Развитие речи по русским народным сказкам
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Задачи:
Образовательные:
- Учить узнавать знакомые сказки по иллюстрациям.
- Совершенствовать звуковую культуру речи, обогащать словарь.
Развивающие:
- Развивать артикуляционный аппарат, речь, внимание, воображение,
- Развивать мышление, эмоциональную отзывчивость,
- Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог.
Воспитательные:
- Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к народному творчеству;
- воспитывать любовь к родному языку через знание русских и казахских народных сказок.
- Воспитывать любовь к русским и казахским народным сказкам.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Тобелерская средняя общеобразовательная школа им.А.Кожабаева»
Детский сад «Балапан»
Выполнила воспитатель:
Актаева К.К.
с.Тобелер, 2025
Содержание:
1. НОД по развитию речи в средней группе: « Путешествие в страну сказок»
2. Картотеки дидактических игр по русским народным сказкам.
3. Литература.
1. НОД по развитию речи в средней группе
Тема: « Путешествие в страну сказок»
Цель: развитие речи детей на материале русских и казахских народных сказок.
Задачи:
Образовательные:
- Учить узнавать знакомые сказки по иллюстрациям.
- Совершенствовать звуковую культуру речи, обогащать словарь.
Развивающие:
- Развивать артикуляционный аппарат, речь, внимание, воображение,
- Развивать мышление, эмоциональную отзывчивость,
- Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог.
Воспитательные:
- Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к народному творчеству;
- воспитывать любовь к родному языку через знание русских и казахских народных сказок.
- Воспитывать любовь к русским и казахским народным сказкам.
Оборудование: мультимедийный проектор, магнитофон, аудиозапись, корзинка с фигурками героев сказки «Теремок», предметные картинки - ложка, тарелка, стул, кровать, стол, чашка.
ХОД НОД
Мотивация
- Ребята, сегодня утром в детский сад пришло сообщение. Давайте послушаем его,
«Здравствуйте дорогие ребята! Я, Королева сказки, очень хочу познакомиться с вами, и поэтому приглашаю вас к себе в гости в свое королевство. С собой захватите знания о сказках, о ее героях. До скорой встречи! Королева сказки»
Основная часть.
- Ну что, ребята, вы согласны отправится в королевство сказки? приглашение принимаем? (да)
Тогда в путь-дорогу!
- Мы с вами полетим на воздушном шаре. Сначала надо надуть шар. Давайте встанем в круг. Возьмем воображаемый насос и под звук «Ф-ф-ф! будем надувать шар. Воздух надо вдыхать через нос, а выдыхать – рывками, произнося звук «ф-ф-ф-ф».
- Ну что, шар надули, теперь полетим, с высоты все внизу кажется таким маленьким, мы пролетаем через леса, луга и поля. Во время полета давайте, мы с вами будем повторять чистоговорки
Са - са – са – вижу я леса
Ля – ля - ля – вижу я поля
Га - га - га – вижу я луга.
- Вот и полянка, которая нам нужна. Надо приземляться, для этого немного сдуем наш воздушный шар. Давайте покажем, как воздушный шар сдувается. Делаем вдох через нос и выдыхаем воздух со звуком «с-с-с-с».
- Вот мы и приземлились. Теперь давайте, сядем на стульчики.
- Посмотрите вокруг, куда мы с вами попали.
Нас встречает Королева сказки.
- Здравствуйте, ребята!
-Здравствуйте!
Как я рада, что вы приехали! Вы любите сказки? Авы знаете, что все сказки живут в замечательной стране, которую так и называют – Страна сказок?
По дорожке я иду,
Корзину полную несу…
Что в корзине? Угадай!
Угадаешь – называй их на руссом и на казахском языке.
- Здесь находится подсказки. По ним вы узнаете сказку. Я загадаю загадки, вы должны отгадать и я вам достаю из корзины этих героев.
1. Живет в норке, грызет корки. Короткие ножки, боится кошки. (Мышка)
2. Зверь лохматый, косолапый, он сосет в берлоге лапу. (Медведь, аю)
3. Серовато, зубовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет. (Волк, каскыр)
4. Что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы – уши больше головы. (Заяц, коян)
5. Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет. (Лиса, тулки)
6. Скачет зеленая зверушка, не рот, а ловушка. Попадут в ловушку и комар и мушка. (Лягушка, бака)
- Ребята, из какой сказки эти звери?
- Правильно, из сказки «Теремо
Теперь смотрите на экран. Кто там у нас?
«Колобок»
- Как называется это сказка по казахский «Бауырсак»,
- А на алтайском языке называется «Теерпек».
