Самообразование по теме "Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет"
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 1 «СКАЗКА»»
План самообразования воспитателя «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет» в первой младшей группе
Составили воспитатели:
Калеева Ф.Ф.
Максимова Т.А.
2024 г.
Цель: Активизация речевой деятельности детей раннего возраста с помощью произведений русского фольклора, развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей малышей на основе устного народного творчества.
Задачи:
- Привлекать детей к прослушиванию народных песенок, потешек, сказок сопровождая чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а так же прослушивании произведений без наглядного сопровождения;
- Сопровождать чтение фольклорных произведений игровыми действиями;
- Представлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении знакомых произведений;
- Поощрять попытки прочитать текст песенки, потешки целиком с помощью взрослого;
- Помогать детям играть в хорошо знакомую сказку.
Актуальность выбранной темы:
В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.
Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей раннего дошкольного возраста – помочь им в освоении речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, пестушки, потешки, прибаутки, песенки, колыбельные, сказки).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей раннего возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, колобок- румяный бок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения малышам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Информационно-аналитический этап работы над темой самообразования.
Этапы | Пути реализации и формы работы. Содержание работы | Сроки | Способы оформления материала для использования в практической работе. Практическая деятельность. | |
Диагностический | Изучение литературы по теме: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС Д О). 2. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.- метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008. 3. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005 Оценка имеющихся условий для активизации речевой активности.
Анкетирование родителей
| Познакомится с интернет- ресурсами. Изучить ФГОС (целевые ориентиры ребенка-дошкольника). | ||
Прогностический | Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач. | Планирование работы по следующим разделам: -изучение методической литературы; -работа с детьми; -работа с семьёй; -самореализация. | ||
Практический | Внедрение опыта работы.
(применение игровой технологии для работы с детьми).
Результаты анкетирования родителей. | Рассказывание сказки» Курочка ряба» (с использованием театра би-ба-бо). Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». Досуг «Кто к нам в гости пришёл?» (повторение знакомых потешек, сказок). Семейный конкурс: «Сделаем своими руками» (изготовление кукол, героев сказок, персонажей потешек из бросового материала). Опросник для Анкетирование для родителей «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка» Открытый просмотр в рамках весеннего утренника: театрализация сказки «Теремок» | ||
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. Распространение опыта своей работы. Обобщение результатов инновационной деятельности на педагогических советах. | Результатами работы по данной работе я считаю: - Развитие речи как средства общения. На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развито понимание речи и продолжается активизация словаря: -Употребление усвоенных слов в самостоятельной речи детей - Способствование развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания - Освоение диалогической и монологической речи. - Развитие предпосылок развития сюжетно-ролевой игры - Развитие активности и понимания речи - Реализуется система работы с родителями по развитию речи детей 2 – 3 лет - Обогащение развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Речевое В результате работы по теме самообразования - у большинства детей повысился интерес к устному народному творчеству; -обогатилась устная речь; -развились фантазия и воображение; -у родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития ребенка; -расширились представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка. | ||
Перспективный план по самообразованию.
Месяц | Тема | Формы работы | Задачи | Работа с родителями |
Сентябрь | Потешка
| Чтение, игры рядом
| Воспитывать у детей умение слушать и воспринимать художественное произведение, при повторном слушании произносить отдельные слова из текста, подражать действиям взрослого.
| Консультация «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет». Познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей раннего возраста. |
Октябрь | Потешка «Петушок, петушок…» Сказка
