Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [р, р']. Буква Р, р. Слог – часть слова» (подготовительная группа)
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Петрушкина Людмила Сергеевна
Познакомить детей с новой буквой Р, новыми звуками [р, р'], их классификация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_podgotovka_k_obucheniyu_gramote_petrushkina_l.s.docx30.39 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 59» 

Конспект занятия

по подготовке к обучению грамоте

«Звуки [р, р']. Буква Р, р.

Слог – часть слова.»

Подготовила:

Петрушкина Людмила Сергеевна,

воспитатель,

1 кв. категория

Оренбург

2022 г

Организационная информация

Примеча-ние

1.

Ф.И.О. педагога

Петрушкина Людмила Сергеевна

2.

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие

3.

Вид деятельности детей

Познавательная, игровая, двигательная, конструктивно-моделирующая, продуктивная

Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

«Звуки [р, р']. Буква Р, р.

Слог – часть слова».

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

- Постановка целей и мотивации деятельности детей: сюрпризный момент – превращение в моряков, комментирование; мотивация - желание отправиться на экскурсию, с целью увидеть букву Р;

- Активизация деятельности в процессе занятия: беседа о взаимопомощи друзьям; импровизация выхода из детского сада, игровая деятельность и дидактические задания; создание проблемной ситуации; исследовательские приемы; анализ деятельности, выводы;

- Организация практической деятельности детей: рассуждение и комментирование; выполнение дидактических заданий; двигательная активность (проведение физминутки); продуктивная деятельность (конструирование, печание и штриховка буквы);

- Поддержание интереса у детей: познавательная деятельность (группировка, классификация, исследовательские приемы, отождествление, сравнение); ситуация выбора; применение ТСО (просмотр видеозаписи, иллюстрации);

- Оценка и самооценка: поощрение, взаимопомощь детей; анализ в ходе выполнения различных видов деятельности детей, их результатов; подведение итогов.

3.

Интеграция образовательных областей

1. Социально-коммуникативное развитие: беседа о друзьях и осознание важности взаимопомощи другим, воспитание в детях чувства толерантности и дружеских отношений; развитие свободного общения со взрослыми и детьми; соблюдение элементарных правил поведения, правил работы во время различных видов деятельности;

2. Познавательное развитие: познакомить детей с новой буквой Р, новыми звуками [р, р'], их            классификация; закреплять умение составлять звуковые схемы слова, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове; развивать умение выделять на слух слова с заданным звуком;

3. Речевое развитие: беседа, рассуждение, комментирование; полные и четкие ответы на поставленные вопросы; расширение словарного запаса;

4. Художественно-эстетическое развитие: конструктивное моделирование из строительного и природного материала; продуктивная деятельность (печатание буквы и штриховка);

5. Физическое развитие: проведение физминутки «Моряки»; двигательная активность (смена расположения детей в развивающем пространстве группы - игровой и учебной зоне).

4.

Возрастная группа

Группа общеразвивающей направленности детей 6-7 лет №1

5.

Цель

Познакомить детей с новой буквой Р, новыми звуками [р, р'], их классификация.

6.

6.1

Задачи

Образовательные задачи:

- Научить дифференцировать звуки на слух и в произношении;

- Закреплять умение составлять звуковые схемы слова;

- Делить слова на слоги, определять количество слогов в слове;

- Продолжать учить выделять на слух слова с заданным звуком;

- Актуализировать знания детей о понятиях: «звук», «буква», «слово», «предложение» и т.д.;

- Закреплять образ буквы.

6.2

Воспитательные задачи:

- Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу;

-Воспитывать любознательность, наблюдательность и самостоятельность;

-Воспитывать нравственные качества: умение дружить, приходить друг другу на помощь, оказывать содействие в проблемных ситуациях;

- Воспитывать культуру общения со взрослыми и детьми, желание действовать сообща.