Теперь поиграем в игру. Игра называется «Собери сказку»
- Вам необходимо выбрать те крышечки, на которых изображены только герои сказки «Колобок»,
- Молодцы ребята справились с заданием. Теперь следующее задание:
«Подбери слово» (подбор прилагательных)
Колобок, бауырсак (какой?) весёлый, смелый, хвастливый,кушти…
Заяц, коян – трусливый, серый, белый, пушистый, маленький, коркак….
Волк, каскыр – зубастый, злой, серый, голодный, аш……
Медведь, аю – косолапый, большой, неуклюжи, улкен…..
Лиса, тулки – рыжая, хитрая, сары…….
- Давайте отдохнём и проиграем.
Физминутка «Поиграем с Королевой»
По залу разбросаны следы медведей большие и маленькие.
- Чьи то следы. Как вы думаете чьи? Давайте мы с вами пойдем по следам,
интересно куда они ведут?
- К какой сказке они нас привели? «Маша и медведь»
Игра «Большой - маленький»
- Ребята, как вы думаете, медведь какой? Значит все предметы у него какие?
- А Маша?
- Давайте назовём эти предметы
У медведя – ложка, у Маши – ложечка;
У медведя – тарелка, у Маши – тарелочка;
У медведя – стул, у Маши – стульчик;
У медведя – кровать, у Маши – кроватка;
У медведя – стол, у Маши – столик;
У медведя – чашка, У Маши - чашечка.
- Королева сказки говорит, ребята, посмотрите на экран. Что за сказка? (на экране появляется слайд с картинкой сказки «Репка»)
- Давайте вспомним героев этой сказки. (перечисление героев сказок). Теперь сделаем зарядку для язычка. Я начинаю, а вы заканчиваете
Сказка «Волк и семеро козлят»
Игра «Я - строитель»
Из вырезанных деталей соберите дом для козы и козлят. Собирая дом рассказывайте что вы делаете, постарайтесь вспомнить и повторить некоторые описания внешнего вида дома, (как выглядит труба, стены, насколько он стал высоким…)
Описательный рассказ – как один из видов монологической речи.
Молодцы ребята, вы очень любите сказки, знаете их героев, но сказочное наше путешествие заканчивается, и нам пора возвращаться в детский сад. И за это Королева вам дарит медальки.
Для того, что бы очутиться в нашем детском саду, давайте все вместе произнесем волшебные слова:
2 раза хлопни, 3 раза топни,
Вокруг себя обернись,
В нашем детском саду очутись!
Рефлексия
- Вам понравилось наше путешествие?
- А что именно понравилось?
- Что вы узнали нового?
Я очень рада. Всем спасибо !
2. Картотеки дидактических игр по русским народным сказкам.
Словесно-дидактическая игра «Козлята и зайчик»
Дидактическая задача: Учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки
Игровое действие: Сначала дети вспоминают сказку «Козлята и волк». Ее можно напомнить, используя настольный театр. Сказка заканчивается, но воспитатель предлагает послушать, что было дальше: «Ушла коза снова в лес. Козлята остались одни дома. Вдруг в дверь снова постучались. Козлята испугались и попрятались. А это был маленький … (показывается игрушка) зайчик. Зайчик говорит: …(«Не бойтесь меня, это я – маленький зайчик».) Козлята … (впустили зайчика). Они угостили его …(капустой, морковкой). Малыши поели и стали … (играть, веселиться, резвиться). Зайчик играл … (на барабане), а козлята … (весело прыгали).
Словесно-дидактическая игра «Курочка-рябушка»
Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении.
Игровое действие: воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой курочки, предлагает вспомнить сказку «Курочка Ряба». После рассказывания сказки объясняет, почему ее называют «Ряба». Затем предлагает детям поиграть. Считалкой выбирают курочку. Воспитатель надевает ей шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя:
- Курочка Ряба, куда ты пошла?
- На речку.
- Курочка Ряба, зачем ты пошла?
- За водичкой.
- Курочка Ряба, зачем тебе водичка?
- Цыпляток поить.
- Курочка Ряба, как твои цыплятки просят пить?
- Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.)
Настольно-печатная игра «Парные картинки»
Дидактическая задача: Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правило игры.
