Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи "Незнайка в гостях"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Данный материал будет интересен педагогам ДО. НОД соответствует требованиям ФГОС.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе.
Тема. «Незнайка в гостях»
Цель. Создать условия для развития познавательно-речевой активности в процессе экспериментирования. Формировать умения составлять описательный рассказ по опорным картинкам.
Задачи:
1. Создать условия для ознакомления со свойствами и качествами апельсина (познавательное развитие);
2. Обеспечить условия для поддержки познавательной активности детей , побуждая к самостоятельному экспериментированию (познавательное развитие);
3. Обеспечить условия для выражения детьми своего мнения (социально-коммуникативное развитие);
4. Создать условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие);
5. Создавать условия для развития диалогической речи (речевое развитие);
6. Способствовать развитию навыков взаимодействия (социально-коммуникативное развитие);
7. Помочь установить практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира.
Коррекционные задачи: создание условий для развития умения согласовывать существительные с прилагательными, расширения словарного запаса.
Организация детских видов деятельностей:
- Общение ребенка со взрослым;
- Общение ребенка со сверстниками;
- Исследовательская деятельность (исследовательская практика);
- Экспериментирование.
Оборудование:
Кукла Незнайка, чудесный мешочек, апельсины-фрукты, магнитная доска, карточки-подсказки, тактильные дощечки, баночки с запахами, прозрачный сосуд с водой, соковыжималка, одноразовые стаканчики.
Ход образовательной деятельности
Этап образовательной деятельности | Организация рабочего пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей | Психолого-педагогические условия/ Условия социальной ситуации развития |
Вводная часть (организационный и мотивационный момент) | Проблемная ситуация: помочь Незнайке | Воспитатель обращает внимание, что в гости пожаловал Незнайка. Он нашёл неизвестный предмет и принёс его с собой в чудесном мешочке. Незнайка просит детей рассказать, что же это такое | Принимают решение - хотят ли они помочь Незнайке | |
Основная часть | Взрослый предлагает 2-3 детям нащупать, что за предмет в чудесном мешочке:
| Ответы и обследовательские действия детей | Условия для развития исследовательских действий | |
Достали предмет, назвали его (апельсин),сказали, что это фрукт | В.: Незнайка ничего не знает, что это за фрукт и с чем его едят. Предлагает детям помочь Незнайке всё узнать об апельсине | Предположения детей | Условия для выражения детьми своих мыслей Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности (устной речи) | |
Выставляются: первая карточка (фрукт); Вторая- в огороде; Третья- цвета; Четвёртая- форма;
Пятая- кожура; Шестая- косточки. | В.: Давайте исследуем фрукт и чтобы ничего не забыть, будем использовать карточки- подсказки. Где растёт апельсин (в саду или в огороде). Какого он цвета? Скажите, какой формы апельсин, есть ли у него углы, на что он похож? Чем покрыт фрукт снаружи? Что у него внутри? Воспитатель предлагает обследовать дольку апельсина | Дети исследуют апельсин, обсуждают на что он похож Находят внутри долек апельсина небольшие косточки | Условия для взаимодействия детей друг с другом. Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности | |
Организованы рабочие места за столом ,где детям предлагаются тактильные дощечки | В.: Ребята, хотите определить какой апельсин на ощупь, мы можем его сравнить | Дети ощупывают тактильные дощечки и сравнивают их с кожурой апельсина, называют сравнительные прилагательные. Запоминание нового слова "шероховатый" | Условия для развития исследовательских действий Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности | |
В.: Задание было трудное, мы немножко отдохнём и поиграем | Пальчиковая игра "Мы делили апельсин". Дети проговаривают текст игры | Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности | ||
Выставляются одинаковые баночки для определения что в них находиться по запаху(чеснок, кофе, апельсин) Помещают на доску пятую карточку(запах) | Взрослый предлагает подойти и определить по запаху, что же в них запрятано В.: Какой у апельсина запах -ароматный | Дети пытаются определить в какой баночке находиться апельсин | Условия для взаимодействия детей друг с другом. Условия для проявления поисковой активности | |
