Игры для дошкольников по развитию речи с использованием ТРИЗ.
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Рожкова Ирина Юрьевна

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) учит анализировать объекты и ситуации как системы, что помогает структурировать мысли и ясно выражать их в речи. ТРИЗ - это умение мыслить нешаблонно и ясно выражать свои идеи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

🎯 Игры для дошкольников по развитию речи с использованием ТРИЗ.

Учитель – логопед МБДОУ № 9 г.Шахты Рожкова Ирина Юрьевна.

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) — это методика, разработанная Генрихом Альтшуллером, которая изначально применялась в инженерии и техническом творчестве. Однако её принципы оказались полезными и в других областях, включая развитие речи и нестандартного мышления.  

ТРИЗ учит анализировать объекты и ситуации как системы, что помогает структурировать мысли и ясно выражать их в речи. ТРИЗ — это не только про изобретения, но и про умение мыслить нешаблонно и ясно выражать свои идеи. Её применение в развитии речи и креативного мышления помогает:  

 Говорить структурированно и убедительно. Расширяется словарный запас, связная речь, грамматика.  

 Находить неочевидные решения проблем. Развивается креативность, фантазия.

 Развивать воображение и гибкость ума, логику (анализ, сравнение, причинно-следственные связи.

 

🎲  7 ИГР С ПОШАГОВЫМ ОПИСАНИЕМ

1. 🎭 «Хорошо — плохо» 

Цель: Учить видеть противоречия в предметах и явлениях.  

Как играть:  

1. Назовите объект (например, ветер).  

2. Дети по очереди говорят:  

    Хорошо: «Можно запускать воздушного змея!»  

     Плохо: «Можно замёрзнуть».  

3. Усложнение: Предложите решить проблему (Как сделать ветер только полезным?).  

Примеры объектов:  

 Солнце, 🌧 Дождь,  Снег, � Лужа.  

2.  «Да — нет» (ТРИЗ-загадки) 

Цель: Учить задавать правильные вопросы.  

Правила:  

1. Загадайте предмет (например, морковь).  

2. Дети задают вопросы, на которые можно ответить только «Да» или «Нет»:  

   - «Это растёт в земле?» (Да)  

   - «Оно сладкое?» (Да)  

3. Кто угадает — становится ведущим.  

Совет: Начните с простых предметов (🍎 яблоко, 🚗 машина), потом переходите к абстрактным (радость, темнота).  

3. 🎒 «Волшебный мешочек»  

Цель: Развивать тактильное восприятие и описательную речь.  

Ход игры:  

1. Положите в мешочек 5–7 предметов (🔑 ключ, 🧸 игрушка, 🍈 шишка).  

2. Ребёнок ощупывает предмет и описывает:  

   - «Он твёрдый, холодный, с дырочкой» (🔑).  

3. Остальные угадывают.

Усложнение: Придумать необычное использование (ложка — это микрофон для куклы).  

4.  «Что сначала, что потом?»  

Цель: Учить выстраивать последовательности.  

Материалы: Картинки с этапами:  

- 🥚 → 🐣 → 🐥 (цыплёнок)  

- 🌱 → 🌿 → 🌻 (цветок)  

Задание:  

1. Разложите картинки в правильном порядке.  

2. Придумайте «невозможную» цепочку (🌻 → 🌱).  

5. 🦁 «Придумай новое животное» 

Цель: Развивать воображение и речь.  

Как играть:  

1. Соедините части разных животных:  

   - Голова 🐘 + туловище 🐟 + ноги 🦒.  

2. Придумайте:  

   Название («Рыбослон»).  

6. 🚑 «Спасатели»  

Цель: Учить искать нестандартные решения.  

Сценарии:  

- «Мяч застрял на дереве! Как достать?»  

  - Варианты: потрясти дерево, позвать жирафа, попросить ворону помочь.

7.  «На что похоже?»  

Цель: Развивать ассоциативное мышление.  

Пример:  

- Покажите 🌀 кольцо. Дети отвечают:  

  - «На солнце!»  

  - «На норку мышки!»  

  - «На обруч для куклы!»  

📌 Советы по проведению игр:  

- Используйте наглядность (картинки, игрушки).  

- Поощряйте нестандартные ответы.  

- Записывайте самые интересные идеи детей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры по развитию речи с использованием ТРИЗ технологии.

Игры по развитию речи с детьми дошкольного возраста с использованием ТРИЗ технологии....

Совместная образовательная деятельность «Поможем царевне» с детьми подготовительной группы с интеграцией образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Развитие речи» (с использованием ТРИЗ, ИКТ, мнемотехники).

Цель: Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, знание прав детей по сказкам, называть автора сказок по коллажу;  активизировать словарный запас детей; развивать свя...

Игра-викторина «Знатоки» по развитию речи с использованием технологии «ТРИЗ» в подготовительной группе

Игра-викторина «Знатоки» по развитию речи с использованием технологии «ТРИЗ» в подготовительной группеЗадачи:Обучающие:Активировать словарный запас прилагательных;Развивать зву...

Игры по коррекции и развитию речи с использованием элементов ТРИЗ- технологии

Представлены распространённые игры по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий с использованием ТРИЗ-технологии...

Игра-викторина «Знатоки» по развитию речи с использованием технологии «ТРИЗ» в подготовительной группе

Задачи:Обучающие:Активировать словарный запас прилагательных;Развивать звукопроизношение звука «ш» и фантазию;Обогащать словарь существительных; развивать воображение и движение;Превращени...