Конспект занятия по речевому развитию (обучение грамоте): "Звук и буква Д"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: ознакомление со звуками [д] и [д’], буквой Дд.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с твердым и мягким согласным звуком [д] и [д’];
- научить детей правильно произносить звуки [д] и [д’], подбирать слова на звуки [д] и [д’];
- научить детей узнавать и прописывать печатную букву Д;
- активизировать речь детей.
Развивающие:
- совершенствовать навыки связного высказывания;
- развивать у детей слуховую, речевую память и фонематическое восприятие;
- развивать способности определять место звука [д] и [д’] в словах: начало, середина и конец слова;
- развивать умение анализировать, сравнивать.
Воспитательные:
- воспитывать у детей самостоятельность, инициативность, ответственность.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 159.4 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Волшебная страна»
Конспект занятия
для детей от 5 до 6 лет
«Звук и буква Д»
образовательная область: «Речевое развитие (Обучение грамоте)»
Выполнил:
воспитатель МБДОУ «Детский сад
«Волшебная страна» Шаталова Мария Петровна
Тамбов, 2025
Цель: ознакомление со звуками [д] и [д’], буквой Дд.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с твердым и мягким согласным звуком [д] и [д’];
- научить детей правильно произносить звуки [д] и [д’], подбирать слова на звуки [д] и [д’];
- научить детей узнавать и прописывать печатную букву Д;
- активизировать речь детей.
Развивающие:
- совершенствовать навыки связного высказывания;
- развивать у детей слуховую, речевую память и фонематическое восприятие;
- развивать способности определять место звука [д] и [д’] в словах: начало, середина и конец слова;
- развивать умение анализировать, сравнивать.
Воспитательные:
- воспитывать у детей самостоятельность, инициативность, ответственность.
Материал: предметные картинки, фонетические карточки, счетные палочки, распечатанные задания.
Словарь: Дельфин, деньги, дом, девочка, дождь, дуб, Даша, дым.
Ход занятия:
Организационный момент (сконцентрировать внимание детей).
Воспитатель: Ребята, какие звуки вы уже знаете?
Ответ детей: [п], [м], [б], [з], [а], [у], [е] и т.д.
Воспитатель: Всё верно! Молодцы, ребята! Сегодня в нашу копилочку знаний к нам добавится новый звук – [д].
Основная часть:
Воспитатель: Согласный звук [д] может быть твердый как лед, обозначается синим цветом.
Да-да-да – теплая вода.
Ду-ду-ду – спать я не пойду.
И согласный звук [д’] может быть мягкий, как травка, обозначается зеленым цветом.
Де-де-де – я не знаю где.
Ди-ди-ди – спокойно посиди.
Уточнение артикуляции звука.
(Воспитатель показывает и объясняет детям артикуляцию звука, дети выполняют самостоятельно, после смотрят друг на друга при выполнении).
Воспитатель: Когда мы произносим звук Д, губы улыбаются, язык стучит кончиком за верхними зубками. Язык создает преграду воздуху, значит, какой звук Д?
Ответ детей: Согласный.
Воспитатель: Каким цветом/квадратиком будем его обозначать?
Ответ детей: Синим.
Воспитатель: Молодцы. А у звука Д есть младший братик – звук Дь. Послушайте его: дь-дь-дь. Какой это звук?
Ответ детей: Мягкий, согласный звук.
Воспитатель: Каким цветом/квадратиком будем его обозначать?
Ответ детей: Зелёным.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам назвать слова со звуком Д твердым и мягким.
Воспитатель: Ребята, сейчас я буду называть вам слова, а вы должны определить какой звук Д – твердый или мягкий и показать соответствующий квадратик (синий или зеленый). Слова: дельфин, деньги, дом, девочка, дуб, Даша, дым (дети слушают внимательно и показывают квадратики).
Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием. А теперь послушайте внимательно загадки и отгадайте их.
Вот огромный шумный мир.
В нем четыреста квартир,
Пять подъездов, домофоны,
Остекленные балконы. (Дом)
Ответ детей: Дом.
Черный Ивашка –
Деревянная рубашка,
Где носом проведет,
Там заметку кладет. (Карандаш)
Ответ детей: Карандаш.
В пустыне живет,
Подолгу не пьет,
С жарой легко справляется,
Колючками питается. (Верблюд)
Ответ детей: Верблюд.
Воспитатель: Молодцы, ребята, угадали все загадки. Давайте еще раз произнесем отгадки: дом, карандаш, верблюд (воспитатель выставляет на доску картинки с подписями). Какой одинаковый звук вы слышите в этих словах?
Ответ детей: Звук Д.
Воспитатель: А теперь попробуем определить в какой части слова находится согласный звук Д (дети смотрят на картинки и выполняют задание).
Физкультминутка: «Будем прыгать и скакать!» (см. Приложение 1).
Воспитатель: Ребята, мы определили с вами, что звук Д бывает твердым и мягким, мы проговорили с вами о том, где находится звук Д, в начале, в середине и в конце. А теперь давайте его обозначим. На письме звуки [д] и [д’] обозначаются буквой Д.
Буква Д в числе согласных
И, конечно, не напрасно!
Не было б без Д – деревьев,
Декабря, дождей, деревни,
Добрых дум, детей и девства,
Буква Д, тебя приветствуем!
(На доске вывешивается буква Д).
Воспитатель: На что похожа буква Д? Сколько в ней элементов? А теперь давайте напишем эту букву в воздухе (воспитатель показывает, дети повторяют, выполнят самостоятельно). Сейчас я вам покажу как правильно надо писать букву Д. Ребята, возьмите счетные палочки и выложите на столе букву Д (дети выполняют, воспитатель проверяет).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Перед вами лежат листы с заданием, посмотрите на них, вспомните какая буква Д и разукрасьте нужным цветом, далее обведите простым карандашом букву Д (дети выполняют, воспитатель проверяет).
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, с каким звуком мы сегодня с вами познакомились? Звук Д какой? Назовите слова с твердым звуком Д. Назовите слова с мягким звуком Д. Звуки мы слышим, а буквы? И каких элементов состоит буква Д?
Методическая литература
1. Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. – М.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2021. – 272 с.
Приложение 1
Физкультминутка
«Будем прыгать и скакать!»
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой)
И все дружно вместе встали. (Встали)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква В"
Конспект занятия "Звук и буква В"...

Конспект занятия по речевому развитию - обучение грамоте на тему: Буква Х. Звуки Х – Хь. Чтение слогов, слов.
Занятие ориентировано для детей подготовительной группы. Тема: Буква Х. Звуки Х – Хь.Цель: формировать правильное произношение звуков [х], [х′] в слогах, словах, фразах, отличать...

Речевое развитие: обучение грамоте "Звуки [м, мь ] и буква М"
Совершенствовать умение различать на слух звуки [ м, мь] , произносить слова и словосочетания , формирование фонетического слуха....

Презентация к НОД по речевому развитию (обучение грамоте) ЗВУК И БУКВА И
Презентация к НОД по речевому развитию (обучение грамоте) ЗВУК И БУКВА И...

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) Звук [П]. Звук [П`]
Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте)Подготовила воспитатель группы общеразвивающей направленности детей 6-7 лет Сидорова Д.АДата проведения: 19.10.2022Тема: Звук [П]. Звук[П']Цель:...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [р, р\']. Буква Р, р. Слог – часть слова» (подготовительная группа)
Познакомить детей с новой буквой Р, новыми звуками [р, р\'], их классификация. ...
- Мне нравится (1)