| Чтение потешки с использованием игрового упражнения Хороводная игра | Помочь детям понять содержание русской народной песенки. Вызвать эмоциональный отклик Привлекать детей к посильному участию в театрализованном представление. Побуждать детей использовать в собственной речи отрывки из сказки. Помочь детям понять содержание русской народной песенки, учить детей водить хоровод, сопровождать свою речь. | Знакомство родителей с развивающей средой группы. Анкетирование родителей «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка» |
Ноябрь | Потешка «Пошёл котик на торжок…» Сказка «Козлятки и волк»
«Пальчики- грибочки». | Чтение потешки, рассматривание иллюстрации Рассказывание сказки Разучивание, игровое упражнение | Помочь детям понять содержание русской народной песенки. Вызвать эмоциональный отклик. Познакомить детей с новой для них р. н. сказкой. Формировать умение слушать молча, не отвлекаясь. Развивать речь посредством мелкой моторики. Поощрять попытки прочитать текст песенки. | Беседа «Использование фольклора в развитие речи детей раннего возраста». Познакомить родителей с содержанием работы по ознакомлению детей с для родителей.художественной литературой и фольклором – как средством развития речи детей. |
Декабрь | Потешка
| Чтение потешки, обсуждение Рассказывание сказки с использованием пальчикового театра Разучивание песенки | Воспитывать у детей умение слушать и воспринимать новое произведение, при повторном слушании произносить отдельные слова из текста.
| Разучивание фольклорного материала- песенок, потешек, пальчиковых игр. Знакомство с тематикой, предоставить памятку текстов. |
Январь | Потешка Сказка «Три медведя» «Каравай» | Чтение потешки, ситуативный разговор Рассказывание сказки Хороводная игра | Помочь детям понять содержание потешки, запомнить слова : аленькая- аленька», опушка, чернобровая - черноброва; вызвать желание слушать потешку неоднократно и помогать воспитателю читать её. | Сообщение «Воспитываем любовь к книгам». Расширять представление родителей о роли книги в воспитании ребёнка. |
Февраль | Потешка «Чики-чики-чикалочки...» Сказка «Заюшкина избушка» Пальчиковая игра «Сорока-белобока…» | Заучивание наизусть потешки Чтение сказки, ситуативный разговор Игровые упражнения | Помочь детям запомнить содержание русской народной песенки. Вызвать эмоциональный отклик. Познакомить детей с новой сказкой. Помочь понять её содержание, оценить поступки героев. | Знакомство с книжным уголком в группе. Предоставить тематику сказок и игр- театрализации по сказкам. |
Март | Сказка «Теремок» . | Инсценировка сказки.
| Помогать детям играть в хорошо знакомую сказку, воспроизводить диалоги между сказочными персонажами. Продолжать знакомить детей с обрядовой поэзией. Развивать речь посредством мелкой моторики. Закреплять у детей умение играя с пальчиками самостоятельно проговаривать текст.
Помочь детям понять содержание загадок, учить отгадывать. | Консультация «Как организовать праздник в семье». Знакомство родителей с играми, которые можно предложить на семейном празднике (игра- драматизация, пальчиковые игры, обыгрывание потешек, кукольный театр). |
Апрель | Сказка «Маша и медведь»
| Рассказывание сказки, обсуждение | Воспитывать у детей умение слушать большую по объёму сказку и понимать её содержание, вызвать желание участвовать в обсуждении отдельных эпизодов. Закреплять у детей умение играя с пальчиками, самостоятельно проговаривать текст. Продолжать формировать интерес к обрядовой поэзии. | Сделаем своими руками. Изготовление кукол, героев сказок, персонажей потешек из бросового материала. |
Май | Потешка «Ай, качи-качи-качи…» . Сказка «Маша и медведь».
| Чтение потешки | Помочь детям понять содержание русской народной песенки. Вызвать эмоциональный отклик. Воспитывать у детей умение слушать большую по объёму сказку и понимать её содержание, вызвать желание участвовать в драматизации отдельных эпизодов. Помочь детям понять содержание русской народной песенки, учить детей водить хоровод, сопровождать свою речь | Подведение итогов. Рассказать об успехах детей, об их достижении в речевом развитии. Об успешной работе педагогов и родителей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования воспитателя 1 младшей группы «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».
Активизация речевой деятельности детей раннего возраста с помощью произведений русского фольклора, развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей малышей на основе устного нар...
Самообразование: «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».
Самообразование: «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет»....

План самообразования воспитателя 1 младшей группы «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».
quot; Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет"...

План самообразования воспитателя «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».
В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия лите...

План самообразования «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 1,5-3 лет».
В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повыша...