Материал: парные картинки-иллюстрации из русских народных сказок и фишки
Настольно-печатная игра «Сложи картинку»
Дидактическая задача: Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность
Игровые правила: Не ошибиться в выборе. Выигрывает тот, кто раньше других сложил и назвал свою картинку
Словесно-дидактическая игра «Радио» (старший дошкольный возраст)
Дидактическая задача: Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей
Игровое действие: Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня, мы будем играть в новую игру, называется «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет рассказывать детей нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать. Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой. Зубки у нее острые, шубка тепленькая, рыженькая, она красивая, лукавая, коварная. Кто же это? Какие вы знаете сказки, в которых героиней была бы лиса? («Лиса и журавль», «Лиса и волк»)
Настольно-печатная игра «Расколдуй сказку»
Дидактическая задача: Развивать у детей интеллектуальные способности, умение использовать условные заместители (символы) реальных предметов
Игровое действие: Рассмотреть с детьми таблицы и объяснить, что злой волшебник заколдовал зверей из сказки: петушка превратил в круг, собачку в овал, ежика в крестик и т.д. Вначале воспитатель закрывает часть таблицы с условными знаками белой полосой. Дети должны вспомнить и нарисовать справа от каждой картинки соответствующий символ. Затем закрывает «заколдованных» животных и предлагает детям назвать их.
Когда задание будет выполнено можно с детьми сочинить небольшие сказки и записать их на карточки, заменив героев знаками. Ребенок «расколдовывает» свою сказку, подставляя нужный персонаж.
«Назови героев сказки» (Учить детей отгадывать сказку по словам главного героя, а потом называть остальных героев сказки).
«Это простая ложка – Котова, это простая ложка – Петина, а это не простая, точёная, ручка золочёная, - моя. Никому её не отдам!»
Кот, петух, Жихарка. Сказка «Жихарка»
«Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!»
Лиса, Журавль. Сказка «Лиса и журавль»
«Давай, друг, зимовье строить! Я стану из леса брёвна носить да столбы тесать, а ты будешь щепу драть».
Бык, свинья, баран, петух, кот. Сказка «Зимовье»
«Кто где живёт» (закрепление знания русских народных сказок «Теремок» и «Зимовье», закреплять понятия «домашние, дикие животные»).
Надо расставить предложенных животных к теремку и зимовью.
«Назови сказку по главному герою» (развитие быстроты реакции, активности, самостоятельности мышления, учить называть сказку по персонажу).
Предлагаются изображения героев сказки, дети называют в каких сказках они встречаются. Например: петух – «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Зимовье», «Кот, петух и лиса» и др.
«Расскажи сказку по иллюстрациям» (побуждать детей к пересказу знакомой сказки; создать условия для творческого самовыражения)
Дети раскладывают картинки по порядку и рассказывают содержание сказки.
«Расскажи сказку по героям» (побуждать детей к пересказу сказки).
Дети раскладывают героев сказки и пересказывают содержание сказки.
«Узнай сказку по нарисованному предмету» (закрепление знания знакомой сказки, развитие памяти, воображения, мышления и речи).
Дети отгадывают по предмету героя сказки, в каких сказках встречается герой.
«Найди пару» (закрепление знания о героях сказок, активировать в памяти любимых героев и персонажей из сказок, учить соотносить волшебный предмет с героем сказки).
Дети находят к герою сказки волшебный предмет. Например: Царевне – лягушке – стрелу.
«Отгадай загадку» (развитие аналитико-синтетического мышления, учить детей соотносить описание сказки (или персонажа) с загадкой).
Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляла сноровку.
Хлебы пекла и скатерти ткала.
Шила рубашки, узор вышивала.
Лебедью белой в танце плыла.
Кто мастерица эта была? ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ
Вёдра он послал на речку,
Сам спокойно спал на печке.
Спал он целую неделю.
А зовут его… ЕМЕЛЯ
Сдобный, пышный, круглощёкий,
У него румяный бок.
Убегает по дорожке
И зовётся… КОЛОБОК
Унесла его лиса
Аж за тёмные леса,
Слышен тонкий голосок
Кто же это? ПЕТУШОК
Он герой нам всем известный
И с волшебным словом вместе
Может целую неделю
На печи лежать … ЕМЕЛЯ
Он гремит костями страшно.
Злобный, жадный и ужасный.
Ходит в чёрном он плаще
И зовётся царь… КАЩЕЙ
Кощеем заколдована,
Иваном очарована,
Зелёная подружка –
Царевна - … ЛЯГУШКА
«Докончи» (закрепление знание о героях сказк)
Кощей - … (Бессмертный)
Змей- …(Горыныч)
Конёк - …(Горбунок)
Василиса - … (Прекрасная, Премудрая)
Баба - … (Яга)
Мальчик - … (с-пальчик)
Курочка - … (Ряба)
Иван - … (дурак)
Воробей - … (крылатый)
Мышонок - … (мохнатый)
Сивка - … (бурка)
Игры для закрепления знания русских народных сказок
«Кто за кем? »
Цель игры: Закрепление знания сказок. Развитие грамматического строя речи, знакомить детей с предлогами: за, перед, до, после, между; учить ориентироваться в пространстве, развивать наглядное мышление. Развивать элементарные математические представления: сначала, потом, первый, второй, последний.
