Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква "К"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Яненко  Людмила Федоровна

Учить четко произносить звук (К)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zhvuka_k.docx18.16 КБ
Файл avtomatizatsiya_zhvuka_k.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква "К" в подготовительной группе

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Образовательные:
1. Учить определять место звука «К» в слове (в начале, в середине, в конце).

2. Продолжать знакомство ребенка с понятием: «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».

3. Продолжать учить детей составлять предложения по заданным словам.

4. Познакомить с образом буквы К.

Коррекционно-развивающие:
1. Научить чётко произносить звук [к] и [к,], дифференцировать их на слух и в произношении.

2. Упражнять в словообразовании и словоизменении (вол.(к), волк, волки).

3. Упражнять в образовании множественного числа существительных.

4. Совершенствовать фонематический слух, мелкую моторику, тактильные ощущения.

5. Совершенствовать навыки звуко - слогового анализа.

Воспитательные:
1. Вызвать эмоциональный настрой детей на занятие.

2. Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи


3. Повышать речевую активность


4. Воспитывать культуру речевого общения


Оздоровительные:
1. Содействовать развитию у детей общей и мелкой моторики, координации движений
2. Обучать расслаблению мышц (во время физминутки)
3. Следить за осанкой детей во время работы за столом



СЛОВАРНАЯ РАБОТА: обогащать словарный запас детей: свиток, постигнет, зашифруем


МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: свиток, «портрет звука К», мольберт, озеро, игрушки и иллюстрации животных со звуком К в разных позициях, дом с 3 этажами, мел, карточки для звукового анализа слов, фишки-круги красного и синего цвета, бассейн, утка, замок с недостающими фрагментами


МЕТОДЫ: эмоциональный настрой, игровая мотивация, сказкотерапия, словесный, наглядный, практический


ПРИЕМЫ: сюрпризный момент, совместная речевая деятельность, введение в воображаемую ситуацию, художественное слово, физкультурная минутка, использование музыки


ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: знакомство с гласными и согласными звуками, деление слов на слоги, работа с предложением, звуковой анализ слов, нахождение и придумывание слов с заданным звуком


ОФОРМЛЕНИЕ: замок, озеро, полянка, домик с кармашками, бассейн, диск с музыкальным сопровождением



Занятие начинается в группе



Логопед: Сегодня, ребята, на занятии мы познакомимся со звуком К. Для этого мы отправимся в королевство звуков



Дети идут в музыкальный зал. Подходя, слышится сильный вой ветра и громкий крик КАРАУЛ! КАРАУЛ


Логопед: Посмотрите, что это за свиток. Давайте прочитаем (читает свиток)

 
«У меня стряслась беда


Помогите, детвора, В замок мой ворвался ветер

Все разрушил, разбросал,

Части все заколдовал,

Чтобы замок вновь собрать,

Нужно знанья показать.

Справиться с любой задачей,

И постигнет вас удача.

С делом справитесь иль нет,

Вам подскажет мой секрет».


Логопед: Ребята, звук «К» попал в беду. Поможем ему? (получает согласие детей).


Логопед: Идет король в туфлях, его каблуки громко стучат К-К-К-К, произнесите), дети произносят К-К-К-К).

Одевает тапочки, каблучки стучат мягко К'- К'- К'- К', попробуйте. (дети произносят К'- К'- К'- К').

- Скажите, легко ли вам произносить этот звук?


Дети: Нет, трудно


Логопед: В каком положении находятся губы и зубы при произношении звука «К»?

Дети: Свободно.

Логопед: А язык?

Дети: Кончик языка опущен за нижние зубы, спинка приподнята и касается нёба


Логопед: Верно. Какой он? В этом вам поможет портрет звука «К».

Дети: Согласный, бывает твердым и мягким, глухой.

Логопед: Молодцы! Посмотрите, а вот и первая часть. Давайте пошлем телеграмму, но зашифруем ее. Передайте друг другу КА-КО-КУ (дети по цепочке передают). Теперь повторим по одному. Пожалуйста, Лёня: УК-ОК-АК (дети повторяют по одному разные цепочки слогов).

(Слышится звонок – это сигнал, что задание выполнено правильно).

Логопед: Пожалуйста, Лёня, прикрепи 1 часть: флигель.


