Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Буква ь – показатель мягкости согласного в конце слога или слова.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа) на тему

Онуфриенко Наталья Васильевна

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.

Тема: Буква ь – показатель мягкости согласного в конце слога или слова.

Познакомить с буквой Ь, как показателем мягкости согласных звуков; обучать умению выполнять звукобуквенный анализ слов с Ь; обучать  чтению слов с Ь; развивать память, внимание, мышление; воспитывать дисциплинированность, умение работать в коллективе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подгрупповое логопедическое занятие.

Тема: Автоматизация звука [р] в слогах и словах.  Путешествие в сказочную страну.

Коррекционно – образовательные цели.

Автоматизация звука [р] в слогах и словах. Обучение умению подбирать слова-антонимы, прилагательные к заданному существительному.

Коррекционно – развивающие цели.

Развитие речевого дыхания и интонационной выразительности, связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, чувства рифмы, артикуляционной, тонкой и общей моторики, внимания, мышления.

Коррекционно – воспитательные цели.

Формирование навыков культуры общения. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование.

Мультимедийная презентация. Картинки животных: тигр, крокодил, ворона, воробей, сорока, слон; конверты с письмами – заданиями всех цветов радуги; бумажные «дощечки»; коробка с пшеном голубого цвета; карточки «камни» с предметными картинками; «снежок» из новогодней мишуры; бруски.

Ход занятия

  1. Организация начала занятия.

     Дети входят в кабинет. Логопед произносит слова:

- Снег искрится, снег кружится,

Вдруг мне это только снится.

  1. Введение в тему.

Л.  Смотрите, нам с вами пришло письмо. (красный конверт)

«В нашей сказочной стране пропала зима, и теперь мы ее видим только                                                                    во сне. Помогите нам!»  Поможем?  

    III.    Упражнение на развитие длительного речевого выдоха.  

Л.  Дорожку запорошило снегом, сдуй снежинки. (оранжевая дорожка)

(Дети сдувают снежинки через коктельные трубочки)

  1. Артикуляционная гимнастика.

В путешествие мы отправимся на лошади. Лошадка рада дальней дороге.

Упр. «Фырканье». Мы ее остановим «Пррррр» около забора. Упр. «Заборчик». За заборчиком живет Веселый язычок, позовем его с собой, постучим «Ттттт». Выглянул язычок в окошко. Упр. «Качели». Посмотрел по сторонам. Упр. «Часики». Увидел Язычок нас и пригласил на чашку чая. Упр. «Чашечка». Отправляемся в дорогу. Звонко застучали каблучки по тропинке «Ддддд». Сели  мы на лошадку и поскакали. Упр. «Лошадка».

  1. Упражнение в правильном изолированном произнесении звука [р]

Л. Холодно.

[тррррр] Дружно разотрем ладошки.

(Потираем ладони) [рррр].

  1. Упражнение в подборе прилагательных, Отрабатывание произношения звука [р] в словах.

Л. Пожелать нам счастливого пути выглянуло солнышко. Какое оно?

Вот еще одно письмо.(желтый конверт).

Чтобы нам было не скучно в дальней дороге,  солнышко предлагает нам поиграть в игру.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру, начинаем мы игру.

Л. – Р.

Ру-башка, ру-ка, ру-чей, ру-салка, ру-лон, ру-бин.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра, продолжается игра.

Я прошу со слогом Ра мне помочь назвать слова.

Л. – Р.

Ко-ра, но-ра, иг-ра, по-ра, ды-ра, у-ра.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры, вот слова со слогом ры.

Л. – Р.

Вет-ры, ку-ры, кома-ры, го-ры, но-ры, топо-ры.

Ро-ро-ро, ро-ро-ро, много слов со слогом ро.

Л. - Р.

Вед-ро, доб-ро, сереб-ро, бед-ро, пе-ро.

    V. Развитие фонематического восприятия. Упражнение в определении слов в которых есть звук [р].

На лошади ехали, до реки доехали.

Прррр, стоп. Разворот.

На реке пароход. (зеленый конверт) Вот и новое письмо.