Ход игры:
1. Ведущий просит разместить героев знакомой сказки в определённой последовательности. После этого просит ребёнка объяснить: кто за кем пришёл, встретил; кто как стоит, используя различные предлоги. Ведущий задаёт наводящие вопросы.
2. Если ребёнок успешно овладел всеми понятиями, можно игру усложнить, добавив понятия право, лево.
За правильное выполнение задания ребёнок получает жетон.
«Расскажи по картинке».
Цель игры: Расширение словарного запаса, развитие связной речи, творческого мышления, наблюдательности.
Ход игры:
Выбирается сказка взрослым (это может быть сказка, которая изучается в данный момент). Ведущий берёт одного из героев сказки и описывает его: рассказывает как он выглядит, добрый или злой, большой или маленький, что он делает по ходу сказки и т. д. После этого он просит детей повторить, что он рассказал.
«Найди по силуэту».
Цель игры: Развитие речи, наглядного мышления, внимания, образной памяти.
Ход игры:
Ведущий просит детей рассмотреть фигурки со всех сторон. Далее он объясняет, что такое силуэт, и просит детей обвести пальчиком силуэт фигурки, а затем – карандашом.
Ведущий выкладывает фигурки обратной стороной и просит найти героев сказки, предметы.
«Покажи одинаковое».
Цель игры: Расширение словарного запаса. Учить детей мыслительным операциям: сравнению, обобщению, логическому мышлению. Развивать фантазию, уметь классифицировать предметы по разным признакам.
Ход игры.
Ведущий рассказывает о том, что есть одинаковые предметы, части тела у разных людей, животных и т. д., и просит показать детей одинаковое.
Затем он просит ответить на его вопросы и показать одинаковое на фигурках. Например, у кого есть хвосты, кто одет в юбки, чем похожи дед, бабка, внучка (ходят на ногах, люди, чем похожи Жучка, кошка, мышка (животные) и т. д
«Собери из частей».
Цель игры: развитие речи, внимания, памяти, мышления, координации движений рук.
Ход игры:
Взрослый показывает детям фигурки героев сказок. Спросите, как их зовут. Затем покажите, что из частей можно сложить фигурку любого из героев.
Затем части карточек перемешиваются, и взрослый просит малыша отгадать загадку и сложить фигурку героя.
«Я назову, а вы продолжите».
Цель игры: развитие речи, закрепление знания сказок, развитие внимания, мышления, памяти.
Ход игры:
Взрослый называет одного из героев, а дети добавляют его сказочное название.
Младший и средний возраст
Мышка - … (норушка)
Лягушка - … (квакушка)
Зайчик - … (побегайчик)
Лисичка - … (сестричка)
Волчок - (Серый бочок)
Медведь - … (косолапый)
Петушок - (Золотой гребешок)
Гуси - (Лебеди)
Сестрица - (Алёнушка)
Братец - (Иванушка)
Серый … (волк)
Баба - … (Яга, костяная нога)
Коза - … (дереза)
Красная (шапочка)
Курочка - … (Ряба)
Муха - … (Цокотуха)
Царевна - … (лягушка)
Сивка … (бурка)
Серебряное … (копытце)
Цветик - … (семицветик)
Илья … (Муромец)
Добрыня … (Никитич)
Соловей - … (разбойник)
Василиса … (Прекрасная)
Мальчик … (с пальчик)
Конёк – (Горбунок)
Гадкий … (утёнок)
«Из какой сказки герой? ».
Цель игры: Закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти.
Ход игры:
Детям раздаются большие карточки. Ведущий показывает карточки с сюжетами сказок. Тот ребёнок, у которого на большой карточке изображен герой из сюжета сказки, называет сказку и берёт карточку себе.
Выигрывает тот, кто быстрее соберет все сказки.
«Помоги герою найти свою сказку».
Цель игры: Закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти.
Ход игры:
Взрослый показывает детям картинку и говорит, например: «Петушок пошёл гулять и заблудился. Давайте поможем ему вернуться в свою сказку». Дети рассматривают картинку и называют подходящую сказку.
«Большой – маленький».
Цель: Упражнять в образовании слов по аналогии. Развитие речи, наблюдательности, выразительности движений.
Описание игры: Воспитатель называет название взрослого животного. Ребёнок называет название его детёныша. Затем изображают детёныша животного.
«Я начну, а ты продолжи».