Логопед: К озеру мы подойдем

Часть от замка в нем найдем.


- Добавьте недостающий звук «К». Что получится?

Вол(к), а много (волки)

Рыба(к), а много (рыбаки)

Моря(к), а много (моряки)

Като(к), а много (катки)

Завтра(к), а много (завтраки).


- Придумайте слова, чтобы в них был звук «К».

(Дети придумывают слова со звуком «К» (кукла, крот, кран, конфета, окно, рука, сосиска, кубик, кабачок, линейка, листок) и прикрепляют 2 часть - крышу).


Логопед: Выйдем на полянку

Сядем все в кружок

И найдем от замка

Следующий кусок.


- Надо отобрать игрушки в названии которых есть звук «К».

(Дети находят игрушки и складывают в корзинку: пирамидка, кукла, лягушка, машинка, танк, матрешка, молоток, кит).


(Раздается сигнал, что с заданием дети справились, прикрепляют дверь). Логопед: Встаем и отправляемся дальше.


Звери грустные стоят

В дом попасть они хотят

Но не знают – как? Куда?

Помогите, детвора.


- Мы должны «заселить» животных в дом. На 1 этаж тех, в названии которых звук «К» слышится в начале слова. На 2 этаж тех, где звук «К» слышится в середине. И на 3 этаж тех, где звук «К» слышится в конце слова.

Дети выбирают животных и расселяют по этажам:

1 - коза, корова, кабан,

2 - собака, белка,

3 - волк, барсук, хорек.

Физкультурная минутка

Ветер снова закружил (дети кружатся),

С головою нас накрыл (закрывают голову руками),

Воет, дует, крыши рвет (машут руками над головой),

Идти дальше не дает (наклоняются вперед и закрывают лицо руками),

Сядем дружно все в кружок (подходят в круг),

Отдохнем немножко… (обхватывают друг друга руками),

(пауза)
Ветер стих (выставляют правую руку из круга),

И нам опять всем пора в дорогу. (встают на ноги).

По окончании раздается сигнал, что дети справились. Прикрепляют 4 часть, которая падает сверху.

Логопед: Тут дорога впереди

Может нам туда пойти

Вот еще одна стена

Не от замка ли она?


- Мы на верном пути. Здесь задание! Составьте предложение с любым словом, в котором есть звук «К». (Дети составляют предложения).

Логопед:  Какое предложение получилось у тебя Антон? (Мама купила много конфет.) У тебя Настя? (Кошка лакает молоко.) У тебя Лёня? (Кран поднимает груз.)

- Составьте предложение из слов: (конфета, кушает, Катя). Дети составляют предложение.

- Какое предложение получилось?

Даша: Катя кушает конфету.Антон: Катя кушает конфету.

Вова: Катя кушает конфету.

Катя: Катя кушает конфету.

Молодцы, хорошее предложение получилось - Катя кушает конфету.

- «Напишите» схему предложения. (Одной чертой, в конце точка).

 
- Сколько слов у тебя Лёня?

Леня: В этом предложении три слова.

А у тебя Максим?

Максим: В этом предложении три слова.

Надя: Первое слово в предложении Катя.

Какое второе слово, Вова?

Вова: второе слова в этом предложении кушает.

Какое третье слово, Артем?

Артем: Третье слово конфету.

(Слышится сигнал, что задание выполнено верно. Дети прикрепляют часть к замку - стену).

Логопед: Замок вновь почти отстроен.

Крыша, флигель, дверь, стена.

Не хватает лишь окна.

(Дует ветер и раздается голос)


Ветер: Ха – ха – ха – ха – ха!

Зря вы спорите со мной,

Я могучий ветер, злой.

Но давайте по порядку,

Загадаю вам загадку,

Где отыщите ее,

Будет там вам и окно.

А не справитесь, тогда,

Вновь разрушу замок я!

Логопед: Мы слушаем тебя, ветер.

Ветер: Серая по лужку она важно бродит,

Из воды сухой выходит.


Дети: Это утка.


Логопед:  Мы к бассейну подойдем

Может, утку там найдем.

Идут к бассейну и находят игрушку - утку. Читают задание: какие звуки «живут» в слове УТКА.

Логопед: Чтобы удобно было выполнять это задание, сядем за стол.