Для того чтобы попасть на пароход, нужно построить трап. Звери и птицы приготовили нам дощечки, но мы их сможем взять только у тех животных, в названии которых есть звук [р]. Назови этих зверей и птиц.

Воробей, ворона, сорока, жираф, тигр.

  1. Физминутка.

От зеленого причала оттолкнулся пароход.

Он назад поплыл сначала. Раз. Два.

А потом поплыл вперед. Раз. Два.

И поплыл, поплыл по речке, набирая полный ход.

  1. Автоматизация звука [р] в слогах.
  1. Поплыли на пароходе.

Ребенок пальцем рисует волны в коробке с пшеном голубого цвета и, повторяя за логопедом, произносит слоги:

Пра-про-пры

Бра-бро-брэ

Гры-грэ-гро

Тра-тро-тры

  1. Пароходом ехали, до горы доехали.

Пароход не везет, надо сесть в вертолет.

И снова письмо с заданием. (голубой конверт)

Чтобы забраться в вертолет, надо построить лестницу, произнося волшебные слова.

Ребенок выкладывает лестницу из брусочков и произносит слоги со сменой интонации.

Вежливо                  кру-кро-кра

Настойчиво             фре-фра-фро

Тихо                         дро-дру-дрэ

Уверенно                 вры-вро-вра

Вертолет летит, в нем мотор гудит: ур-ур-ур.

  1. Автоматизация звука [р] в словах.
  1. Упражнение в подборе слов-антонимов.

Приземлились на остров. Кто это нас встречает?

С хозяином дружит,

Дом сторожит.

Живет под крылечком,

Хвост колечком.

Давай опишем собаку.

Она не маленькая, а  ….огромная

Она не злая, а……добрая

Шерсть у нее не гладкая, а….кудрявая

Она не грустная, а …..радостная.

  1. Упражнение в произнесении слов со звуком [р]. Развитие фонематического восприятия.

Вот мы почти и добрались до сказочной страны. Но с пустыми руками нельзя ходить в гости. Поможет нам раздобыть угощенье, следующее волшебное письмо. (синий конверт)

Слово повтори тогда, когда названа еда.

Метро, горох, порог, пирог, творог, мороз, огород, пирожное, макароны, сироп, сурок, дорога, пробка, помидор.

  1. А вот и сказочная страна. Но в нее не попасть. Вход завален

волшебными камнями. Не только люди, но и явления природы не могут туда попасть. (фиолетовый конверт) Произнеси волшебное заклинание.

Снег искрится, снег кружится,

Вдруг мне это только снится.

Волшебные камни нужно разобрать в три кучки. В первую мы положим те камни на которых нарисованы предметы, названия которых начинаются со звука [р], во вторую, где звук [р] в середине слова, а в третью, где он в конце.

Рыба, расческа, роза, шар, светофор, самовар, тигр, арбуз, фрукты, пирожное, грибы.

Мы выполнили все задания.

Посмотрите, что у нас получилось? Радуга! Это название нашей сказочной страны. Теперь мы можем ее расколдовать. Произнеси волшебное заклинание.

Снег искрится, снег кружится,

Вдруг мне это только снится.

  1. Итог:

- А вот и зима пришла. Какой звук помог нам справиться со всеми заданиями? Звук [р].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группеТема: Согласный звук [ш], буква Ш...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Закрепление изученных звуков и букв. ( П, Х, К, А, О, У, Ы, Р, Ш, М)

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Закрепление изученных звуков и букв. ( П, Х, К, А, О, У, Ы, Р, Ш, М)  Цели: закреплять  изученные звуки и буквы; вырабатывать навык че...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш

познакомить со звуком [ш], буквой Ш; повторить пройденные буквы, упражнять в определении словесного состава предложения; развивать фонематическое восприятие через  работу со словами-паронимами (о...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группе «Согласные звуки Т (Т’), буква Т»

Задачи:   1. Обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению;   2. Работать с тремя единицами речи: звуком, словом, предложением;   3.Обучать звуковом...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: «Звук [М]. Буква М»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе...