Речевые игры и упражнения с детьми по теме «Весна»
учебно-методическое пособие по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Автор статьи предлагает речевые игры и упражнения по теме "Весна" для занятий по развитию речи. Возраст: старший дошкольный. Главные задачи таких игр и упражнений:
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие связной речи и умения правильно выражать свои мысли;
- нахождение синонимов, антонимов, а также слов, схожих по звучанию.
Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию, развитию зрительного восприятия, образных представлений, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 14.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевые игры и упражнения с детьми по теме «Весна»
ИГРА «БЕЗ ЧЕГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВЕСНЫ?»
Цель: упражнять в подборе существительных и в
правильном согласовании слов.
Весна не может быть без … (яркого солнца).
Весна не может быть без …(луж).
Весна не может быть без… (ручейков).
Весна не может быть без…(майских жуков).
Весна не может быть без…(проталин).
Весна не может быть без…(капели).
Весна не может быть без…(подснежников). И т.д.
ИГРА «ПОМОЩНИКИ ВЕСНЫ»
Цель: упражнять в подборе определений к существительным.
ВАРИАНТ 1. Нарисуйте на листе бумаги солнышко. И попросите ребенка подобрать как можно больше слов о
весне. Каждое слово будет одним лучиком. Чем больше подберем слов, тем больше получится лучиков у нашего
солнышка! И тем теплее оно будет греть! Ребенок сказал слово – рисуем лучик. Этот лучик – это лучик от его
весеннего слова! Теперь Ваша очередь. Вы подобрали слово – новый лучик и так далее.
ВАРИАНТ 2. Нарвите или нарежьте на кусочки лист белой бумаги. В нашей игре это будут комья снега. Возьмите
рисунок с изображением подснежника. Положите на рисунок подснежника Ваши снежные кусочки бумаги так,
чтобы цветка не было видно из-под снежного сугроба. Покажите получившийся снежный сугроб ребенку.
Предложите ребенку помочь весне, растопить снежный сугроб и увидеть, что спрятано под сугробом снега. Чтобы
помочь весне, надо подобрать весенние слова. Одно слово весеннее сказано – убираем один комочек снега. Задача –
помочь весне растопить снег полностью. А под снегом ребенка ждет сюрприз – первые весенние цветы – подснежники, которым он будет очень рад.
Примерный словарь для игры:
-Весна какая? Чудесная, ранняя, поздняя, теплая,
солнечная, сырая, долгожданная, яркая, холодная.
-Солнце какое? Теплое, яркое, блестящее, желтое, лучистое, огромное, веселое, радостное.
-Небо какое? Голубое, чистое, весенние, высокое, веселое, ясное.
-Почки какие? Клейкие, набухшие, ароматные.
-Травка какая? Зелёная, первая, душистая, молодая.
-Ручьи какие? Бурные, быстрые, звонкие, веселые, журчащие, стремительные, шумные, холодные, весенние.
ИГРА «КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЁТ ДЕЙСТВИЙ?»
Цель: упражнять в подборе глаголов, соответствующих весенним явлениям природы.
- Что делает солнце весной? (светит, освещает землю, согревает, греет, радует, блестит)
- Что делает ручей весной? (бежит, течет, журчит, звенит)
- Что делает трава весной? (всходит, появляется, прорастает, пробивается, зеленеет)
- Что делают почки весной? (наливаются, набухают, растут, раскрываются; из почек появляются первые листочки)
- Что делают птицы весной? (прилетают, возвращаются в родные края, поют, щебечут, вьют гнезда, поселяются в
скворечниках, выводят птенцов)
ИГРА «ОДИН - МНОГО»
Цель: согласование имен числительных и имен существительных.
- Одна лужа. Если несколько, то как о них скажем? (Лужи.) А много чего? (Луж):
Ручей - ручьи – ручьев.
Дерево - деревья – деревьев.
Туча – тучи – туч.
Проталина – проталины – проталин.
Сосулька – сосульки – сосулек.
Лужайка – лужайки – лужаек.
Почка – почки – почек.
Гроза – грозы – гроз. И т. д.
ИГРА С МЯЧОМ «НАЗОВИ ЛАСКОВО»
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
«Мячик маленький поймай.
Да словечком приласкай».
Взрослый, бросая мяч ребенку, называет первое слово по теме, например, ручей, а ребенок, возвращая мяч взрослому, называет это слово ласково – ручеек.
Солнце - (солнышко)
Гнездо - (гнездышко)
Лист – (листик)
Птица – (птичка)
Дерево – (деревце) и т. д.
ИГРА «НАОБОРОТ»
Цель: учить подбирать антонимы к словам.
Предложите ребенку сказать наоборот:
Снег зимой чистый, а весной … (грязный)
Зимой дни холодные, а весной … (теплые)
Зимой солнце тусклое, а весной …(яркое)
Зимой небо пасмурное, а весной..(ясное)
ИГРА «ПОСЧИТАЙ - 1,2,3,4,5»
Цель: согласование имени существительного с числительными.
Один ручей – два ручья…– пять ручьев.
Одно дерево – два дерева..– пять деревьев.
Одна блестящая сосулька – две блестящие сосульки..– пять блестящих сосулек. И т. д.
ИГРА «ХЛОПНИ В ЛАДОШИ»
Цель: развитие слухового внимания.
Взрослый произносит слова. Если слово о весне, ребенок хлопает в ладоши.
Солышко, листопад, тает, вьюга, журчит, холодно, набухают почки, прилетают птицы, подснежник, снегопад, дождь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БУКЛЕТ ДЛЯ РОДИТЕЛЙ "РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТЬМИ КАК ДОМА, ТАК И ПО ДОРОГЕ В ДЕТСКИЙ САД ИЛИ В ПУТЕШЕСТВИИ»
Методическая разработка для работы с родителями...

РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ С ДЕТЬМИ ПО ТЕМЕ «ВЕСНА», 5-6 лет
Эти речевые игры могут быть полезны как воспитателям, так и родителям....

Игры и упражнения для закрепления лексической темы: "Весна. Приметы весны. Перелетные птицы" для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.
Представленный материал для закрепления лексической темы "Весна. Приметы весны. Перелетные птицы". Для совместной работы детей и родителей. Длительность проекта две недели. Первая неделя: &q...

Речевые игры и упражнения по теме "Весна"
Игры и упражнения на обогащение словаря, развитие связной речи по лексической теме "Весна"...
Речевые игры и упражнения на тему "Весна"
Речевые игры для детей...

Речевые игры и упражнения с детьми по теме «Весна»
Речевые игры полезны по нескольким причинам:Развитие речи. Игры пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь и умение правильно выражать свои мысли....