Дети устанавливают последовательность звуков в слове.


Логопед: Сколько звуков в слове УТКА.

- Какой первый звук: Утка?

Дети: звук У.

- Какой это звук?

Дети: гласный, обозначается красным цветом.

- Какой второй звук в слове УТКА?

Дети: звук Т.

- Это какой звук?

Дети: согласный твердый, обозначается синим цветом.

- Какой третий звук в слове УТКА?

Дети: звук К.

- Какой это звук?

Дети: согласный, твердый обозначается синим цветом.

- Какой последний звук в слове УТКА?

Дети: звук А.

- Какой это звук?

Дети: гласный, обозначается красным цветом.

- Сколько гласных звуков в этом слове? Артем: В этом слове 2 гласных звука – «У» и «А».

- Сколько в слове согласных звуков?

Даша: В этом слове 2 твердых, согласных звука «Т» и «К».

- Сколько в этом слове звуков?

Антон: В этом слове всего 4 звука.

- Сколько в этом слове слогов?



Логопед: Ребята, вот и последняя недостающая деталь замка, которой нам так не хватало.


Прикрепляем окно на место. Звучат фанфары, и выходит Король королевства Звуков.


Вам я очень благодарен,

Вы, ребята, молодцы!!!


- Я хочу познакомить Вас с буквой К.


На прямую палочку


Там поныне и сидит,

 

Воспитатель: Ребята, давайте выложим букву «К» для короля из разных материалов.


Дети выкладывают букву «К» из разных материалов (из пуговиц, шишек, бусинок, палочек, ленточек, мозаики, различных семян)


Король: Я хочу отблагодарить ВАС за помощь. И подарить ВАМ подарки. Вы можете взять любой подарок, в названии которого есть звук «К».


Дети выбирают подарки: машинки, куклы.




Предварительный просмотр:

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква "К" в подготовительной группе

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Образовательные:
1. Учить определять место звука «К» в слове (в начале, в середине, в конце).

2. Продолжать знакомство ребенка с понятием: «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».

3. Продолжать учить детей составлять предложения по заданным словам.

4. Познакомить с образом буквы К.

Коррекционно-развивающие:
1. Научить чётко произносить звук [к] и [к,], дифференцировать их на слух и в произношении.

2. Упражнять в словообразовании и словоизменении (вол.(к), волк, волки).

3. Упражнять в образовании множественного числа существительных.

4. Совершенствовать фонематический слух, мелкую моторику, тактильные ощущения.

5. Совершенствовать навыки  звуко - слогового анализа.

Воспитательные:
1. Вызвать эмоциональный настрой детей на занятие.

2. Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи


3. Повышать речевую активность


4. Воспитывать культуру речевого общения


Оздоровительные:
1. Содействовать развитию у детей общей и мелкой моторики, координации движений
2. Обучать расслаблению мышц (во время физминутки)
3. Следить за осанкой детей во время работы за столом



СЛОВАРНАЯ РАБОТА: обогащать словарный запас детей: свиток, постигнет, зашифруем


МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: свиток, «портрет звука К», мольберт, озеро, игрушки и иллюстрации животных со звуком К в разных позициях, дом с 3 этажами, мел, карточки для звукового анализа слов, фишки-круги красного и синего цвета, бассейн, утка, замок с недостающими фрагментами


МЕТОДЫ: эмоциональный настрой, игровая мотивация, сказкотерапия, словесный, наглядный, практический


ПРИЕМЫ: сюрпризный момент, совместная речевая деятельность, введение в воображаемую ситуацию, художественное слово, физкультурная минутка, использование музыки


ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: знакомство с гласными и согласными звуками, деление слов на слоги, работа с предложением, звуковой анализ слов, нахождение и придумывание слов с заданным звуком


ОФОРМЛЕНИЕ: замок, озеро, полянка, домик с кармашками, бассейн, диск с музыкальным сопровождением



Занятие начинается в группе



Логопед: Сегодня, ребята, на занятии мы познакомимся со звуком К. Для этого мы отправимся в королевство звуков



Дети идут в музыкальный зал. Подходя, слышится сильный вой ветра и громкий крик КАРАУЛ! КАРАУЛ


Логопед: Посмотрите, что это за свиток. Давайте прочитаем (читает свиток)

 
«У меня стряслась беда


Помогите, детвора, В замок мой ворвался ветер

Все разрушил, разбросал,

Части все заколдовал,

Чтобы замок вновь собрать,

Нужно знанья показать.

