слова).                                                                               Называем предложения, состоящие из 2, 3, 4 слов и просим посчитать количество слов:                                                                                                                  Машина едет. День был теплый. Около дома росла высокая береза и т. д.    

                             Игра «Подели на части» (слоговой анализ и синтез).                                                  Предлагаем поделить слова на части, слоги. Можно предложить «отхлопать» данные слова: дом, мак, утка, рама, малина, ракета и т. д.                                    

                                 Игра«Слоги перепутались».                                                                                              

Взрослый называет «запутаннее» слово, а ребёнок должен догадаться, как его произнести верно:                                                                                                     Машроки – ромашки;  скороводка – сковородка;  смакейка – скамейка; расафан – сарафан.

           Игра «Назови первый (последний) звук» (звукобуквенный анализ).                       Первый и последний звуки произносим утрированно: брат, страх, сок и т. д.

         Игра «Сколько всего звуков?» (звукобуквенный анализ и синтез). Просим посчитать количество звуков в слове. Допустимо считать звуки, используя пальцы: рак, мох, сом, крот, сумка и т. д.

                         Игра«Слово рассыпалось» (звукобуквенный синтез)

Собрать из звуков слово: К, О,Т;   М,А,К;  Р, У,К,А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Полезные игры для будущих первоклассников

Предложены игры на развитие произвольного внимания и памяти, в которые можно играть с ребенком дома и по дороге в детский сад....

Папка - передвижка "Обучающие игры для будущих первоклассников"

Данный методический материал будет интересен как родителям, так и педагогам дошкольных образовательных организаций. Вашему вниманию представлены обучающие игры, которые учат детей планировать, прогноз...

Дидактическая игра для будущих первоклассников «Вставь пропущенные буквы», "Вставь буквы правильно".

Вставьте пропущенные буквы и составьте из них новое слово.Цель: Развивать речь, память, мышление....

Игры для будущих первоклассников

Сборник игр, которые помогут будущему первокласснику легче адаптироваться в условиях школьной жизни....

Консультация для родителей "Игры для будущих первоклассников"

Консультация для родителей "Игры для будущих первоклассников"...

Памятка для родителей "Игры для будущих первоклассников"

Готовность к обучению в школе - это такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья...

Памятка для родителей: "Психологическая подготовка детей к школе. Игры для будущих первоклассников."

Готовность к обучению в школе - это такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья...