Приемы постановки шипящих звуков. Буклет
консультация по развитию речи
Чтобы дети правильно произносили шипящие звуки, необходимо следить за положением губ, языка, наличием воздушной струи, идущей посередине. Если логопаты не могут определить положение органов артикуляционного аппарата, надо еще раз вместе с ними длительно произнести этот звук и обратить в это время внимание на положение губ или на положение языка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 318.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Постановка шипящих звуков
Чтобы дети правильно произносили шипящие звуки, необходимо следить за положением губ, языка, наличием воздушной струи, идущей посередине. Если логопаты не могут определить положение органов артикуляционного аппарата, надо еще раз вместе с ними длительно произнести этот звук и обратить в это время внимание на положение губ или на положение языка.
Предлагаю рассмотреть следующие приемы постановки шипящих звуков.
В начале занятия необходимо проделать комплекс артикуляционных упражнений: «Лопатка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки», «Чистим зубы».
1.Прием постановки звука «Ш» «Чашечка чая». С начала нужно научиться делать широким языком "чашечку". Затем предложите упражнение: осторожно донести "чашечку" с чаем. Для этого широкий язык переводим за верхние зубы, здесь нужно быть внимательным, чтобы широкие краешки язычка прижались к коренным зубам сверху, не пропуская по краям воздух. Кончик же языка, наоборот, образует небольшую щель между небом. Попросите малыша с некоторым усилием выдохнуть тёплый воздух. Запомните, что при отработке этой буквы горлышко "молчит". Если ребенок все сделал правильно, вы получите звук Ш.
2. Прием постановки звука «Ш» «По подражанию». Предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (ветер шумит, змея шипит, воздух выходит из лопнувшего шарика и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.
3. Прием постановки звука «Ш» «От опорного звука». Логопату предлагается слегка приоткрыть рот, в медленном темпе 4- 6 раз произносить с придыханием звук т, ударяя кончиком языка в бугорки (альвеолы) за верхними зубами; постепенно учим ребенка плавно удлинять выдыхаемую струю и не ударять кончиком языка в бугорки, а только поднимать к ним широкий кончик языка.
4.Прием постановки звука «Ш» « От слога «кш». Предлагаем ребенку приоткрыть рот. Логопед вводит в рот ребенку шпатель горизонтально и просит положить широкий язык на шпатель. Предлагается произнести слог «кш». Шпатель можно заменить чистым указательным пальчиком ребенка. Если звук /Ш/ получается четко, осторожно убираем шпатель (пальчик), продолжая произносить «кш», затем «ш».
Дефекты произношения звуков «Щ», «Ж», «Ч» устраняются, как правило, сами собой, если устранены дефекты произношения звука Ш. Если этого не случилось, то можно попробовать следующие приемы:
Прием постановки звука «Ж». При образовании звонкого Ж та же артикуляция, что и при образовании звука Ш, она дополняется работой сомкнутых и колеблющихся голосовых складок, производящих голос.
Приемы постановки звука «Ч». Звук Ч можно поставить от мягкого Т, произносимого в прямом слоге (ти) или обратном (ат) .Необходимо произносить несколько раз любой из этих слогов с некоторым усилением выдоха на согласном звуке. В момент произнесения логопед с помощью шпателя или зонда №5 отодвигает назад кончик языка.
Также Ч можно ставить от безупречно произносимого Ц. Для этого в момент произнесения звука Ц нужно отодвинуть зондом, шпателем или пальцем опущенный вниз кончик языка немного назад, в результате чего должно получиться Ч.
Прием постановки звука «Щ». Логопата просят длительно произнести Ш, растянуть губы в улыбке, продвигая язык вперед. Также можно попросить ребенка длительно произнести звук Ч.
Шипящие звуки ставятся после свистящих. Сначала - твердые, затем - мягкие. При постановки шипящих последовательность отрабатываемых звуков более свободная.
Приемы постановки
шипящих звуков
учитель-логопед
Жданова Н.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука Р, выработка артикуляционного уклада для постановки шипящих звуков
Конспект открытого индивидуального занятия по профилактике оптической дисграфии при коррекции звукопроизношения у дошкольников подготовительной группы с использованием интерактивной технологии «МИМИО-...

презентация "Постановка шипящих звуков"
Обобщенный материал по постановке шипящих звуков поможет в работе логопедам детских садов...

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки шипящих звуков
Описание упражнения, сопровождаемое фотографией...

упражнения для языка при постановке шипящих звуков
упражнения для языка при постановке щипящих звуков...
Артикуляционная гимнастика (для постановки шипящих звуков)
Артикуляционная гимнастика (для постановки шипящих звуков)...
Приемы постановки шипящих звуков.
Правильная речь имеет важное значение для полноценного психофизического развития человека, особенно важна роль постановки и автоматизации звуков в детском возрасте. Ребенок с хорошо развитой речью лег...