Справиться с любой задачей,

И постигнет вас удача.

С делом справитесь иль нет,

Вам подскажет мой секрет».


Логопед: Ребята, звук «К» попал в беду. Поможем ему? (получает согласие детей).


Логопед: Идет король в туфлях, его каблуки громко стучат К-К-К-К, произнесите), дети произносят К-К-К-К).

Одевает тапочки, каблучки стучат мягко К'- К'- К'- К', попробуйте. (дети произносят К'- К'- К'- К').

- Скажите, легко ли вам произносить этот звук?


Дети: Нет, трудно


Логопед: В каком положении находятся губы и зубы при произношении звука «К»?

Дети: Свободно.

Логопед: А язык?

Дети: Кончик языка опущен за нижние зубы, спинка приподнята и касается нёба


Логопед: Верно. Какой он? В этом вам поможет портрет звука «К».

Дети: Согласный, бывает твердым и мягким, глухой.

Логопед: Молодцы! Посмотрите, а вот и первая часть. Давайте пошлем телеграмму, но зашифруем ее. Передайте друг другу КА-КО-КУ (дети по цепочке передают). Теперь повторим по одному. Пожалуйста, Лёня: УК-ОК-АК (дети повторяют по одному разные цепочки слогов).

(Слышится звонок – это сигнал, что задание выполнено правильно).

Логопед: Пожалуйста, Лёня, прикрепи 1 часть: флигель.


Логопед: К озеру мы подойдем

Часть от замка в нем найдем.


- Добавьте недостающий звук «К». Что получится?

Вол(к), а много (волки)

Рыба(к), а много (рыбаки)

Моря(к), а много (моряки)

Като(к), а много (катки)

Завтра(к), а много (завтраки).


- Придумайте слова, чтобы в них был звук «К».

(Дети придумывают слова со звуком «К» (кукла, крот, кран, конфета, окно, рука, сосиска, кубик, кабачок, линейка, листок) и прикрепляют 2 часть - крышу).


Логопед: Выйдем на полянку

Сядем все в кружок

И найдем от замка

Следующий кусок.


- Надо отобрать игрушки в названии которых есть звук «К».

(Дети находят игрушки и складывают в корзинку: пирамидка, кукла, лягушка, машинка, танк, матрешка, молоток, кит).


(Раздается сигнал, что с заданием дети справились, прикрепляют дверь). Логопед: Встаем и отправляемся дальше.


Звери грустные стоят

В дом попасть они хотят

Но не знают – как? Куда?

Помогите, детвора.


- Мы должны «заселить» животных в дом. На 1 этаж тех, в названии которых звук «К» слышится в начале слова. На 2 этаж тех, где звук «К» слышится в середине. И на 3 этаж тех, где звук «К» слышится в конце слова.

Дети выбирают животных и расселяют по этажам:

1 - коза, корова, кабан,

2 - собака, белка,

3 - волк, барсук, хорек.

Физкультурная минутка

Ветер снова закружил (дети кружатся),

С головою нас накрыл (закрывают голову руками),

Воет, дует, крыши рвет (машут руками над головой),

Идти дальше не дает (наклоняются вперед и закрывают лицо руками),

Сядем дружно все в кружок (подходят в круг),

Отдохнем немножко… (обхватывают друг друга руками),

(пауза)
Ветер стих (выставляют правую руку из круга),

И нам опять всем пора в дорогу. (встают на ноги).

По окончании раздается сигнал, что дети справились. Прикрепляют 4 часть, которая падает сверху.

Логопед: Тут дорога впереди

Может нам туда пойти

Вот еще одна стена

Не от замка ли она?


- Мы на верном пути. Здесь задание! Составьте предложение с любым словом, в котором есть звук «К». (Дети составляют предложения).

Логопед:  Какое предложение получилось у тебя Антон? (Мама купила много конфет.) У тебя Настя? (Кошка лакает молоко.) У тебя Лёня? (Кран поднимает груз.)