6.3

Развивающие задачи:

- Развивать слуховое внимание;

-Активизировать мыслительную деятельность детей: логическое мышление, внимание, воображение, память, творчество;

-Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас;

-Развивать моторику рук в процессе конструктивной и продуктивной деятельности;

- Развивать художественно-изобразительные навыки детей в процессе продуктивной деятельности.

7.

Планируемые результаты

- Обучающиеся проявляют эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к занятиям познавательного характера;

- Более свободно владеют навыками группировки, классификации, отождест-вления, сравнения предметов в ходе выполнения различных дидактических заданий и игр;

- Совместно с педагогом активно участвуют во всех видах деятельности;

- Демонстрируют культуру общения, речевую активность, мышление, воображение;

- Учатся анализировать свою работу и результаты деятельности своих сверстников, делать выводы.

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

- Оформление места проведения занятия: оформление игровой и учебной зоны группы, столы с атрибутикой для проведения дидактических заданий и игр, продуктивной деятельности;

-Дидактические материалы: иллюстрированный материал к заданиям;  

- Наглядно-демонстрационные материалы: иллюстрации;

- ТСО: видеозапись, телевизор.

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Звуко-буквенный разбор слов, умение находить звуки в словах и т.д.

Конспект занятия

I.

Вводная часть

1.1

Создание проблемной ситуации

Воспитатель: А какое у вас сейчас настроение? (ответы детей). Я вам предлагаю поприветствовать друг друга и поделиться со всеми своим хорошим настроением. 

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Вот мы и поделились хорошим настроением друг с другом.

Воспитатель: Ребята, а кто это рычит? А как?

Дети: Тигр, он грозно рычит.

Воспитатель: я предлагаю вам превратится в маленьких тигрят. Как они рычат? А теперь изобразите, как мурлычит ласковая кошечка; как каркает ворона.

1 мин.

1 мин.

Иллюстрации с изображением животных на доске

1.2

Целевая установка

Воспитатель: Догадались, какой звук мы будем сегодня изучать сегодня? (ответы детей)

0,5 мин.

1.3

Мотивирование

к деятельности

Воспитатель: Ребята, а вам хотелось бы познакомиться со звуком [р] и узнать о нем много интересного? (ответы детей).

0,5 мин.

1.4

Проектирование решения проблемной ситуации

Воспитатель: Звук [Р] на вершине высокой горы, куда ещё никто не поднимался. Хотите туда отправится, но для этого необходимо преодолеть препятствия? На каком транспорте мы сможем отправится в путешествие, в названии которого есть звук [р]?

Дети: на корабле

Воспитатель: А мы превратимся в отважных моряков, произнеся волшебные слова:

Ру-ру-ру-рано, рано поутру.

Оре-оре-оре-корабль вышел в море.

Тры-тры-тры-плывут большие осетры.

Орь-орь-орь-спустили якорь.

2 мин.

штурвал

II.

Основная часть

2.1

Выполнение действий

Характеристика звука

Воспитатель: Какой звук [р]?

Дети: согласный, встречается преграда.

Воспитатель: Правильно при произношении звука губы смыкаются и размыкаются, воздушная струя встречает преграду, горло дрожит. Он глухой или звонкий?

Дети: звонкий (проверяют)

Воспитатель: Звук [Р] – согласный, звонкий.

Воспитатель: На корабле различные предметы и помещения. Я буду называть слова, в каких вы услышите звук, хлопаете в ладоши.

Игровое упражнение

«Услышь звук»

(ведро, весло, якорь, палуба, кок, парус, груз, радио, карта, штурвал, качка, борт, компас, корма, курс)

Воспитатель: Посмотрите мы попали на Райский остров. На котором живут аборигены Румба и Римба. Одинаково ли звучат их имена? Чем они отличаются? (ответы детей).

Да, звук [р] может быть твердым и мягким.

Дидактическая игра «Тим и Том»

(распределяем предметные картинки в домики зеленого или синего цвета)

Воспитатель: Посмотрите они принесли нам иллюстрации с изображением животных, птиц, насекомых, которые обитают на их острове и определим твердый или мягкий звук в этих словах.