Предлагается прозрачный сосуд с водой. Выставляют шестую карточку | В.: Хотите узнать тонет апельсин или нет( не тонет).Проведём опыт: неочищенный апельсин плавает, очистим от кожуры- тонет | Ответы детей | Условия для проявления поисковой активности Условия для развития самостоятельности и инициативы Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. | |
Вместе со взрослым дети приходят к выводу, что кожура апельсина- его спасательный жилет | ||||
Карточка -седьмая | В.: Ребята, как вы думаете, апельсин сочный или нет? | Дети обсуждают. Пробуют надавить на дольки апельсина, течёт сок(сочный) | Условия для проявления поисковой активности Условия для выражения детьми своих мыслей Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности | |
Воспитатель предлагает рассказать Незнайке всё, что мы знаем об апельсине, используя карточки | 2-3 ребёнка рассказывают | Условия для развития самостоятельности и инициативы Условия для выражения детьми своих мыслей Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности | ||
В.: спросим у Незнайки всё ли он запомнил | Незнайка ошибается, дети поправляют | Условия для развития самостоятельности и инициативы Условия для взаимодействия детей друг с другом Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности | ||
Апельсин это фрукт, растёт на дереве, он круглый- похож на шар, оранжевого цвета. У апельсина шероховатая кожура. Внутри есть косточки. Апельсин имеет запах, он ароматный и сочный. Из него можно выжимать и делать сок, он вкусный. Я люблю апельсин. Совместно приходят к выводу, что теперь Незнайка всё узнал об апельсине | ||||
Завершение занятия | На столе приготовлена соковыжималка, одноразовые стаканы На соковыжималке приготовили сок | Ребята, вы молодцы, хорошо сегодня потрудились и Незнайка приготовил для вас волшебный прибор, называется соковыжималка. Как вы думаете для чего она нужна? Почему она так называется? | Ответы детей Дети пробуют сок на вкус | Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности Условия для взаимодействия детей друг с другом Условия для закрепления цветов |
В.: Вот сколько мы сегодня узнали об апельсине, вам нравиться этот фрукт | Ответы детей | Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи "В гости к мышкам" (1 мл. группа)
Музыкальное развлечение для детей 2-3 лет (1 мл. группа), цель которого - развитие музыкально-художественных способностей, развитие игровой деятельности и общее внимание детей....

Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи-В гости к Петрушке, к загадкам-
1.Игра-приветствие:"Здраствуй!"2.Загадки о ежике и мышке. Дифференсация звуков-ж-и-ш-. Чистоговорки на эти звуки ( жа-жа-жа-убежали 2 ежа, ша-ша-ша-моет мама малыша....)3.Игра-хоровод:"Веселые превращ...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ « В ГОСТИ К МИШКЕ» (вторая младшая группа)
Конспект занятий по развитию у младших дошкольников связной речи, активизации словаря с проговариванием потешек, способствующих воспитывать доброжелательного, заботливого отношения к персонажам потеш...

Непосредственно-образовательная деятельность " Познавательное развитие" ФЭМП " В гости к сказке"
Закреплять умение детей считать в пределах 7; иметь элементарное представление о числе 7; уметь уменьшать и увеличивать число; ориентироваться на листе бумаги; понимать смысл пространственных отношени...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи:"В гостях у сказок"
чтение русских народных сказок и потешек, заучивание стихотворений А. Барто, рассматривание иллюстраций к сказкам, просмотр кукольных театров, участие детей в драматизации сказок....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи В гости к Эльфу(средняя группа)
Тема: «Поможем Эльфу собрать первые весенние цветы»Цель: Развитие связной речи с опорой на мнемотаблицы....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «В гости к Сказке» для детей среднего возраста
-Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к устному чтению русских народных сказок; обыгрывание сказки «Три медведя» с помощью дидактической игры; складывание пазлов по сказкам...