- Составьте предложение из слов: (конфета, кушает, Катя). Дети составляют предложение.

- Какое предложение получилось?

Даша: Катя кушает конфету.Антон: Катя кушает конфету.

Вова: Катя кушает конфету.

Катя: Катя кушает конфету.

Молодцы, хорошее предложение получилось - Катя кушает конфету.

- «Напишите» схему предложения. (Одной чертой, в конце точка).

 
- Сколько слов у тебя Лёня?

Леня: В этом предложении три слова.

А у тебя Максим?

Максим: В этом предложении три слова.

Надя: Первое слово в предложении Катя.

Какое второе слово, Вова?

Вова: второе слова в этом предложении кушает.

Какое третье слово, Артем?

Артем: Третье слово конфету.

(Слышится сигнал, что задание выполнено верно. Дети прикрепляют часть к замку - стену).

Логопед: Замок вновь почти отстроен.

Крыша, флигель, дверь, стена.

Не хватает лишь окна.

(Дует ветер и раздается голос)


Ветер: Ха – ха – ха – ха – ха!

Зря вы спорите со мной,

Я могучий ветер, злой.

Но давайте по порядку,

Загадаю вам загадку,

Где отыщите ее,

Будет там вам и окно.

А не справитесь, тогда,

Вновь разрушу замок я!

Логопед: Мы слушаем тебя, ветер.

Ветер: Серая по лужку она важно бродит,

Из воды сухой выходит.


Дети: Это утка.


Логопед:  Мы к бассейну подойдем

Может, утку там найдем.

Идут к бассейну и находят игрушку - утку. Читают задание: какие звуки «живут» в слове УТКА.

Логопед: Чтобы удобно было выполнять это задание, сядем за стол.


Дети устанавливают последовательность звуков в слове.


Логопед: Сколько звуков в слове УТКА.

- Какой первый звук: Утка?

Дети: звук У.

- Какой это звук?

Дети: гласный, обозначается красным цветом.

- Какой второй звук в слове УТКА?

Дети: звук Т.

- Это какой звук?

Дети: согласный твердый, обозначается синим цветом.

- Какой третий звук в слове УТКА?

Дети: звук К.

- Какой это звук?

Дети: согласный, твердый обозначается синим цветом.

- Какой последний звук в слове УТКА?

Дети: звук А.

- Какой это звук?

Дети: гласный, обозначается красным цветом.

- Сколько гласных звуков в этом слове? Артем: В этом слове 2 гласных звука – «У» и «А».

- Сколько в слове согласных звуков?

Даша: В этом слове 2 твердых, согласных звука «Т» и «К».

- Сколько в этом слове звуков?

Антон: В этом слове всего 4 звука.

- Сколько в этом слове слогов?



Логопед: Ребята, вот и последняя недостающая деталь замка, которой нам так не хватало.


Прикрепляем окно на место. Звучат фанфары, и выходит Король королевства Звуков.


Вам я очень благодарен,

Вы, ребята, молодцы!!!


- Я хочу познакомить Вас с буквой К.


На прямую палочку


Там поныне и сидит,

 

Логопед: Ребята, давайте выложим букву «К» для короля из разных материалов.


Дети выкладывают букву «К» из разных материалов (из пуговиц, шишек, бусинок, палочек, ленточек, мозаики, различных семян)


Король: Я хочу отблагодарить ВАС за помощь. И подарить ВАМ подарки. Вы можете взять любой подарок, в названии которого есть звук «К».


Дети выбирают подарки: машинки, куклы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: «Буква [Ч]»

Конспект занятия подготовлен с использованием следующих пособий:Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группеТема: Согласный звук [ш], буква Ш...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква «К».

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква «К»....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Е, звуком е»

Познакомить детей со звуком [е] и буквой, учить детей находить эту букву в трёх позициях, продолжать заменять и наращивать буквы в словах, формировать быструю реакцию на слово.Учить правильно составля...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет. Тема «Звук и буква Ж». (первое занятие по теме)

Презентация содержит конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет по теме "Звук и буква Ж"....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Буква ь – показатель мягкости согласного в конце слога или слова.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Буква ь – показатель мягкости согласного в конце слога или слова.Познакомить с буквой Ь, как показателем мягкости согласных звуков; обучат...