конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква У"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Курепина Нина Анатольевна

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшей группы

   «Гласный звук [у]. Буква У».

Цель: закреплять правильное произношение звука [у], познакомить с буквой У.

Задачи:

Коррекционно-образовательные цели:

  • ознакомление со звуками, буквами, алфавитом;
  • познакомить детей с образом буквы У, упражнения в нахождении правильно написанной буквы У;
  • закрепление чёткой артикуляции и характеристики звука [у];
  • обучение правильному печатанию буквы У в рабочей строке;
  • согласование существительных с числительными от 1 до 5.
  • Коррекционно-развивающие цели:
  • развитие фонематических представлений;
  • развитие связанной речи;
  • развитие силы и длительности выдоха;
  • развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
  • развитие тактильных ощущений;
  • совершенствование тонкой и общей моторики;
  • коррекция зрительного гнозиса и праксиса;
  • профилактика дисграфии;
  • формирование интонационной стороны речи;
  • координация речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

  • формирование навыков взаимопонимания;
  • привлечение внимания к самостоятельности, инициативности;
  • формирование доброжелательности.

Оборудование: мелки, плакат с алфавитом, предметные картинки, красные квадраты демонстрационные и раздаточные, кассы букв, дем. буквы, палочки, вагончики, пластилин, рабочие листы.

Ход занятия.

  1. Оргмомент.

    Ребята, что такое? Это много букв, записанных на бумаге. Это – алфавит.  У каждой буквы есть свое место и свое название. В старину алфавит называли азбукой. На прошлом занятии я  рассказывала вам, что есть буквы большие - заглавные, а есть маленькие - строчные. На следующих занятиях я расскажу, когда и какую букву надо писать.

А теперь скажите, вы видите буквы, которые на плакате? Буквы пишутся на бумаге, их мы видим глазами и можем написать.

А пока давайте вытянем губы трубочкой и скажем [у]. Мы увидели звук [у]? Давайте попробуйте поймать  звук. Не получается.  

Вывод: Мы сказали звук: звуки мы не видим, а только слышим.

Звуки бывают разные. Вот с улицы сигналит машина, капает из крана вода – это тоже звуки, мы их просто слышим, не произносим. Их нельзя записать буквами.

А звуки, которые мы произносим, можно записать буквами.

Если мы запишем звук [у] на бумаге, то наша запись звука [у] будет называться буквой У. Буквами мы обозначаем только речевые звуки, те, которые мы говорим и слышим.

  1. Закрепление знаний о звуке [у]
  1. Слова нашей речи состоят из звуков. Звуки тоже разные. Сегодня мы продолжаем знакомиться с гласными звуками. Гласные звуки состоят из голоса. Их легко петь. Приложите ладонь к горлу и произнесите гласный звук: а, у. Вы почувствуете, как дрожит ваше горлышко. Оно поет.
  2. Игра  «Загадки и отгадки»

Отгадайте загадки, и найдите и обведите отгадки.

Удивительный ребенок:

Только вышел из пеленок —

Может крякать и нырять,

Как его родная мать. (Утенок.)

Длинная шея, красные лапки,

Щиплет за пятки — беги без оглядки. (Гусь.)

Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу. (Петух.)

-Каких птиц вы обвели? Назовите их. (Утенка, петуха, гуся.)

-Какой одинаковый гласный звук слышится во всех этих словах? (Звук [у])

Звук [у] гласный, он произносится плавно, протяжно. Звуки мы слышим и произносим.

   Воздух, выходящий изо рта, не встречает преград. Губы мы вытянем трубочкой и  пропоем этот звук долго и громко, а теперь долго и тихо. Все гласные звуки мы будем обозначать красным квадратиком. Если я скажу один звук [у] вы положите один квадратик красного цвета, а если я произнесу вот так…УУ, УУУ… Сколько квадратиков вы положите на стол? (Поощряются правильные ответы, и закрепляется вместе с детьми характеристика звука [у], положение органов артикуляции).

Вывод: [у] - гласный звук, мы его можем тянуть и петь, и обозначаем - красным цветом.

  1. Наш звук [у] может прятаться в разных словах. Вот послушайте ууутка, уухо, уулица. Звук [у] стоит в начале слова. А сейчас вы сами попробуете догадаться, где спрятался звук [у] (работа с картинками).

  1. Знакомство с образом буквы У.

А теперь посмотрите, вот буква У. Она обозначает  звук [у].

Вы посмотрите, кто же это так написал буквы и правильно, и неправильно. Покажите, какие буквы написаны правильно. (Закрепление элементов буквы У).

Мы должны поселить нашу букву в домик вагончик. Здесь вагоны красного, синего и зеленого цвета. Куда мы поселим нашу букву. Вспомните, каким цветом обозначали звук [у]? (красным).

Буква У обозначает звук [у] и значит поселим ее в вагончик красного цвета.

Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. Рисование буквы «У» в воздухе, выкладывание буквы «У» на столе из палочек.

Физкультминутка.

IV.  а) Ребята садятся за свои рабочие места и получают задание заполнить клеточки по образцу.  (рабочий лист прилагается).

б) найти букву У среди других знаков, букв и обвести в кружок. Далее идёт счёт найденных букв, с называнием числительного и буквы У. Обращается внимание на окончание существительного.

в) напечатать строчку буквы У.

V. а) Лепка буквы У из пластилина красного цвета и украшение разной крупой и бобовыми (развитие мелкой моторики, конструктивного и пространственного праксиса).

б) Повторение времен года. Работа с картинками.

Подведение итога занятия. Логопед предлагает вспомнить, с какой буквой познакомились и работали и что они о ней знают. Оценка работы каждого ребёнка.      

Звук и буква У

 (можно использовать на стенд для родителей)

1.Прослушай стихотворение, назови слова, начинающиеся со звука У.

Утенка с рожденья учили купаться,

Умел он и плавать, умел и нырять.
И каждое утро бежал умываться,

А днем на прогулке учился летать.                                                      

Ю. Раевский.

2. На что похожа буква У?                              

                                                                                                                       
                                                                                                                                                                                       

                                Буква У – два длинных ушка.  

3. Найди правильно написанную букву.

        

        

   

4. Определи место звука У в словах (начало, середина, конец)

утюг, губы, какадуLIPS1 М

                   

ЗАПОМНИ:    МЫ ЗВУК ПРОИЗНОСИМ И СЛЫШИМ,

                         А БУКВУ МЫ ВИДИМ И ПИШЕМ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: «Буква [Ч]»

Конспект занятия подготовлен с использованием следующих пособий:Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группеТема: Согласный звук [ш], буква Ш...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква «К».

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква «К»....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет. Тема «Звук и буква Ж». (первое занятие по теме)

Презентация содержит конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет по теме "Звук и буква Ж"....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Буква ь – показатель мягкости согласного в конце слога или слова.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Буква ь – показатель мягкости согласного в конце слога или слова.Познакомить с буквой Ь, как показателем мягкости согласных звуков; обучат...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Буква для Кузи", на тему "Звук и буква К"

ЗадачиКоррекционно-образовательные:закреплять звук [к];развивать фонематическое восприятиеупражнять в выделении звуков из состава слова;совершенствовать звукобуквенный анализ открытых и закрытых...