Конспект занятия по речевому развитию (обучение грамоте): "Звук и буква Д"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шаталова Мария Петровна

Цель: ознакомление со звуками [д] и [д’], буквой Дд.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с твердым и мягким согласным звуком [д] и [д’];
  • научить детей правильно произносить звуки [д] и [д’], подбирать слова на звуки [д] и [д’];
  • научить детей узнавать и прописывать печатную букву Д;
  • активизировать речь детей.

Развивающие:

  • совершенствовать навыки связного высказывания;
  • развивать у детей слуховую, речевую память и фонематическое восприятие;
  • развивать способности определять место звука [д] и [д’] в словах: начало, середина и конец слова;
  • развивать умение анализировать, сравнивать.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей самостоятельность, инициативность, ответственность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_razvitie_rechi_2025.docx159.4 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Волшебная страна»

Конспект занятия

для детей от 5 до 6 лет

«Звук и буква Д»

образовательная область: «Речевое развитие (Обучение грамоте)»

Выполнил:

воспитатель МБДОУ «Детский сад

«Волшебная страна» Шаталова Мария Петровна

Тамбов, 2025

Цель: ознакомление со звуками [д] и [д’], буквой Дд.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с твердым и мягким согласным звуком [д] и [д’];
  • научить детей правильно произносить звуки [д] и [д’], подбирать слова на звуки [д] и [д’];
  • научить детей узнавать и прописывать печатную букву Д;
  • активизировать речь детей.

Развивающие:

  • совершенствовать навыки связного высказывания;
  • развивать у детей слуховую, речевую память и фонематическое восприятие;
  • развивать способности определять место звука [д] и [д’] в словах: начало, середина и конец слова;
  • развивать умение анализировать, сравнивать.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей самостоятельность, инициативность, ответственность.

Материал: предметные картинки, фонетические карточки, счетные палочки, распечатанные задания.

Словарь: Дельфин, деньги, дом, девочка, дождь, дуб, Даша, дым.

Ход занятия:

Организационный момент (сконцентрировать внимание детей).

Воспитатель: Ребята, какие звуки вы уже знаете?

Ответ детей: [п], [м], [б], [з], [а], [у], [е] и т.д.

Воспитатель: Всё верно! Молодцы, ребята! Сегодня в нашу копилочку знаний к нам добавится новый звук – [д].

Основная часть:

Воспитатель: Согласный звук [д] может быть твердый как лед, обозначается синим цветом.

Да-да-да – теплая вода.

Ду-ду-ду – спать я не пойду.

И согласный звук [д’] может быть мягкий, как травка, обозначается зеленым цветом.

Де-де-де – я не знаю где.

Ди-ди-ди – спокойно посиди.

Уточнение артикуляции звука.

(Воспитатель показывает и объясняет детям артикуляцию звука, дети выполняют самостоятельно, после смотрят друг на друга при выполнении).

Воспитатель: Когда мы произносим звук Д, губы улыбаются, язык стучит кончиком за верхними зубками. Язык создает преграду воздуху, значит, какой звук Д?

Ответ детей: Согласный.

Воспитатель: Каким цветом/квадратиком будем его обозначать?

Ответ детей: Синим.

Воспитатель: Молодцы. А у звука Д есть младший братик – звук Дь. Послушайте его: дь-дь-дь. Какой это звук?

Ответ детей: Мягкий, согласный звук.

Воспитатель: Каким цветом/квадратиком будем его обозначать?

Ответ детей: Зелёным.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам назвать слова со звуком Д твердым и мягким.

Воспитатель: Ребята, сейчас я буду называть вам слова, а вы должны определить какой звук Д – твердый или мягкий и показать соответствующий квадратик (синий или зеленый). Слова: дельфин, деньги, дом, девочка, дуб, Даша, дым (дети слушают внимательно и показывают квадратики).

Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием. А теперь послушайте внимательно загадки и отгадайте их.

Вот огромный шумный мир.

В нем четыреста квартир,

Пять подъездов, домофоны,

Остекленные балконы. (Дом)

Ответ детей: Дом.

Черный Ивашка –

Деревянная рубашка,

Где носом проведет,

Там заметку кладет. (Карандаш)

Ответ детей: Карандаш.

В пустыне живет,

Подолгу не пьет,

С жарой легко справляется,

Колючками питается. (Верблюд)

Ответ детей: Верблюд.

Воспитатель: Молодцы, ребята, угадали все загадки. Давайте еще раз произнесем отгадки: дом, карандаш, верблюд (воспитатель выставляет на доску картинки с подписями). Какой одинаковый звук вы слышите в этих словах?

Ответ детей: Звук Д.

Воспитатель: А теперь попробуем определить в какой части слова находится согласный звук Д (дети смотрят на картинки и выполняют задание).

Физкультминутка: «Будем прыгать и скакать!» (см. Приложение 1).

Воспитатель: Ребята, мы определили с вами, что звук Д бывает твердым и мягким, мы проговорили с вами о том, где находится звук Д, в начале, в середине и в конце. А теперь давайте его обозначим. На письме звуки [д] и [д’] обозначаются буквой Д.

Буква Д в числе согласных

И, конечно, не напрасно!

Не было б без Д – деревьев,

Декабря, дождей, деревни,

Добрых дум, детей и девства,

Буква Д, тебя приветствуем!

(На доске вывешивается буква Д).

Воспитатель: На что похожа буква Д? Сколько в ней элементов? А теперь давайте напишем эту букву в воздухе (воспитатель показывает, дети повторяют, выполнят самостоятельно). Сейчас я вам покажу как правильно надо писать букву Д. Ребята, возьмите счетные палочки и выложите на столе букву Д (дети выполняют, воспитатель проверяет).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Перед вами лежат листы с заданием, посмотрите на них, вспомните какая буква Д и разукрасьте нужным цветом, далее обведите простым карандашом букву Д (дети выполняют, воспитатель проверяет).

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, с каким звуком мы сегодня с вами познакомились? Звук Д какой? Назовите слова с твердым звуком Д. Назовите слова с мягким звуком Д. Звуки мы слышим, а буквы? И каких элементов состоит буква Д?

Методическая литература

1. Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. – М.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2021. – 272 с.

Приложение 1

Физкультминутка

«Будем прыгать и скакать!»

Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой)
И все дружно вместе встали. (Встали)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию - обучение грамоте на тему: Буква Х. Звуки Х – Хь. Чтение слогов, слов.

Занятие ориентировано для детей подготовительной группы. Тема: Буква Х. Звуки Х – Хь.Цель: формировать правильное произношение звуков  [х], [х′]  в слогах, словах, фразах, отличать...

Речевое развитие: обучение грамоте "Звуки [м, мь ] и буква М"

Совершенствовать умение различать на слух звуки [ м, мь] , произносить слова и словосочетания , формирование фонетического слуха....

Презентация к НОД по речевому развитию (обучение грамоте) ЗВУК И БУКВА И

Презентация к НОД по речевому развитию (обучение грамоте) ЗВУК И БУКВА  И...

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) Звук [П]. Звук [П`]

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте)Подготовила воспитатель группы общеразвивающей направленности детей 6-7 лет Сидорова Д.АДата проведения: 19.10.2022Тема: Звук [П]. Звук[П']Цель:...