Цель: Закрепление знания сказки, развитие связной речи, умение внимательно слушать друг друга.
Материал: персонаж – герой выбранной сказки.
Ход игры: Дети сидят в кругу. У воспитателя в руках персонаж – герой сказки, которую дети будут рассказывать. Воспитатель начинает сказку (говорит одно – два предложения) и передаёт сидящему рядом ребёнку. Ребёнок продолжает, говоря тоже одно – два предложения, и передаёт следующему.
«Угадай сказку».
Цель: Закрепление знания сказок и сказочных героев, развитие связной речи, внимания, наглядного мышления.
Материал: используются фигурки сказочных героев одной из сказки.
Ход игры: Взрослый прикрепляет на фланелеграф фигурки сказочных героев персонажей какой - либо сказки и просит детей назвать эту сказку.
«Назови сказку»
Цель: Закрепление знания сказок и сказочных героев, развитие связной речи, внимания, памяти, наглядного мышления.
Ход игры: Ребёнок бросает кубик на игровое поле. Когда кубик остановиться на одном из сюжетов, ребёнок называет сказку и её героев.
«Что изменилось? » - 2.
Цель игры: Развитие связной речи, внимания, наглядного мышления.
Ход игры;
На столе перед детьми стоят фигурки героев одной сказки. Воспитатель называет героев. Затем дети закрывают глаза и воспитатель убирает одну игрушку. Дети открывают глаза и воспитатель спрашивает: «Кто убежал в лес? » Дети должны сказать, что изменилось.
«Найди сказочных героев».
Цель: Закрепление знания сказок и сказочных персонажей. Развитие речи, памяти, внимания, мышления.
I вариант:
Материал: Фигурки сказочных героев, сюжеты сказок.
Ход игры:
Воспитатель раздаёт детям фигурки или резиновые игрушки сказочных героев. На столах разложены сюжеты разных сказок. По команде воспитателя дети к каждому сюжету ставят своего сказочного героя.
II вариант.
Материал: большие карты, на которой изображен сюжет какой – либо сказки; маленькие карточки с изображением сказочных героев сказки.
Ход игры:
Игра проводиться по принципу лото. Детям раздаются большие карты. Ведущий показывает маленькие карточки. Дети, у которых герой из сказки, изображенной на большой карте, называет героя и берёт его себе. Выигрывает тот кто первым заполнит свою карту.
Литература:
1.Поляк Л.Я. театр сказок сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок.- СПб.: детство-пресс, 2001.
2. Шаманская Л.Н. Козина Л.Ю. путешествие по сказкам: нравственное развитие дошкольников с ОНР. – М.:ТЦ «Сфера», 2010.
3. 1000 загадок. – Ярославль: Академия развития
4.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Конспекты занятий: 5-6 лет - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2020
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи "Рассказывание русской народной сказки "Колобок"
Цель: Познакомить со русской народной сказкой "Колобок". Закреплять умение наклеивать готовые формы. Развивать мышление, речь. Воспитывать любовь к народным сказкам.Занятие проходит в игровой форме. С...

Конспект занятия по развитию речи ""Mоделирование русской народной сказки "Зимовье"
Программное содержание. Формирование у детей устойчивый интерес к книге, умение слушать и понимать услышанное. Учить детей оценивать харак...

Конспект занятия по развитию речи "Перессказ русской народной сказки Пых" во 2 младшей группе.
С помощью настольного театра дети учатся вместе с воспитателем пересказывать небольшой по объему текст сказки, в игровой и занимательной форме закрепляют полученные знания по теме "Овощи-фрукты"....

Конспект занятия по развитию речи. Тема: русская народная сказка" Курочка Ряба"
Конспект разработан с целью развития речи, пополнения активного и пассивного словаря у детей раннего возраста. Для привлечения внимания используется эффект "появления" персонажа. Подвижная игра в ходе...

Конспект НОД по развитию речи тема: Русская народная сказка «Колобок».
Конспект НОД по развитию речи тема: Русская народная сказка «Колобок». Дидактическое упражнение «Где колобок».Дидактическое упражнение «Отгадай и назови» Программные задачи:1....

Конспект по развитию речи пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка»
Цели: Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинок, продолжать закреплять умения давать полные ответы, пополнять словарный запас, развивать связную речь детей, умени...
ОО «Речевое развитие» Конспект НОД по развитию речи «Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл» в подготовительной группе
Цель: продолжать учить детей пересказывать сказку близко к тексту.Задачи:1. закрепить знания о русских народных сказках, где есть героиня – лиса;2. познакомить с новой русской народной сказкой «Л...

