" презентация Мы живем в мире знаков”
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

 выяснение значения знаков препинания в письменной речи и их влияния на интонацию

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

“Мы живем в мире знаков”

Слайд 2

Актуальность: важность и значимость знаков препинания в нашей жизни Цель проекта: выяснение значения знаков препинания в письменной речи и их влияния на интонацию Объект исследования: знаки препинания Задачи моего проекта: Рассказать о науке, изучающей знаки препинания; Познакомиться с историей возникновения знаков препинания; Рассказать о типах и функциях каждого из знаков препинания; Выяснить, как они влияют на интонацию и для чего нужны в письменной речи; Сделать вывод о проделанной работе.

Слайд 3

Что такое знаки препинания? Знаки препинания — элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции: например, разделение и выделение смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний, слов, частей слова, указание на грамматические и логические отношения между словами, на коммуникативный тип предложения, его эмоциональную окраску, законченность.

Слайд 4

Пунктуация — совокупность правил постановки знаков препинания, которые служат для расчленения и оформления письменной речи, более ясного выражения мыслей и эмоций. Принципы пунктуации: Интонационный принцип — основа пунктуации русского языка. С другой стороны, русская пунктуация отражает отчасти интонацию: на месте точки как завершающего знака препинания голос понижается, на месте тире делается более длительная пауза, чем на месте постановки запятой и т. д. Логический принцип пунктуации обеспечивает понимание текста, смысловое деление его на части и соответствующую постановку знаков препинания. Смысловой принцип особенно заметен при обособлении второстепенных членов предложения, а также в присоединительных и уточняющих конструкциях.

Слайд 5

История возникновения знаков препинания Древнейшим знаком является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Однако её употребление в тот период отличалось от современного. Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие. А в русском языке 16-18 веков вопросительный знак назывался точка вопросительная, восклицательный — точка удивления. Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в 15 веке. Потребность в знаках препинания начала остро ощущаться в связи с появлением и развитием книгопечатания (15-16 вв.). В русском языке большинство известных нам сегодня знаков препинания появляется в 16-18 веках.

Слайд 6

Роль знаков препинания Пунктуация отражает смысловое членение письменной речи, указывает на смысловые связи и отношения между отдельными словами и группами слов, на различные смысловые оттенки частей письменного текста. Знаки препинания подразделяются на: знаки выделяющее , служащие для обозначения границ синтаксической конструкции, знаки отделяющие , служащие для разграничения независимых предложений, их частей, а также для указания на тип предложения по цели высказывания, на эмоциональный характер предложения, на перерыв речи: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие.

Слайд 7

Влияние знаков препинания на интонацию Интонация - звуковое средство языка, оформляющее высказывание: тон, тембр, интенсивность и длительность звучания. Знаки препинания выполняют две основные функции: Разделительная Выделительная Знаки препинания передают интонацию: Точка выражает интонацию законченного утвердительного предложения, а многоточие, наоборот, недосказанность, то есть интонацию незавершенности. Запятые определяют паузу, акцентируют определенные фразы, слова. Точка обозначает конец мысли, разделяют одну мысль от другой. Восклицательный знак способен передать эмоцию, например, как изумление, удивление или возмущение. Вопросительный знак определяет вопрос, способствует правильной интонации.

Слайд 8

Вывод

Слайд 9

Список использованной литературы 1. Штоль, А.А. Русский язык в таблицах. Орфография и пунктуация / А.А. Штоль. - М.: Норматика, Сибирское университетское издательство, 2018.-801 c. 2. Узорова, О. В. 80 основных правил орфографии и пунктуации русского языка. 1-4 классы / О.В. Узорова. - М.: АСТ, 2017.- 445 c. 3. Соловьева, Н. Н. Как пишется правильно? Нормы орфографии и пунктуации русского литературного языка / Н.Н. Соловьева. - М.: Мир и Образование, 2017.-788 c. 4. Шубина Н.Л. Пунктуация современного русского языка/ Н.Л. Шубина. _ М.: Академия, 2018.-432 с. 5.Базжина, Т. В. Русская пунктуация : пособие-справочник /Т. В. Базжина, Т. Ю. Крючкова. – М. : Форум, 2017.– 303 с. 6. Жестерева, Е. В. Русский язык : учебное пособие / Е. В. Жестерева, Е. И. Стерина. – М. : Вузовский учебник, 2016.– 208 с. 8. Осипов Б. И. История русского письма. Омск 1990г.- 287 с. 9. Пеньковский А.Б., Шварцкопф Б.С. Опыт описания русской пунктуации как функциональной системы / Современная русская пунктуация. -- М., 1979.-415 с

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация спортивного праздника "Город дорожных знаков".

        Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых развлечений, шумных праздников и соревнований.          Они воспи...

Презентация по ПДД "Отгадай дорожный знак".

Знакомство дошкольников с правилами дорожного движения - проблема серьезная и актуальная. Для эффективности и достижения наилучшего результата делать это нужно в доступной и интересной форме. В изучен...

Эссе "Я живу в мире детства"

Мир детства сладостен и тонок,Как флейты плавающий звук.Пока смеётся мне ребёнок, Я знаю, что не зря живу.Твердят друзья: "Есть нива тише",Но ни за что не отступлю.Я этих ребятишек,Как ...

Интерактивная игра «В мире знаков»

Название: «Интерактивная игра «В мире знаков»Субъект РФ: Ростовская область, город Константиновск, МБДОУ № 1 «Аленушка».Цель: изучение правил дорожного движения посредств...

Я живу в мире детства

Каждый новый день – это новые открытия и достижения и я должна превратить эти дни в дни радости и счастья, в место, где уютно, спокойно и хорошо. Энергия детства неисчерпаема. Не перестаю удивля...