Воспитатель: И оказались мы с вами у реки Радужной, а как нам ее перейти.

Дети: построить мост.

Игровое упражнение

«Построй мост»

(дети подбирают кубики с картинками, где звук [р] стоит в начале, конце и середине слова)

Воспитатель: Моряки никогда не сидят без дела, я предлагаю вам выполнить “морскую” зарядку.

Физкультминутка

«Моряки»

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе - хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже,
Наклонились к полу ближе.
Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать.
Повернись на месте ловко,
В этом нам нужна сноровка.

Звуко - буквенный разбор слов

(работа за столами)

рука

р   [р] — согласный, твёрдый, обозначаем синим кружочком 
у   [у] — гласный, обозначаем красным кружочком
к   [к] — согласный, твёрдый, обозначаем синим кружочком
а   [а] — гласный, обозначаем красным кружочком

В слове 4 буквы и 4 звука.

река

р   [р] — согласный, мягкий, обозначаем синим кружочком 
е   [е] — гласный, обозначаем красным кружочком
к   [к] — согласный, твёрдый, обозначаем синим кружочком
а   [а] — гласный, обозначаем красным кружочком

В слове 4 буквы и 4 звука.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как выглядит буква Р? На что она похожа? (ответы детей)

1.Буква Р – на мачте парус,

Вдаль плывет, небес касаясь.

2. «Дрожу от страха до сих пор! -

Воскликнуло полено,

Похожа буква на топор!»

Расколет непременно.

3.Ручка круглая у трости.

Трость для деда сделал Костя.

А давайте встанем и покажем.

На что похожа буква Р?

Как запомнить букву Р?

Каждый может, например,

Встать на ножки поскорей,

Руку на бочок поставить

И друг другу Р представить.

Воспитатель: И вот мы с вами у горы Разноцветной, а что мы видим на ее вершине?

Дети: буква Р.

Воспитатель: Теперь садимся с вами за столы и выложим букву Р фасолью, пуговицами.

Чтение слогов с буквой Р: ра, ро, ру, ри, ря и т.д.

Работа в тетради:

1. Штриховка буквы Р, р

2. «Написание» в воздухе буквы Р, р

3. Показ воспитателем на доске, как писать букву Р, р

4. Печатание буквы Р, р

Воспитатель: 

Букву Р писать несложно.

Снова к палке осторожно

Подрисуем мы кружок,

И получится флажок.

Воспитатель: Давайте представим, что любое слово – это шоколад. И как мы делим шоколад на дольки, так и слово можно разделить на части. От целого шоколада у нас остались только его части – маленькие темные квадратики. И такими же дольками

будут у нас черные квадратики – это части слов. Берем слово «шоколад», делим его на слоги (на части).

Это можно сделать хлопками. Сколько раз вы хлопнули при произнесении слова, столько слогов (частей) в этом слове. Но для того, чтобы научиться правильно делить слова на части, мы будем первое время перепроверять себя разными способами деления слов – «Рука под подбородком» и хлопками.

(дети делят слова на слоги: рыба, береза, роза, ракушка, рот и т.д. )

23 мин.

Изображение аборигенов на экране телевизора

Кубики с картинками, река из голубого полотна

Карточки для звуко -буквенного разбора и кружки зеленого, синего и красного цвета

Иллюстрация с изображением буквы Р на экране телевизора

Фасоль,

пуговицы

2.2

Анализ результатов деятельности детей

Воспитатель: Ребята, с каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?

Дети: Р

Воспитатель: Что вы можете про него рассказать? (ответы детей)

1 мин.

III.

Заключительная часть

3.1

Подведение итогов

Воспитатель: Ну вот мы с вами и дома.

Ребята, где мы были сегодня? Что нового увидели и узнали? Вам понравилось? (ответы детей).

1 мин.

 

 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква «К».

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква «К»....

конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква У"

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте...